Тест рубежного контроля к теме 1.
1. Основным социальным институтом воспитания является:
а) школа
б) детский сад
в) семья
г) вуз
2. Чем обусловлен переход от семейного к общественному воспитанию в конце средних веков ?
а) новыми общественными потребностями
б) развитием капиталистических отношений
в) усложнением социальных и культурных связей общественной жизни
г) прогрессом науки и техники
3. Заслуга чешского педагога XVII века Яна Амоса Коменского заключается в том, что:
а) выделил 4 ступени развития подрастающего поколения
б) наметил для каждой ступени 6-летний период воспитания
в) структурировал школьный образовательный процесс
г) создал основные принципы дидактического обучения
4. Кто являлся сторонником индивидуального воспитания в семье под руководством гувернеров ?
а) английский философ XVII века Джон Локк
б) швейцарский педагог XVIII-XIX вв И.Г.Песталоцци
в) чешский педагог XVII века Я.А.Коменский
г) французский просветитель XVIII века Жан-Жак Руссо
5. Впишите фамилии четырех представителей русской революционно-демократической мысли, выдвигавших задачу воспитания активного борца за переустройство общества и в семье, и в школе:
а) _______________
б) _______________
в) ________________
г) _______________
6. По каким направлениям шло развитие общественного и семейного воспитания в XIX веке в России ?
а) признание за семейным воспитанием ведущей роли
б) недооценка роли семьи
в) общественное и семейное воспитание выполняют свое назначение только в единстве. Воспитание детей не личное дело родителей, а их гражданский долг.
г) все три направления имели место
7. Идеи К.Д. Ушинского о подготовке человека к жизни как основной задачи воспитания нашли свое отражение в педагогических трудах:
а) Л.Н.Толстого
б) П.Ф.Лесгафта
в) Н.И.Пирогова
г) всех этих деятелей
8. Какие факторы относятся к феномену разрушения и ослабления семейных связей в современном обществе?
а) полное или частичное исчезновение труда в семье
б) урбанизация и стремление к комфортной жизни
в) ослабление правового регулирования в области семьи
г) все эти факторы
9. Каковы основные принципы семейного воспитания ?
а) вопросы выработки дисциплины
б) создание условий гармонического раскрытия личности
в) развитие здорового физически и психически человека в семье
г) формирование основ будущей семейной жизни ребенка.
10. В чем заключается проблема формирования личностных качеств ребенка в семье ?
а) развитие способности достигать поставленных целей
б) накопление положительного опыта
в) развитие интеллекта
г) ничего из перечисленного
11. Под влиянием каких факторов складывается характер взаимоотношений в семье ?
а) традиции семейного общения, нравственно-психологическая атмосфера в доме
б) степень зависимости жизнедеятельности семьи от общества
в) формы участия супругов в личном хозяйстве и общественном производстве
г) важны все перечисленные характеристики
12. В каких типах семей могут возникать проблемы воспитания ?
а) многодетная
б) неполная
в) и то, и другое
г) ни то, ни другое
13. Каковы основные меры улучшения воспитательных возможностей в неполной семье ?
а) создание доверительных отношений
б) возрастание роли личного примера
в) формирование положительного идеала взрослого
г) все перечисленные меры
ПРОЕКТНЫЕ ЗАДАНИЯ К ТЕМЕ 1.
Подготовить для обсуждения тематические выступления:
1. Основная ценность педагогического наследия Я.А.Коменского, И.Г.Песталоцци.
2. Значение деятельности П.Ф.Лесгафта в развитии семейного воспитания.
3. Значение педагогических воззрений А.С.Макаренко для развития системы воспитания трудных подростков.
ЛИТЕРАТУРА К ТЕМЕ 2:
ОСНОВНАЯ:
1. Беркли-Ален М. Забытое искусство слушать. Питер, 1997.
2. Варга А.Я. Системная симейная психотерапия. Курс лекций. речь, СПб., 2001.
3. Венгер А.Л. психологические рисуночные тесты. Владос Пресс, 2002]
4. Журнал практического психолога. № 5 сентябрь-октярь, М., 2006.
5. Семейная психология и семейная терапия. Ежеквартальный научно-практический журнал № 2. М., 1998
6. Чистякова М.И. Психогимнастика. ВЛАДОС, 1995
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ:
7.Детский психолог. Ежемесячник под ред. Рогова Е.И. Ростов-на-Дону, ТОТЕМ, 1995, №№ 7,8,10,15 ISBN 5-8480-0054-9
8.Исаев Н.А. Рациональное и иррациональное в психологической терапии права //Психол. журнал, Т.7, 4, С.131-137.
9. Киреева Л.А., Мамайчук И.И. Психолого-педагогическая помощь семье., Ленинград., Знание, 1986 г., 32 с.
10.Покрасс М.Л. Терапия поведением. Самара. БАХРАХ, 1997, 240 с. ISBN 5-89570-003-9.
11.Платонов К.К. Инструкция к изучению психологической структуры личности. Кишинев, 1972. - С.15.
Контрольные вопросы к теме 2:
1. Основные характеристики психотерапевтической беседы.
2. Этапы психотерапевтической беседы.
3. Методы диагностической и коррекционной работы с ребенком в семье.
4. Основные постулаты техники активного слушания.
ПРОЕКТНОЕ ЗАДАНИЕ К ТЕМЕ 2:
1) Составить план психотерапевтической беседы по проблемной ситуации.
2) Составить и провести сценарий деловой игры «Техника активного слушания и подачи обратной связи».
Литература к теме 3:
1.Насилие, агрессия, жестокость. Криминально-психологическое исследование. (ВНИИ Проблем исследования (М. 1990)
2. Дети и психология агрессии С.Н. Ениколопов (журнал "Школа здоровья" №3 1995) Притеснение: обидчики и жертвы А.М. Хорн, Г. Брайан, Т.В. Сейджер (журнал "Школа здоровья" №3 1995)
3. "Психологический тренинг для детей из трудных семей" Лубовский Д.В. (журнал "Детский практический психолог" июль 1995)
4. Подростковая делинквентность в России: пути преодоления (журнал "Детский практический психолог" июль 1995)
5. Лишение родительского попечительства (Хрестоматия (М. 1991))
6. Жестокое обращение с детьми и его возможные отдаленные последствия Меньшикова Е.С. (Психологический журнал том 14 № 6 1993)
7. Руководство по предупреждению насилия над детьми под редакцией Н.К. Асановой (М. 1997)
8. Психологический стресс Е. Черепанова (М. 1997)
9. Клиническая психиатрия Г.И. Каплан, Б.Дж. Сэдок (М. 1991)
ВОПРОСЫ РУБЕЖНОГО КОНТРОЛЯ К ТЕМЕ 3:
1. Психосоциальные и психотерапевтические способы диагностики насилия.
2. Каковы основные факторы риска жестокого обращения с детьми.
3. Методы психосоциальной работы и психотерапевтической реабилитации.ПРОЕКТНЫЕ ЗАДАНИЯ К ТЕМЕ 3:
1. Реферат на тему: «Лечение посттравматического стрессового расстройства с помощью НЛП».
2. Реферат на тему: «Использование бихевиреальных методов в долгосрочной терапии».
3. Реферат на тему: «Семейная психотерапия»
ЛИТЕРАТУРА К ТЕМЕ 4.
ОСНОВНАЯ:
1. Рубинштейн С.Я.Психология умственно отсталого школьника. - М., 1986.
2. Петрова В. Г., Белякова И.В. Кто они, дети с отклонениями в развитии? - М., 1998.
3. Забранная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. - М., 1993.
4. Основы специальной психологии/ Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени, Л. И. Солнцева и др.; Под ред. Л. В. Кузнецовой. - М., 2002.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ.
1. Бадалян Л. О. Актуальные проблемы эволюционной неврологии и развитие мозга ребенка. М., 1975.
2. Брейтман М. Я. О клинической картине детского головного паралича. СПб., 1902.
3. Вайзман Н. П., Психомоторика детей-олигофренов. М., 1976.
4. Вересотская К. И. Узнавание изображений предметов в зависимости от изменения положения их в пространстве. Вопросы психологии глухонемых и умственно отсталых детей. М., 1940.
5. Власова Т. А., Певзнер М. С. Учителю о детях с отклонениями в развитии. М., 1967.
6. Вроно М. Ш., Башина В. М. Синдром Каннера и детская шизофрения, т. 75, 1975.
7. Выготский Л. С. Полное собр. соч.: в 6 т. М., Педагогика, 1983-1984.
8. Данилова Л. А. Методы коррекции речевого и психического развития у детей с церебральным параличом. Л., 1977.
ТЕСТ РУБЕЖНОГО КОНТРОЛЯ К ТЕМЕ 4:
1. К особенностям перевоспитания лиц с аномалиями в психике относятся:
а) низкий культурный уровень
б) лишение родительских прав
в) необходимость выполнения религиозных обрядов
г) наличие травмы головного мозга
2. К особенностям перевоспитания верующих относятся:
а) нахождение в определенной психологической изоляции
б) трудновоспитуемость или педагогическая запущенность
в) необходимость поддержания связи с религиозными конфессиями
г) рождение детей в местах лишения свободы
3. Какие нервно-психические заболевания относятся к глубоким нарушениям интеллекта ?
а) синдром Дауна
б) фенилкетонурия
в) сочетание глубокой умственной отсталости с детским церебральным параличом
г) все вышеперечисленные заболевания
4. Психологическая характеристика детей с глубокими нарушениям интеллекта проявляется:
а) в моторной недостаточности
б) глубокое нарушение познавательных процессов: внимания, памяти, мышления
в) характерно недоразвитие речи
г) все утверждения верны
5. Дети, страдающие синдромом Дауна характеризуются:
а) более глубокой умственной отсталостью
б) лучшим уровнем развития мышления
в) лучшими адаптационными способностями и способностями к обучению
г) наибольшим нарушением моторики
6. Дети, страдающие фенилкетонурией характеризуются:
а) наиболее значительным недоразвитием речи
б) более легким формированием понятий и представлений
в) более высоким уровнем развития личностных, эмоциональных реакций
г) все утверждения верны
7. Дети, у которых глубокая умственная отсталость сочетается с детским церебральным параличом, характеризуются:
а) невозможностью обучения
б) тяжелыми двигательными нарушениями
в) имеют значительную возможность в умственном и речевом развитии
г) не поддаются коррекционно-воспитательной работе
8. Что является целью социально-педагогической работы с детьми с глубокой умственной отсталостью?
а) социальная адаптация
б) приспособление к жизни и возможная интеграция в общество
в) развитие определенной последовательности психических функций в процессе обучения
г) все утверждения верны
9. Воспитание детей с глубокими нарушениями интеллекта заключается в:
а) формировании у них правильного поведения
б) обучении их коммуникабельности
в) умении выражать просьбы, адекватно реагировать на обращение
г) все утверждения верны
10. Трудовое обучение детей с глубокими нарушениями интеллекта заключается в:
а) обучении самообслуживанию
б) подготовка к посильным видам хозяйственно-бытового труда
в) выработке умения ориентироваться в ближайшем окружении
г) все утверждения верны
11. Дайте определение понятию «Социальная адаптированность личности»
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
12. Какие условия предопределяют результативность интеграционных процессов детей с умственной отсталостью ?
а) уровень сформированности практических и социально значимых навыков у выпускников специальных коррекционных интернатов
б) объективная оценка детьми-сиротами перспектив будущей самостоятельной жизни
в) готовность общества понимать и разделять личные проблемы человека с нарушениями интеллекта
г) все условия верны
13. Процесс реабилитации детей с недостатками в умственном и физическом развитии имеет уровни:
а) микроуровень (нетипичный ребенок рассматривается как система)
б) мезоуровень (нетипичный ребенок рассматривается в рамках социального окружения)
в) макроуровень (нетипичный ребенок рассматривается в рамках всего социума)
г) все уровни включены в процесс реабилитации нетипичного ребенка
14. Какие задачи стоят перед реабилитационным центром детей-инвалидов?
а) выдвижение тех задач обучения, которые не включаются в содержание образования нормально развивающегося ребенка
б) построение «обходных путей» обучения, использование специфических средств обучения
в) максимальное расширение образовательного пространства
г) все утверждения верны
15. В чем суть нового проекта Положения о коррекционных учреждениях для детей с особыми потребностями от 13.10.1993 ?
а) изменение структуры и содержания образования в специальной школе
б) создание гибкой системы альтернативного образования
в) законодательное и льготное право на трудоустройство, социальные условия жизнеобеспечения
г) все утверждения верны
16. Сколько этапов содержится в процессе социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями (с проблемами) ?
а) 4 этапа
б) 2 этапа
в) 3 этапа
г) нет верных утверждений
17. Установите верную последовательность этапов процесса социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями (с проблемами):
а) интеграция
б) поддержка
в) конкретные шаги и оказание помощи
г) определение уровня дезадаптации ребенка
18. Какое высказывание характеризует этап определения уровня дезадаптации ребенка с ограниченными возможностями ?
а) диагностика компенсаторных и коррекционных возможностей
б) включение в реабилитационные мероприятия
в) подготовка семьи и ребенка к интеграции в детские учреждения
г) освоение общетрудовых навыков
19. Какое высказывание характеризует этап конкретных шагов и оказания помощи детям с ограниченными возможностями ?
а) совместная работа реабилитолога и семьи над проблемой реабилитации
б) осознание (актуализация) ситуации
в) диагностика уровня развития
г) профориентационные мероприятия
20. Какое высказывание характеризует этап интеграции детей с ограниченными возможностями ?
а) расширение круга общения (создание интегрированной среды ребенка)
б) диагностика ближайшего окружения, места, где ребенок пребывает
в) занятия в кружках по интересам
г) коррекция семейных отношений, восстановление утраченных функций, формирование терапевтической и реабилитационной функции семьи
21. Какое высказывание характеризует этап поддержки детей с ограниченными возможностями ?
а) диагностика интересов и желаний ребенка
б) повышение уровня социально-психологической адаптивности ребенка и семьи к негативным тенденциям и воздействиям общества
в) экскурсии на предприятия, профессиональные учебные заведения, в службу занятости
г) социальный запрос семьи и ожидаемый результат
ПРОЕКТНЫЕ ЗАДАНИЯ К ТЕМЕ 4:
1. Составить план психосоциального процесса по проблеме развития социально важных навыков у инвалидов в реабилитационном центре.
2. Подготовить научный обзор по проблеме психологической помощи детям в реабилитационных центрах.
ГЛОССАРИЙ.
Впечатлительность– долговременная эмоциональная память, фиксация на неприятных событиях.
Импрессивность – склонность к внутренней переработке чувств и переживаний.
Сензитивность – повышенная эмоциональная чувствительность, склонность принимать все близко к сердцу.
Аффективность - эмоциональная возбудимость неустойчивость настроения
Тревожность – склонность к беспокойству, несогласованность чувств и желаний
Эгоцентричность – фиксация на своей точке зрения, отсутствие гибкости суждений
Гиперсоциальность– повышенная принципиальность, утрированное чувство долга, трудность компромиссов.
МОДУЛЬ 3. СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С ПСИХОСОЦИАЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИЕЙ.
Комплексная цель модуля:Закрепить у студентов понятие о социально-негативном поведении и их сущности. Выработать навыки применения психосоциальной и психотерапевтической помощи в работе с дезадаптивными людьми. Проработать основные понятия девиантного и делинквентного поведения. Сформировать представление о причинах возникновения девиаций. Выработать навыки работы с девиантных и делинквентным поведением. Познакомить студентов с основными понятиями психосоциальной работы с аддикциями, с методами профилактики, лечения, коррекции и реабилитации аддикций. Познакомить студентов с принципами, содержанием и методами психосоциальной работы в пенитенциарных учреждениях. Закрепить основные понятия. Способствовать овладению навыками психосоциальной работы.