Тема 1. История развития психосоциальной теории и практики, связь с педагогикой, социологией, психологией.
Лекция 1. Возникновение и становление психосоциальной теории и практики.
Становление психосоциальной практики тесно связано со становлением и развитием педагогики и социальной работы. Во второй половине XIX века Адольф Дистервег предложил новое название для педагогической деятельности с обездоленными и беспризорными детьми по профилактике правонарушений несовершеннолетних – «социальная педагогика». В начале XX века немецкий философ Пауль Наторп выступил за всеобщую педагогизацию общества, призывал к созданию воспитательных союзов граждан, которые бы несли культуру и просвещение в народ. И эту деятельность он также называл «социальной педагогикой» [1]. Эти два представителя социальной педагогики выдвинули общедемократическую и гуманистическую идею передовых людей того времени о противодействии антигуманизму общественных порядков, которые отчуждали низшие слои общества от народных масс и способствовали дискриминации.
Рассматривая период становления педагогических воззрений и развития психосоциальных методов деятельности, следует вспомнить о состоянии данных практик в различные этапы общественно-исторического развития. Первобытно-общинный строй заложил элементы обучающе-воспитательной деятельности, направленной на трудовую подготовку подрастающего поколения (ритуалы, традиции, табу). В Древнем мире рассматривалась взаимосвязи между общественными условиями и воспитанием: Демокрит говорил о зависимости воспитания от общественных условий, Платон считал воспитание условием развития от рождения до смерти, связывал судьбу общества с образовательно-воспитательным развитием всех его граждан, Аристотель выдвигал идею физического, умственного и нравственного развития человека (свободного гражданина), ритор Квинтилиан в педагогическом сочинении «О Воспитании оратора» говорил о роли семьи (условий, языкового общения) в воспитании ораторского искусства. Нам известны Спартанская, Афинская системы воспитания, которые отличались друг от друга, отражая социально-экономический уклад, политическую жизнь этих стран. Система обучения и воспитания там носила четко выраженную социальную и идеологическую направленность.
В эпоху Средневековья воспитание и образование носили сословно-идеологический характер, которые обуславливались религией и церковью.
В период Возрождения утверждается идеология гуманизма, освобождения человека от сословных зависимостей. В своих произведениях Т.Мор («Утопия»), Т.Кампанелла («Город солнца») выдвигают идею бессословного обучения и воспитания.
Новое время ознаменовалось утверждением буржуазных порядков и осознанием познавательной и экспериментально-практической деятельности человека как фактора человеческого развития. Начинает реализоваться идея Платона о воспитании человека «от колыбели до могилы». Модель прагматического воспитания выдвигается Я.А. Каменским. Д. Локк («Мысли о воспитании») пропагандирует буржуазные ценности, идеи обучения и воспитания джентельмена.
XVIII век Просвещения характеризуется развитием обучения и воспитания как созидательно-преобразующих факторов развития общества. Человек становится целью развития в соответствии с принципами Равенства, Братства и Свободы, становится популярной концепция свободного воспитания, выведение новой породы людей, преобразование общества. (Например, в период Французской буржуазной революции 50 % населения было грамотным). В конце XVIII века И.Песталоцци выдвигает концепцию о важности роли труда в воспитании и саморазвитии ребенка. Создание им слогообразующего способа обучения делает доступным обучение грамоте ребенка любого сословия. И.Песталоцци активно работает с детьми-сиротами, вкладывает средства в школы-интернаты, развивая тем самым социальную педагогику.
В период XIX века активно развивается фабрично-заводское производство, в общественной жизни многих стран возникают революционные волнения и национально-освободительные движения. Все это дает толчок к образованию слоев рабочих и крестьян, но воспитание и обучение детей носит характер социального неравенства (образования не хватало, чтобы конкурировать с богатыми и образованными людьми, но давало возможность обучать новым рабочим технологиям). Конец XIX – нач. XX вв. возникают различные концепции, активно развивающие социально-педагогическую практику. Г. Кершенштейнер выдвигает концепцию «Гражданского воспитания», суть которой заключается в том, чтобы трудовая школа обучала безусловному повиновению государству, готовила к профессиональной деятельности согласно соответствующему происхождению. В. Лай создает «Педагогику действия», в основе которой лежит формула «Воздействие – реакция», в ней воспитание и обучение рассматривается как система внешних воздействий на учащихся и их ответных реакций в виде занятий музыкой, грамматикой, моделированием и т.д. Дж. Дьюи является основоположником «Прагматической педагогики». Ее каноны утверждают, что умственно развиваться ребенок должен в зависимости от своих интеллектуальных импульсов и склонностей, полученных по наследству и в зависимости от опыта, полученного в семье, таким образом, воздействия окружающей социальной среды являются определяющими.
20 – 30 гг. XX века в Западной Европе распространены идеи общинного воспитания, «общинных школ», первые проекты которых появились в Великобритании и США (семейные условия, гибкое расписание, открытость площадок, основной метод обучения - «метод открытия»). В 60 гг. «общинное воспитание» рассматривалось как средство осуществления социальных изменений в общине, а воспитатель как «агент социальных изменений». В 1982 г в Англии центр развития общинного воспитания выступает в качестве регулятора общественной жизни [2].
Интересным и важным направлением в социально-педагогической и психологической деятельности является возникновение Вальдорфской школы. В 1919 г. она была создана для детей и служащих табачной фабрики «Астория» в Вальдорфе антропософом, художником и теоретиком в области социальных наук Р.Штейнером. Он считал, что человек не конкретно-историческое существо и не совокупность общественных отношений, а вневременное и вечно-постоянное явление, единство духа, души и тела. Познать высшую сущность человека возможно лишь через «сверхчувствительное духовное созерцание», а цель воспитания в соответствии с таким пониманием – всестороннее развитие индивидуальности человека специальными педагогическими средствами (например, постоянными упражнениями в духовной концентрации и размышлении). Это является предпосылкой духовного содержания. Физическое развитие человека понималось им как процесс созревания, в результате которого происходило развитие мышления и морали. Поэтому Штейнер считал, что школа не должна воспитывать человека таким, как требует государство и социальный порядок, экономическая необходимость, так как это подавляло свободу духа. Деятельность Вальдорфской школы строилась на принципах самоуправления. Создавался общественный совет, в который входили учителя, учащиеся, родители. Педагогическими принципами были: отказ от заранее запланированных целей воспитания, ориентация на уровень развития, социальный опыт и потребности отдельного учащегося, отказ от оценок, акцент на развитие эмоциональной сферы, развитие свободы духа, чувства общности, идентификации с группой, сотрудничество с родителями, классовая гармония. И сейчас интерес к Вальдорфской школе не утрачен, в том числе и в России. Её рассматривают как школу особого рода социального воспитания молодежи, её социализации.
Сегодня проблемам социализации уделяется огромное внимание в развитых европейских странах, создаются программы по социализации членов общества. Целями такой социализации являются:
- осознание глобальных масштабов своей деятельности
- формирование планетарного сознания
- ощущение личной ответственности за будущее человеческой цивилизации
- воспитание способности к социальному действию.
Большой вклад в такое воспитание внесли М.Шелер, Х. Плеснер, О.Ф. Больнов.
Во второй половине XX в. изменилась парадигма воспитания подрастающего поколения. Если раньше полноценному большинству противопоставлялось неполноценное меньшинство, то теперь доминирует концепция «единого общества», включающая адаптацию людей с различными отклонениями в здоровье, различными проблемами национального, политического, религиозного характера, интеллектуальной неполноценности. В этой парадигме просматривается тенденция к равенству, признанию всех людей обучаемыми и нужными для общества:
- сегрегационные учреждения – открытые для общества пансионаты, школы, специальные учреждения. Признаются некорректными слова «даун», «идиот», «калека», а предпочтение отдается «дети с особыми нуждами, дети с проблемами».
Все эти социально-педагогические и психолого-социальные тенденции характерны и русскому обществу. В силу исторических обстоятельств российское общество отличалось соборным укладом жизни, религиозностью, подчиненностью государственной политике, деятельностного отношения к себе и к людям. В национальной идее добро всегда торжествовало над злом. Так, в произведении XII века «Поучение Владимира Мономаха» сказано о необходимости связи воспитания с практическими потребностями человека, обоснована идея деятельностного отношения к жизни. С древних времен на Руси создавались руководства поведения в семье, обществе, взаимоотношении с другими людьми (например, в конце XVI века возникают «Домострои»).
До XVIII века в России основным социальным институтом воспитания была семья с ориентацией только на обучение и подготовку к трудовой жизни. Не существовало понятия детства как возрастного периода, недооценивалась значимость формирования личности ребенка – ребенок рассматривался как маленький взрослый.
В XIX веке о роли воспитания в семье писали В.Г. Белинский, А.И. Герцен, В.Н. Щелгунов, П.Ф. Лесгафт. При этом провозглашались основные принципы воспитания – индивидуальный подход, уважение личности ребенка, развитие его самодеятельности и творчества, учет влияния взрослых и быта семьи.
В начале XX века развивается необходимость соединения семейного и общественного обучения и воспитания. Создаются закрытые школы, семинарии, а после революции общие школы. К.Д.Ушинский поднимает вопрос о целостности формирования личности в процессе обучения и воспитания, о роли семьи, общества, истории, родительского примера, провозглашает деятельностный подход.
С XX века в России существовала практика заботы о сиротах и обездоленных, незаконнорожденных. Ими занимались монахи и монастыри, юродивых считали божьими людьми, не обижали. Во времена Петра I и Екатерины II таких детей обучали ремеслу, и они должны были составить третье сословие – мастеровых, служивых людей, а особо талантливые обучались иностранным языкам, аптекарству, рисованию, чтобы «отечеству служить». Такие люди становились вольными, одаренные поступали в Московский университет, девушки в Смольный институт Благородных девиц. По указу Екатерины II стали передавать детей на воспитание в другие семьи «добродетельным людям», и эти семьи должны были по первому приказу предоставить таких детей для государственной службы.
В конце 30–х годов XIX века были созданы Московский и Гатчинский сиротские институты. В.Ф.Одоевский написал «Руководство для гувернанток». Традицией русского общества стали благотворительные попечительские организации, существование богаделен для престарелых, приютов для детей-арестантов, ясли-приюты для крестьян, работающих в поле в страду [1].
После Великой Октябрьской революции открываются народные рабочие школы, университеты, бесплатные народные библиотеки, воскресные школы – ЛИКБЕЗы. Создаются детские колонии. (А.С.Макаренко, Н.К. Крупская, А.В. Сухомлинский)
В советский период педагогическая деятельность принимает вид единой общегосударственной системы, охватывающей все слои населения. Принципами воспитания становятся:
- коллективный и четко организованный труд
- детское самоуправление
- не наказание, а добровольчество, инициатива
- принцип равенства прав и обязанностей воспитателей и учеников
- учет общественного мнения в лице совета командиров и общего собрания воспитанников и учеников
- идея уважения и требования к человеку
- соревновательность
- поощрение и наказание
- система перспективных линий развития
- воспитанник, ученик – не объект, а субъект воспитания
- идеи гармонического всестороннего развития личности.
Большое значение имело воспитание в идеологических организациях, таких как октябрята, пионерия, комсомол, партия. Но развитие обучения и воспитания в советский период проходило под эгидой жесткого партийно-государственного, идеологического контроля, что сдерживало гуманистический и демократический, личностно-ориентированный подходы к воспитанию.
В 90-гг. в России возникают новые социально-экономические, политические и социокультурные условия, среди которых выделяются: демократизация и плюрализм, редуцирование роли государства в обществе,
углубление экономических и социальных различий, переосмысление прав, обязанностей и смысла жизни человека, делается акцент на потребности и интересы индивида и семьи. Ведется разработка новых социально-идеологических ориентиров.
В настоящее время возрастает количество людей, нуждающихся в социальной защите, в оказании психосоциальной помощи, так как растет процент распада семьи, растет число обездоленных, число трудновоспитуемых подростков с делинквентным и девиантным поведением.
Лекция 2. Связь психосоциальной теории с предметом, спецификой и принципами социальной педагогики.
Социальная педагогика это относительно самостоятельная область педагогической теории и практики. Определенная часть теоретиков возражает против такого выделения, т.к. считает его искусственным, ведь вся педагогическая деятельность и практика порождены потребностями социума и направлены на реализацию этих потребностей. Но здесь происходит смешение понятий «социальное» и «общественное», которые часто употребляются как синонимы. Действительно: цели, содержание и средства обучения и воспитания человека обусловлены обществом в целом, всей совокупностью экономических, политических, духовных процессов, социальных интересов. Но социальные интересы – это только часть общественных отношений, которые помогают человеку восстановить положение в обществе, статус, помогают ему функционировать. Подобно таким названиям как «дошкольная педагогика», «школьная педагогика», «военная педагогика», «лечебная педагогика» - «социальная педагогика» указывает на определенную специфику деятельности, объекта педагогического воздействия, методов и средств педагогического исследования и деятельности. Термин «социальная педагогика» указывает на то, что объектом воспитания является человек на протяжении всей жизни, а содержанием деятельности является обучающе-воспитательная помощь в процессе определенных сторон его социализации.
Термин «социализация» предложил американский психолог Т.Парсонс для обозначения процесса, который проходит человек на протяжении всей жизни, приобретая знания об обществе и самом себе, в процессе развития социальных знаний, навыков и умений, в процессе интернализации всей его культуры. Этот термин оправдан, т.к. человек, в отличие от животного, рождается не готовым к жизни, он должен пройти процесс очеловечивания, т.е. усвоить человеческий опыт, накопленный поколениями, усвоить традиции, усвоить язык, приобрести социальные роли, статус. Социализация представляет собой сложный процесс контактирования человека со множествами факторов – природы, общество, самим человеком. Со стороны социальной среды влияние на социализацию человека оказывает регуляционная деятельность государства, при этом воспитание и обучение являются целенаправленным процессами по передачи знаний, формированию умений и навыков. Любое общество и государство стремится сформировать определенный тип человека, который бы в идеальном виде соответствовал социальным идеалам. Поэтому каждое государство заинтересовано в том, чтобы граждане прошли поло-ролевую идентификацию (освоение роли мужчины и женщины), профессиональную (компетентное участие в различных сферах общественной жизни), политическую (становление законопослушных граждан) и т.д. [5].
В то же время, человек стремится к самоутверждению, самореализации, самоопределению как индивид. Эти процессы невозможны без обучения и воспитания вообще, и без социального обучения и воспитания в частности.
Итак, социальная педагогика – это теория и практика познания, регулирования и реализации образовательно-воспитательными средствами процесса социализации или ресоциализации человека, результатом которого являются приобретение индивидом ориентации и эталона поведения (убеждений, ценностей, соответствующих чувств и действий). Объектом социальной педагогики является общество, человек, член социума в единстве его индивидуальных и общественных характеристик. Предметом социальной педагогики является влияние социальной реальности на цели и задачи человека на протяжении всей его жизни, педагогические аспекты его становления и развития, приобретения социального статуса, социального функционирования. Целями социальной педагогики являются:
- разработка обучающе-воспитательных систем, программ, методов и средств социализации с учетом потребности индивида в социальном самоопределении, самоутверждении и самореализации
- оказание помощи отдельным людям и группам населения, имеющим отдельные социальные нужды
- реабилитация имеющегося или потерянного социального статуса, социальной роли.
Очевидно, что методы, содержание и средства реализации целей и задач зависят от возраста человека, сферы его деятельности, обстоятельств его жизни, физического и умственного состояния. Выделяются уровни социальной педагогики: социетальный, социально-средовой, индивидуальный. Социетальный уровень предполагает своим объектом общество как относительно устойчивую общность людей. Организатором и проводником педагогических действий, политических и общественных организаций является государство. Типичным способом реализации выступает идеология как система ценностных ориентаций (открытая или завуалированная, тоталитарная или демократическая, светская или религиозная).
Социально-средовой уровень предполагает своим объектом социальную сферу общества, микросреду, коллективы людей. Типичные средства реализации: культурно-просветительная, физкультурно-оздоровительная, социально-воспитательная работа.
Индивидуальный уровень предполагает своим объектом отдельного человека на различных стадиях социализации, к которому применяются различные социально-педагогические приемы и средства в соответствии со стабильно-уровневым состоянием его развития.
В каждом из названных уровней социальной педагогики есть группа особых индивидов, социализация которых нарушена, и приобретенные этими индивидами социальные навыки становятся препятствующими для развития самого этого индивида. Как правило, эти люди находятся на попечительстве особого типа учреждений в системе социальной работы, которая обеспечивает уход за этими людьми, социальное обеспечение их жизнедеятельности, перевоспитание этих людей [3].
Именно поэтому возникает вопрос о соотношении социальной педагогики и социальной работы. Это два взаимосвязанных понятия, т.к. объекты работы совпадают. Но в социальной работе делается акцент на знания, умения и навыки социального работника, делающие его профессионально состоятельным, а педагогические аспекты вносят гуманистическое отношение к подопечным. психосоциальная работа делает акцент на специально организованные, целенаправленные виды деятельности, специализированные методы воздействия в работе с социально дезадаптированными детьми и подростками, многодетными и неполными семьями, лицами социально-негативного поведения, освободившимися из мест заключения, с людьми, больными алкоголизмом и наркоманией, жертвами насилия и лицами, склонными к суициду, с индивидами с физической, психической, социокультурной и другими видами деприваций. Для оказания такой помощи нужна специальная подготовка, которую и социальный работник, и педагог и психолог может получить в рамках специализации «Психосоциальная работа».
Как часть педагогической и социальной наук психосоциальная работа должна опираться на общие понятия, иметь свой понятийный аппарат.
1) Ключевым понятием является психосоциальная деятельность, обеспеченная образовательно-воспитательными средствами направленной социализации личности, в передаче индивиду и освоении им социального опыта человечества, обретении или восстановлении социальной ориентации, социального функционирования. В нее входят процессы образования, обучения, воспитания, интериоризации, экстериоризации, социокультурных программ и общественного наследия. Базисом такого вида деятельности является общение людей друг с другом, обмен мировоззренческими понятиями, системами воспитания, менталитетом, поведением и т.д.
Основными навыками психологов в системе социальной работы должны быть умения наблюдать, объяснять события конкретной социально-педагогической реальности, рационально измерять условия, факторы, способы и средства деятельности. Он должен обладать чувством эмпатии, сочувствия, сострадания, владеть иррациональными методами и приемами, такими как интуиция, фантазия, умение учитывать экзистенциальные интересы людей, этические и моральные оценки, уметь распознавать невербальные формы проявления желаний, потребностей, интересов. Немаловажным для психолога является умение рефлексировать и саморефлексировать. Необходимо уметь пользоваться различными психокоррекционными и психотерапевтическими техниками, механизмами. Например, игра – как принцип общечеловеческой культуры – применима не только в работе с детьми, но и со взрослыми. Игра позволяет создать для участников взаимодействия условно-социальную ситуацию, в рамках которой они могут пережить в свернутом виде обстоятельства, которые необходимо учесть, могут понять на основе собственного опыта свое состояние и состояние партнера. Основным принципом работы является принцип «не навреди». Выбор основных средств и методов должен обеспечивать положительные результаты, способствовать развитию гуманизма, человеческой индивидуальности, способствовать развитию величайшим человеческим ценностям.
Другим ключевым понятием в психосоциальной работе является социальное воспитание, то есть способность человека взаимодействовать с социальным миром. Социальность - это единство личного и коллективного, но одновременно она есть проявление общественной природы человека на индивидуальном уровне, и поэтому включает в себя субъективность, понимаемую как способность быть источником собственной активности
Психосоциальное обучение – цель – развитие знаний, умений, навыков общаться, взаимодействовать личности со средой, координировать воспитательные силы в обществе, в семье, в социальных группах и институтах.
Принято считать, что человек и общество проходят три уровня развития:
-идентификация – уровень социализации, результатом которой является включенность индивида или социальной группы в систему общественных отношений, осознание ими принадлежности к той или иной общности, социальной направленности, своего статуса, социального поведения. Это необходимый этап в жизни каждого человека, без которого нельзя развиваться;
- индивидуализация – потребность каждого человека быть значимым, полезным, интересным для общества, для окружающих для самого себя, возможность самореализоваться, воплотить в жизнь собственные мечты, способности, цели и интересы;
- персонализация – высший уровень, формирование человека как целостной социально активной личности, а социальной группы как субъекта поступательно-гуманистических процессов.
Принципами психосоциальной работы являются:
-гуманизация – идея признания человека высшей ценностью, целью и критерием общественного развития, идея уважения свободы выбора и т.д., чувство ответственности за поступки;
-личностно-гуманистический подход – индивидуальный подход, учет биологических и социальных задатков и т.д.;
- принцип социальности – как личностное свойство, приобретаемого человеком в процессе социализации, детерминизма;
- принцип деятельностного подхода;
- принцип превентации – предвидение отрицательных последствий воздействия, удаление и минимизация их;
- принцип развития – человек динамическое образование, этапы имеют свои характеристики, стадиально-уровневый характер развития;
- многомерно-диалектический принцип - отсутствие односторонности понимания, учет диалектики общего и особенного, возможного и действительного, содержания и формы;
- принцип применения различных технологий – индивидуальных, коллективных, авторитарных, демократических, общих, специальных, частных, интегральных, коррекционных, рекреационных, которые применяются в типичных условиях.
Тема 2. Содержание, методика, задачи и место курса психосоциальной работы в системе профессиональной подготовки специалистов.
Лекция 1. Содержание и методика психосоциальной деятельности в системе социальной работы.
Введение в России социальной работы и подготовки социальных работников кардинально изменило концептуальные основы различных смежных дисциплин, изучающих человека и общество, потребовало нового содержательного наполнения социальных дисциплин, педагогики, экономики, права и психологии. Содержание этих дисциплин начало концентрироваться на болевых точках, на социальном и личностном неблагополучии, которое может быть вызвано самыми разнообразными факторами и причинами, далеко не всегда осознаваемыми человеком. Потребность в психосоциальной работе возникает в кризисных ситуациях, которые носят самый разнообразный характер - безработица, болезни, адаптация после пребывания в местах лишения свободы, семейные и служебные конфликты и т.д.
Целями курса «Методика и содержание психосоциальной работы» являетсяформирование системных представлений о содержании и методах психосоциальной деятельности, выработка на этой основе психосоциального мышления применительно к особенностям социальной работы, овладение технологиями и навыками психосоциальной работы с разными субъектами и группами в различных социальных учреждениях и сферах жизнедеятельности.
Задачами курса являются:
1) овладение знаниями, позволяющими грамотно осуществлять психосоциальную деятельность, осмысление основных подходов и концепций психосоциальной работы, описывающих разные методические и содержательные подходы к ее организации и осуществлению,
2) выработка навыков и умений психосоциального мышления и психосоциального поведения будущих специалистов, помочь в выработке навыков практической психосоциальной работы с разными группами людей,
3) овладение общими методами и технологиями психосоциальной работы, изучение возможностей и ограничений каждого из методов, наиболее распространенных и оптимальных ситуациях их использования,
4) осмысление особенностей психосоциальной работы в учреждениях разного типа, специфических проблем, встающих перед психологом,
5) освоение специфических методов психосоциальной помощи в каждом из типов учреждений, в различных областях психологической деятельности,
6) осмысление взаимосвязей методов и содержания психосоциальной работы, взаимосвязей различных пластов и аспектов психосоциальной помощи: социального, психологического, педагогического,
7) формирование представлений о месте психологической помощи клиентам,
8) развитие представлений о психосоциальной работе как основе повышения эффективности психосоциальной помощи клиентам, осознание значимости психолого-педагогической подготовки специалиста,
9) развитие профессионального самосознания будущих специалистов, побуждение к самоисследованию своего личностного и профессионального потенциала.
Место курса в профессиональной подготовке.
Курс «Содержание и методика психосоциальной деятельности» принадлежит к числу специальных дисциплин и рассчитан на выработку специальных конкретных знаний, выработку практически значимых умений и навыков психосоциального мышления и психосоциального поведения, развитию специальной профессиональной компетентности.
Лекция 2. Понятие, сущность и основные направления психосоциальной работы в мировой практике.
Как уже указывалось выше, психосоциальная работа является тем понятием, которое включает пограничную область между социальной педагогикой, психологией и социальной работой. Сюда можно отнести и психотерапию, которая осуществляется психологами или психиатрами, а также социальными работниками с дополнительной терапевтической подготовкой. Чаще всего психологи и социальные работники используют в своей работе отдельные элементы психотерапевтических знаний. Для того, чтобы не путать психотерапию с элементами психотерапевтической работы, необходимо ввести понятие «психосоциальная работа». В докладе по психотерапии (1975) она определялась как «профессиональное занятие с ясным пониманием того, какое значение имеют социальная организация и формы человеческого общения для психического развития и благополучия индивида».
Психосоциальная работа - это направление в социальной работе, которое уделяет особое внимание психологическим аспектам трудной жизненной ситуации клиента.
Понятие "психосоциальный", с одной стороны, определяет точку зрения на причины человеческого страдания - социальные и психические проблемы взаимодействуют друг с другом, с другой стороны, указывает способы решения проблемы, учитывающие как социальные, так и психологические аспекты, с которыми, в свою очередь, работают параллельно.
В практической работе границы между психотерапией и психосоциальной работой часто являются подвижными. Можно выделить три направления психосоциальной работы:
1. Социальная служба.
Примером социальной службы является посредничество различного вида: выплаты социальных пособий; · предоставление информации о том, где можно найти работу, получить образование и жилье; помощь в списании долгов; как добиться льгот в очереди на детский сад или на место в больнице.
Содержание контактов концентрируется на опосредовании имеющихся возможностей и информации. Личность нуждающегося в помощи на этом уровне не затрагивается или затрагивается незначительно. В центре стоит внешняя социальная ситуация. Редко возникают какие-либо особые отношения друг с другом, поскольку контакты с большинством клиентов кратковременны. Ранее этот тип работы доминировал в системе социальной защиты.
2. Психосоциальная работа.
Психосоциальная работа имеет место в большинстве направлений лечебной, воспитательной и исправительной деятельности: забота о здоровье матери и ребенка, детские ясли, школы, система социальной зашиты, система уголовного исправления, воспитание молодежи, психиатрия, психосоциальная работа осуществляется и в такой специфической сфере, как производство. Психосоциальная работа включает в себя две различные формы:
1) Общественно направленное воздействие или профилактическая психосоциальная работа, заключается в просветительской деятельности или передаче знаний различным группам. Примером этой работы могут служить информация и курсы в школе об алкоголе и половых отношениях, примером ее объекта - группа для родителей в детском здравоохранении.
2) Другая форма психосоциальной работы применяется во время контактов с отдельными лицами, т.е. речь идет об индивидуально направленном воздействии.
Личность клиента затрагивается в большей степени, чем при оказании социальной помощи. Беседы являются по своему характеру поддерживающими и нацелены на проработку пограничных проблем. Речь может идти и о беседе с лицом, находящимся в кризисном состоянии, а также о советах в различной форме. Беседы не нуждаются в особой систематизации, а исходят из актуальных потребностей клиента. Не происходит вникания в прошлое индивида. Целью не является достижение каких-либо существенных изменений личности, даже если эффект и мог бы стать терапевтическим, т.е. лечебным и освобождающим. Работа, проводимая неспециалистами, например, воспитателями или надзирателями различного вида, можно сказать, находится на данном уровне психосоциальной работы.
Работа по изучению психосоциальной обстановки и мотивационная деятельность также преимущественно относятся ко второму уровню [2 ].
3. Психосоциальное воздействие.
1)Работа по оказанию психосоциальной помощи является в высшей степени индивидуально направленной. Проблемы проявляются здесь социально и/или психологически. Клиент должен иметь иную, более сильную мотивацию, чтобы помощь стала актуальной.
Воздействие более систематизировано и структурировано, чем общественная психосоциальная работа. По продолжительности оно простирается от многократных до многолетних контактов. Завязываются более личные отношения, которые используются для осуществления изменений. Такая психосоциальная деятельность также направлена на изменение личности, отношений и/или социальной ситуации.
2) Психотерапия определяется как «воздействие, основанное на психологической теории и методах и заключающееся в систематических, целенаправленных мерах по оказанию помощи лицу или группе лиц в вопросе урегулирования чувств, импульсов, мыслей, отношений и снятия психосоматических симптомов, которые являются беспокоящими» [1, 2]. В психотерапии используется ряд методов: ·гипноз, поведенческая терапия, психодинамическая терапия, образная терапия, манипуляционный (трансактный) анализ. В отличие от психосоциального воздействия, психические проблемы стоят в самом центре.
Психосоциальное воздействие означает, что прорабатывается как социальная, так и психологическая ситуация, в то время как в фокусе психотерапии находится психическое страдание. Кроме того, эти формы применяются в различных организациях, направлены на различные группы и отличаются друг от друга рабочей методикой, обусловленной специфическими проблемами целевых групп.
Лекция 3. Психосоциальный подход в социальной работе.
Социально-психологическая направленность (личность - общество) эволюционировала на протяжении всей истории профессиональной социальной работы в XX в. и привела к возникновению психосоциального подхода. Данный подход обычно связывают с именами М. Ричмонд (Mary Richmond) и Ф.Холлиз (Florence Hollis), а в 1950-1960-е гг. Большое влияние на его формирование оказали психоаналитические идеи Фрейда, затем работы Дж. Боулби. В исследованиях, посвященных психосоциальному подходу, обосновывается необходимость понимать личность клиента в его взаимоотношениях с миром, который его окружает.
Цель психосоциального подхода - поддерживать равновесие между внутренней психической жизнью человека и межсистемными отношениями, влияющими на его жизнедеятельность. При психосоциальном подходе оптимистически рассматриваются возможности человека, высоко оцениваются потенциал личности и ее способности к росту и развитию при наличии соответствующих условий, ресурсов и помощи. Суть помощи -- эффективное участие в решении психологических, межличностных и социальных проблем «личности в ситуации».
В отечественной методологии и практике психосоциальной работы идея синтеза психологического и социального прослежив