Ты не можешь улучшить создавшегося положения.
Ты достоин того, чтобы тебе помогли.
Ты не один.
Есть надёжные люди и организации, которые могут помочь.
Есть надежда.
Дети алкоголиков попадают в группу повышенного риска в отношении поведенческих и эмоциональных проблем. Давая детям возможность приобрести разнообразные жизненные навыки, вы помогаете им справляться со многими проблемами. Например, некоторые дети сталкиваются с тяжёлыми ситуациями, связанными с избиениями в семье, с заброшенностью и прочими проблемами. Эти дети могут обучиться разнообразным методам преодоления тяжёлой ситуации и уходу за собой. Другие дети алкоголиков могут позволить своим отрицательным эмоциям накопляться внутри до тех пор, пока дети не будут готовы разразиться гневом, или у них не разболится голова и живот. Психолог может научить их, как выражать свои чувства здоровым образом, особенно надёжным людям, которым они могут доверять. У других детей может не хватать уверенности и чувства собственного достоинства. Эти дети могут научиться любить и уважать себя через жизненные ситуации, которые дают им возможности преуспеть и расцвести.
Обследования эластичности подтвердили важность мероприятий по обучению навыкам и бросили свет и на прочие важные навыки. Обследование эластичности рассматривает несколько защитных факторов, позволяющих частным лицам преодолеть препятствия и оправиться от неблагоприятной обстановки. Доктор Эмми Вернер провела продольное обследование и обнаружила многие аспекты, которые позволят детям углубить свои силы и гибкость. Примером служат:
Автономия и независимость
Прочная социальная ориентация и социальные навыки
Способность участвовать в действиях, требующих проявления услужливости
Методы, позволяющие справляться с эмоционально опасными жизненными ситуациями
Способность конструктивно воспринимать собственные жизненные ситуации
Способность заслужить положительное внимание со стороны других
Способность сохранять оптимистичный взгляд на жизнь
Установление близкой связи с другими людьми.
Даже если они вернутся в семьи с активной аддикцией, дети алкоголиков, получившие вышеописанную помощь, будут лучше готовы реагировать на всевозможные проблемы, с которыми им придётся сталкиваться.
Несмотря на то, что точная, подходящая для конкретного детского возраста информация и обучение навыкам безгранично помогают детям, самым важным даром являются те установленные связи и привязанность, которые они приобретают через здоровые отношения с другими людьми. Из-за нарушенных обещаний, грубых слов и угроз жестокого отношения к ним дети, растущие во многих семьях алкоголиков, слишком хорошо выучивают правило “Не верь”; молчание и изоляция могут стать их постоянными спутниками.
Создание доверия - это процесс, а не событие. Ключом к нему является время. При лечении у психолога этот процесс может стать критически важным событием в жизни ребёнка из семьи алкоголика. По мере развития терапевтического процесса слова психолога начинают приобретать дополнительное значение и важность, поскольку ребёнок начинает глубоко анализировать источник произносимых слов. Может оказаться, что ребёнок будет впервые слышать точную информацию об алкоголизме в совершенно новом свете. Более того, ребёнок может укрепить собственные сильные стороны и собственную гибкость в результате сознательного моделирования поведения заботливого взрослого.
Практические рекомендации для психологов.
Психологи, работающие с детьми алкоголиков, особенно должны заботиться о том, чтобы их клиенты смогли установить положительные взаимоотношения с другими людьми и чтобы они были уверены в собственных способностях и в собственной ценности. Чтобы помочь клиентам, имеющим родителя-алкоголика, преодолеть личные чувства неполноценности, следует учитывать два важных аспекта: условия, позволяющие установить положительные отношения с другими, и способы снижения чувства беспомощности.
Особенно важной для психолога должна быть способность ребёнка развивать и поддерживать хорошие основные отношения с другими. Вполне вероятно, что у многих детей и подростков, лечащихся у психологов, отсутствуют желательные взаимоотношения с их сверстниками или с взрослыми. У многих детей алкоголиков имеется то, что психологи именуют проблемой “социальной отчуждённости”. Их отношения с другими людьми являются поверхностными, а число и интенсивность их контактов с другими людьми ограничены. Работая с такой проблемой, психолог должен быть особенно чувствителен в вопросах оценки сильных и слабых сторон общения детей алкоголиков с другими людьми. Психологи должны опираться на уже существующие отношения, чтобы содействовать созданию более прочных, а также новых социальных связей для своих клиентов.
Психологи имеют много стратегий для оценки природы взаимоотношения человека с другими людьми. Например, один метод оценки уровня влияния других людей на детей алкоголиков - это социограмма. Социограмма - это ряд окружностей, в которых субъект - или клиент - представлен в центральной окружности, или “яблоке мишени”. Следующий крупный круг представляет “близких людей” клиента - людей, наиболее эмоциально близких и важных клиенту. В этот круг обычно входят члены семьи и близкие друзья. По мере добавления других кругов, каждый последующий круг будет оказывать на клиента всё меньшее влияние. Заполняя имёна людей в каждом круге с помощью клиента, психолог в состоянии получить информацию о том, в какой степени разные люди влияют на клиента.
Хотя психолог подчеркивает важность развития новых связей, обычно необходимо проанализировать текущие и прошлые отношения с родителями. Например, клиент может перейти от отношений, характеризовавшихся крайним волнением и любовью, к отношениям, характеризуемым отчаянием и горечью. Крайне важно помочь детям алкоголиков правильно относиться к родителям. Это - то отношение, избежать которого они могут очень редко, вне зависимости от их возраста или от того, покинули ли они дом.
Тема 4. Проблемы психосоциальной работы в пенитенциарных учреждениях.
Лекция 1. История развития психолого-педагогических взглядов и психосоциальной работы в пенитенциарных учреждениях.
Лица, нарушившие установленные законом нормы и правила поведения, подлежат осуждению и привлечению к отбыванию наказания в специальных учреждениях. Эти учреждения являются в основном государственными и призваны осуществлять не только наказание за совершенное преступление, но и перевоспитание, исправление осужденного, возвращение в общество социально здорового человека. Называются пенитенциарными (в пер.с латыни «юридический»).
Исправлением и перевоспитанием занимается специальная отрасль социальной педагогики – пенитенциарная педагогика, а также исправительно-трудовая педагогика, которая изучает возможности исправления нравственной деформации личности осужденного, организует деятельность по исправлению.
История развития.
1. 1841 г – петербургская колония для несовершеннолетних правонарушителей – возглавлял А.Я.Гердт – идеи труд, опора на самоуправление, сотрудничество педагогов и восптанников
2. 1871 – Московский университет – курс «Тьрбиоведение» – профессор И.Я.Фойницкий – идеи:
- особое обращение сотрудников с преступниками;
- нарвственные средства перевоспитания4
- религиозные средства перевосптания;
3. 1923 г – профессор психоневрологического института С.В.Познышев в монографии «Основы пенитенциарной работы» дал определение работы и раскрыл понятия:
- юридическое исправление
- нравственное;
- воспитательные возможности общеобразовательного обучения;
- культурно-просветительная работа;
- трудовое воспитание.
4. 1960 гг. – самостоятельная область педагогической теории и практики. И на сегодняшний день выделяются следующие задачи:
- исследование педагогической системы и возможностей ее совершенствования в условиях пенитенциарных учреждений;
- выявление закономерностей процесса перевоспитания;
- исследование процесса, содержания, средств, форм и методов воспитательной работы
- определение критериев и показателей степени исправления личности;
- исследование действенности исправительной деятельности;
- разработка путей адаптации бывших осужденных после освобождения;
- социально-педагогические проблемы предупреждения рецидива;
- изучение отечественного и зарубежного опыта и возможность его применения в наших условиях.
Основные категории исправительно-педагогической работы:
1. Карательно-воспитательный процесс – процесс исполнения уголовного наказания, предусматривающий исправление.
2. Исправительно-воспитательный процесс – целенаправленное перевоспитание детей и подростков условиях специального образовательного учреждения
3. Образовательно-воспитательный процесс в пенитенциарном учреждении – процесс обучения и воспитания, перевоспитания осужденных детей и подростков. Цели:
- дать общее среднее или полное образование
- дать начальное профессиональное образование
- добиться перевоспитания
4. Исправительно-трудовое воздействие – использование возможностей организованной трудовой деятельности в интересах целенаправленного развития, воспитания человека.
Исправление человека– целенаправленная воспитательная деятельность, направленная на то, чтобы привить нравственные ценности, помочь избавиться от недостатков, отрицательных привычек, пороков характера.
Перевоспитание -целенаправленная воспитательная деятельность, направленная на исправление предшествующего результата воспитания человека, воспитание у него качеств и свойств, компенсирующих недостатки личности, изжитие социально вредных привычек, норм и правил поведения, общения и т.д.
Субъекты воспитания – это сотрудники, социальные педагоги (воспитатели).
Субъекты делятся на две группы :
Аттестованные и вольнонаемные.
Непосредственным воспитанием занимаются начальники отрядов, преподаватели школ, профессионально-технических училищ, социальные педагоги (воспитатели).
Опосредованно – сотрудники режимно-оперативных, производственных, медицинских отделов.
Объекты перевоспитания – люди, по разным причинам нарушившие закон и осужденные судом. Разного возраста, пола, социальной опасности, разным сроком пребывания,религиозности и т.д.
Этапы процесса исправления:
1. Подготовительный.
А) Педагогическая диагностика – личности, причины девиантного поведения, позитивные апсекты личности, отношение к решению суда, к отбыванию наказания
Б) определение целей и задач перевоспитания, особенности взаимодействия с осужденным, методика реализации функционирующей в данном пенитенциарном учреждении технологии переовпитания, планирование воспитательной работы.
2. Этап непосредственной реализации.
Помощь в адаптации в новых для него условиях.
Работа с рецидивистами – вхождение в среду, возможность конфликтов
Втягивание в общий ритм труда, отдыха и взаимоотношения с окружающими, приобщение осужденных к делам колонии, вовлечение в общественную деятельность.
Знакомство с событиями внутриполитической и международной жизини, расширение круга общественно-политических интересов, формирование социальных положительных установок.
Работа с семьей осужденного, с близкими родственниками (если в них есть положительный потенциал), обеспечение связи их помыслов и чувств с семьей.
Требования к воспитателю - терпение, инициатива, гибкость, креативность, уверенность в своей способности добиться позитивных результатов.
Требование к администрации – своевременный анализ действенности педагогического воздействия на каждом этапе.
Степень исправления осужденного является критерием действенности работы социального педагога.
По степени исправления осужденных выделяют три группы:
1. встал на путь исправления – положительное отношение к труду, соблюдение требований режима, положительное отношение к воспитательным мероприятиям, стремление к повышению общеобразовательного и профессионального уровня, участие в общественной жизни.
2. Твердо встал на путь исправления - проявление инициативы в трудовой деятельности, соблюдает требование режима и влияет положительно на других осужденных, непосредственно участвует в проводимых воспитательных мероприятиях, инициатива в обучении, труде, самодеятельных организациях, признание своей вины, раскаянье в совершенном преступлении.
3. Доказал свое исправление. – кроме вышеизложенного отличаются самовиспитанием, самообразованием. Составляют ядро самодеятельных организаций, открыто осуждают свою прошлую деятельность.
Не вставшие на путь исправления:
1. Болото (А.С.Макаренко) неопределенная стратегия поведения.
2. Грубые нарушители установленного порядка, не желающие подчиняться требованиям администрации, октрыто или скрыто поддерживающие неформальных,негативных лидеров.
3. Злостные нарушители - лидеры отрицательных группировок, их опора
В заключении второго этапа возникает новые проблемы:
- предстоящее самообеспечение осужденного;
- вооставновление связи с семьей и близкими
- наличие постоянного места жжительства
- трудоустройство
3 этап. Заключительный.
Часто начинается с освобождения – адаптация освобожденного во многом определяет риск рецидива, она зависит от от степени осознания и переоценки своего прошлого поведения, необходимости соблюдать нормы и правила общества, от нравственного климата среды и т.д.
Исправительно-воспитательный процесс имеет специфические условия:
1. частичная или полная изоляция осужденных от общества.
2. Отдельное содержание в течение длительного времени мужчин или женщин
3. Процесс перевоспитания в условиях исполнения уголовного наказания
4. Жесткие правовые рамки жизни, учебы и труда, взаимоотношений осужденных с воспитателями и администрацией
5. Специфический статус осужденных, регламентированный специальными правами и обязанностями.
Принципы перевоспитания осужденных:
1. Целенаправленности – определяется основная цель, идеальное представление, «проектируемый» результат. (макаренко) . Цели близкие и дальние, конечная цель – возвращение бывшего преступника в жизнь общества нормальным сознательным, законопослушным членом этого общетсва.
2. Соответствия цели средствам, формам и методам перевоспитания
3. Связи процесса перевоспитания с жизнью- подготовка к жизнедеятельности в той среде, где он буде жить. Иначе может быть рецидив, если освобожденный, стремясь к неадекватной цели, не найдет места в обществе и общество не примет его.
4. Принцип активности осужденного в общественно-полезной деятельности.
В основе этого принципа лежит теория формирования личности в деятельности. Этот подход не подавляет личность, а активизирует ее, способствует проявлению духовных сил. К общественно-полезной деятельности относится полезный труд, учебная деятельность, культурно-досуговая и физкультурно-спортивная работа.
5. принцип воспитания в коллективе.
В условиях жесткой изоляции и принудительного пребывания резко возрастает роль его социального окружения. В ряде пенитенциарных учреждений процветают негативные тенденции, где с молчаливого согласия авторитеты насаждают враждебные правила и нормы поведения. Вти особенности требуют от воспитателей особого мастерства и опыта.
6.Принцип сочетания требовательности к осужденным с гуманным и справедливым отношением к ним.
В основе принципа лежит гуманное отношение к заключенным, уважение к личности. Воспитательный процесс, ориентированный только на подавление и нейтрализацию негативного поведения не приносит плодов или усугубляет озлобленность и агрессию. Необходимо выявляеть в каждом осужденном его положительные признаки и опираться на них в дальнейшей работе. Это один из сложнейших для воплощения принципов, так как осужденные часто имеют глубоко негативные черты характера, негативное отношение к требованиям как исправительного учреждения, так и к его представителям, искаженные нравственные и моральные установки. Если и есть положительные, гуманные черты характера, то они считаются слабостями или непопулярными , поэтому скрываются осужденными, дабы не стать изгоями и объектами насмешек.
Принцип опоры на положительные характеристики не предполагает попустительства или захваливания, дачу привелигированного положения, послабления режима, он выступает наряду со строгой требовательностью.
6. Принцип дифференцированного подхода в процессе перевспитания.
Его суть в том, что осужденные разные по полу, социальным условиям проживания, религиозным, национальным принаблежностям, индивидуально-психологическим характеристикам, социально-педагогической запущенности, статусу среди других заключенных. Поэтому дифференциация должна заключаться в выделении типичных отличительных свойств и индивидуальных мер воздействия и средств воспитания.
Дифференциация предполагает выдление групп осужденных, которые могут быть сформированы по следующим критериям:
1. по характеру совершенных преступлений (корыстные, насильственные0
2. по количеству судимостей
3. по степени криминальной зараженности (глобальная, парциальная, предкриминальная)
4. по степени общественной опасности
5. по степени исправления, по характеру общественной активности (актив, резерв актива, пассив, болото, контрактив)
6. по неформальному положению осужденных в самой общности («главворы», «паханы», «мужики», «углы», «обиженные»).
7. принцип индивидуального подхода.
Каждый человек – это свой мир, свои возможности, свои социальные проблемы.
8. принцип комплексного подхода.
Личность понимается как целостная динамическая система, поэтому необходим комплекс мер воспитательного водействия., способного обеспечить всестороннее развитие.
Лекция 2. Основные направления, средства, методы и формы психосоциальной работы в условиях пенитенциарного учреждения.
1. правовое воспитание.
Воспитывается правосознание, знание принципов и норм права, убеждение что их необходимо выполнять, выработка активного и правового поведения.
2. нарвственное воспитание.
Формирование нравственных чувств, сознания и поведения., формирование гражданина.
3. трудовое воспитание.
Закрепление трудовых навыков, знаний, умений, нарвственного отношения к труду, осознание важности трудиться
4. Физическое и санитарно-гигиеническое воспитание.
Целью является недопустить деградацию личности, на сохранение личностного достоинства, на укрепление здоровья, формирование морально-волевых качеств.
5. средства педагогического процесса – труд, режим, культурно-досуговая деятельность и т.д.
режим организует рамки поведени личности:
- разрушение старых установок, позиций, переориентация интересов, привычек
- разрушение старого стереотипа общения и поведения
- формирование привычек и навыков нравственного поведения, компенсирующих недостатки личности
6. средства педагогической деятельности – то, что использует воспитатель при воздействии на воспитуемого – слово, действия, пример, книга/, технические средства.
7. общеобразовательно обучение как средство перевоспитания
8. профессиональное образование
-индивидуальное
- бригадное
- курсовое
- школы передового опыта
- классы мастеров
- высшая форма обучения 0 ПТУ, иногда ВУЗ
Группы осужденных:
1.несовершеннолетние (дел. Повед, пристрастие к аддитивным средствам)
2.женщины (учет особенностей)
3.лица с отклонениями в псиъхике, но признанные дееспособными ( эмоцианальная неуравновешенномсть, аффективность, истерические и психопатические черты характера, агрессивность.
4. верующие
(дать возможность соблюдать обряды, уважать веру, прийти к вере)
Лекция 3. Разработка рекомендаций по ресоциализации подростков воспитывающихся в условиях воспитательной колонии
Основным условием результативности процесса ресоциализации подростков с отклонениями поведением является наличие определенной педагогической системы. По определению Т.А.Ильиной, система - это выделенное на основе определенных признаков упорядоченное множество взаимосвязанных элементов, объединенных общей целью функционирования и единство управления и вступающих во взаимодействие со средой, как целостное явление. Иными словами система начинается там, где некое множество элементов оказывается так или иначе упорядоченным, образуя определенное целое, свойства которого не сводятся к свойствам составляющих его элементов. Педагогическая система понимается нами как созданная для решения задач воспитания и обучения.
В рамках данного исследования педагогическую систему, направленной на решение вопросов ресоциализации подростков с отклонениями в поведении, мы будем рассматривать, прежде всего, на примере школы, хотя она является лишь составной частью общей системы воспитательной колонии. Структурно она вытроена таким образом, что подросток одновременно испытывает на себе одновременно влияние различных подсистем. В их число входит режимная часть, подразделение воспитательной работы, школа, психологическая и медицинская службы, система бытового обеспечения, профтехучилище, клуб.
Сегодня лишь условно эти структурные элементы можно с полным на то основанием назвать действительно составляющими педагогической системы. Далеко не всеми осознается значимость педагогических задач по восстановлению социальной адекватности подростков, находящихся в колонии. Каждое подразделение выполняет свою узко специальную задачу, иногда в ущерб общепедагогической. Сотрудничество и координация действий различных служб в рамках воспитательной колонии в педагогическом русле сегодня достаточно серьезная и актуальная проблема. В силу этого мы не имеем возможности говорить о педагогической системе воспитательной колонии в целом, а остановимся более подробно на воспитательной системе школы, обоснованно претендующей на одно из ведущих мест в общей структуре и при этом подчиняющаяся ее основным положениям и требованиям.
В любой системе основным системообразующим фактором является цель. Цель школы воспитательной колонии определена как «Обеспечение условий для ресоциализации подростков с отбывающих наказание в условиях воспитательной колонии через развитие и функционирование в школе гуманистической системы, основанной на творческой деятельности педагогов и учащихся». Исходя из поставленной цели, определяется и результат деятельности - социально-ориентированная личность, способная к самостоятельной созидательной деятельности.
Чтобы обеспечить достижение этой глобальной, но единственно правильной цели, школа воспитательной колонии должна быть по ряду позиций сильнее любой из массовых школ. Кроме этого не стоит сбрасывать со счетов и ее специфичность, обусловленную особенностями пенитенциарного учреждения. В ряду основных условий воспитательной колонии, имеющих значение для организации образовательного процесса, следует отметить:
специфичность образовательных задач, заключающуюся
а) в направленности на ресоциализацию, подготовку к жизни в обществе после освобождения,
б) в неразрывном единстве воспитательных и образовательных задач,
в) в необходимости обеспечения базового уровня знаний,
г) необходимости этапности в обучении (реабилитация, коррекция, развитие);
специфичность контингента воспитанников, проявляющуюся
а) в нарушениях в ценностно-ориентационной сфере,
б) в нарушениях в сфере общения,
в) в нейропсихических отклонениях,
г) в общественной опасности (агрессивность, нигилизм и т.д.),
д) в частой сменяемости состава.
специфику педагогических условий, обнаруживающуюся
а) в ограничении воздействия социальной среды (в том числе и семьи),
б) в ограничениях режимными требованиями (время, виды общения, виды деятельности, методы стимулирования),
в) в ограничении средств (ТСО, учебная литература, пособия и т.д.),
г) в информационной ограниченности.
Особенности условий воспитательной колонии однозначно указывают на необходимость построения в рамках учреждения некоего особого социально-педагогического процесса, который способствовал бы решению достаточно сложных и актуальных проблем, позволил бы достичь поставленной цели. При этом нами вполне осознается, что никакие методики и технологии, даже самые богатые и нетрадиционные, не могут обеспечить обновление педагогического процесса, поскольку смысл его не в простой смене «инструментов» влияния на личность, а в новом понимании сущности человека, личности как «самостановящегося» существа. В том, чтобы «каждое взаимодействие выстраивалось «от ребенка» - от его индивидуального опыта, ценностей, мотивации, потребностей, вкусов, склонностей, нравственных принципов, чтобы принять ребенка таким, каков он есть, и восходить вместе с ним к общечеловеческим ценностям и культуре» [9;96].
Именно такой подход стал для нас ведущим в определении следующего структурного элемента педагогической системы - принципов, на основе которых должна быть выстроена модель педагогического процесса ресоциализации подростков с дезадаптированных подростков в условиях воспитательной колонии.
Одним из основополагающих мы считаем принцип природосообразости. Принимая за основу воззрения на природосообразность Ж.-Ж. Руссо, И.И. Бецкого и других авторов, мы видим основные идеи его в том, чтобы «образовывать дитя согласно его склонностям, приноравливаться к его природе, а не насиловать ее, наклонять его от вредного к полезному, обучать играючи и с приятностью, предоставлять свободу действия, не допускать уныния и печали. Удивительно уместно ложатся в основу социально-педагогической системы ресоциализации подростков предостережения И.И.Бецкого от «подавления порядком», педантизма, «бития, угроз и брани» [29;12].Для нас это означает, что процесс ресоциализации не должен страдать словесными нравоучениями, излишней назидательностью, гипертрофия которых зачастую разрушает саму природу ребенка как чувствующего, мыслящего, творящего существа. Педагог «должен учитывать природу подростка и строить педагогический процесс с учетом его личностных смыслов, влекущих подростка к самопознанию, творчеству, самоисправлению» [53;97].
Реализация этого принципа тесно связана с необходимостью глубокого знания каждого подростка, включая психологические особенности, состояние здоровья, социальные условия и многое другое. В трактовке К.Д.Ушинского, человек целостен в своей телесности и духовности. Воспитание берет его всего, изучает его во всех состояниях и проявлениях. «Если мы хотим воспитывать человека во всех отношениях, мы должны его знать во всех отношениях». Человек от природы наделен огромными возможностями, однако, принадлежит ему лишь то, что он покорил своему сознанию, своей воле. Человек носит многочисленные причины несчастий внутри самого себя и воспитание должно открыть средства к образованию в человеке такого характера, который «противостоял бы напору случайностей жизни…спасал бы от вредного растлевающего влияния. Давал возможность извлекать отовсюду только добрые результаты» [44;56]. Аксиоматичность данного принципа для дезадаптированных подростков, не вызывает сомнения. Главными воспитывающими факторами при этом должны стать непрестанная духовная жизнь и практическая творческая деятельность каждого ребенка, интересная и доступная ему. В процессе деятельности подросток должен, обязательно опираясь на помощь и поддержку со стороны педагога, должен выстраивать свой внутренний мир.
Главная идея, заложенная в процессе ресоциализации, заключается в восстановлении социальной адекватности подростка, выведение его на тот уровень развития, который позволит ему стать полноправным членом общества, способного жить среди людей и сохранять свою индивидуальность. Это приводит к необходимости выдвижения принципа социосообразности. Этот принцип был сформулирован П.Ф.Каптеревым как принцип связи воспитания и обучения с жизнью. Достаточно парадоксально звучит он в стенах закрытого учреждения, каким и является воспитательная колония. И, тем не менее, без его реализации достижение предполагаемого результата невозможно. Изоляция подростка на определенное судом время не должна означать для него полный отрыв от социума. В данном случае речь идет о взаимодействии с социальной средой в различных позициях. С одной стороны, в учреждении существует своя социосистема на мезоуровне, имеющая свою структуру, традиции, правила, санкции. Эта система определенным образом функционирует и достаточно ярко отражает состояние общества в целом. С другой стороны, подросток должен иметь возможность на различные варианты взаимодействия и с внешней, относительно учреждения, социальной средой: семьей, не режимными образовательными учреждениями, включаться в общесоциальные процессы. При этом он должен быть полноправным субъектом этих отношений, который активно вступает во взаимодействие с социумом на всех трех уровнях (макро-, мезо- и микроуровнях).
Сущность данного принципа видится нам в выстраивании между социальной средой и человеком таких отношений, при которых он сможет «не подчиняться своей общественной сфере и не господствовать над нею, а быть с нею в любовном взаимодействии, служить для нее деятельным оплодотворяющим началом движения и находить в ней полноту жизненных условий и возможностей» [9;101].
Человек как предмет воспитания предстает как носитель сознательного, окруженного областью бессознательного. Фундамент бессознательного закладывается в первые годы жизни ребенка восприятием подсознательных впечатлений, которые исходят от окружающей среды, взрослых, от всего, с чем он сталкивается. Воспитательно влиять на этот процесс значит рационально организовывать среду, создавать мир духовно нравственных отношений, принимая во внимание, что подсознательные впечатления воспитанник получает и от школьного помещения, обоев, мебели и так далее, от внешнего вида учителя. Его манер, одежды, даже казалось бы неуловимых душевных переживаний [29;70].
Реализация принципа социосообразности в условиях воспитательной колонии достаточно сложна, но реальна. Более того, его отрицание способно блокировать процесс ресоциализации, сделать невозможным восстановление социальной адекватности подростка, усугубить проблемы, связанные с неправильной или недостаточной социализацией. Вместе с тем следует особенно отметить специфичность социальной среды, которая окружает подростка в условиях пенитенциарного учреждения. Зачастую ее влияние на подростка крайне отрицательно. Более подробно мы уже рассматривали это в Главе 1. Следовательно, чтобы принцип социосообразности действительно работал и был определяющим в социальной переориентации подростка, необходимо его сочетание с принципом культуросообразности. Окружающая социальная среда должна быть носителем культуры, основываться на гуманистических, общечеловеческих ценностях, и, тем самым, педагогизирована. «Философией образования принимаются как непреходящие человеческие идеалы Истина, Добро, Красота, Гармония; основные добродетели: справедливость, любовь к ближнему, правдивость и искренность, самообладание». Сегодня серьезной проблемой становится «загрязнение ментальной среды», сферы сознания и духа пропагандой «ценностей» общества потребления на реальной шкале которых обладание материальными благами выше, чем человеческая жизнь, удовлетворение утилитарных потребностей значимее, чем стремление к идеальному, следование принципам общечеловеческой морали [29;18].
Подростки с девиантным поведением достаточно ярко демонстрируют общую направленность в этом вопросе. Проведенное нами обследование показывает резкое преобладание материальных ценностей над духовными (соответственно 48 и 2%), индивидуальных над общественными (43 и 26%). Вряд ли возможно изменение их баланса с помощью назиданий, нажимов, окриков и порицаний. Мы убеждены в том, что только создание особой атмосферы, эмоционально и культурно насыщенных отношений может помочь ребенку вчувствоваться в красоту мира, восхититься ей. Процесс ресоциализации при таком подходе видится нам как процесс погружения в культурную среду. В свете этого принципа воспитание следует рассматривать как процесс инкультурации. Акцент следует делать на «формировании индивидуальной культуры как личностной системы качеств ума, характера, воображения, мотивации, самосознания, способов действия» [29;6].
Но создание даже идеальной в культурном плане среды не обречет действия педагога на успех. В этом плане очень характерно высказался с А.М.Печенюк, говоря, что «подросток, который пассивно осваивает достижения человечества, не утверждает себя по отношению к окружающим, не улучшает окружающий мир, останавливается в своем развитии». Нельзя поместить подростка как цветок в оранжерею и ждать когда он расцветет. Это приводит к необходимости выдвижения следующего принципа - принципа деятельностного подхода. Общим коренным законом психики человека, по утверждению К.Д.Ушинского, является его активность, стремление к деятельности, которое органично связано со стремлением к свободе. «Человек стремится к той деятельности, которая была бы его деятельностью, им выбранной, им излюбленной, словом его вольной деятельностью». Задача воспитателя «максимально открывать простор для самостоятельной деятельности воспитанника; вместе с тем предупредить развитие склонностей к своеволию и произволу - помочь воспитанию власти над собой, регулируя стремление к деятельности волей» [44;478]. Последствия игнорирования этого принципа достаточно ярко описал К.Д.Ушинский, говоря о том, что «забытая непризнанная жизнь ребенка напоминает о себе теми прискорбными извращениями в характере и наклонностях, о которых воспитатель не знает откуда они взялись, так как он сеял, кажется, только одно хорошее, но эти слабые семена засохли, подавляемые роскошным ростом других растений, который сеяла жизнь и жадно воспринимала душа дитяти, подобная сильной и богатой почве, которая, если ей не дадут возможность производить пшеницу, будет производить бурьян» [44;520].
Исходя из выше сказанного, можно утверждать, что главное основание для восстановления социальной адекватности подростка. развития его индивидуальности - это непрестанная духовная жизнь и практическая деятельность. Как утверждает Я.А.Коменский, «добродетели учатся, постоянно осуществляя честное». «Инструментами» воспитателя при таком подходе должны быть не только наставления и примеры порядочной жизни, главное же - это организация упорядоченной разнообразной нравственно направленной творческой деятельности. Имеющийся положительный опыт перевоспитания подростков посредством «трудотерапии», который активно реализовывался в первые годы становления советского государства и был достаточно основательно подкреплен теоретически трудах Блонского, Макаренко сегодня достаточно трудно реализовать в силу ряда причин. Во-первых, трудовая деятельность сегодня практически не представлена в сфере интересов подростков-делинквентов. Проведенное нами в воспитательной колонии иссле