Гендерные различия суицидального поведения.
Анализ гендерных различий аутоагрессивных проявлений как направление социально-демографического аспекта изучения суицида. Соотношение попыток к завершенным суицидам. Статистические данные.
Роль серотонинергической и моноаминергической медиации, гипоталамо-гипофизарно-кортикоидной и иммунной систем в формировании суицидального поведения, значение нарушений липидного обмена и роль холестерола сыворотки крови как маркеров суицидальности.
Примерный перечень контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы
Актуальность проблемы суицидального поведения.
Негативное и позитивное отношение к суициду
Социальные и асоциальные факторы, сопровождающие суицид.
Проблема саморазрушающего поведения (СП) среди подростков. Профилактика СП.
Самоубийство как предмет изучения представителями различных научных направлений: Зигмунд Фрейд, Карл Меннингер, Эмиль Дюркгейм, Норман Фейбероу, Эдвин Шнейдман.
Цель антисуицидального контракта. Особенности суицидального поведения детей и подростков. Гендерные различия суицидального поведения. Концепции суицида как следствие социально-психологической дезадаптации личности в условиях конфликтов (А.Г.Амбрумова). Типы личностного смысла. Типы личностных реакций. Постсуицидальные состояния. Нейробиологические основы суицидальности: генетические аспекты самоубийства.
Одним из важнейших аспектов суицидального поведения является выявление процента обращений, связанных с суицидальными идеями и действиями. Сознание того, что одно слово психолога может ускорить развязку или, наоборот, помочь, вызывает сильное напряжение. Поэтому консультант обязан проанализировать собственные установки и чувства по отношению к самоубийству, знать их заранее. В работе никогда не следует скрывать свои подлинные чувства. Как справедливо отмечает Р.Кочюнас (24), “…хороший контакт с консультантом может быть крепчайшей нитью, связывающей потерявшего надежду человека с жизнью”.
Руководитель клиники W.Menninger (США) предлагает советы специалистам, работающим с потенциальными самоубийцами (24). Он считает, что специалист не может нести ответственность за то, что говорит и делает пациент вне стен психологического кабинета; что самоубийство иногда происходит вопреки заботливому отношению; что нельзя предотвратить самоубийство, если пациент действительно принял решение. Такие мировоззренческие установки помогают консультантам чувствовать себя увереннее в работе с суицидальными клиентами. По мнению этого автора, психологу необходима бдительность и готовность к неудаче. Роль консультанта в данном случае состоит в предостережении клиента от самоубийства и предоставлении помощи для нахождения других способов решения проблемы. W.Menninger считает, что в рискованных случаях консультанту следует обратиться за помощью к коллегам.
Чем больше знает консультант о чертах, свойственных суицидальным личностям, о показателях суицидального риска, тем легче ему разговаривать с клиентом, тем больше возможностей помочь обратившемуся.
В “Руководстве по телефонному консультированию” (41) приводятся сведения и методы по работе с суицидальными клиентами, позволяющие существенно облегчить работу консультанту “ТД”. Авторы статьи считают, что для работы с такой категорией клиентов необходимо иметь некоторые представления о суициде, например, такие:
– Суицид можно предотвратить. Большинство жертв суицида не хотят умирать.
– Суицид возглавляет список причин насильственных смертей.
– Разговоры о суициде - не повод, чтобы наложить на себя руки.
– Суицидальное поведение не наследуется, но его риск выше для тех людей, кто потерял из-за самоубийства близкого родственника.
– Суицид занимает второе место в списке причин смерти среди молодежи. На первом месте - несчастные случаи, хотя некоторые из них могут рассматриваться как суицид, например, разбившийся насмерть водитель-одиночка.
– За последние тридцать лет утроилось количество зарегистрированных случаев суицида среди молодежи.
– Мужчины в три раза чаще по сравнению с женщинами совершают самоубийства, однако женщины в четыре раза чаще по сравнению с мужчинами предпринимают попытки суицида.
– Более 80% людей сообщают о своем намерении совершить самоубийство, прежде чем это сделать. Они дают нам знать о своих несчастьях и/или страданиях.
Знание поведенческих черт, характерных для суицидальных личностей (таких, например, как настойчивые или повторные мысли о самоубийстве; депрессивное настроение, нередко наличие сильной зависимости от наркотиков или алкоголя; чувство изоляции, отверженности; ощущение безнадежности и беспомощности; неспособность общаться с другими людьми из-за чувства безысходности и мыслей о самоубийстве; уверенность в том, что лучше не станет “никогда”, “жизнь ужасна”, “всем все равно”; амбивалентность - хотят умереть и в то же время хотят жить), может помочь консультанту “ТД” распознать риск суицида.
В зависимости от взгляда человека на суицид авторы различают вербальные, поведенческие и ситуационные ключи (41).
Вербальные ключи - это непосредственные заявления типа: “Я подумываю о самоубийстве” или “Было бы лучше умереть”, или “Я не хочу больше жить”; косвенные высказывания, например: “Вам не придется больше обо мне беспокоиться” или “Мне все надоело”, или “Они пожалеют, когда я уйду”; намек на смерть или шутки по этому поводу; многозначительное прощание с другими людьми.
Поведенческие ключи - это отчаяние и плач; неоднократное обращение к теме смерти в литературе и живописи; повторное прослушивание грустной музыки и песен; нехватка жизненной активности; самоизоляция от семьи и любимых людей; рост употребления алкоголя или наркотиков; составление или изменение завещания; изменение суточного ритма; повышение или потеря аппетита; вялость и апатия; неспособность сконцентрироваться и принимать решения, смятение; уход от обычной социальной активности, замкнутость; приведение в порядок своих дел; отказ от личных вещей; стремление к рискованным действиям, например, безрассудное управление автомобилем; суицидальные попытки в прошлом; чувство вины, упрек в свой адрес, ощущение бесполезности и низкая самооценка; потеря интереса к увлечениям, спорту, работе или школе; несоблюдение правил личной гигиены и ухода за внешностью; скудные планы на будущее; стремление к тому, чтобы их оставили в покое, что вызывает раздражение со стороны других людей.
Методические рекомендации авторов “Руководства по телефонному консультированию” для работников “ТД” (41) практически те же, что и при очном консультировании: не отталкивать потенциального самоубийцу; не игнорировать предупреждающие знаки; сохранять спокойствие и не осуждать; помочь найти людей или ситуации, которые могли бы снизить переживаемый стресс.
По мнению авторов “Руководства по телефонному консультированию” (41), для успешной работы консультанту важно знать факторы, повышающие риск суицидального поведения, например, такие, как: недавние потери, связанные со смертью, разводом, разрывом взаимоотношений, потерей работы, денег, общественного положения, самоуверенности, самооценки; изменение характера; боязнь потерять контроль над собой, сойти с ума; причинить вред себе или окружающим; суицидальные импульсы, заявления, планы; раздача любимых вещей; прежние попытки суицида или жесты.
Авторы “Руководства” (41) справедливо считают, что при попытке определения риска или опасности суицида бывает полезно иметь перед собой серию вопросов для оценки факторов риска. Очень важно так сформулировать этот вопрос, чтобы чувствовать себя достаточно уверенно и спокойно, например:
– Почему Вы позвонили именно сейчас?
– Было ли у Вас чувство подавленности в последнее время?
– Бывали ли у Вас мысли о том, что жизнь безнадежна?
– Возникало ли у Вас желание умереть?
Психологи считают, что чем конкретнее план, тем выше риск суицида. Это не означает, что некто со смутными мыслями о самоубийстве, не должен восприни-маться всерьез. Для некоторых людей характерна импульсивность. Они могут совершить самоубийство, не прибегая к планированию или детальной разработке его плана.
И очные консультанты, и работники “ТД”, задавая определенные вопросы, могут определить эмоциональное состояние человека. Чем сильнее ощущение безнадежности, тем выше риск. Это могут быть вопросы типа:
– Есть ли какие-нибудь надежды на будущее? На следующую неделю? Следующий год?
– Что Вы думаете о будущем? Есть ли какой-то выход из этого положения?
– Кто мог бы оказать Вам поддержку? Обращались ли Вы к терапевту?
Важно определить также, есть ли у клиента модель суицидального поведения. Риск возрастает в том случае, если в его семье или близком окружении бывали случаи суицида как способ прекращения страдания. Это упрощает принятие такой возможности решения проблем.
Как показала практика, оценка летальности может быть полезной для вмешательства во время суицидальной угрозы.
Когда о намерении совершить самоубийство сообщают по телефону, на ответ консультанта-профессионала и его умение справиться с угрозой суицида могут влиять различные факторы. Различают несколько типов суицидальных клиентов. У человека может быть или нет серьезный риск суицида; возможное знакомство с одним из консультантов; опыт психиатрического лечения или обращения к профессиональному консультанту; желание узнать информацию о консультанте: кто он, где живет и пр. Эти факторы позволяют обнаружить сигналы самоубийства до обсуждения и использования стратегий работы с суицидальным клиентом
Оценка летальности - это попытка предсказать вероятность суицида. Оценка производится путем непосредственного общения и постановки перед клиентомконкретных вопросов для определения намерений. Вот некоторые отправные точки.
План.
Очень важно выяснить имеет ли индивид план совершения самоубийства, и если да, то в чем он состоит. (Например: “Есть ли у Вас план действий? Как Вы собираетесь убить себя?”) Уважительное отношение к этому плану позволит выяснить, какой уровень летальности имеет выбранный способ, высокий или низкий. Далее вы можете определить, имеет ли индивид доступ к материалам, необходимым для выполнения этого плана. Например, если он сказал, что собирается застрелить себя, то есть ли у него ружье и соответствующие принадлежности. Обратите внимание на то, разработаны ли детали этого плана. Можно, например, задать вопрос, когда и где он планирует это сделать.