Шаг 2. Сообщите «последствие».
«Последствия» помогают детям установить связь между тем, что они делают, и тем, что получается в результате их действий. Можно сказать что-то вроде: «Поскольку ты не сделал то, что я попросила, я хочу, чтобы после того, как ты уберешь свою одежду и поставишь на место тарелки, ты еще, разложил выстиранное белье. Только после этого ты сможешь снова играть в машинки». Помните, что следует подбирать минимальное из всех возможных «последствий».
Шаг 3. Опишите, что вы хотите.
Рассказывая ребенку о том, как он должен вести себя, будьте точны и конкретны. Шестнадцатая глава этой книги называется «Социальные навыки». Она поможет вам определить, как именно должен вести себя ребенок в тех случаях, когда его поведение кажется вам неприемлемым. В нашем примере Саша не выполнил просьбу матери и не помог ей по дому. Его мама может сказать сыну следующее: «Саша, я хочу, чтобы в следующий раз, когда я буду тебя о чем-то просить, ты соглашался и сразу же приступал к делу».
Шаг 4. Потренируйте то, что вы хотите.
Практика, практика и еще раз практика. Каждый раз, когда ваши дети упражняются в том, чтобы вести себя правильно, вы увеличиваете их шансы на успех. Практика помогает им запомнить, что нужно делать, чтобы избежать проблем. Так, в нашей ситуации Сашина мама говорит: «Ну а теперь покажи, как ты будешь выполнять мои поручения в следующий раз», на что Саша медленно произносит: «Ладно» и нехотя отправляется на кухню. Здесь мама может сказать: «Спасибо, что сразу берешься за дело. Ты правильно понял мою просьбу и теперь сможешь все быстрее закончить и скорее вернуться к своим игрушкам».
ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ:
Вот несколько полезных советов, которые пригодятся вам, когда вы будете применять корректирующее обучение.
Во-первых, сохраняйте спокойствие.Если ребенок не слушается, остановитесь, подумайте, что следует предпринять, успокойтесь и дальше действуйте в соответствии с четырьмя шагами корректирующего обучения.
Во-вторых, не перескакивайте с проблемы на проблему.Большинство детей — мастера по переключению внимания родителей. Для этого они могут подбрасывать вам следующие мысли:
«Ты больше меня не любишь!»
«У нас в классе этого никто не делает! Другие родители лучше!»
«Забирай все, что хочешь. Мне все равно»
Подобные высказывания обычно попадают точно в цель. Однако сейчас не время защищаться или смеяться. Сосредоточьте внимание на том, чему вы хотите научить ребенка. Дайте ему понять, что, если он и вправду хочет обсудить все эти вещи, вы можете потолковать о них после того, как будет решена основная проблема его поведения.
В-третьих, дайте ребенку возможность исправиться.Если он внимательно слушает и делает все, чтобы исправить проступок, не бойтесь отменить какую-то часть отрицательных «последствий». Допустим, ваши дети ссорились между собой и за это были лишены возможности в течение часа смотреть телевизор- После того как вы прибегли к корректирующему обучению, оба они извинились и предложили вместе помыть посуду. Если у них получится сделать это дружно и мирно, можно вернуть им полчаса потерянного телевизионного времени — это будет служить поощрением за то, что они исправились.
В четвертых: будьте последовательны. Это значит, что, если дети ложатся спать в 21.30, они каждый вечер должны быть в кровати в это время. Когда им удается выполнить это требование, прибегайте к эффективной похвале или используйте иные способы поощрения. Если же они улеглись позже — примените корректирующее обучение и лишите их поощрений. Чем точнее вы будете придерживаться выбранной линии, тем больше ей будут следовать ваши дети.
Однако будьте достаточно гибкими. Это значит, что вы должны быть последовательными в применении корректирующего обучения, но можете применять его творчески. Никто не знает ваших детей лучше, чем вы сами. Если вы сочтете, что для вашего ребенка будет полезнее сделать «последствие» последним шагом корректирующего обучения, не бойтесь поэкспериментировать. Если такая перестановка окажется неудачной, всегда можно вернуться к первоначальной схеме.
И наконец, используйте «последствия». Некоторым родителям бывает трудно сделать это даже в качестве последнего этапа корректирующего обучения. Тем не менее, «последствия» помогают детям установить связь между тем, что они сделали и тем, что должны делать. Они запоминают, что их поведение приводит к определенным «последствиям» как для других, так и для них самих.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ:
Представьте себе какой-то типичный для вашего ребенка вид неправильного поведения. Затем продумайте, какие слова вы сможете сказать ему на каждой стадии корректирующего обучения. Прежде чем обратиться к ребенку, порепетируйте свои слова несколько раз перед зеркалом. Зеркало — хороший помощник. В отличие от ребенка оно не станет вам возражать и поможет приобрести некоторую уверенность, а уверенность, как известно, — верный путь к успеху.
Родители, которые не жалели времени и следовали всем шагам корректирующего обучения, были поражены достигнутыми результатами. Им удавалось не только добиться значительных улучшений в поведении своих детей, но и почувствовать удовлетворение от их воспитания. И хотя воспитание не становится от этого менее сложным процессом, родители начинают видеть положительные результаты своих усилий. Попробуйте использовать шаги корректирующего обучения, и вы сами в этом убедитесь.
ГЛАВА 11: ОБУЧЕНИЕ САМОКОНТРОЛЮ
Все знают, как трудно быть с ребенком, когда тот злится, вызывающе себя ведет или просто отказывается делать то, о чем его просят. Бывает, что он кричит, спорит, дерется, швыряет все, что попадается под руку, или даже угрожает родителям.
Дети должны понять, что негативное, агрессивное поведение неприемлемо. С помощью нашего метода родители смогут научить детей по-другому реагировать на неприятные для них переживания. Мы называем это обучением самоконтролю.
Обучение самоконтролю используют в следующих трех ситуациях:
1. Когда ребенок ведет себя плохо, и в ответ на корректирующее обучение его поведение не улучшается, а наоборот, становится еще хуже.
2. Когда ребенок внезапно «взрывается», реагирует очень эмоционально и отказывается делать все, о чем бы его ни попросили родители.
3. Когда родители слишком болезненно переживают поведение своих детей и не могут сохранять спокойствие.
Вспомните, когда в последний раз ваш сын или Дочь негативно отреагировали на вашу попытку изменить их поведение. Что послужило толчком Для такой реакции? Как поступили в этой ситуации вы? Анализ подобных случаев необходим для того, чтобы в будущем они не застали вас врасплох. В главе 9 мы уже обсуждали план, который поможет вам сохранять спокойствие в таких ситуациях. Обучение самоконтролю является еще одним таким способом.
Обучение самоконтролю преследует две основные цели: оно поможет вам и вашему ребенку успокоиться во время слишком эмоциональных ситуаций, а также научит ваших детей контролировать свое поведение, когда они расстроены.
ШАГИ ОБУЧЕНИЯ САМОКОНТРОЛЮ:
Давайте познакомимся с шагами обучения самоконтролю и подробно рассмотрим каждый из них.
ПЕРВЫЙ ЭТАП. ДАЙТЕ УСПОКОИТЬСЯ.
Шаг 1. Опишите неправильное поведение.
В нескольких словах объясните своему ребенку, что именно он делает неправильно. Важно, чтобы это описание было кратким. Помните, что ваши слова должны быть конкретны и понятны ребенку. Говоря о его неправильном поведении, не сердитесь, не прибегайте к сарказму или обвинениям. Не повышайте голоса, говорите медленно и спокойно. Для того чтобы ребенок понял, что он делает, достаточно сказать что-то вроде: «Миша, ты кричишь на меня и мечешься по комнате».
Когда ребенок расстроен или рассержен, хорошо выразить ему свое сочувствие. Можно, например, сказать: «Я знаю, что ты сейчас расстроен и тебе неприятно то, что произошло». Эти слова не только дадут понять ребенку, что вам небезразличны его чувства, но и послужат хорошим началом для следующих шагов обучения. Кроме того, сочувствие поможет вам сосредоточиться на поведении ребенка, а не на своих собственных эмоциях.
Шаг 2. Дайте четкие указания.
Ребенок должен получить очень точные указания относительно того, что ему необходимо делать, чтобы начать успокаиваться. Эти инструкции должны быть максимально просты, вроде: «Прошу тебя, пойди в свою комнату или на кухню и успокойся». Можно помочь ему прийти в себя следующей фразой: «Сделай несколько глубоких вдохов и выдохов и постарайся успокоиться». Указания не должны быть слишком многословны, и не стоит повторять их слишком часто. Простые, четкие инструкции помогут ребенку сосредоточить внимание на том, чтобы вернуть самообладание.
Шаг 3. Предоставьте время, чтобы успокоиться.
Сохраняя спокойствие, родители не только помогут своему ребенку успокоиться, но и сами смогут лучше сосредоточиться на поведении ребенка, а не отвлекаться на собственные эмоции. Иногда очень полезно бывает сказать: «Нам всем нужно время, чтобы прийти в себя. Я вернусь через несколько минут». Помните, что, давая ребенку время, чтобы успокоиться, вы помогаете ему «сохранить лицо».
За то время, пока вы будете приходить в себя, вы сможете обдумать свои дальнейшие шаги. Одновременно с этим такой «тайм-аут» позволит вашему ребенку решить, стоит ли ему продолжать неправильное поведение или лучше успокоиться. Наведывайтесь к ребенку столько раз, сколько понадобится. Спрашивайте его: «Мы уже можем поговорить о том, что произошло?» «Ты уже достаточно успокоился?»
Переходите к следующему шагу, только когда ребенок начнет отвечать более или менее спокойным голосом и сможет воспринимать то, что ему говорят. Не спешите. При необходимости повторите описание поведения и свои инструкции. Главное, сохраняйте спокойствие и следите за тем, что вы делаете и говорите.
ВТОРОЙ ЭТАП. ПОСЛЕДУЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ.
Шаг 4. Опишите, что ребенок может сделать иначев следующий раз.
Расскажите вашему ребенку о других способах выражения досады и злости. Дети должны понять, что, когда они сердятся из-за того, что не все происходит так, как им бы хотелось, это приводит к еще большим отрицательным последствиям. Здесь можно остановиться на тех советах, которые вы давали во время второго шага, и на способах, помогающих человеку успокоиться.
Мы учим родителей использовать предложения, начинающиеся словом «вместо». Это выглядит следующим образом:
«Вместо того чтобы кричать и хлопать дверью, в следующий раз, когда ты расстроишься, скажи мне, что ты злишься, и попроси разрешения пойти успокоиться в свою комнату».
«Вместо того чтобы ругаться, попроси разрешения выйти на улицу и посидеть там, пока не сможешь спокойно обсудить то, что у нас
происходит».
Как только ребенок успокоится, он сможет обсуждать ситуацию, вызвавшую такую бурную реакцию, и способы ее разрешения.
Шаг 5. Потренируйте то, что ребенок может сделать иначе в следующий раз.
Теперь, когда ребенок знает, что ему делать, важно научить его, как это делать.
Пусть ваш сын или дочь попробуют на практике применить новые способы поведения. Отметьте то, что им удается, и укажите, над чем стоит еще поработать. Постарайтесь подбодрить и поддержать своего ребенка, особенно, если он честно старается выполнить то, о чем вы его просите.
Шаг 6. Сообщите «последствие».
Это ключевой момент обучения самоконтролю. Наиболее распространенная ошибка родителей, применяющих этот метод, состоит в том, что они забывают о «последствии». Пожалуйста, помните, ято «последствие» помогает изменить поведение. Не пренебрегайте им.
Для того чтобы лучше представить себе все шаги обучения самоконтролю, давайте рассмотрим конкретную ситуацию: вы только что не разрешили своему десятилетнему сыну пойти гулять с ребятами, потому что он не закончил уборку комнаты. Он поднял крик: «Ты никогда мне ничего не разрешаешь! Это нечестно! Я тебя ненавижу!» и дальше в том же роде.
ПЕРВЫЙ ЭТАП. ДАЙТЕ УСПОКОИТЬСЯ.
Шаг 1. Опишите неправильное поведение.
«Я знаю, что тебе хотелось погулять с ребятами, но ты ругаешься и кричишь».
Шаг 2. Дайте четкие указания.
«Пожалуйста, перестань кричать и постарайся успокоиться Иди посиди на диване или можешь пойти в свою комнату. Сделай несколько глубоких вдохов и выдохов, это поможет тебе прийти в себя».
Шаг 3. Предоставьте время, чтобы успокоиться.
Оставьте на несколько минут ребенка одного. Через какое-то время загляните к нему и спросите, может ли он говорить и готов ли к сотрудничеству: «Мы уже можем обсудить происходящее?» или «Я вижу, ты все еще расстроен. Я пока подожду и вернусь через несколько минут».
Как только вы заметите, что ребенок выполняет ваши указания и готов обсуждать возникшую Проблему, переходите ко второму этапу, направленному на обучение.
ВТОРОЙ ЭТАП. ПОСЛЕДУЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ.
Шаг 4. Опишите, что ребенок может сделать иначе в следующий раз.
«Давай подумаем, что можно сделать в следующий раз, когда ты расстроишься. Я бы хотела, чтобы ты мне дал об этом знать и попросил разрешения пойти в свою комнату успокоиться».
Шаг 5. Потренируйте то, что ребенок может сделать иначе в следующий раз.
«Представь себе, что я не разрешила тебе идти играть. Что ты будешь делать? Давай попробуем».После этого прокомментируйте, как у него это получится.
«Хорошо, ты сказал, что разозлился и просишь дать тебе возможность пойти в свою комнату. И все это ты сказал нормальным тоном. Молодец».
Шаг 6. Сообщите «последствие».
«Запомни, крики и ругань не остаются без последствий. Поэтому сегодня после ужина тебе придется помыть посуду и подмести пол на кухне».
В реальной жизни вам, скорее всего, не удастся разрешить ситуацию так быстро. Бывает, что ребенок сначала немного успокаивается, а потом снова начинает кричать и ругаться. Есть дети, которым не так легко прийти в себя, и лучше всего заранее приготовиться к тому, что разрешение подобной ситуации займет некоторое время. В этих случаях можно использовать навыки, описанные в главе «Сохраняйте спокойствие», и приспособить рекомендуемые там шаги и ваш собственный стиль к возникшей ситуации. Главное — говорить простым и четким языком, показывать ребенку, что вы понимаете его чувства, и не выходить из себя.
ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ:
Обучая ребенка самоконтролю, придерживайтесь следующих правил:
- Не забывайте о поставленной задаче. Помните, чему вы собирались научить ребенка. Дети будут пытаться спорить с вами, ругаться и обзываться. Они могут говорить, что вы их не любите или поступаете несправедливо. К этому надо быть готовым, но на это не следует реагировать. Если вы заметите, что начинаете отвечать на подобные обвинения, воспользуйтесь ключевой фразой: «Мы поговорим об этом, когда ты успокоишься».
- Следите за своими физическими действиями. Эмоциональный накал подобных ситуаций настолько велик, что может в любую минуту привести к взрыву. Для того чтобы не провоцировать физических действий со стороны ребенка, важно, чтобы он не воспринимал вас как физическую угрозу. В некоторых случаях бывает достаточно просто сесть, и ваше взаимодействие станет значительно менее напряженным. Когда родители, в особенности отцы, стоят, ребенок может воспринимать это как угрозу. Любые жесты, которые можно интерпретировать как агрессию, не разрешат ситуацию, а только усугубят ее. Не следует указывать на ребенка пальцем, наклоняться над ним, поднимать кулак.
- Заранее продумайте, какое «последствие» вы будете использовать. Это особенно важно, если вашему ребенку трудно держать себя в руках. Когда ребенок будет находиться в спокойном состоянии, найдите подходящее время, чтобы объяснить ему, какие «последствия» его ожидают в том случае, если он будет снова ругаться и спорить с вами. «Настя, бывает, что, когда я говорю тебе „нет", ты начинаешь со мной препираться, злиться и кричать. Я хочу тебя предупредить, что отныне каждый раз, когда это будет происходить, ты будешь на два дня лишена возможности говорить по телефону». После этого, для того чтобы Настя научилась принимать ваши решения без скандала, можно обратиться к профилактическому обучению.
- Доводите дело до конца.Помогая ребенку успокоиться и обучая его правильным способам поведения, вы можете увидеть какие-то дополнительные его трудности. Например, некоторые ситуации требуют от ребенка умения разрешать проблемы. У вашего ребенка может не хватить знаний или опыта, чтобы разрешать их самостоятельно. Когда ребенок успокоится, и вы завершите все шаги обучения самоконтролю, уделите время тому, чтобы помочь ему найти правильное решение.
В других ситуациях необходимо закончить обучение достаточно твердо и резко. Вы можете показать ребенку, что его поведение неприемлемо и вы не хотите продолжать взаимодействие. В подобной ситуации можно, например, сказать: «Хорошо. Мы поработали над тем, как ты должен вести себя, а теперь пойди к брату и извинись перед ним».
В других случаях лучше проявить понимание. Некоторым детям, столкнувшимся с эмоционально напряженной ситуацией, трудно перестать плакать, они не знают, как быть с возникшими чувствами. Можно поддержать их, предложив: «Давай сядем и поговорим о том, почему ты так рассердился. Может быть, я смогу тебе помочь. Во всяком случае, я тебя выслушаю». Зная своего ребенка и учитывая возникшую ситуацию, вы сами должны выбрать подходящий подход. Главное — старайтесь действовать разумно.
Ранее мы говорили, что, обучая детей самоконтролю, не следует отвлекаться и разбирать все, что они в сердцах выкрикивают. Однако после того, как все успокоятся и процесс обучения будет завершен, стоит разобраться в тех словах ребенка, которые особенно задели или смутили вас. Может быть, вам удастся понять причину его эмоционального взрыва. Поговорите с ребенком о доверии. Пригласите его поделиться своими чувствами и мыслями.
В ходе таких задушевных разговоров дети могут высказать свои пожелания. При каждом удобном случае постарайтесь использовать их. Это поможет вам наладить конструктивный диалог. Нередко, пережив подобную бурю, вы с ребенком становитесь ближе, а ваши эмоциональные связи — прочнее.
ГЛАВА 12: ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ
Четырехлетний малыш не смог удержать мяч, и тот выкатился на проезжую часть улицы. Что делает ребенок?
Подружка вашей десятилетней дочки уговаривает ее без спроса пойти гулять. Что делает ваша дочь?
Ребята подначивают тринадцатилетнего мальчика стащить что-нибудь в магазине. Что он делает?
Дети нередко принимают решения под действием минуты. Им часто кажется, что ответы на вопросы основаны на двух противоположностях — да или нет, все или ничего, делать или не делать. Кроме того, они склонны рассматривать ситуацию с точки зрения Данного момента — им трудно предусмотреть все последствия, к которым может привести их решение.
Как же могут взрослые подготовить своего ребенка к принятию правильного решения?
Мы разработали пятиступенчатый метод разрешения проблем, который называется СВОПР. Он помогает разрешить две задачи:
- во-первых, дает возможность детям и родителям совместно подумать над проблемой и прийти к общему решению;
- во-вторых, помогает родителям научить детей самостоятельно разрешать проблемы и принимать решения.
КАК ПОМОЧЬ ДЕТЯМ В РАЗРЕШЕНИИ ПРОБЛЕМ:
Слово «СВОПР» — сокращение, образованное по первым буквам шагов, из которых состоит процесс разрешения проблем:
«С» — «Ситуация»,
«В» — «Варианты»,
«О» — «Отрицательное»,
«П» — «Положительное»,
«Р» — «Решение».
Давайте подробно рассмотрим каждый шаг этого процесса.
Шаг 1. «С» — определите ситуацию.
Описывая ситуацию, дети часто используют эмоциональные, неопределенные выражения, поэтому для того, чтобы точно определить ситуацию, им может потребоваться много времени. Кроме того, дети не всегда понимают, что некоторые ситуации могут привести к проблемам.
Вот несколько приемов, полезных для определения ситуации:
- Задавайте ребенку так называемые «открытые» вопросы, на которые он может дать развернутый ответ, а не просто «да» или «нет»: «А что ты сделал потом?», «Что произошло после того, как ты это сказала?». Эти вопросы помогут вам составить представление о том, что в действительности произошло.
- Научите ребенка сосредотачивать внимание на всей ситуации в целом, а не на какой-то ее отдельной части. Такие вопросы, как «кто?», «что?», «когда?», «где?», помогут вам ясно увидеть всю картину.
- Обобщите информацию. Иногда эмоции, вызванные ситуацией, настолько переполняют детей, что от них ускользает суть самой проблемы. Сформулируйте проблему в ее самой простой, конкретной форме. Спросите ребенка, правильно ли вы представили суть проблемы.
Шаг 2. «В» — обсудите варианты.
Составив представление о ситуации, вы можете начать обсуждать возможности или варианты, которые есть у ребенка. У каждой проблемы обычно есть несколько таких вариантов.
К сожалению, дети нередко представляют решение проблем в терминах «все или ничего». Так, после первой неудачи в спортивной секции ребенок может бросить занятия спортом.
Задача родителей состоит в том, чтобы помочь ребенку думать. Попробуйте задать ему такие вопросы: «Мог бы ты сделать еще что-нибудь?», «Что еще могло бы разрешить ситуацию?». Последовательно задавая подобные вопросы, вы поможете вашему ребенку научиться принимать решения самостоятельно, без вашего постоянного руководства.
Вот некоторые приемы, которые помогут ребенку увидеть различные варианты решений проблемы:
- Позвольте ребенку самому перечислить хорошие и плохие варианты. Родители нередко проявляют нетерпение и сами говорят, что надо делать. Однако ваша задача не в этом. Вы должны дать ребенку возможность прочувствовать самостоятельные пути принятия решений.
- Отберите не более трех вариантов. Если их будет больше, ребенок может запутаться. (Кроме того, постарайтесь, чтобы хотя бы один вариант опирался на здравый смысл и имел шансы на успех.)
- Если ребенок испытывает затруднения в выборе возможностей, предложите несколько своих.
Шаг 3. «О» и «П» — обсудите отрицательное и положительное.
На этом этапе вы с ребенком обсуждаете отрицательное и положительное, все «за» и «против» каждой из возможностей. Это поможет ребенку увидеть связь между вариантом и тем, что произойдет, если он его выберет.
Спросите ребенка, что он думает по поводу каждого варианта. Что хорошего он в нем видит? Что плохого?
Помогите ребенку увидеть хорошие и плохие стороны каждого из вариантов. У вашего сына или дочери может не хватить опыта и знаний для того, чтобы представить себе, к чему они могут привести.
Шаг 4. «Р» — выберите решение.
На этом этапе необходимо выбрать лучший вариант решения. После того как вы определите плюсы и минусы всех возможных решений, попросите ребенка выбрать лучшее.
- Убедитесь, что ребенку известны все варианты и вероятные результаты каждого из них. Вы помогаете ему принимать разумное решение на основе всей имеющейся информации и обучаете тому, как разрешать проблемы в дальнейшем.
- Бывает, что ребенку нелегко сразу на что-то решиться. Если дело не срочное, и нет необходимости принимать решение тотчас же, дайте ему дополнительное время на обдумывание.
ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ:
Используя СВОПР,стоит обратить внимание на следующее:
Иногда дети выбирают решения, с которыми вы не вполне согласны. Если это решение не может никому повредить, соответствует правовым нормам не противоречит вашим нравственным убеждениям, не мешайте ребенку сделать собственный выбор- Пусть он сам увидит, что из этого получится Если, например, ваш сын хочет потратить все накопленные им деньги на очень дорогие джинсы, дайте ему возможность сделать это и увидеть, к чему это приведет. Может быть, джинсы так понравятся ему, что он не будет переживать из-за отсутствия денег на другие расходы. С другой стороны, если, потратив все свои сбережения, он будет просить денег у вас, не давайте. Пусть ваш сын сам заработает или начнет копить на будущие покупки. Это единственный способ научить его правильно распоряжаться деньгами.
Бывает, что какие-то из возможных решений являются противозаконными, безнравственными или вредными для самих детей или окружающих. В этом случае родители должны ясно и твердо выразить свое неодобрение, подчеркнуть отрицательные стороны и возможные последствия такого решения. Если, например, ваша дочь собирается выпить с друзьями, вы можете сказать ей, что не потерпите этого, описать все опасности такого решения и сообщить, какое «последствие» вы назначите ей в качестве наказания за выпивку. Иногда, несмотря на все наши усилия, дети принимают неправильные решения. Если это случится, будьте последовательны и примените «последствие», о котором вы предупреждали. Затем помогите ребенку использовать СВОПР, чтобы найти более приемлемое решение.
Поощряя вашего ребенка самостоятельно принимать решения, всегда показывайте, что вы в любое время готовы помочь ему. Это прежде всего касается выполнения принятых решений. Если окажется, что ребенок в чем-то просчитался и получилось не совсем так, как он запланировал, ваше Участие поможет ему пережить эту неудачу, а затем вы можете вновь обратиться к СВОПР и постараться вместе найти другое решение.
И наконец, не забудьте поинтересоваться у ребенка, как все получилось. Отведите на это несколько минут и не упустите прекрасной возможности похвалить ребенка за то, что он довел дело до конца и выполнил принятое решение.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ:
Если вы впервые обращаетесь к описанному способу принятия решений, начните с какой-нибудь незначительной проблемы. Дайте ребенку привыкнуть к этому способу и почувствовать себя уверенно. У многих детей не хватает терпения на тщательное обдумывание — нередко они просто хотят поскорее со всем покончить. Предостерегайте детей от поспешных решений и учите их сознательному выбору.
СВОПР— прекрасный способ научить ребенка принимать решения. Он отличается практичностью и подходит к самым разнообразным ситуациям. Освоив его, вы можете не сомневаться, что дали детям в руки эффективный и полезный подход к разрешению проблем.
ГЛАВА 13: ГРАФИКИ И ДОГОВОРЫ
Графики и договоры — это нечто вроде соглашения между вами и вашими детьми, в которых оговаривается, что дети получат от вас, если будут вести себя определенным образом. Например, если вы запишите такое соглашение: «Как только ты закончишь уборку в своей комнате, можешь пойти погулять с ребятами», то это будет договором.
Заключая договоры или делая графики, не забудьте отразить в них следующие три момента:
1) какое поведение должен изменить ребенок;
2) какие поощрения или привилегии он за это получит;
3) на какой период времени распространяется ваш договор.
Договоры и графики можно использовать в следующих ситуациях:
- Когда вы хотите сосредоточить внимание на какой-то конкретной проблеме в поведении вашего ребенка. Например, в ответ на ваши просьбы ребенок выражает недовольство, часто устраивает скандалы или опаздывает по утрам в школу.
- Когда ребенок стремится к определенной цели. Например, хочет заработать денег на велосипед или добиться возможности позже ложиться спать.
* Когда вы хотите, чтобы ребенок достиг какой-то конкретной цели — занимался спортом, был более активен в школе, устроился на работу.
Вот как может выглядеть договор, заключенный между родителями и их двенадцатилетней дочкой Ксюшей. Ксюша хочет, чтобы в выходные дни ее отпускали гулять с друзьями, а родители заинтересованы, чтобы она как следует готовила домашние задания.
Договор Ксюши с родителями о ее вечернем распорядке
«Я, Ксения, обязуюсь каждый вечер с понедельника по пятницу делать уроки и показывать маме или папе готовое домашнее задание. Если я буду выполнять это условие в течение всех пяти дней, я могу провести субботний вечер с друзьями. Если я не выполню домашнее задание в какой-то день, на следующий день я теряю право пользоваться телефоном, а счет пяти дням, в течение которых я должна делать уроки, чтобы иметь возможность провести вечер с друзьями, начинается снова со следующего дня.
Мы, папа и мама, обязуемся разрешать Ксении проводить субботний вечер с друзьями, если она делает уроки в течение пяти дней подряд.
Каждый вечер, после того как Ксения будет показывать нам приготовленные задания, мы будем отмечать этот день в календаре. Так будет продолжаться в течение месяца или пока мы не изменим нашей договоренности.»
________________________
(Подпись родителей)
____________________
(дата)
(Подпись Ксении)
А теперь давайте посмотрим, как можно использовать в воспитании график. Десятилетний Женя хотел ложиться спать позже, особенно по выходным. Его родителям надоело силой загонять сына каждый вечер в кровать, и для того, чтобы Женя сам вовремя ложился спать, они решили использовать график (см. Приложение 1).
В будние дни Женя должен был отправляться спать ровно в 9 часов вечера Если он ложился вовремя и без споров, то отмечал это на графике. От того сколько раз ему удавалось это сделать, зависело, как поздно он сможет лечь в пятницу и субботу. Например, если в течение недели он вовремя укладывался спать три дня из пяти (с воскресенья по четверг), то получал лишних 45 минут в пятницу и субботу. Если же Женя оказывался в кровати вовремя все пять дней, то в конце недели мог ложиться еще позже.
Тот же самый метод можно использовать для достижения самых разнообразных целей, например, для того чтобы вовремя вставать по утрам в школу, помогать по дому, соблюдать чистоту и порядок у себя в комнате и т. д. Ниже приведены неко--торые из таких графиков.
Обычно дети и родители с удовольствием придумывают подобные графики. Особенно это нравится малышам, которые с увлечением раскрашивают их цветными карандашами. Это позволяет сделать процесс обучения интересным для ребенка и дает возможность родителям лишний раз похвалить его за сотрудничество.
ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ:
Вот несколько советов, которые подскажут вам, как лучше применять договоры и графики.
- Выбранная цель должна быть положительной, поэтому в ее формулировке лучше использовать утвердительные, а не отрицательные предложения. Например: «Когда сделаешь уроки, можешь посмотреть телевизор». Эта фраза предпочтительней, чем: «Пока не сделаешь уроков, не сможешь смотреть телевизор».
- Соблюдайте договор. Каждый день отмечайте, как идут у ребенка дела. Если ему удалось добитьсяжелаемого результата, он должен непременно получить обещанное вознаграждение. Ине забывайтепобольше хвалить!
- Поставленные задачи должны быть конкретны и должны поддаваться проверке. К примеру, гораздо легче проверить, «выполняет ли ребенок каждый день домашнюю работу», чем «стал ли он лучше учиться». Точно так же легче определить, «предлагает ли он ежедневно свою помощь маме», чем «стал ли он более ответственным».
- Задачи должны быть выполнимы. Это особенно важно, когда вы только начинаете использовать графики и договоры.
- Сделайте этот процесс интересным. Графики и договоры нужны для того, чтобы помочь детям добиваться поставленных целей и чувствовать успех. Пусть это будет в радость и вам и детям. Отмечайте малейший шаг вашего ребенка к успеху, хвалите за любое продвижение к цели.
Графики и договоры — отличный способ помочь детям увидеть их достижения. Это также открывает дополнительные возможности для общения, Для совместного достижения родителями и детьми поставленных целей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ:
Определение целей и планирование требуют тесного сотрудничества родителей с детьми. Для того чтобы обе стороны остались в выигрыше, необходимы переговоры. Время, которое вы проведете за Разработкой графиков и составлением договоров, т потрачено не зря — оно лишний раз покажет детям, как вы их любите и насколько заинтересованы в их успехе. (см. Приложение №2;№3;№4;№5).
ГЛАВА 14: СЕМЕЙНЫЕ СОБРАНИЯ
Нам всем не хватает времени. Мы очень заняты и редко можем выкроить время, чтобы провести его в кругу семьи. Работа, школа, кружки, разные дела и обязанности — все это отнимает драгоценное время, которое можно было бы посвятить друг другу- Семейные собрания могут помочь организовывать время, обмениваться информацией и принимать решения.
ЧТО ДЕЛАТЬ ВО ВРЕМЯ СЕМЕЙНОГО СОБРАНИЯ:
Вот несколько примеров того, как можно использовать это время:
- Координировать жизнь семьи.Дети могут рассказать вам о предстоящих событиях в школе и об их планах с друзьями. Вы можете выяснить важные вопросы, например, кому что нужно купить, что необходимо для школы, какая помощь понадобится детям на следующей неделе и т. п. Дома будет больше порядка, и ваша жизнь станет легче, если вы будете обсуждать эти вещи и строить планы заранее.
- Хвалить.Семейное собрание — прекраснаявозможность для того, чтобы похвалить каждого изваших детей и рассказатьвсем присутствующимоб ихдостижениях и успехах. Похвалите ихза успехи в школе, готовность помочь в домашних делах, за то, что они ладят друг с другом и стараются разрешать трудные ситуации. Подумайте, как можно научить их высказывать одобрение друг другу. Например, в одной семье такие собрания начинаются с того, что каждый из присутствующих говорит что-то хорошее о человеке, сидящем справа от него. Это отличный способ начать семейное собрание.
- Обсуждать.Собрание дает возможность поделиться тем, что происходит в вашей жизни. Дайте возможность детям рассказать о школе и о том, какие новости о событиях в вашем городе, стране или мире они обсуждали в классе, как у них дела с друзьями, какие проблемы. В свою очередь, поделитесь своим мнением и расскажите о том, что делается в вашей жизни, у вас на работе, в жизни ваших родственников. Семейные собрания — время говорить и слушать, делиться мыслями и переживаниями, обсуждать. Узнавая мнение окружающих, дети будут формировать свою точку зрения и свои представления, и все это будет способствовать сплоченности вашей семьи.
- Принимать семейные решения.Семейные собрания — это хорошая возможность для ребенка участвовать в принятии повседневных решений. Решайте, что будете делать в выходные, куда отправитесь всей семьей, что приготовите на ужин, какие телепередачи будете смотреть, как разделите обязанности по дому. Дети будут рады, если смогут участвовать в принятии решений. При этом взрослые устанавливают определенные ограничения. Если, например, вы собираетесь пойти всей семьей в кино, можно сказать: «Ребята, вы можете решить, когда мы пойдем в кино, а потом мы вместе выберем фильм, который будет интересен нам всем». Таким образом вы позволите детям решить, когда идти в кино, но установите ограничения на выбор фильма, чтобы быть уверенным, что фильм подходит д