Шаг 4. Вознаграждение (этот шаг необязателен).
«Хочешь печенья, пока будешь смотреть фильм?»
ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ
Иногда родители жалуются, что их похвалы никак не сказываются на поведении детей. Нередко причина кроется в том, что родители хвалят детей только по особым случаям, за какие-то выдающиеся свершения. Мы рекомендуем выражать одобрение даже по поводу незначительных дел. Если вы будете внимательны к самым маленьким достижениям своего ребенка, вы заметите в его поведении много положительных сдвигов. Кроме того, вы почувствуете, что ваши отношения с детьми стали лучше. И не стоит объяснять это простым совпадением — одобрение всегда приносит свои плоды.
Нас нередко спрашивают: «Зачем хвалить ребенка за то, что он и так должен делать?» На это мы задаем встречный вопрос: «А вам нравится, когда вы получаете одобрение даже за то, что входит в ваши обязанности?» Наши дети ничем не отличаются от нас — им тоже приятно слышать, что они сделали что-то хорошее.
Бывает, что родители постоянно хвалят своих детей, но им кажется, что для тех это не имеет никакого значения. Эти мамы и папы готовы хвалить ребенка за все подряд. В этом случае похвала не связана с положительным поведением ребенка. Одобрение обесценивается, если звучит постоянно и не зависит от того, сделал ребенок что-то хорошее или нет.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Эффективная похвала должна быть частой и должна иметь прямое отношение к поведению ребенка. Тогда она работает! Родителям нужно хвалить и поощрять очень конкретные вещи, которые делают их дети. Внимание к конкретным поступкам повышает вероятность того, что это поведение повторится.
ГЛАВА 7: ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ
В народе говорят: «Легче предупредить, чем лечить». Эта мудрость годится и для воспитания. Профилактическое обучение — наша мера предосторожности. Вы наверняка уже прибегали к ней, когда показывали ребенку, как переходить дорогу, или просили запомнить, куда звонить в случае пожара. Профилактика предполагает обучение детей тому, что им может пригодиться в будущем.
Существует два типа ситуаций, в которых вы можете применить профилактическое обучение:
1. Когда ребенок узнает что-то новое.
2. Когда ребенку предстоит столкнуться с ситуацией, в которой у него уже были трудности.
В любом из случаев обращайтесь к профилактическому обучению до того,как ребенок столкнется с новой ситуацией или трудностью. Если, например, ваша дочка часто начинает спорить, когда вы просите ее закончить телефонный разговор, вы можете прибегнуть к профилактическому обучению до того, как она начинает звонить, и научить ее правильно реагировать на вашу просьбу. Не стоит заниматься профилактическим обучением, когда ребенок расстроен или после того, как он совершил проступок. Лучше всего это делать, когда он спокоен и внимателен.
В профилактическом обучении нет ничего сложного, но большинство родителей прибегают к нему реже, чем могли бы. Вот несколько ситуаций, в которых ребенок еще никогда не бывал, и к которым его не мешает подготовить:
· Ребенку предстоит конкурсный набор в школу.
· Ему необходимо извиниться за драку.
· Он впервые будет делать доклад в классе.
Ситуации, в которых ребенок уже оказывался раньше:
· Он должен прервать игру, когда его зовут родители.
· Он должен спокойно стоять и не просить конфет в магазине.
· Ему необходимо твердо сказать «нет», когда ему предлагают алкоголь или наркотики.
Обучая ребенка правильно вести себя в подобных ситуациях, вы должны четко показать, чего вы от него хотите, понятным языком объяснить, почему, и заранее потренировать новый способ поведения.
ШАГИ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ
Давайте на примере рассмотрим все шаги профилактического обучения.
1. Опишите, что вы хотите.
«Оля, когда я зову тебя обедать, дай знать, что ты меня слышишь, скажи: „Хорошо" или „Иду", и сразу же приходи».
2. Объясните причину.
«Если ты придешь сразу, у тебя еще останется время поиграть после обеда».
3. Потренируйтесь.
«Давай попробуем, как будто я тебя только что позвала. Что ты должна сделать? (Оля говорит:„Иду", и направляется на кухню.) Замечательно! Ну, а теперь беги играть. Не забудь придти, когда я тебя позову».
Давайте внимательно рассмотрим все шаги, чтобы понять, почему каждый из них так важен.
1. Опишите, что вы хотите.
Прежде чем сделать то, о чем вы просите, детям нужно понять, что от них требуется. Укажите конкретно, чего вы от них ждете. Убедитесь, что дети вас понимают.
2. Объясните причину.
Ребенок должен понять, почему он должен делать так, а не иначе, чем правильное поведение лучше неправильного. Легче всего ребенку понять причины, имеющие непосредственное отношение к нему самому. Если вы просто скажете: «Делай это, потому что я так сказал», это будет не объяснением, а приказом, и ребенок не сможет увидеть связи между своими действиями и пользой, которую они должны принести.
3. Потренируйтесь.
Между тем, что человек знает, и тем, что умеет — огромная разница. Любое новое знание требует практики и тренировки. Вы можете рассказать своему сыну, как кататься на велосипеде, но это не значит, что он сразу же сядет и поедет. Точно так же вы можете объяснить дочке, как отделаться от забияки в классе, но она быстрее добьется успеха, если у нее будет возможность поупражняться в том, что следует говорить и делать в подобной ситуации. Практика необходима в любом деле.
Детям не всегда хочется упражняться, особенно, если речь идет о каком-то совсем незнакомом деле. Однако тренировка необходима, чтобы преодолеть неловкость в незнакомой ситуации и почувствовать уверенность в собственных силах. Подбадривайте ребенка и побольше хвалите, когда он будет осваивать новые навыки.
Упражняясь в чем-то с маленькими детьми, старайтесь, чтобы это обучение было реалистичным и доставляло им радость. Малышам нравится придумывать новые ситуации и играть в них разные роли. Если ваш ребенок постарше, привлечь его к практике будет не так легко. Попробуйте обратиться к нему с такими словами: «Ну-ка, покажи, как ты собираешься справиться с такой-то ситуацией...», или «Хорошо, а что ты скажешь, если...» Это позволит старшим детям показать свои способности, не чувствуя, что их считают маленькими.
После того, как ребенок попробовал свои силы в новом деле, похвалите его за то, что у него получилось хорошо, и постарайтесь, чтобы он поупражнялся в том, что не совсем вышло. Не ждите, что все получится с первого раза.
Если вы тренируете сложный навык или проигрываете непростую ситуацию, вроде того, как сказать «нет», когда ровесники подбивают ребенка попробовать наркотики, обратите его внимание на то, что вы рассматриваете возможные способы реакции на ситуацию. Объясните, что в реальной жизни результат не всегда может быть таким, как вы ожидаете. Вы не можете обеспечить ребенку решение всех проблем, вы можете лишь повысить его шансы на успех.
Поупражнявшись в новом навыке несколько раз, вам останется лишь время от времени напоминать о нем ребенку. Вы обучили дочь не выходить из себя во время конфликтов с друзьями. Теперь, перед тем как она отправится играть, вы говорите: «Аня, помнишь, как мы с тобой тренировались? Держи себя в руках, ничего не говори, просто сделай несколько глубоких вдохов и выдохов, а потом, если это будет необходимо, уйди».
ПРИМЕРЫ:
Давайте рассмотрим еще несколько примеров профилактического обучения.
Каждый раз, когда четырехлетняя Маша бывает не согласна с решением родителей, она начинает кричать и закатывает настоящую истерику. Мама решает научить ее вести себя спокойно.
1. Опишите, что вы хотите.
«Маша, когда я тебе чего-то не разрешаю, ты начинаешь спорить, кричать, разбрасывать игрушки. Вместо того, чтобы ссориться со мной, когда ты сердишься, я хочу, чтобы ты играла со мной в такую игру: ты сделаешь вид, что задуваешь свечи, и будешь вот так дышать». (Мама показывает Маше, как делать глубокие вдохи и выдыхать воздух так, как будто задуваешь свечи.)
2. Объясните причину.
«Когда ты сделаешь вид, что задуваешь свечи, я пойму, что ты сердишься, но у тебя не будет неприятностей, как если бы ты кричала и топала ногами. А потом, когда ты задуешь все свечи, мы поговорим о том, что тебя так расстроило, хорошо?»
3. Потренируйтесь.
«Теперь давай поиграем, как будто ты сердишься, потому что я не дала тебе конфету. Покажи, как ты будешь задувать свечи, чтобы я поняла, как ты расстроена». (Маша три раза набирает воздух и дует на воображаемые свечи.) «Замечательно! Теперь, когда почувствуешь, что сердишься, сразу начинай задувать свечи. А после мы поговорим о том, что тебе не понравилось».
Еще один пример:
Максим первый раз в жизни идет с девочкой на дискотеку. Его папа хочет научить сына, как правильно себя вести и как, открыв дверь, пропускать даму вперед.
1. Опишите, что вы хотите.
«Послушай, Максим, прежде чем ты пойдешь с Леной на дискотеку, мне нужно тебе кое-что сказать. Во-первых, мне бы хотелось, чтобы ты представился ее маме. Поздоровайся и скажи что-нибудь вроде: «„Здравствуйте, я Максим. Приятно познакомиться". А потом, открыв дверь, обязательно пропусти Лену вперед, хорошо?» Максим: «Да ладно, папа. Я не понимаю, почему ты так волнуешься. Все будет нормально».
2. Объясните причину.
«Если ты понравишься Лениной маме, в следующий раз она снова отпустит Лену с тобой на танцы. А если будешь вежливо вести себя с Леной, она согласится пойти с тобой еще раз».
3. Потренируйтесь.
«Давай, как будто я Ленина мама. Я открываю дверь, а ты поздоровайся и представься. Не забудь смотреть на меня». (Максим здоровается и представляется.)
«Отлично! А теперь я — Лена. Покажи, как ты будешь держать для меня дверь». (Максим открывает и придерживает дверь.) «Замечательно, Максим! Уверен, ты произведешь впечатление на Лену и ее маму».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ:
Профилактическое обучение принесет пользу и детям, и родителям. Дети почувствуют себя более уверенно, увидев, что они могут научиться изменять свое поведение и быть более успешными. И, что еще важнее, профилактическое обучение позволит вам и вашему ребенку вместе идти к намеченной цели.
ГЛАВА 8: ЧЕТКИЕ ТРЕБОВАНИЯ
Когда мы спрашиваем родителей, что привело их на наши курсы, они часто говорят о своем желании меньше конфликтовать с детьми. Они не хотят, к примеру, чтобы ребенок устраивал скандалы каждый раз, когда его просят убрать в комнате, а хотят, чтобы вместо этого он говорил «хорошо» и беспрекословно все выполнял. Ключевое выражение «чтобы он делал то и не делал этого» отражает чаянья большинства родителей. В этой главе мы поговорим о родительских надеждах и ожиданиях, о том, как их вырабатыватъ и прояснять, а также о том, что необходимо предпринять, чтобы ребенок им соответствовал.
Вырабатывая четкие требования, необходимо прежде всего определить те из них, которые уже сформировались в вашей семье. Рассмотрев многообразные требования, о которых сообщали нам родители, мы разбили их на пять основных групп. Воспользуйтесь составленным нами списком и определите, чего ожидаете вы от своего ребенка.
- Прежде всего, существуют социальные требования.Сюда входят такие навыки общения,как умение ладить с окружающими, здороваться и поддерживать разговор, следовать указаниям родителей.
- Во-вторых, существуют требования и ожидания относительно успехов и поведения ребенка в школе:выполнение домашних заданий, уважительное отношение к учителям и школьной администрации, следование школьным правилам.
- В-третьих, у родителей существуют представления о том, каковы должны быть домашние обязанности ребенка. Сюда входят уборка в детской комнате, участие в приготовлении еды, мытье посуды и другие виды домашней работы.
- В четвертых, родители ждут от ребенка опрятного внешнего вида и соблюдения правил личной гигиены: он должен мыться, быть аккуратным, убирать за собой средства личной гигиены и т. д.
- И наконец, есть требования, имеющие отношение к духовным и моральным нормам: говорить правду, не красть, уважать старших, помогать близким.
Попробуйте на листе бумаги составить список ваших ожиданий и требований, которым должен удовлетворять ваш ребенок.
Теперь, глядя на то, что у вас получилось, спросите себя: «Соответствуют ли эти требования возрасту, способностям и возможностям моего ребенка?»
РАЗУМНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ:
Возраст ребенка накладывает ограничения на то, что мы можем ожидать от него. Совершенно естественно предположить, например, что шестилетний ребенок сможет накрыть на стол. Его, конечно, придется научить этому и иногда в чем-то помочь, но такое требование вполне соответствует возрасту. Однако было бы ошибкой надеяться, что этот же ребенок сможет сам приготовить еду.
Как отличить оправданные ожидания от неоправданных? Если на все три приведенных ниже вопроса вы ответите утвердительно, скорее всего, ваши ожидания оправданы.
1. Обучали ли вы ребенка навыкам, необходимым для выполнения данного вида деятельности?
В этой книге рассказывается, как использовать профилактическое обучение для того, чтобы ребенок смог успешно справиться с поставленными задачами. Было бы в высшей степени неразумно предполагать, что он сумеет сделать что-то, чему вы его не учили.
2. В состоянии ли ваши дети понять, чего от них ждут?
Проверить, понимает ли ребенок, в чем состоят ваши требования, можно, попросив его повторить собственными словами то, что вы ему объяснили. Вполне вероятно, к примеру, что ваш шестилетка сможет рассказать, как ставить на стол тарелки и раскладывать столовые приборы. Он не обязан повторять все слово в слово, но его описание покажет, насколько ребенку ясно, чего от него ждут.
3. Могут ли дети продемонстрировать то, что от них требуется?
Попросите ребенка сделать то, чему вы его только что научили. Если у него это более или менее получится, значит, ваши ожидания правомочны и соответствуют детским возможностям.
Вот некоторые требования, выполнение которых родители вправе ожидать от детей младшего возраста:
- Когда ты приходишь домой, не бросай одежду, а вешай ее на вешалку и переодевай обувь. Только после этого ты можешь перекусить.
- После обеда каждый убирает свою тарелку в раковину и только после этого получает сладкое.
- Ты ложишься спать в 21.30, но начинаешь готовиться ко сну с 20.30. Если в 21.00 ты будешь в кровати, у нас останется 30 минут, чтобы почитать.
- Не включай без разрешения телевизор.
Вот несколько примеров требований для более старших детей:
- Когда ты закончишь уроки и проверишь их, можешь посмотреть телевизор или позвонить друзьям.
- Если в течение всей недели ты будешь что-нибудь читать хотя бы по часу, в пятницу или субботу вечером ты сможешь куда-нибудь пойти с друзьями.
- Ты можешь говорить по телефону не более четырех раз в день и каждый раз не дольше 15-ти минут. Все телефонные разговоры должны заканчиваться до 10 часов вечера.
- Прежде чем спрашивать, можно ли тебе куда-нибудь пойти, приготовь уроки и выполни все домашние обязанности.
- Если ты не согласен, выражай свое несогласие спокойно, без криков. Тогда мы сможем тебя выслушать. Каждый раз, когда ты будешь скандалить, у тебя на гуляние будет оставаться как минимум на 15 минут меньше.
- Если ты куда-то собрался, сообщи, куда и с кем ты идешь, что собираешься делать и когда вернешься.
КАК УСТАНОВИТЬ ЧЕТКИЕ ТРЕБОВАНИЯ:
Предъявляя к детям требования, помните, что необходимо обращать внимание на то, что вы говорите, и на то, что делаете.
Сначала о том, что вы говорите.Детям понятнее, когда им говорят не то, чего не следует делать, а то, что они должны делать. Если же все-таки вы начинаете с «не», обязательно добавьте, что, по вашему мнению, следует делать в описываемой ситуации. Тогда ребенку легче будет понять, чего именно от него хотят. Говоря своей четырехлетней дочке: «Не рисуй на стенах», непременно добавьте: «Если тебе захочется порисовать, попроси у меня бумагу и сядь рисовать за стол».
Вот еще пара примеров того, как одно и то же требование можно выразить с помощью «чего не делать» и «что делать»:
Не делать:«Когда я прошу тебя помочь с уборкой, пожалуйста, не препирайся и не закатывай глаза».
Делать:«Когда я прошу тебя помочь с уборкой, скажи „Хорошо" и сразу берись за дело».
Не делать:«Я не хочу, чтобы ты отбирал это у сестры».
Делать:«Если тебе хочется чего-то, что есть у сестры, попроси ее с тобой поделиться».
Теперь о том, что вы делаете.Хвалите за поведение, соответствующее вашим ожиданиям и исправляйте поведение, не отвечающее им. Будьте последовательны. Например, если дети начинают спорить с вами после того, как вы сказали «нет», поправляйте их каждый раз, как они это делают. Если вы будете делать это время от времени, им будет трудно понять суть ваших требований.
Помните, что ваше поведение должно соответствовать тому, что вы требуете от детей. Если вы хотите, чтобы дети вели себя спокойно, когда у вас возникают разногласия, подайте им пример и тоже не выходите из себя.
И еще одно замечание по поводу требований. В некоторых семьях родители придерживаются разных точек зрения относительно того, что должен делать ребенок. Кто-то из них считает, что другой или слишком строг, или слишком мягок. В этом случае родителям необходимо научиться приходить к согласию, и прежде всего, договориться о том, чтобы никогда не спорить на глазах у детей. В конце концов, выработка четких требований принесет пользу всей семье.
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ И РЕЖИМ ДНЯ:
Трудно переоценить роль, которую играет в воспитании последовательность. Последовательность помогает детям понять, что от них требуют и что они могут ожидать от родителей и окружающих.
Мы вовсе не считаем, что в каждой семье должно быть жесткое расписание того, что и когда следует делать, однако желательно, чтобы некоторые действия стали ежедневной привычкой. Так, в одной семье, состоящей из мамы и двоих детей, такой привычкой стало устраивать по воскресеньям большую стирку, а вечером всем вместе раскладывать чистое белье и смотреть телевизор.
В другой семье родители взяли за правило укладывать своих маленьких детей спать в восемь вечера в определенной последовательности. Сначала выключается телевизор, затем дети переодеваются и чистят зубы, потом им читают одну-две истории, они последний раз бегут в туалет, забираются в кровать, и в самом конце их ждет колыбельная песня. Конечно, иногда в этом порядке что-то нарушается — звонит телефон, или происходит еще что-нибудь непредвиденное — но это скорее исключение. Как правило, дети знают, что вечером кто-нибудь из родителей обязательно побудет с ними, и такой порядок значительно облегчает укладывание в кровать.
Дети любят порядок. Он помогает им учиться ответственности. Благодаря режиму дня ребенку легче понять, что и когда он должен делать. Последовательность и режим дня помогают детям и родителям предотвратить многие проблемы.
ГЛАВА 9: СОХРАНЯЙТЕ СПОКОЙСТВИЕ
Большинство родителей считает, что самое трудное в воспитании детей — это умение оставаться спокойным. Дети могут пререкаться, вести себя вызывающе, бунтовать, а иногда даже драться — родители должны быть готовы ко всему и не выходить из себя.
У многих это не получается. По собственному признанию некоторых родителей, рассердившись, они кричат и ругают своих детей. Некоторые даже стучат или швыряют вещи, полагая, что, демонстрируя свой гнев, они дают детям понять, что «рассердились не на шутку». Такая реакция со стороны родителей может на некоторое время прекратить нежелательное поведение ребенка, но чему это его научит? Скорее всего, тому, что, расстроившись, надо кричать, ругаться и швырять вещи.
Курс воспитания на основе здравого смысла помогает родителям научиться сохранять спокойствие в таких напряженных ситуациях. Родители, прошедшие этот курс, обычно сообщают, что:
1) вспышки гнева и плохого поведения у их детей стали менее продолжительными;
2) эти вспышки стали не столь сильными;
3) родители чувствуют большее удовлетворение от того, как им удается справляться с подобными ситуациями.
В этой главе мы познакомим вас с планом действий, который поможет вам оставаться спокойными в самых сложных ситуациях. Этот план предполагает три последовательных этапа. Во-первых, вы должны определить, что именно в поведении ваших детей заставляет вас сердиться. Во-вторых, попробуйте выяснить, что в вашем поведении или чувствах дает вам понять, что вы начинаете сердиться. В-третьих, решите для себя, что вы хотели бы делать иначе в следующий раз в подобной ситуации.
ЧТО ЗАСТАВЛЯЕТ ВАС СЕРДИТЬСЯ?
Первый шагна пути к тому, чтобы научиться спокойно реагировать на поведение детей, состоит в том, чтобы понять, что именно вас сердит. Обычно дети прекрасно знают, какими словами или поступками они могут вывести вас из равновесия.
Возможно, вы начинаете сердиться, когда ребенок поворачивается к вам спиной и уходит в то время, как вы продолжаете ему что-то говорить. Или же, когда слышите, как ваш сын говорит сестре, чтобы та «заткнулась». Если вы сможете точно определить, что делал ребенок перед тем, как вы рассердились, вам будет легче смягчить вашу реакцию и помочь ребенку изменить поведение.
Попробуйте на отдельном листе бумаги составить список тех поступков ваших детей, которые выводят вас из себя.
ЧТО ПРЕДВЕЩАЕТ ОПАСНОСТЬ?
Второй шагсостоит в том, чтобы научиться узнавать первые сигналы того, что вы начинаете сердиться. Это поможет вам подумать, прежде чем что-то сделать и сохранить спокойствие.
Что именно в вашем поведении или ощущениях может служить для вас первыми признаками опасности? Может быть, у вас начинает учащенно биться сердце или краснеет лицо? Может быть, сжимаются зубы, напрягаются кулаки или другие мышцы? Не повышаете ли вы голос, не начинаете ли говорить быстрее, указывать пальцем или жестикулировать? Попробуйте вспомнить первые сигналы того, что вы начинаете сердиться. На том же листе бумаги, где вы записали поступки ваших детей, запишите, что вы делаете, когда начинаете сердиться.
СОСТАВЬТЕ ПЛАН:
Теперь давайте посмотрим, как, опираясь на эти сигналы, можно составить программу действий, которая поможет вам спокойно говорить с ребенком о его неправильном поведении. Для этого необходимо определить:
1. Поведение ребенка, вызывающее ваш гнев.
2. Первые сигналы, свидетельствующие о вашем нарастающем недовольстве.
3. Способ, который помогает вам оставаться спокойным.
Вот как выглядел такой план, составленный отцом одного мальчика:
«В следующий раз, когда Никита вместо того, чтобы ложиться спать, станет спорить и препираться, а я почувствую, что у меня начинает сильнее колотиться сердце, я не буду сразу исправлять его поведение, а сначала сделаю глубокий вдох и медленно выдохну воздух».
Ниже приведены еще несколько примеров того, что предпринимают родители в подобных ситуациях:
- «Что бы ни кричал мой сын, я очень медленно считаю до десяти и сосредотачиваю на этом все свое внимание».
- «Я прячу руки в карманы и начинаю с ними разговаривать. Я часто обращаюсь к своим
- рукам, особенно, когда начинаю злиться. Пока я не научился этому, моя дочка, наверное, считала, что я собираюсь ее ударить».
- «Я сажусь. Если остаться стоять, меня начнет трясти, и хоть я, конечно, смогу сказать сыну, в чем он не прав, сидя у меня это получится гораздо лучше».
- «Я просто ухожу. Иду в другую комнату и возвращаюсь, только когда удается взять себя в руки».
- «Я ношу на руке резинку и как только почувствую, что начинаю выходить из себя, оттягиваю ее и щелкаю по руке. Это сигнал, что надо успокоиться».
- «Я кому-нибудь звоню — подруге или сестре. Поделившись с ними сложившейся ситуацией, мне легче вернуться к ней и спокойно во всем разобраться».
На том же листе бумаге, где у вас описаны первый и второй шаги, запишите, что вы можете делать, чтобы остаться спокойным.
КАК СОХРАНЯТЬ СПОКОЙСТВИЕ:
Для того чтобы научиться управлять своими отрицательными реакциями, вам понадобится какое-то время. Не отчаивайтесь, если вам это не удастся сразу. Ниже приведены некоторые советы, оказавшиеся полезными для родителей.
Прежде всегонаучитесь мыслить позитивно. Если вы замечаете, что в голову лезут отрицательные мысли, постарайтесь их отогнать. Скажите себе: «Ну-ка, перестань!» и постарайтесь сосредоточиться на чем-нибудь положительном.
Вот некоторые примеры позитивного мышления, к которому прибегали родители:
«Расслабься, не переживай».
«Я должна помочь своему ребенку»
«Я хороший отец и могу это сделать».
«Все в конце концов переменится к лучшему. Нужно только время».
Второе:не принимайте близко к сердцу то, что говорит ваш ребенок. Это бывает нелегко, особенно, когда он вас оскорбляет. Постарайтесь не обращать внимания на злые и грубые слова — просто пропускайте их мимо ушей, и тогда вам легче будет его чему-то научить. Если вас беспокоит то, что он сказал, подождите, пока ваш сын или дочь придет в себя, и используйте метод принятия решений, описанный в главе 12.
Третье:используйте правило «пяти минут». Вместо того чтобы дать волю своему гневу, выйдите из комнаты, сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов и в течение пяти минут подумайте, что можно сделать в данной ситуации.
Четвертое:сосредотачивайтесь на поведении вашего ребенка вместо того, чтобы думать о причинах его плохого поведения. Не ищите мотивы, вместо этого разбирайтесь с тем, как ваш ребенок ведет себя в данный момент. Только после того, как конфликт разрешится, поговорите с ним о том, что случилось и почему.
Пятое:если, рассердившись, вы сказали или сделали что-то, о чем потом жалеете, признайтесь в этом ребенку и извинитесь. Это послужит хорошим примером того, как надо поступать, если совершил ошибку. Извинитесь и скажите, что именно вы сделали неправильно, обещайте, что в следующий раз постараетесь сделать иначе. Некоторые родители очень неохотно просят прощения у детей, полагая, что таким образом подрывают свой родительский авторитет. Однако наш опыт показывает, что это лишь помогает детям понять, что ошибаться могут все, независимо от возраста.
Шестое:спокойствие не означает пассивность. Бывает, что повысить голос просто необходимо, но это должен быть твердый, уверенный голос. А используемые слова должны описывать конкретное поведение и ни в коем случае не оскорблять, не осуждать и не выражать отрицательных эмоций. Сохраняя равновесие, вы сможете отреагировать на неправильное поведение, не поддаваясь при этом злости и агрессии.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ:
Сталкиваясь с плохим поведением ребенка, трудно оставаться спокойным, однако большинство родителей считает, что это один из самых важных моментов воспитания. Сохраняя душевное равновесие, вы сможете научить своих детей позитивным способам решения проблем.
Определите, какое именно поведение вашего ребенка выводит вас из себя. Понаблюдайте за первыми признаками, которые свидетельствуют о том, что вы начинаете злиться, и составьте план того, как сохранять спокойствие. Примените ваш план, чтобы помочь себе сохранять спокойствие, когда окажетесь в эмоционально напряженной ситуации с вашим ребенком.
ГЛАВА 10: КОРРЕКТИРУЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ
Многие родители хотят знать, что делать, когда ребенок не слушается и постоянно нарушает правила поведения. Мы предлагаем четырехступенчатый метод, который назвали корректирующим обучением.
Корректирующее обучение можно применять, когда ваши дети спорят, дерутся, препираются и вообще ведут себя неподобающим образом. Вот несколько конкретных ситуаций, в которых может быть использован предлагаемый метод:
- Дети не слушаются, когда, например, вы говорите, чтобы они готовили уроки.
- Они делают что-то, что может повредить либо им самим, либо окружающим, к примеру, играют на проезжей части улицы.
- Дети постоянно оспаривают ваши решения, например, жалуются и препираются, когда вы не разрешаете им пойти играть с друзьями.
Корректирующее обучение можно применять во всех случаях, когда вы хотели бы что-то изменить в поведении детей. Этот метод предполагает четыре последовательных шага:
ШАГ 1. Остановите неправильное поведение.
ШАГ 2. Сообщите «последствие».
ШАГ 3. Опишите, что вы хотите.
ШАГ 4. Потренируйте то, что вы хотите.
Давайте рассмотрим применение корректирующего обучения на конкретном примере. Ваша дочка пришла на полчаса позже, чем вы договаривались. Она не предупредила, что опоздает. Когда вы спросили, почему она пришла позже, чем следовало, она объяснила, что друзья не хотели уходить так рано. Вот как можно использовать корректирующее обучение в такой ситуации и вот что можно сказать:
Шаг 1. Остановите неправильное поведение.
«Наташа, ты опоздала на полчаса и не позвонила, чтобы об этом предупредить».
Шаг 2. Сообщите «последствие».
«Завтра вечером тебе придется быть дома на час раньше».
ШАГ 3. Опишите, что вы хотите.
«Когда ты опаздываешь, позвони и скажи мне об этом. Я либо разрешу тебе задержаться, либо велю поторопиться, но ты обязательно должна сообщить мне, что задерживаешься, хорошо?»
Шаг 4. Потренируйте то, что вы хотите.
Можно спросить: «Так что ты будешь делать следующий раз?»
Наташа: «Я позвоню и скажу, что задерживаюсь».
Вы: «Правильно. Я, вероятно, спрошу, почему. Что ты мне ответишь?»
Наташа: «Я скажу, что Катя собирается домой только через полчаса, а нам в одну сторону».
Вы: «Я, скорее всего, разрешу тебе тоже остаться и скажу, что, когда ты вернешься, мы
подумаем, как сделать так, чтобы в следующий раз ты не опаздывала. Понимаешь, если ты позвонишь, я буду знать, что у тебя все в порядке. Ты избежишь неприятностей и иногда сможешь приходить позже».
На самом деле все может происходить не так гладко, как описано выше, однако приведенный пример дает представление о том, как использовать четыре шага корректирующего обучения.
Если ребенок начинает спорить, кричать или выражать свое несогласие каким-то другим неприемлемым образом, используйте метод, описанный в следующей главе, где говорится, как вести себя в эмоционально напряженных ситуациях.
ШАГИ КОРРЕКТИРУЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ:
Ниже предлагается краткий обзор всех четырех шагов корректирующего обучения.
Шаг 1. Остановите неправильное поведение.
Останавливая неправильное поведение ребенка, вы помогаете ему сосредоточиться на том, о чем собираетесь говорить. Для начала спокойно обратитесь к ребенку и дайте ему четкое указание, например: «Перестань драться и сядь на стул». Постарайтесь избавиться от отвлекающих факторов и сделайте так, чтобы ваши глаза были на одном уровне с глазами ребенка, Вам нужно, чтобы он сосредоточил свое внимание на вас и на том, что вы ему скажете. Если неправильное поведение уже прекратилось, опишите его словами, например: «Саша, уходя в магазин, я попросила тебя убрать одежду и поставить чистые тарелки в шкаф, а ты вместо этого играл со своими машинками».