В логоритмике выделяют два основных направления в работе с детьми, страдающими речевыми нарушениями.
Первое предусматривает развитие неречевых процессов: совершенствование общей моторики, координации движений, ориентации в пространстве; регуляция мышечного тонуса; развитие чувства музыкального темпа и ритма, певческих
способностей; активизация всех видов внимания и памяти.
Второе направление логоритмической работы – развитие речи детей – логопатов и корректирование их речевых нарушений. Эта работа включает в себя развитие дыхания, голоса; выработку умеренного темпа речи и ее интонационной выразительности;
развитие артикуляционной и мимической моторики; координацию речи с движением; воспитание правильного звукопроизношения и формирование фонематического слуха.
Развитие неречевых процессов
Ходьба и маршировка (вводные и заключительные упражнения)
Ходьба – естественный вид движения человека. Она осуществляется за счет четкой координации движений рук и ног. Дети, имеющие речевые нарушения, как правило, неловки: ходьба их неустойчивая, походка неровная. Часто при ходьбе
они шаркают ногами. Поэтому задания по обучению ходьбе и легкому бегу под музыку обязательно включаются в каждое логоритмическое занятие.
Регуляция мышечного тонуса
У детей, имеющих речевую патологию, часто отмечается не только нарушение артикуляции, но и недостатки мелкой и общей моторики. Они, как правило, неловки, движения их плохо координированы. Причина этого кроется в нарушении
тонуса мышц. Чаще всего дети - речевики излишне напряжены, резки в движениях, суетливы. Иногда же, наоборот, имеет место снижение мышечного тонуса, а как следствие, вялость общих движений. Для коррекции этих недостатков моторики
необходимо научить детей умению регулировать свой мышечный тонус: расслаблять и напрягать определенные групп мышц.
Развитие внимания и памяти
У детей, имеющих речевые нарушения, часто наблюдается недостаточная
сформированность моторного, зрительного, а особенного слухового внимания и памяти. Поэтому на занятиях по логоритмикеобязательно проводятся упражнения, направленные на развитие всех видов внимания и памяти. В результате выполнения
специально подобранных упражнений у дошкольников постепенно формируется быстрая и точная реакция на различные виды раздражителей. Дети учатся сосредотачиваться, проявляя для этого определенные волевые усилия. Улучшается не
только устойчивость. Но и переключаемость внимания – способность переходить от одного действия к другому. Параллельно с развитием всех параметров произвольного внимания у детей постепенно улучшается память. Как моторная и зрительная, так и слуховая.
Развитие чувства музыкального размера (метра)
Метр – ритм, в котором все длительности одинаковы, а акценты одинаковой силы появляются через определенные (равные или неравные) промежутки времени. На логоритмических занятиях детям дается представление об акценте, как
об ударном моменте в звучании, т. е. силовом выделении отдельного звука в музыке. Услышав акцент на фоне звучания равной силы, ребенок должен подать какой-либо условный сигнал.Сначала учат выделять неожиданный акцент и лишь затем метрический (равномерно повторяющийся) акцент в музыке. Когда дети овладеют этим умением, можно приступать к работе над самым сложным – переходным акцентом.
Развитие чувства музыкального темпа
Темп – скорость исполнения музыки, которая определяется частотой чередования основных метрических долей. Темп может быть медленный, умеренный и быстрый.
Развитие чувства музыкального ритма
У детей с речевой патологией часто наблюдаются недостатки в восприятии ритма.Выражается это в том, что они немузыкальны, как правило, с трудом заучивают стихи, так как не воспринимают музыкального ритма стихотворения, не улавливают его рифмы.
У таких дошкольников возникают сложности при воспроизведении слоговой структуры слов, состоящих из трех и более слогов. Пытаясь произнести длинное слово, ребенок пропускает или переставляет местами его слоги, звуки. Музыкальным ритмом называется чередование и соотношение длительностей звуков в музыкальном произведении. Ритмические единицы – это длительности отдельных звуков и пауз.
Игра на музыкальных инструментах
На занятиях часто используются детские музыкальные инструменты.
Благодаря игре с музыкальными игрушками у дошкольников формируется чувство музыкального ритма, темпа, улучшается внимание, музыкальный слух, совершенствуется пальчиковая моторика, развивается дыхание (при игре на духовых инструментах).Музицированиеспособствует развитию творческих способностей.
Пальчиковые игры
Ученые-физиологи доказали, что развитие подвижности пальцев способствует более активному речевому развитию ребенка. Объясняется это просто: представительства речевой и пальчиковой зон в коре головного мозга человека находятся в непосредственной близости и оказывают друг на друга влияние. Поэтому, развивая мелкую моторику пальцев рук ребенка, мы способствуем и его
скорейшему речевому развитию.Для совершенствования тонких движений пальцев рук с детьми проводятся различные пальчиковые игры с пением или игры с
мелкими предметами под музыку.
Подвижные игры
Основная форма деятельности детей – игра. Подвижные игры развивают у детей эмоционально-волевые качества, обучают самым разнообразным видам движения – ходьбе, бегу, поскокам, прыжкам, учат ориентироваться в пространстве. Весь словесный
материал – песенки, потешки, пропеваемые или проговариваемые детьми во время подвижных игр, служит еще одной важной цели – закреплению в речи дошкольников различных групп звуков.
Слушание музыки
Музыка по своей природе очень эмоциональна и образна. Музыкальными средствами на логоритмических занятиях постепенно развивают художественное восприятие детей. Детям предлагается для прослушивания как вокальная, так и инструментальная музыка. Из инструментальной музыки ближе всего
музыка, написанная на какой-либо определенный сюжет, а также изобразительная музыка, в которой композитор прибегает при помощи средств музыки к подражанию, например пению птиц, вою ветра, шуму дождя, грохоту поезда и т.д.