Тема 1. Психосоциальная работа с семьей как первичным институтом социализации личности.
Лекция 1. Понятие, принципы и основные направления семейного воспитания.
На протяжении многих тысячелетий семейное воспитание было практически единственной формой воспитания детей. С конца 17 в. появляются воспитательные учреждения, но для привилегированных классов. Сословно-классовый характер общества определял различное содержание воспитания и направленность в социальных группах.
Две системы, господствующие в рабовладельческом обществе – Афинская и Спартанская – заложили основы для семейного воспитания детей до 7 лет.
Спартанская система воспитания – самая ранняя. С Спарте население резко делилось на спартиатов (господствующий класс, завоеватели) и периэков (угнетенный, но свободный класс граждан, имеющих права), третий класс – элоты – рабы. Дети свободных граждан воспитывались в семье до 7 лет. Государство строго контролировало в лице старейшин здоровье новорожденных, их отбирали у родителей, осматривали, затем возвращали только физически здоровых, а больных и слабых сбрасывали в токийскую пропасть. Малышей воспитывали матери при помощи рабынь-кормилиц. Часто кормилицы имели педагогический опыт, они заботились о жизни и здоровье детей, были образованы. Детей обоих полов закаляли с детства, прививали правила поведения
Прививали способность не бояться темноты. Быть неприхотливыми в еде и легко переносить голод. Легко переносить неудобства, трудности. Девочки и после 7 лет воспитывались в семье, учились рукоделию, игре на музыкальном инструменте, счету, письму, управлению рабами, управлению хозяйством и навыкам самообороны. Когда мужья уходили в военный поход, их жены сами вели хозяйство, управляли рабами, защищали от набегов свои дома и города.
Воспитание детей в Афинах в 7-5 вв. д.н.э. носило ярко выраженный классовый характер. Афины были более развитым рабовладельческим обществом и оставили человечеству богатое наследие в области философии, литературы, искусства, науки и педагогики. Афиняне стремились в семейном воспитании способствовать всестороннему развитию человека – умственному, эстетическому, нравственному и физическому. Считали идеальным того человека, который и нравственно и физически красив.
Многие принципы воспитания в семье получили продолжение в Риме – 6 в д.н.э. в семье мальчиков воспитывали матери или пожилые родственницы, только с 7 лет мальчики начинали учиться под руководством отца:
- подготовка к общественной, хозяйственной, военной деятельности – гражданский характер – готовили активного члена общества сообразно классовой принадлежности: аристократ – руководитель сельскохозяйственных работ, рабов, государственным устройством Древнего Рима; ремесленник или крестьянин – чтению, письму, счету, работе в хозяйстве отца.
На протяжении столетий эта система сохранилась, только вместо родителей воспитание поручалось рабам или приглашенным учителям.
Феодальное общество – воспитание носит классовый характер, господствует религиозная идеология.
Сословия: светские феодалы, духовенство, ремесленники и свободные крестьяне, крепостные крестьяне.
1) До 7 лет – в семье
После – в услужение «сюзерену» – паж, 14 лет – оруженосец, до 21 года – военное искусство, совершить подвиг – рыцари. Девочки – петь. Танцевать, одеваться, вести хозяйство, учтиво разговаривать.
2) церковные школы – 7 свободных искусств (грамматика, риторика – устный разговор, диалектика – наука о развитии, арифм., геометр., астрономия, музыка) основное внимание – богословию – муштра, зубрежка, жестокие меры физического наказания.
3) зажиточные крестьяне и ремесленники – платные ЦПШ – молитвам, церковным обрядам, песнопениям, чтению, письму, счету. Но основная масса оставалась неграмотной.
4) крепостные воспитывались в семье и труде.
Капиталистическое общество
Семейное воспитание девочек – позже институт благородных девиц или монастырские школы перед замужеством.
Семейное воспитание мальчиков, учителя , затем обучение за границей или ив учебном заведении (лицей).
Рабочие – рождались, жили и умирали на производстве, отсутствовала медицинская помощь, дети рождались калеками, высокая смертность – в Англии до 57 %, в России – до 75 %. Как говорил Ф.Энгельс, создавались «кровопийственные» учреждения кружево- и соломо– плетения для маленьких детей.
Система древнерусского семейного воспитания.
В.О.Ключевский: в семье обучались кодексу сведений, чувств и навыков, необходимых для христианина, это была наука о христианском жительстве и она состояла из:
- строение душевное – учение о душевном долге
- строение мирское – наука о гражданском общежитии
- строение домовное – наука о хозяйственном домоводстве
Школа душевного спасения для мирян были приходы, куда ходили главы семей. Они приносили свет в семью и воспитывали в религиозном духе домашних, берегли телесную и нравственную чистоту детей и жены. Жена считалась главным помощником хозяина в этом дле. Дети воспитывались в семье мальчики – отцом, девочки – матерью. Основным способом обучения был личный пример хозяйствования, наглядный образец – «делай как я». Ребенок мог учиться только в семье, поэтому его нравственность, физическое развитие, полученные навыки отражали семейный уклад.
В 9 – 12 вв. появились специальные сборники статей, носящие универсально-педагогический характер. Это «пчела», «златоуст», «Изборник Святослава».
«Пчела» – авторы – Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Василий Великий, их высказывания имели глубокий педагогический смысл и считались важным домашним чтением. Например: «Безмолвное дело лучше бесполезного слова», «истина одна, а ложь многолика», «Делай сказанное и не говори о сделанном».
«Изборник Святослава» за 1076 – статья «Слово некоего отца сыну, словеса душеполезная»: «Простри сердечный съсуд да накапают ти паче меду словеса могущая тя оживите и бесмертна явите тя».
«Поучение Владимира Мономаха» написанное для своих детей стало любимым семейным чтивом русских людей:
- не забывайте убогих и по силе, как можете, кормите их
- сироту и вдову по правде судите и не давайте их в обиду сильным
- пуще всего не имейте гордости ни в сердце вашем, ни в уме, ибо все смертны, - сегодня живы, а завтра в гробу
- старика почитайте как отца, а молодых как братьев
- в доме своем не ленитесь, а за всем присматривайте сами
- не полагайтесь на управителя вашего и на слугу, чтобы приходящие к вам не посмеялись над домом вашим и над обедом
- наша основная болезнь – лень, на мешает нам что-то изменить в жизни, внушает, что всякое усилие – бесполезно. Леность – всему мати, она – корень всего зла и отравляет уже в зародыше духовную энергию человека.
- Юноши: держи глаза долу, не перечь старшим, не хули беседою, много не смейся, научись языку удержанью, уму смиренью, телу порабощенью, не мсти, терпи.
Смысл поучения: не хочу я лиха, а хочу добра братии Русской Земли.
16 век – «домострой» – воспитание в страхе Божии, послушании старшим. Это послушание носило тотальный характер и оставляло за отцом право полной расправы с непокорными детьми вплоть до убийства, за которое давали 1 год тюрьмы (Соборное уложение – 1649 г.) Свято чтилось благословение родителей на любое дело как залог благополучия. Не почитание родителей детьми жестоко каралось, их считали «непочетчиками» [4].
В 18 веке начинают появляться общественные специальные пед заведения, т.к. ситуация экономического и социального развития становится благоприятной. Но основное воспитание продолжает оставаться семейным.
Опыт семейного воспитания явился той почвой, на которой вырастали первые педагогические теории.
Три направления развития:
1. признание за семейным воспитание ведущей роли
2. недооценка роли семьи, обострение внутрисемейных противоречий в различные периоды исторического развития, вызванное различными социальными, политическими и культурными условиями
3. общественное и семейное воспитание выполняет свое назначение в единстве, для родителей воспитание не личное дело, а гражданский долг.
Чешский педагог 17 в. – Ян Амос Каменский выделил 4 ступени развития подрастающего поколения: детство, отрочество, юность, возмужалость. Каждая ступень – 6 лет.
Детство – ребенок изначально тянется к свету, добру, знанию – роль матери как воспитателя помочь вызреть этим стремлениям. Принцип «природосообразности» в воспитании.
Английский философ Джон Локк – 17 век – сторонник индивидуального воспитания, т.к. считал «сколок с общества» недопустимым образцом для воспитания подрастающего поколения. Джентельмена может воспитать только джентльмен – специальный гувернер или отец.
Французский просветитель Жан Жак Руссо – «воспитывать детей должны сами родители». Идея свободного воспитания, чтобы ребенок мог в свободной среде свободно выбирать, следуя за природой, а роль воспитателей устранять вредные привычки и влияния. Против авторитаризма, против телесных наказаний. Детей должны ограничивать не бессмысленные правила взрослых, а непреложные законы природы. Например, если ребенок опоздал на обед, то он его или не получает, или есть холодным – формирование порядка, закона.
Ж.-Ж.Руссо огромную роль уделяет «природным» силам, но недооценивает роль социальной среды.
В противовес этим просветителям немецкий философ П. Наторп, французский философ 18 века Гельвеций, считают, что для детей необходимо воспитывать в школе, в обществе себе подобных, чтобы научиться общаться и развить социальные функции. Но для этого необходимо изъять школы из рук духовенства.
Роберт Оуэн – утопист 19 века – вообще отрицательно относился к семейному воспитанию, брак и семья, по его мнению, являются одним из трех зол капиталистического общества. Лицемерие семейных отношений развращают детей.
Семейное и школьное воспитание:
Швейцарский педагог И.Г.Песталоцци – конец 18 начало 19 века, считал семейное воспитание наиболее естественным. В семье, в отношениях к матери и отцу ребенок получает первые обязанности, приучается к труду, присваивает социальные роли, воспитывается его характер, испытывает чувство любви, общности, принадлежности, в семье осуществляется индивидуальных подход. В общественном воспитании надо использовать те преимущества, которые используются в семейном воспитании.
А.И. Герцен, Н.А. Добролюбов, Н.Г. Чернышевский, В.Г.Белинский – активный борец за переустройство общества должен воспитываться и в семье и в школе
К.Д.Ушинский впервые разработал педагогическую систему неразрывной связи семьи и школы. Основная цель воспитания – «человека в человеке». Нравственная красота человека в его внутренней направленности, а не в навыках поведения в семье и обществе. Семья должна пробудить внимание к духовной жизни, а школа закрепить, закалить. По мнению Ушинского воспитание является «созданием истории», поэтому оно общественное, социальное явление. Он выдвинул идеи гуманистической и демократической школы:
- народная школа
- о роли родного языка для формирования народности и патриотизма
- о верном соотношении в обучении и воспитании общечеловеческого и народного начал.
Эти идеи были поддержаны Л.Н. Толстым, П.Ф. Лесгафтом, Н.И.Пироговым, другими передовыми представителями педагогической мысли в России 19 века.
Н.И.Пирогов впервые обратился к проблемам семейного воспитания. Он считал, что неудачи воспитания коренятся в отсутствии единства мысли, слова и дела. Он призывает педагогов оберегать целостность детской души, не внося в нее раздвоение и неискренность
Начало 20 в. – П.Ф.Лесгафт – профессор анатомии создал в конце 19 в. в Петербурге курсы воспитателей и руководителей по физическому воспитанию большое внимание раннему и дошкольному воспитанию. Он считал, что испорченность ребенка – это не врожденные изъяны или нравственная тупость, а результат педагогических ошибок воспитателя. Различные типы детей (лицемерный, мягко-забитый, злобно-забитый, честолюбивый) формируются в соответствующих условиях семьи). Считал, что в подростковом периоде влияние школы большее, чем семьи, поэтому в школе надо создавать условия для развития и преодоления неправильного воспитания семьи. Лесгафт огромное значение придавал физическому воспитанию – дисциплина тела сообщает дисциплину духа, воспитывает стойкость характера и способствует устроению социальной жизни ребенка.
Ценный вклад в развитие педагогики семейного воспитания внес П.Ф.Каптерев. С его именем связаны первая энциклопедия семейного воспитания и обучения (1898, проведение Всероссийского съезда по семейному воспитанию зимой 1912-1913 года в С.-Петербурге).
Революция 1917 года повлекла за собой глубокие изменения воспитания и в семье и в школе. Трагедии того времени, голод, война гражданская и отечественная повлекли ослабление семьи как фактора воспитания, многие семьи распались или ослабли.
Лекция 2. Критерии ослабления влияния семьи в современном обществе.
Современно общество переживает кризис воспитания подрастающего поколения, во многом это происходит из-за резкого трансформирования семьи как социальной ячейки общества, как той микросреды, в которой как в колыбели, взращивались дети на начальных периодах своего развития. Критерии ослабления семьи в современном обществе:
1. Почти полное исчезновение труда в семье
Труд был центром воспитательной и внутрихозяйственной жизни в семье. Мать находилась дома, оберегала внутренний мир семьи. Каждый имел свои обязанности и отвечал за них перед семьей, а следовательно имел значимость, свое место в общем деле.
Сейчас из места труда семья превратилась в место отдыха, т.к. трудится вне семьи. Дух единства исчезает.
Технические усовершенствования в быту так же способствуют уменьшению роли труда в семье.
2. Переселение в города, урбанизация быта.
Если в 1959 г на города приходилось 27 % населения, то сегодня 62,1 %.
- стремление к комфортной жизни
- отрыв от природы и естественных начал, от нравственных истоков
- утрата традиций, опыта, знаний, накопленных многими поколениями
3. Отсутствие гражданской ответственности родителей перед обществом в плане воспитания детей:
- видят свои обязанности в том, чтобы накормить, одеть, обуть, дать воспитание, но не вырастить человеком;
- отсутствие педагогического опыта в родительской семье, или отсутствие педагогической культуры и стремления к ней.
4. Сокращение количества детей в семье, количества родственников, изменение состава семьи:
- дети общались, социализировались, получали опыт, развлекались
- родственники давали советы, был домашний психотерапевт, мудрец, к которому все могли обратиться за помощью
- сократилось общение между родственными семьями, пэтому общение и социализация страдают
- появились семьи с одним родителем «свободное материнство», «многосемейность»;
- свобода, отсутствие ограничений – хаос, материальная независимость женщины от мужа.
5. Повышенная конфликтность в семьях – что часто приводит к разводам.
Меры коррекции: улучшение воспитательных возможностей за счет создания доверительных отношений, формирование чувства взаимопомощи и вовлечение детей в дела и заботы семьи, разумное соотношение родительской любви и строгости, возрастание роли личного примера, формирование у детей положительного идеала взрослого
Для решения вопросов о воспитании следует учитывать, что существуют разные модели воспитания – религиозная, светское, авторитарное, демократическое, национальное, интернациональное.
Цели домашнего воспитания:
1. Подвести ребенка к внутренней жизни, к работе над собой, к овладению даром свободы.
Рекомендации: ограничивать свободу ребенка соразмерно возрасту, т.к. дети понимают свободу иначе, чем взрослые. Но это должно быть разумное ограничение, объясняемое, а не потому, что так удобно родителям.
Результаты: воспитание чувства ответственности, умение владеть собой в различных ситуациях, осуществлять свои потребности через целостную жизнь, а не через комплекс идей о свободе, единство и целостность личности (между помыслами, поступками и долгом)
2. Воспитание дисциплины. Рекомендации:
– обучать иметь и права и обязанности (повседневные работы по дому);
- не путать воспитание дисциплины с навязыванием своих вкусов, чувств и настроений;
- родителям соблюдать дисциплину и самим следовать правилам, общая атмосфера;
- всегда должно быть разграничено что нельзя никогда и за что всегда накажут, а что можно;
- не терять контроль и воспитывать дисциплину при переходе под опеку школы.
Результаты: отсутствие лени, реализация и самореализация, отсутствие перекосов в воспитании (эгоцентризма, истероидности, психопатии)
3. Создание условий гармонического раскрытия личности ребенка в семье
- развивать и угадывать таланты
- не оценки за память, а знания – умение их применить
- развитие инициативы, творческой смелости, сознания ответственности на основе уважения к ребенку. Этому способствуют игры, семейные инсценировки, семейные чтения и просмотры, походы в общественные места и беседы, занятия рукоделием, развивающими играми.
- формировать личностные качества характера– давать свободу находить решения самому, нельзя ломать или гнуть ребенка – иначе полное отсутствие инициативы, отсутствие внутренней силы, уверенности в себе (злобно-мягко – забиты)
- важно формировать накопление положительного опыта, так как опыт удачи является важным формирующим элементом личности ребенка. Работает принцип преодоления трудностей и получения заслуженных наград и похвалы, принцип реальности в среде жизни
- соблюдать единство требований школы и семьи, единство требований разных поколений в семье, единство требований родителей иначе – ложь, изворотливость, приспособленчество, задержка навыков правильного поведения, не формируются разумные привычки, отсутствие послушания.
4. Формирование основ будущей семейной жизни
- формирование полезных привычек физических, психосоциальных как рычага воспитательной деятельности
- развивать стремление доводить каждое начатое дело до конца (формируется чувство ответственности, приобретается опыт претворения желания в дело) – без подавления воли ребенка в семье это особенно реально. Т.К. обладает достаточным временем, чтобы повторять и укоренять, при нажиме – все усилия пойдут напрасно.
5. Искоренение плохих привычек.
Рекомендации: устранить повод к проявлению и направить деятельность в другую сторону. Например, склонность ко лжи – поощрять его правдивость
злость – искать случая пробудить нежные чувства, раздражительность – не возбуждать его но действовать успокаивающе, необходимо дать возможность стать разумно деятельным.
ПОМНИТЬ, что искореняемая привычка нарушает привычную сферу деятельности и требует замещения, если не найдет достойной замены, может быть заменена еще более худшей привычкой.
Поэтому следует создать атмосферу, в которой ребенок может сам выбрать себе деятельность по душе.
6. Семейное сексуальное воспитание, беседы с родителями, ответы на вопросы щекотливого характера:
- родители должны знать возрастные особенности своих детей (психолог, социальный работник, педагог);
- воспитание эмоциональной уравновешенности, приобретение нравственно-эмоционального опыта (достигается уравновешенность в отношениях, чувство защищенности, чувство прочности семейного очага, низкий уровень личностной и ситуативной тревожности).
7. Формировать доверительные отношения ребенка к родителям
- справедливость требований со стороны родителей
- объективность в оценке поступков
- доброта старших, но строгость
- совет и помощь в достижении цели, в работе
- умение сдерживать данное обещание
- отсутствие равнодушия к своим делам и заботам
- постоянная работа над собой родителей, терпение, тактичность, принцип «не навреди».
Характер взаимоотношения ребенка в семье складывается под влиянием нескольких факторов:
1. традиции семейного общения, нравственно-эмоциональный климат
2. степень зависимости жизнедеятельности семьи от общества
3. формы участия супругов в личном хозяйстве и общественном производстве
4. от типа семьи – много, малодетная, её состава – полная, неполная, структуры – главенство или подчинение
5. от психических и личностных свойств родственников, степени их совместимости и контактности
Лекция 3. Отклонения в личности родителей как причина неврозов.
В результате неправильного воспитания у детей в дошкольном возрасте (до 5-7 лет) формируются негативные черты характера, которые в последствии могут перерасти в невротические отклонения – повышенная эмоциональность, жалостливость, излишне сострадательные, отзывчивые, отсутствие рационализма и практицизма при общем нормальном интеллекте: - непосредственность в выражении чувств, наивность, целостность восприятия;
- впечатлительность– долговременная эмоциональная память, фиксация на неприятных событиях, живет в прошлом;
- импрессивность – склонность к внутренней переработке чувств и переживаний (все держит в себе);
- склонность к задержке эмоциональных реакций;
- внутренняя неустойчивость – противоречивость (может быть следствием нервной конституции, церебрально-органической недостаточности, трудносовместимых полярных темпераментов родителей (холерик-флегматик), наличия эмоциональности и импрессивности родителей, неуверенности в себе при общей активности и выраженности чувства «Я» родителей, противоречия между эмоционально-чувствительным и рационально-этическим (чувство долга) психическим состоянием, противоположных чувств, например, быть с матерью и быть в коллективе).
- склонность к беспокойству, волнениям(тревога, испуг, страх, наличие неразрешимой жизненно важной ситуации для ребенка, блокирование насущных потребностей ребенка, влечений, интересов, неспособность проявить себя среди сверстников, неуверенность в своих силах)
- беззащитность (не может защитить себя, дать сдачи, горько переживает обиду, плохо переносит боль, но может вступиться за другого, не бросить друга в беде, крайне чувствительны к проявлению угрозы, насилия, диктата)
- выраженность чувства «Я»–подчеркнутое чувство личного достоинства, потребность в самоутверждении, наличие своей точки зрения, стремление к самостоятельности, редко просят прощения, внутренняя гордость не позволяет допускать несправедливость, фальшивость, сиюминутную выгоду. Это обязательные дети, исполнительные, но и требовательные, развито чувство стыда, вины, долга. Очень чувствительные к похвале, мнению других людей. Доказывая свою правоту, могут впадать в аффект, который проявляется в отчаянии, в капризах, в чувстве неуверенности в себе, отказе от контактов, одиночеством.
Все перечисленные характеристики психического развития, предшествующие возникновению неврозов, расположены в порядке уменьшения влияния конституционального (наследственного) фактора и увеличении влияния среды. Внутренняя неустойчивость обусловлена влиянием обоих факторов [2]
Неблагоприятные черты личности матерей:
- сензитивность – повышенная эмоциональная чувствительность, склонность принимать все близко к сердцу)
- аффективность (эмоциональная возбудимость неустойчивость настроения)
- тревожность – склонность к беспокойству, несогласованность чувств и желаний
- противоречивость личности
- доминантность – стремление играть значимую роль
- эгоцентричность – фиксация на своей точке зрения, отсутствие гибкости суждений
- гиперсоциальность – повышенная принципиальность, утрированное чувство долга, трудность компромиссов.
Психологические типы матерей, воспитывающих неврозы. [2]
Мать-царевна:
1. Царевна Несмеяна (принципиальная, сдержанна, супер правильная, боится избаловать ребенка)
2. Снежная королева (доминирующая, эмоционально холодная, критику воспринимает как злой умысел, чужие ошибки и заблуждения – пороками)
3. Спящая красавица (мечтательная, погруженная в свои проблемы, разочарованная жизнью, обращается с ребенком как с живой куклой)
Общие признаки матери-царевны:
1) всегда молода, следит за собой
2) исходит только из своей точки зрения
3) доминирует
4) не переносит невнимания к себе, боится остаться одна без признания со стороны окружающих.
Унтер-Пришибеев – (грубая, нечуткая, повелевает, недоверяет опыту и самостоятельности, гневлива, раздражительна, применяет физические наказания).
Суматошная мать - (взбалмошная, неугомонная, непоследовательная, противоречивая, впадает в поведенческие крайности, создает проблему из ничего и сама же на них бурно реагирует)
Наседка – (жертвенная, тревожно-беспокойная, гиперопекающая, отбивающая самостоятельность и активность
Вечный ребенок – (обидчива, капризна, жизнь считает невыносимой, детей – обузой, себя – жертвой, ищет везде помощь, жалуется на судьбу, сдает детей на поруки.
Все типы условны, не являются застывшими.
Черты характера отцов, невротизирующие детей (тики, заикания) [2]
1)психомоторная нестабильность
2) импульсивность
3) мнительность
5) в сочетании с гиперсоциализацией настойчивость и упорство, упрямство, мелочность, пунктуальность и педантизм.
Лекция 4. Характер отношений и воспитания в семье как причины формирования невротических состояний и предпосылок девиантного поведения у детей.
1. Факторы первого порядка:
- гиперопека, основанная на страхах, тревожности, мнительности родителей, их чрезмерной принципиальности;
- компенсация нервных срывов в виде крика и физических наказаний,
- неосознанная проекция личностных проблем на детей (нереализованные мечты, вредный характер приписывается детям, негативная оценка ребенка, неуверенность в правильности своих действий)
- разрыв между словом и делом
- невозможность стабилизировать кризисные ситуации в психическом развитии ребенка, беспокоясь и тревожась, способствуют фиксации на кризисных проявлениях:
- кризис новорожденного –
- кризис 1 года
- кризис 3-х лет
2. Факторы 2 порядка:
- непонимание причин поведения ребенка (незнание его потребностей, переживаний, возрастных перемен)
- неприятие детей (нежелание ребенка, нежелание данного пола, отсутствие в начале жизни эмоционального общения с ребенком приводит к страхам – «не люблю маленьких», молодая мать, старая мать, пренебрежение, отдача на воспитание в ночные группы, интернаты, рационализация своих поступков).
- Несоответствие требований и ожиданий родителей возможностям и потребностям детей – ведущий патогенный фактор, вызывающий нервно-психическое перенапряжение у детей – к упрямству, психомоторным расстройствам или панциря телесного.
- Негибкость родителей в отношениях с детьми (недостаточный учет ситуации, момента, несвоевременный отклик, фиксация и застревание на проблеме и т.д.)
- Неравномерность родителей к детям в разные годы жизни
- Непоследовательность – эффект сшибки нервных процессов (кнут и пряник, не доведение начатого до конца, непредсказуемая перемена расположения, несоответствие между требованиями и контролем, переходы из крайности в крайность)
- Несогласованность (наличие конфликта у родителей, разные темпераменты)
3. Факторы третьего порядка:
- аффективность – избыток родительского недовольства, беспокойства, тревог, страхов
- тревожность (паника по любому поводу, привязывание детей к себе)
- недоверия к возможностям детей, их формирующемуся жизненному опыту (настороженность, подозрительность, мелочная опека, контроль) – «он никогда не делает так как нужно
- недостающая отзывчивость, нечуткость родителей
- гиперсоциальность
- доминантность
При наличии таких неразрешимых для детей переживаний говорят о хроническом психотравмирующем источнике для постоянного напряжения. Они проявляются в затруднении общения, страхе потери «Я», низкой самооценке, неуверенности в своих силах, страхах, тревогах, в чувстве беспомощности и бессилия, развитие идей самоуничижения, неполноценности, ущербности, неспособности быть собой. Все это ведет к возникновению неврозов, и с годами отражается на психосоматическом уровне функционирования нервной системы – повышенная утомляемость, мигрени, ВСД, язвенные и сердечные болезни, псориазы и т.д.