Следовательно, личность и ее аномалии рассматриваются в социально обусловленной, развивающейся жизнедеятельности, в смене отношений ребенка к окружающей действительности.
Современные отечественные экспериментальные исследования подтверждают наличие психологической реальности, соответствующей понятию «делинквентная личность». Не случайно А.А.Реан отмечает деформацию центральных образований криминальной личности. Так, А.А.Тайбакова определила, что «корыстный преступник - это лицо с уже устоявшимися негативными социальнымистереотипами и установками, чье поведение сложно поддается корректировке».[26]
Причиной противоправных поступков могут выступать такие качества личности человека, как жадность, жестокость, хитрость, завистливость, лживость. Причем, эти опасные качества, когда они становятся синергетиками, могут свидетельствовать о «преднастройке» к непредсказуемым ситуациям сдемонстрацией негативных качеств, провоцировать девиантное и делинквентное поведения.[22]
Поскольку сущность девиации нельзя объяснить только на основе анализа психологических факторов - какой-то одной психологической черты, конфликта или «комплекса» или только следствием сложившихся обстоятельств, - в настоящее время большинство психологов и социологов считают продуктивным социально-личностный подход, основанный на использовании принципа дополнительности как взаимодействия ситуативных и трансситуативных (личностных) факторов, объединяющих биологические, психологические и социальны причины девиаций. Причем детерминирующими отклоняющееся поведение являются личностные факторы, а ситуативные (влияние условий среды) играют роль модулятора, определяя вариативность проявления личностных
Таким образом, девиантные формы поведения, базируясь на индивидуально-психологических стереотипах, имеют зависимость от внешних условий, ситуативных моментов, которые способны либо провоцировать, либо блокировать неадекватные формы поведения. Не случайно Ю.В.Кудрявцев отмечает, что «криминальная личность» отличается от личности с нормативным поведением не каким-то единственным качеством, а симптомокомплексом личностных особенностей, обусловливающих трансситуативное (личностно устойчивое) поведение, а также взаимодействием ситуативных и трансситуативных (личностных) факторов. При этом ситуации преступления (алкогольное опьянение, ссора, спровоцировавшая импульсивную агрессию) являются обычно катализатором, «пусковым механизмом» давно сформировавшихся тенденций личности.
Следует отметить, что с точки зрения функционалистской концепции девиантности отклоняющееся поведение есть проявление неэффективной «вторичной» социально-психической адаптации индивида к изменившейся внешней реальности с помощью ригидных и сверхнормативных средств психологической защиты. При этом смысл девиации может быть скрыт как от самого субъекта такого поведения, так и от лиц, признанных работать с ним.
Подводя итоги анализа причин происхождения девиантного поведения, следует отметить единство мнений зарубежных и отечественных ученых о важности семейного воспитания. Семья всегда считалась агентом социализации индивида в обществе. В семье формируются не только социально значимые качества личности, но и свойственные ей оценочные критерии; влияние семьи на подростка сильнее влияния школы, общества в целом. Например, варварский принцип «око за око, зуб за зуб» кажется подростку, выросшему в асоциальной семье, естественным и справедливым. В. Поташов отмечает, что потребительство, формирующееся именно в семье, опасно воздействует на несовершеннолетних, т. к. они стараются добиться желаемого любым путем.[29;36]
Исследования Шурыгиной И.И. доказали, что в семьях, матери которых имеют высшее образование, не было ни одного случая, чтобы 14 - 15-летние школьники проявляли склонность к девиациям. Среди бедных детей малообразованных матерей были и воровство, и суицид.
Большинство как отечественных, так и зарубежных ученых (Бандура А., Герн А., Гроссман Г., Лангмейер И., Матейчек З. и др.) считают, что внешние воздействия среды влияют на поведение ребенка, преломляясь через внутренние условия (индивидуальные личностные свойства, качества), формирование которых зависит от взаимодействия наследственных предпосылок со всеми условиями окружения.[2]
Таким образом, необходимо подчеркнуть, что развитие личностных качеств и определенных особенностей поведения индивида обусловлено врожденными предпосылками; социальными условиями (особенностями взаимоотношений с родителями, окружающими взрослыми и сверстниками, содержанием деятельности); внутренней позицией самого индивида.[23]
Исходя из этих положений, генезис отклоняющегося поведения обусловливают такие разнообразные, но взаимосвязанные факторы, как: индивидный, действующий на уровне психобиологических предпосылок, социальный, определяющийся социально-экономическими условиями существования общества, психолого-педагогический, проявляющийся в дефектах школьного и семейного воспитания, социально-психологический, раскрывающий неблагоприятные особенности взаимодействия личности со своим ближайшим окружением в семье, на улице, в учебно-воспитательном коллективе, т.е. нарушения социализации.
Лекция 5. Аддиктивное поведение как форма проявления отклоняющегося поведения.
Аддиктивное поведение – это одна из форм отклоняющегося поведения с наличием стремления к уходу от реальности путем искусственного изменения своего психического состояния, путем злоупотребления различными веществами (табак, алкоголь, наркотики). Или постоянной фиксацией на определенных видах деятельности, направленных на развитие и поддержание интенсивных эмоций. (В.Д. Менделевич, с.78)
Основной мотив личности, склонной к аддиктивному поведению – изменение серого, скучного, монотонного, апатичного существования. Подросток не может обнаружить реальные сферы деятельности, способные привлечь его внимание, обрадовать, вызвать положительные эмоции. Соблюдение принятых в обществе норм и правил кажется ему скучным. Для таких лиц характерна:
- сниженная активность в обыденной жизни, наполненной требованиями и ожиданиями;
- избирательная активность – только по отношению тех областей жизни, которые временно могут вызвать интерес;
- сниженная переносимость трудностей повседневной жизни, и хорошая переносимость кризисных ситуаций;
- наличие скрытого комплекса неполноценности, который маскируется внешне проявляемым превосходством;
- внешняя социабельность (обманчивая, поверхностная эмоциональность), страх перед длительными эмоциональными контактами (дружба, любовь) из-за не умения долго удерживать привязанность, страх быстрой потери интереса к объекту симпатии и вытекающих отсюда моральных и нравственных обязательств;
- стремление говорить неправду (чтобы скрыть комплекс неполноценности);
- стремление обвинять других, зная, что они не виновны – защита в виде переноса;
- стремление уходить от ответственности в принятии решения, от
реальности, бегство в тело (физические упражнения замещают собой все – семью, заботы, происходит иерархия ценностей, переориентация только на ту деятельность, которая направлена на оздоровительные мероприятия (паранойя здоровья), на сексуальные взаимодействия, на собственную внешность (синдром «Барби»), на качество отдыха и способы расслабления; бегство в работу – дисгармоническая фиксация на служебных делах, трудоголизм; бегство в контакты или в одиночество; бегство в фантазии - грезы, маниловщина; стереотипность, повторяемость поведения; зависимость; тревожность. (Братусь Б.С., Сидоров П.И.,1984; Боев И.В., 1999; Бэрон Р., Ричардсон Д., 1999.; Гурьева В.А., Семке В.Я., Гиндикин В.Я.,1994; Короленко Ц.П. Завьялов В.Ю., 1987; Платонов К.К., 1986; Шабанов П.Д., Штакельберг О.Ю., 2000).
Склонность к аддикции особенно ярко проявляется в кризисные периоды. Тогда склонность к обывательской жизни, соблюдение правил и традиций, забота о близких и значимых людях становится прямым антиподом в поведении аддиктивных личностей. Вопреки предсказуемости выдвигается жажда ощущений, риск, аффективное поведение. В этих ситуациях подростку кажется, что он может самореализоваться, раскрыться, приобрести чувство самоуважения, превосходства над другими.
Особенно ярко обостряется один или все виды голода:
-голод сенсорной стимуляции (громкая музыка, резкие запахи, яркие, ядовитые цвета и изображения, вычурность в одежде);
-по признанию (признание неординарности поступков);
-по контакту и физическому поглаживанию;
-сексуальный голод;
-структурный голод, или голод по структурированию времени (заполненность времени событиями);
- голод по инцидентам. (Личко А.Е., 1985; Личко А.Е., Битенский В.С.,19910)
Плохая переносимость трудностей повседневной жизни, постоянные упреки вызывают скрытое чувство стыда, формируют комплекс неполноценности, возникает эффект гиперкомпенсаторной реакции: от заниженной самооценки к завышенной, минуя адекватную. Появляется чувство превосходства над серостью жизни. Характеристики нормального и гармоничного поведения:
- сбалансированные психические процессы;
- адаптивность и самоактуализация (на уровне характерологических особенностей;
- ответственность и совестливость на личностном уровне.
А. Маслоу говорил, что самоактуализирующийся человек всегда стремится к какой-либо интересующей его цели, постоянно преодолевает препятствия, развивается, он ценит себя и других, умеет общаться, он доброжелателен, отзывчив, склонен к сопереживанию. З.Фрейд видел адаптивность в сбалансированности принципа реальности и удовольствия.
Подростковый возраст является самым опасным для аддиктивного поведения (по статистике наркотики начинают принимать в 11- 13 лет), что объясняется особенностями развития личности в данный период:
- подростки психо-эмоционально неустойчивы, эмоции отличаются большой силой, которую они не могут регулировать;
- в этом возрасте обостряются и деформируются те отклонения или запаздывания в развитии, которые имели неярко выраженные формы в детстве, возможно формирование психопатий и акцентуаций характера;
- из-за активного формирования Я-концепции и саморефлексии (78 % подростков именно с 12 – 13 лет проявляют способность к рефлексии, то есть осознания себя, своего места в мире), развивается чувство автономии, развивается самооценка, чувство одиночества или повышенная тревожность;
- формирование неадекватной идентификации.
В подростковом возрасте в процессе психического, физического и социального развития вместе с позитивными достижениями закономерно возникают негативные образования, специфические психологические трудности. Э. Эриксон выделил 4 типа развития неадекватной идентификации:
1. Уход от близких взаимоотношений (из-за боязни потерять собственную идентичность).
2. Размывание времени – неспособность строить планы на будущее и избегание взросления.
3. Размывание способности к продуктивной работе (избегание вовлеченности в деятельность с головой).
4. Негативная идентичность – презрительное, враждебное неприятие ролей, ценимых в семье и ближайшем окружении подростка, попытки найти идентичность, прямо противоположную. (Э.Эриксон)
Психологические особенности подросткового возраста могут приобрести, при резкой выраженности, «подростковый комплекс», а обусловленные ими нарушения поведения проявляются как «пубертатный криз»: перепады настроения от безудержного веселья к унынию и обратно без достаточных причин, чувствительность к оценке посторонними своей внешности, излишней самонадеянности и одновременно неуверенности в себе в виде комплекса неполноценности.
С точки зрения А.Е.Личко, психопатия – это состояние дисгармоничного эмоционально-волевого проявления личности при сохранном интеллекте.
Суть «подросткового комплекса» составляют типы подростковых реакций:
- Реакция эмансипации (стремление высвободиться из-под опеки, контроля, покровительства старших, борьба за самостоятельность, самоутверждение собственной личности – в каждодневном поведении, в желании всегда поступать по-своему, поступление на учебу в другом городе, стремлении уехать служить как можно дальше от родного города, и как патологическое проявление – бродяжничество).
-Группирование со сверстниками (специфическая реакция поведения подростков, почти инстинктивная, группироваться с себе подобными, повторяя тот социум, в котором живут взрослые). Подростковые групп проходят через всю историю человечества. Выделяют два типа подростковых групп:
1. группы однополого состава, где жестко фиксированная роль каждого члена, есть выделение лидера или вожака, без согласия которого ничего не происходит, обладание территорией в борьбе за которую и протекает жизнь;
2. группы разнополые, нестабильные, нежесткие, без лидера, нет четких требований.
Именно в группе сверстников начинается аддиктивное отклоняющееся поведение, психическая зависимость от алкоголя и других психоактивных веществ проходит стадию особой «групповой зависимости».
- Реакция увлечения (хобби-реакция) - увлечение как особый феномен структурных компонентов личности всегда эмоционально окрашено, хотя и не составляют главную трудовую направленность личности:
- интеллектуально-эстетические;
- телесно-мануальные;
- эгоцентрические;
- азартные;
- информативно-коммуникативные увлечения.
Некоторым типам психопатий свойственны как определенные типы хобби, так и некоторые их особенности. Так, например, увлечение коллекционированием может превышать уровень допустимого поведения (собирание фотографий со сценами насилия, сексуальными извращениями, изуродованными в катастрофах, избитыми телами, истязаемых в лагерях); реакции, обусловленные сексуальным влечением (проявления сексуальной активности, избирательная агрессия, демонстративные суицидальные действия).