Подготовьте письменный отзыв о посещенном мероприятии
1. Определите конкретные цель и задачипосещенного мероприятия:
· целькак конечный результат дела (формулируется коротко и лаконично, отражая главный результат педагогического взаимодействия);
· задачи(это отдельные шаги в реализации цели), они классифицируются на:
- образовательные(формирование каких-либо знаний, умений и навыков);
- развивающие(развитие различных психических процессов: познания, восприятия, памяти, речи, воли, понимания, воображения, эмоций и чувств, способностей, мышления, мотивов деятельности и поведения, черт характера, удовлетворение потребностей и т.д.);
- воспитательные(формирование базовой культуры личности, отдельных составляющих этой культуры (нравственной, эстетической, экологической, национальной, гендерной и т.д.), отдельных аспектов той или личности современного школьника).
2. Оцените влияние содержания воспитательного мероприятия на реализацию целей и задач. Выявите имеющиеся успехи, определите «болевые точки». При необходимости внесите коррективы в содержание воспитательного мероприятия, чтобы оно способствовало решению воспитательных задач.
3. Разработайте сценарий воспитательного мероприятия, используя технологию КТД
Задание для самообразования (по желанию)
1. Ответьте на вопрос:
Каковы основные положения концепции коллективного творческого воспитания (по И.П.Иванову).
Дополните предложения, определяющие основные характеристики КТД
· Коллективное творческое дело – именно дело, а не мероприятие, потому что………….
· Дело это коллективное, поскольку……………
· Дело это творческое, потому что………………
3. Назовите 6 этапов подготовки коллективного творческого дела
· ………………………….
· ………………………….
· ………………………….
· ………………………….
· ………………………….
· ………………………….
4. Как Вы понимаете 5 условий успешной реализации системы коллективного творческого воспитания по И.П.Иванову
1) Общая забота – это……………..
2) Подлинное товарищество – это……………
3) Единство мыслей и действий, воли и чувств – это……………….
4) Единый коллектив это ……………
5) Творчество – это………………
5. Изучите статью «Как организовать групповую деятельность» (Щуркова Н.Е. и др. Новые технологии воспитательного процесса. См. дополнительную литературу №4). Составьте конспект статьи.
Основная литература
1. Артеменко, З.В. Формы воспитательной работы с молодежью: организация и методика проведения / З.В. Артеменко, Ж.Е. Завадская. – Минск, 1994. – 230 с.
2. Горбачёва, Л. Словарь современных форм воспитательной работы // Воспитание школьников. – 2001. – № 8, 9, 10., – 2002. – № 1., 2, 3.
3. Иванов, И.П.Энциклопедия коллективных творческих дел / И.П. Иванов. – М. : Педагогика, 1989. – 208 с (КТД).
4. Кашлев, С.С. Интерактивные методы обучения педагогике / С.С. Кашлев. – Минск : Выш. шк., 2004. – С.166-172. (КТД).
5. Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь // Молодежные и детские инициативы – опыт гражданственности / Под ред. И.М. Беляевой. – Минск : Печатная школа, 2008. – С. 118-143.
Приложение 1
Форма (от лат. «forma») означает вид, образ чего-либо. Форма является внешним очертанием, наружным видом предмета. Форма представляет собой способ организации и способ существования предмета, процесса, явления. Прежде всего, форму можно интерпретировать как способ существования содержания, неотделимый от него и служащий его выражением. Это внешнее выражение какого-либо содержания различных предметов, процессов, явлений
Организационная форма в педагогическом процессе – это внешнее выражение взаимодействия педагога и учащихся, осуществляемое в установленном порядке и определенном режиме (временном и организационном). Организационная форма отражает взаимоотношения педагога и учащихся. В зависимости от того как организованы эти взаимоотношения, какие позиции занимают, какие функции выполняют педагог и учащиеся, педагогический процесс принимает те или иные организационные формы.
Классификация конкретных организационных форм
Педагогического процесса
Конкретных организационных форм, используемых в педагогическом процессе, великое множество. В этой связи есть необходимость их классифицировать. Основаниями такой классификации могут быть разные характеристики или признаки педагогического взаимодействия.
Так, в основу классификации организационных форм может быть положен такой признак как количество участников педагогического взаимодействия: весь класс или несколько классов, группа учащихся или отдельные учащиеся. В этой связи выделяются следующие группы организационных форм педагогического взаимодействия:
Ø фронтальные или массовые (урок, вечер, турнир, классный час, игра-путешествие и т.д.);
Ø групповые или кружковые (факультативы, предметные кружки, кружки художественной самодеятельности, клубы, студии, консультации и т.д.);
Ø индивидуальные (индивидуальная беседа, зачет, экзамен, индивидуальная консультация, выполнение индивидуального творческого задания, общественное поручение и т.д.).
В зависимости от источника передачи и характера восприятия информации, доминирования соответствующих методов в педагогическом взаимодействии, организационные формы могут подразделятся на:
Ø словесные (беседа, лекция, диспут, устный журнал, конференция и т.п.);
Ø практические (экскурсия, поход, конкурс, олимпиада, трудовой десант, спартакиада и т.п.);
Ø наглядные (выставки, школьный музей, школьная картинная галерея и т.п.).
В зависимости от доминирования того или иного вида деятельности учащихся организационные формы могут классифицироваться на:
Ø познавательные (урок, устный журнал, экскурсия, олимпиада, конкурс знатоков и т.п.);
Ø трудовые (трудовые операции, десанты, акции, субботники, стройотряды, дежурство по классу, школе и т.п.);
Ø художественно-эстетические (творческие конкурсы, кружки художественной самодеятельности, школьный театр, посещение театров, музеев, музыкальный ринг и т.п.);
Ø спортивные (уроки физкультуры, спортивные соревнования, спортивные секции и клубы, «Веселые старты», спортивные праздники и т.п.);
Ø экологические (экологическая тропа, школьное лесничество, турнир знатоков природы, трудовая экологическая операция, экскурсия в природу и т.п.).
В соответствии с ведущим видом деятельности («общественно-практической заботы») классифицируются коллективные творческие дела (КТД) как организационные формы на:
Ø трудовые (атака трудовая, десант трудовой, почта трудовая, рейд трудовой, сюрприз трудовой, фабрика трудовая и др.);
Ø познавательные (вечер (сбор) веселых задач, вечер (сбор)-путешествие, вечер (сбор) разгаданных и неразгаданных тайн, город веселых мастеров, защита фантастических проектов, пресс-бой, пресс-конференция, рассказ-эстафета, собрание-диспут, турнир-викторина, турнир знатоков, устный журнал (альманах) и др.);
Ø художественные (кольцовка песен, концерт-«молния», кукольный театр, литературно-художественные конкурсы, турнир знатоков поэзии, эстафета любимых занятий, эстафета-«ромашка» и др.);
Ø спортивные ( веселая спартакиада, сюита туристских игр, «десант-ракеты» и др.);
Ø общественно-политические (звездный марш-поход, город будущего, салют ветеранам, день знаний и др.);
Ø организаторские (сбор-рождение коллектива, журнал-эстафета, газета-«молния», разведка дел и др.).
По основной педагогической функции организационные формы также подразделяются на:
Ø организационные формы обучения (урок, лекция, факультатив, практикум, зачет, экзамен, консультация, олимпиада, предметная неделя и др.);
Ø организационные формы воспитания (классный час, турнир, вечер, конкурс, игра-путешествие и др.).