Тема 1. Психосоциальная работа с семьей как первичным институтом социализации личности.

Лекция 1. Понятие, принципы и основные направления семейного воспитания.

На протяжении многих тысячелетий семейное воспитание было практически единственной формой воспитания детей. С конца 17 в. появляются воспитательные учреждения, но для привилегированных классов. Сословно-классовый характер общества определял различное содержание воспитания и направленность в социальных группах.

Две системы, господствующие в рабовладельческом обществе – Афинская и Спартанская – заложили основы для семейного воспитания детей до 7 лет.

Спартанская система воспитания – самая ранняя. С Спарте население резко делилось на спартиатов (господствующий класс, завоеватели) и периэков (угнетенный, но свободный класс граждан, имеющих права), третий класс – элоты – рабы. Дети свободных граждан воспитывались в семье до 7 лет. Государство строго контролировало в лице старейшин здоровье новорожденных, их отбирали у родителей, осматривали, затем возвращали только физически здоровых, а больных и слабых сбрасывали в токийскую пропасть. Малышей воспитывали матери при помощи рабынь-кормилиц. Часто кормилицы имели педагогический опыт, они заботились о жизни и здоровье детей, были образованы. Детей обоих полов закаляли с детства, прививали правила поведения

Прививали способность не бояться темноты. Быть неприхотливыми в еде и легко переносить голод. Легко переносить неудобства, трудности. Девочки и после 7 лет воспитывались в семье, учились рукоделию, игре на музыкальном инструменте, счету, письму, управлению рабами, управлению хозяйством и навыкам самообороны. Когда мужья уходили в военный поход, их жены сами вели хозяйство, управляли рабами, защищали от набегов свои дома и города.

Воспитание детей в Афинах в 7-5 вв. д.н.э. носило ярко выраженный классовый характер. Афины были более развитым рабовладельческим обществом и оставили человечеству богатое наследие в области философии, литературы, искусства, науки и педагогики. Афиняне стремились в семейном воспитании способствовать всестороннему развитию человека – умственному, эстетическому, нравственному и физическому. Считали идеальным того человека, который и нравственно и физически красив.

Многие принципы воспитания в семье получили продолжение в Риме – 6 в д.н.э. в семье мальчиков воспитывали матери или пожилые родственницы, только с 7 лет мальчики начинали учиться под руководством отца:

- подготовка к общественной, хозяйственной, военной деятельности – гражданский характер – готовили активного члена общества сообразно классовой принадлежности: аристократ – руководитель сельскохозяйственных работ, рабов, государственным устройством Древнего Рима; ремесленник или крестьянин – чтению, письму, счету, работе в хозяйстве отца.

На протяжении столетий эта система сохранилась, только вместо родителей воспитание поручалось рабам или приглашенным учителям.

Феодальное общество – воспитание носит классовый характер, господствует религиозная идеология.

Сословия: светские феодалы, духовенство, ремесленники и свободные крестьяне, крепостные крестьяне.

1) До 7 лет – в семье

После – в услужение «сюзерену» – паж, 14 лет – оруженосец, до 21 года – военное искусство, совершить подвиг – рыцари. Девочки – петь. Танцевать, одеваться, вести хозяйство, учтиво разговаривать.

2) церковные школы – 7 свободных искусств (грамматика, риторика – устный разговор, диалектика – наука о развитии, арифм., геометр., астрономия, музыка) основное внимание – богословию – муштра, зубрежка, жестокие меры физического наказания.

3) зажиточные крестьяне и ремесленники – платные ЦПШ – молитвам, церковным обрядам, песнопениям, чтению, письму, счету. Но основная масса оставалась неграмотной.

4) крепостные воспитывались в семье и труде.

Капиталистическое общество

Семейное воспитание девочек – позже институт благородных девиц или монастырские школы перед замужеством.

Семейное воспитание мальчиков, учителя , затем обучение за границей или ив учебном заведении (лицей).

Рабочие – рождались, жили и умирали на производстве, отсутствовала медицинская помощь, дети рождались калеками, высокая смертность – в Англии до 57 %, в России – до 75 %. Как говорил Ф.Энгельс, создавались «кровопийственные» учреждения кружево- и соломо– плетения для маленьких детей.

Система древнерусского семейного воспитания.

В.О.Ключевский: в семье обучались кодексу сведений, чувств и навыков, необходимых для христианина, это была наука о христианском жительстве и она состояла из:

- строение душевное – учение о душевном долге

- строение мирское – наука о гражданском общежитии

- строение домовное – наука о хозяйственном домоводстве

Школа душевного спасения для мирян были приходы, куда ходили главы семей. Они приносили свет в семью и воспитывали в религиозном духе домашних, берегли телесную и нравственную чистоту детей и жены. Жена считалась главным помощником хозяина в этом дле. Дети воспитывались в семье мальчики – отцом, девочки – матерью. Основным способом обучения был личный пример хозяйствования, наглядный образец – «делай как я». Ребенок мог учиться только в семье, поэтому его нравственность, физическое развитие, полученные навыки отражали семейный уклад.

В 9 – 12 вв. появились специальные сборники статей, носящие универсально-педагогический характер. Это «пчела», «златоуст», «Изборник Святослава».

«Пчела» – авторы – Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Василий Великий, их высказывания имели глубокий педагогический смысл и считались важным домашним чтением. Например: «Безмолвное дело лучше бесполезного слова», «истина одна, а ложь многолика», «Делай сказанное и не говори о сделанном».

«Изборник Святослава» за 1076 – статья «Слово некоего отца сыну, словеса душеполезная»: «Простри сердечный съсуд да накапают ти паче меду словеса могущая тя оживите и бесмертна явите тя».

«Поучение Владимира Мономаха» написанное для своих детей стало любимым семейным чтивом русских людей:

- не забывайте убогих и по силе, как можете, кормите их

- сироту и вдову по правде судите и не давайте их в обиду сильным

- пуще всего не имейте гордости ни в сердце вашем, ни в уме, ибо все смертны, - сегодня живы, а завтра в гробу

- старика почитайте как отца, а молодых как братьев

- в доме своем не ленитесь, а за всем присматривайте сами

- не полагайтесь на управителя вашего и на слугу, чтобы приходящие к вам не посмеялись над домом вашим и над обедом

- наша основная болезнь – лень, на мешает нам что-то изменить в жизни, внушает, что всякое усилие – бесполезно. Леность – всему мати, она – корень всего зла и отравляет уже в зародыше духовную энергию человека.

- Юноши: держи глаза долу, не перечь старшим, не хули беседою, много не смейся, научись языку удержанью, уму смиренью, телу порабощенью, не мсти, терпи.

Смысл поучения: не хочу я лиха, а хочу добра братии Русской Земли.

16 век – «домострой» – воспитание в страхе Божии, послушании старшим. Это послушание носило тотальный характер и оставляло за отцом право полной расправы с непокорными детьми вплоть до убийства, за которое давали 1 год тюрьмы (Соборное уложение – 1649 г.) Свято чтилось благословение родителей на любое дело как залог благополучия. Не почитание родителей детьми жестоко каралось, их считали «непочетчиками» [4].

В 18 веке начинают появляться общественные специальные пед заведения, т.к. ситуация экономического и социального развития становится благоприятной. Но основное воспитание продолжает оставаться семейным.

Опыт семейного воспитания явился той почвой, на которой вырастали первые педагогические теории.

Три направления развития:

1. признание за семейным воспитание ведущей роли

2. недооценка роли семьи, обострение внутрисемейных противоречий в различные периоды исторического развития, вызванное различными социальными, политическими и культурными условиями

3. общественное и семейное воспитание выполняет свое назначение в единстве, для родителей воспитание не личное дело, а гражданский долг.

Чешский педагог 17 в. – Ян Амос Каменский выделил 4 ступени развития подрастающего поколения: детство, отрочество, юность, возмужалость. Каждая ступень – 6 лет.

Детство – ребенок изначально тянется к свету, добру, знанию – роль матери как воспитателя помочь вызреть этим стремлениям. Принцип «природосообразности» в воспитании.

Английский философ Джон Локк – 17 век – сторонник индивидуального воспитания, т.к. считал «сколок с общества» недопустимым образцом для воспитания подрастающего поколения. Джентельмена может воспитать только джентльмен – специальный гувернер или отец.

Французский просветитель Жан Жак Руссо – «воспитывать детей должны сами родители». Идея свободного воспитания, чтобы ребенок мог в свободной среде свободно выбирать, следуя за природой, а роль воспитателей устранять вредные привычки и влияния. Против авторитаризма, против телесных наказаний. Детей должны ограничивать не бессмысленные правила взрослых, а непреложные законы природы. Например, если ребенок опоздал на обед, то он его или не получает, или есть холодным – формирование порядка, закона.

Ж.-Ж.Руссо огромную роль уделяет «природным» силам, но недооценивает роль социальной среды.

В противовес этим просветителям немецкий философ П. Наторп, французский философ 18 века Гельвеций, считают, что для детей необходимо воспитывать в школе, в обществе себе подобных, чтобы научиться общаться и развить социальные функции. Но для этого необходимо изъять школы из рук духовенства.

Роберт Оуэн – утопист 19 века – вообще отрицательно относился к семейному воспитанию, брак и семья, по его мнению, являются одним из трех зол капиталистического общества. Лицемерие семейных отношений развращают детей.

Семейное и школьное воспитание:

Швейцарский педагог И.Г.Песталоцци – конец 18 начало 19 века, считал семейное воспитание наиболее естественным. В семье, в отношениях к матери и отцу ребенок получает первые обязанности, приучается к труду, присваивает социальные роли, воспитывается его характер, испытывает чувство любви, общности, принадлежности, в семье осуществляется индивидуальных подход. В общественном воспитании надо использовать те преимущества, которые используются в семейном воспитании.

А.И. Герцен, Н.А. Добролюбов, Н.Г. Чернышевский, В.Г.Белинский – активный борец за переустройство общества должен воспитываться и в семье и в школе

К.Д.Ушинский впервые разработал педагогическую систему неразрывной связи семьи и школы. Основная цель воспитания – «человека в человеке». Нравственная красота человека в его внутренней направленности, а не в навыках поведения в семье и обществе. Семья должна пробудить внимание к духовной жизни, а школа закрепить, закалить. По мнению Ушинского воспитание является «созданием истории», поэтому оно общественное, социальное явление. Он выдвинул идеи гуманистической и демократической школы:

- народная школа

- о роли родного языка для формирования народности и патриотизма

- о верном соотношении в обучении и воспитании общечеловеческого и народного начал.

Эти идеи были поддержаны Л.Н. Толстым, П.Ф. Лесгафтом, Н.И.Пироговым, другими передовыми представителями педагогической мысли в России 19 века.

Н.И.Пирогов впервые обратился к проблемам семейного воспитания. Он считал, что неудачи воспитания коренятся в отсутствии единства мысли, слова и дела. Он призывает педагогов оберегать целостность детской души, не внося в нее раздвоение и неискренность

Начало 20 в. – П.Ф.Лесгафт – профессор анатомии создал в конце 19 в. в Петербурге курсы воспитателей и руководителей по физическому воспитанию большое внимание раннему и дошкольному воспитанию. Он считал, что испорченность ребенка – это не врожденные изъяны или нравственная тупость, а результат педагогических ошибок воспитателя. Различные типы детей (лицемерный, мягко-забитый, злобно-забитый, честолюбивый) формируются в соответствующих условиях семьи). Считал, что в подростковом периоде влияние школы большее, чем семьи, поэтому в школе надо создавать условия для развития и преодоления неправильного воспитания семьи. Лесгафт огромное значение придавал физическому воспитанию – дисциплина тела сообщает дисциплину духа, воспитывает стойкость характера и способствует устроению социальной жизни ребенка.

Ценный вклад в развитие педагогики семейного воспитания внес П.Ф.Каптерев. С его именем связаны первая энциклопедия семейного воспитания и обучения (1898, проведение Всероссийского съезда по семейному воспитанию зимой 1912-1913 года в С.-Петербурге).

Революция 1917 года повлекла за собой глубокие изменения воспитания и в семье и в школе. Трагедии того времени, голод, война гражданская и отечественная повлекли ослабление семьи как фактора воспитания, многие семьи распались или ослабли.

Лекция 2. Критерии ослабления влияния семьи в современном обществе.

Современно общество переживает кризис воспитания подрастающего поколения, во многом это происходит из-за резкого трансформирования семьи как социальной ячейки общества, как той микросреды, в которой как в колыбели, взращивались дети на начальных периодах своего развития. Критерии ослабления семьи в современном обществе:

1. Почти полное исчезновение труда в семье

Труд был центром воспитательной и внутрихозяйственной жизни в семье. Мать находилась дома, оберегала внутренний мир семьи. Каждый имел свои обязанности и отвечал за них перед семьей, а следовательно имел значимость, свое место в общем деле.

Сейчас из места труда семья превратилась в место отдыха, т.к. трудится вне семьи. Дух единства исчезает.

Технические усовершенствования в быту так же способствуют уменьшению роли труда в семье.

2. Переселение в города, урбанизация быта.

Если в 1959 г на города приходилось 27 % населения, то сегодня 62,1 %.

- стремление к комфортной жизни

- отрыв от природы и естественных начал, от нравственных истоков

- утрата традиций, опыта, знаний, накопленных многими поколениями

3. Отсутствие гражданской ответственности родителей перед обществом в плане воспитания детей:

- видят свои обязанности в том, чтобы накормить, одеть, обуть, дать воспитание, но не вырастить человеком;

- отсутствие педагогического опыта в родительской семье, или отсутствие педагогической культуры и стремления к ней.

4. Сокращение количества детей в семье, количества родственников, изменение состава семьи:

- дети общались, социализировались, получали опыт, развлекались

- родственники давали советы, был домашний психотерапевт, мудрец, к которому все могли обратиться за помощью

- сократилось общение между родственными семьями, пэтому общение и социализация страдают

- появились семьи с одним родителем «свободное материнство», «многосемейность»;

- свобода, отсутствие ограничений – хаос, материальная независимость женщины от мужа.

5. Повышенная конфликтность в семьях – что часто приводит к разводам.

Меры коррекции: улучшение воспитательных возможностей за счет создания доверительных отношений, формирование чувства взаимопомощи и вовлечение детей в дела и заботы семьи, разумное соотношение родительской любви и строгости, возрастание роли личного примера, формирование у детей положительного идеала взрослого

Для решения вопросов о воспитании следует учитывать, что существуют разные модели воспитания – религиозная, светское, авторитарное, демократическое, национальное, интернациональное.

Цели домашнего воспитания:

1. Подвести ребенка к внутренней жизни, к работе над собой, к овладению даром свободы.

Рекомендации: ограничивать свободу ребенка соразмерно возрасту, т.к. дети понимают свободу иначе, чем взрослые. Но это должно быть разумное ограничение, объясняемое, а не потому, что так удобно родителям.

Результаты: воспитание чувства ответственности, умение владеть собой в различных ситуациях, осуществлять свои потребности через целостную жизнь, а не через комплекс идей о свободе, единство и целостность личности (между помыслами, поступками и долгом)

2. Воспитание дисциплины. Рекомендации:

– обучать иметь и права и обязанности (повседневные работы по дому);

- не путать воспитание дисциплины с навязыванием своих вкусов, чувств и настроений;

- родителям соблюдать дисциплину и самим следовать правилам, общая атмосфера;

- всегда должно быть разграничено что нельзя никогда и за что всегда накажут, а что можно;

- не терять контроль и воспитывать дисциплину при переходе под опеку школы.

Результаты: отсутствие лени, реализация и самореализация, отсутствие перекосов в воспитании (эгоцентризма, истероидности, психопатии)

3. Создание условий гармонического раскрытия личности ребенка в семье

- развивать и угадывать таланты

- не оценки за память, а знания – умение их применить

- развитие инициативы, творческой смелости, сознания ответственности на основе уважения к ребенку. Этому способствуют игры, семейные инсценировки, семейные чтения и просмотры, походы в общественные места и беседы, занятия рукоделием, развивающими играми.

- формировать личностные качества характера– давать свободу находить решения самому, нельзя ломать или гнуть ребенка – иначе полное отсутствие инициативы, отсутствие внутренней силы, уверенности в себе (злобно-мягко – забиты)

- важно формировать накопление положительного опыта, так как опыт удачи является важным формирующим элементом личности ребенка. Работает принцип преодоления трудностей и получения заслуженных наград и похвалы, принцип реальности в среде жизни

- соблюдать единство требований школы и семьи, единство требований разных поколений в семье, единство требований родителей иначе – ложь, изворотливость, приспособленчество, задержка навыков правильного поведения, не формируются разумные привычки, отсутствие послушания.

4. Формирование основ будущей семейной жизни

- формирование полезных привычек физических, психосоциальных как рычага воспитательной деятельности

- развивать стремление доводить каждое начатое дело до конца (формируется чувство ответственности, приобретается опыт претворения желания в дело) – без подавления воли ребенка в семье это особенно реально. Т.К. обладает достаточным временем, чтобы повторять и укоренять, при нажиме – все усилия пойдут напрасно.

5. Искоренение плохих привычек.

Рекомендации: устранить повод к проявлению и направить деятельность в другую сторону. Например, склонность ко лжи – поощрять его правдивость

злость – искать случая пробудить нежные чувства, раздражительность – не возбуждать его но действовать успокаивающе, необходимо дать возможность стать разумно деятельным.

ПОМНИТЬ, что искореняемая привычка нарушает привычную сферу деятельности и требует замещения, если не найдет достойной замены, может быть заменена еще более худшей привычкой.

Поэтому следует создать атмосферу, в которой ребенок может сам выбрать себе деятельность по душе.

6. Семейное сексуальное воспитание, беседы с родителями, ответы на вопросы щекотливого характера:

- родители должны знать возрастные особенности своих детей (психолог, социальный работник, педагог);

- воспитание эмоциональной уравновешенности, приобретение нравственно-эмоционального опыта (достигается уравновешенность в отношениях, чувство защищенности, чувство прочности семейного очага, низкий уровень личностной и ситуативной тревожности).

7. Формировать доверительные отношения ребенка к родителям

- справедливость требований со стороны родителей

- объективность в оценке поступков

- доброта старших, но строгость

- совет и помощь в достижении цели, в работе

- умение сдерживать данное обещание

- отсутствие равнодушия к своим делам и заботам

- постоянная работа над собой родителей, терпение, тактичность, принцип «не навреди».

Характер взаимоотношения ребенка в семье складывается под влиянием нескольких факторов:

1. традиции семейного общения, нравственно-эмоциональный климат

2. степень зависимости жизнедеятельности семьи от общества

3. формы участия супругов в личном хозяйстве и общественном производстве

4. от типа семьи – много, малодетная, её состава – полная, неполная, структуры – главенство или подчинение

5. от психических и личностных свойств родственников, степени их совместимости и контактности

Лекция 3. Отклонения в личности родителей как причина неврозов.

В результате неправильного воспитания у детей в дошкольном возрасте (до 5-7 лет) формируются негативные черты характера, которые в последствии могут перерасти в невротические отклонения – повышенная эмоциональность, жалостливость, излишне сострадательные, отзывчивые, отсутствие рационализма и практицизма при общем нормальном интеллекте: - непосредственность в выражении чувств, наивность, целостность восприятия;

- впечатлительность– долговременная эмоциональная память, фиксация на неприятных событиях, живет в прошлом;

- импрессивность – склонность к внутренней переработке чувств и переживаний (все держит в себе);

- склонность к задержке эмоциональных реакций;

- внутренняя неустойчивость – противоречивость (может быть следствием нервной конституции, церебрально-органической недостаточности, трудносовместимых полярных темпераментов родителей (холерик-флегматик), наличия эмоциональности и импрессивности родителей, неуверенности в себе при общей активности и выраженности чувства «Я» родителей, противоречия между эмоционально-чувствительным и рационально-этическим (чувство долга) психическим состоянием, противоположных чувств, например, быть с матерью и быть в коллективе).

- склонность к беспокойству, волнениям(тревога, испуг, страх, наличие неразрешимой жизненно важной ситуации для ребенка, блокирование насущных потребностей ребенка, влечений, интересов, неспособность проявить себя среди сверстников, неуверенность в своих силах)

- беззащитность (не может защитить себя, дать сдачи, горько переживает обиду, плохо переносит боль, но может вступиться за другого, не бросить друга в беде, крайне чувствительны к проявлению угрозы, насилия, диктата)

- выраженность чувства «Я»–подчеркнутое чувство личного достоинства, потребность в самоутверждении, наличие своей точки зрения, стремление к самостоятельности, редко просят прощения, внутренняя гордость не позволяет допускать несправедливость, фальшивость, сиюминутную выгоду. Это обязательные дети, исполнительные, но и требовательные, развито чувство стыда, вины, долга. Очень чувствительные к похвале, мнению других людей. Доказывая свою правоту, могут впадать в аффект, который проявляется в отчаянии, в капризах, в чувстве неуверенности в себе, отказе от контактов, одиночеством.

Все перечисленные характеристики психического развития, предшествующие возникновению неврозов, расположены в порядке уменьшения влияния конституционального (наследственного) фактора и увеличении влияния среды. Внутренняя неустойчивость обусловлена влиянием обоих факторов [2]

Неблагоприятные черты личности матерей:

- сензитивность – повышенная эмоциональная чувствительность, склонность принимать все близко к сердцу)

- аффективность (эмоциональная возбудимость неустойчивость настроения)

- тревожность – склонность к беспокойству, несогласованность чувств и желаний

- противоречивость личности

- доминантность – стремление играть значимую роль

- эгоцентричность – фиксация на своей точке зрения, отсутствие гибкости суждений

- гиперсоциальность – повышенная принципиальность, утрированное чувство долга, трудность компромиссов.

Психологические типы матерей, воспитывающих неврозы. [2]

Мать-царевна:

1. Царевна Несмеяна (принципиальная, сдержанна, супер правильная, боится избаловать ребенка)

2. Снежная королева (доминирующая, эмоционально холодная, критику воспринимает как злой умысел, чужие ошибки и заблуждения – пороками)

3. Спящая красавица (мечтательная, погруженная в свои проблемы, разочарованная жизнью, обращается с ребенком как с живой куклой)

Общие признаки матери-царевны:

1) всегда молода, следит за собой

2) исходит только из своей точки зрения

3) доминирует

4) не переносит невнимания к себе, боится остаться одна без признания со стороны окружающих.

Унтер-Пришибеев – (грубая, нечуткая, повелевает, недоверяет опыту и самостоятельности, гневлива, раздражительна, применяет физические наказания).

Суматошная мать - (взбалмошная, неугомонная, непоследовательная, противоречивая, впадает в поведенческие крайности, создает проблему из ничего и сама же на них бурно реагирует)

Наседка – (жертвенная, тревожно-беспокойная, гиперопекающая, отбивающая самостоятельность и активность

Вечный ребенок – (обидчива, капризна, жизнь считает невыносимой, детей – обузой, себя – жертвой, ищет везде помощь, жалуется на судьбу, сдает детей на поруки.

Все типы условны, не являются застывшими.

Черты характера отцов, невротизирующие детей (тики, заикания) [2]

1)психомоторная нестабильность

2) импульсивность

3) мнительность

5) в сочетании с гиперсоциализацией настойчивость и упорство, упрямство, мелочность, пунктуальность и педантизм.

Лекция 4. Характер отношений и воспитания в семье как причины формирования невротических состояний и предпосылок девиантного поведения у детей.

1. Факторы первого порядка:

- гиперопека, основанная на страхах, тревожности, мнительности родителей, их чрезмерной принципиальности;

- компенсация нервных срывов в виде крика и физических наказаний,

- неосознанная проекция личностных проблем на детей (нереализованные мечты, вредный характер приписывается детям, негативная оценка ребенка, неуверенность в правильности своих действий)

- разрыв между словом и делом

- невозможность стабилизировать кризисные ситуации в психическом развитии ребенка, беспокоясь и тревожась, способствуют фиксации на кризисных проявлениях:

- кризис новорожденного –

- кризис 1 года

- кризис 3-х лет

2. Факторы 2 порядка:

- непонимание причин поведения ребенка (незнание его потребностей, переживаний, возрастных перемен)

- неприятие детей (нежелание ребенка, нежелание данного пола, отсутствие в начале жизни эмоционального общения с ребенком приводит к страхам – «не люблю маленьких», молодая мать, старая мать, пренебрежение, отдача на воспитание в ночные группы, интернаты, рационализация своих поступков).

- Несоответствие требований и ожиданий родителей возможностям и потребностям детей – ведущий патогенный фактор, вызывающий нервно-психическое перенапряжение у детей – к упрямству, психомоторным расстройствам или панциря телесного.

- Негибкость родителей в отношениях с детьми (недостаточный учет ситуации, момента, несвоевременный отклик, фиксация и застревание на проблеме и т.д.)

- Неравномерность родителей к детям в разные годы жизни

- Непоследовательность – эффект сшибки нервных процессов (кнут и пряник, не доведение начатого до конца, непредсказуемая перемена расположения, несоответствие между требованиями и контролем, переходы из крайности в крайность)

- Несогласованность (наличие конфликта у родителей, разные темпераменты)

3. Факторы третьего порядка:

- аффективность – избыток родительского недовольства, беспокойства, тревог, страхов

- тревожность (паника по любому поводу, привязывание детей к себе)

- недоверия к возможностям детей, их формирующемуся жизненному опыту (настороженность, подозрительность, мелочная опека, контроль) – «он никогда не делает так как нужно

- недостающая отзывчивость, нечуткость родителей

- гиперсоциальность

- доминантность

При наличии таких неразрешимых для детей переживаний говорят о хроническом психотравмирующем источнике для постоянного напряжения. Они проявляются в затруднении общения, страхе потери «Я», низкой самооценке, неуверенности в своих силах, страхах, тревогах, в чувстве беспомощности и бессилия, развитие идей самоуничижения, неполноценности, ущербности, неспособности быть собой. Все это ведет к возникновению неврозов, и с годами отражается на психосоматическом уровне функционирования нервной системы – повышенная утомляемость, мигрени, ВСД, язвенные и сердечные болезни, псориазы и т.д.

Наши рекомендации