По теме: Условия формирования готовности детей к обучению в школе в условиях детского сада
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
По теме: Условия формирования готовности детей к обучению в школе в условиях детского сада
Автор:
студентка 4 курса факультета
Петрейкина Светлана Викторовна
Руководитель:
Балбасова Елена Григорьевна
к. п. н. доцент
Красногорск-2007г.
Содержание
Введение
Глава 1. Проблема формирования готовности детей к обучению в школе в психолого-педагогической литературе
1.1 Понятие готовности ребёнка к обучению в школе
1.2 Характеристика компонентов готовности к школьному обучению
1.3 Пути формирования у дошкольников компонентов готовности к обучению в школе в условиях детского сада
Глава 2. Формирование психологической готовности к обучению в школе у воспитанников подготовительной группы дошкольного образовательного учреждения
2.1 Организация и методика исследования
2.2 Интерпретация результатов исследования
2.3 Диагностико-коррекционная программа Н.И. Гуткиной
Заключение
Список использованной литературы
Приложение
Введение
Наша работа посвящена одной из актуальнейших тем современной детской
психологии и педагогики, поиску эффективных путей формирования всех компонентов к школе.
Изучением проблемы формирования готовности к школе занимались и занимаются такие учёные, как Л.С. Выготский, Ж. Пиаже, Д.Б. Эльконин, Е.Е. Кравцова, Е.А. Аркин, А.Н. Леонтьев и др.
Проблема психологической готовности к школе для психологов не новая. В зарубежных исследованиях она отражена в работах, изучающих школьную зрелость детей.(Г. Гетпер, 1936; А. Керн, 1954; С. Штркбер,1957; Я. Йирасел,1970 и др.)
Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психологического развития ребёнка для усвоения школьной программы при определённых условиях обучения.
Психологическая готовность ребёнка к школьному обучению – это один из важнейших итогов психологического развития в период дошкольного детства.
Актуальность проблемы исследования состоит в том, что сейчас очень высокие требования жизни к организации воспитания и обучения заставляют искать новые, более эффективные психолого-педагогические подходы, нацеленные на приведение методов обучения в соответствие с требованиями жизни.
Цель нашего диплома – поиск эффективных путей формирования у дошкольника компонентов готовности к школьному обучению в условиях детского сада.
Предмет исследования – готовность к обучению в школе и условия ее формирования.
Объект исследования – дети 6-7 летнего возраста - воспитанники
подготовительной группы дошкольного образовательного учреждения.
В связи с поставленной целью нами была выдвинута
Гипотеза: использование диагностико-коррекционной программы Н.И. Гуткиной является эффективным условием формирования готовности к обучению в школе воспитанников подготовительной группы детского образовательного учреждения.
В своей работе мы ставим следующие задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования у дошкольников готовности к школьному обучению.
2. Диагностировать уровень сформированности компонентов готовности к обучению в школе у воспитанников экспериментальной группы.
3.Апробировать диагностико-коррекционную программу Н.И. Гуткиной в работе с детьми экспериментальной группе.
4. Провести диагностику уровня сформированности компонентов готовности к обучению в школе у воспитанников экспериментальной группы до и после формирующего эксперимента с целью проверки его эффективности.
Основные методы исследования:
теоретический анализ научной литературы;
наблюдение,
беседа,
тестирование.
База экспериментального исследования: дошкольное образовательное учреждение детский сад №23 «Солнышко» г. Истры.
Глава 1. Проблема формирования готовности детей к обучению в школе в психолого-педагогической литературе
Заключение
Проблема готовности детей к обучению в школе - это не только научная, но в первую очередь реально-практическая, очень жизненная и острая задача, еще не получившая своего окончательного решения. А от ее решения зависит многое, в конечном счете, судьба детей, их настоящее и будущее.
Критерии готовности или неготовности к школьному обучению связаны с психологическим возрастом ребенка, который отсчитывается не по часам физического времени, а по шкале психологического развития. Эту шкалу тоже надо уметь читать: понимать принципы ее составления, знать точки отсчета, размерность.
Целью нашей работы был поиск эффективных путей формирования всех компонентов готовности к обучению в школе в условиях детского образовательного учреждения.
В теоретической части нашего исследования мы рассмотрели взгляды отечественных психологов на проблему психологической готовности детей к обучению в школе, психологическую характеристику старшего дошкольного возраста, особенности диагностической и коррекционной работы по формированию у детей компонентов готовности к школьному обучению.
Анализ результатов экспериментального исследования дают возможность говорить о том, что наша гипотеза находит подтверждение. Так сравнительный анализ уровня развития компонентов психологической готовности к обучению детей экспериментальной группы до и после формирующего эксперимента показал, что коррекционно-развивающая работа оказала положительное влияние на уровень готовности дошкольников к обучению в школе.
Это убеждает в эффективности программы Н.И. Гуткиной.
В дальнейшей своей работе мы планируем углубить и расширить коррекционно-развивающие мероприятия, стимулирующие развития компонентов готовности к школе у старших дошкольников в условиях детского образовательного учреждения.
Список использованной литературы
1. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения: Общедидактический аспект. – М., 1977.
2. Бим – Бад Б.М. Педагогическая антропология: Учебник (Серия «Библиотека антропологии»). – М.,2003.
3. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. – М.: МПСИ; Воронеж, 1995.
4. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. – М.: Просвещение, 1968. – 464 с.
5. Возрастная и педагогическая психология. Хрестоматия. / Сост.: И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. – М., 1998.
6. Выготский Л.С. «Вопросы детской психологии». – СПб., 1997.
7. Выготский Л.С. Детская психология // Выготский Л.С. Собр. соч.: В6т.-М.:Педагогика, 1984. – Т.4. -432 с.
8. Вьюнова Н.И., Гайдар К.М., Темнова Л.В. Психологическая готовность ребёнка к обучению в школе: Психолого-педагогические основы: Учебное пособие для студентов вузов. – 2-е изд. – М.: Академический Проект, 2005. – 256 с.
9. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. – М., 1993.
10. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. – 3-е изд. – М.: Академический Проект, 2000. – 184 с. – (Руководство практического психолога).
11. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. – 4-е изд., перераб. и дополн. – СПб.: Питер, 2004. – 208 с.: ил. – (Серия «Учебное пособие»).
12. Гуцалюк Л.Б. Занятия по подготовке детей к школе. //Начальная школа, 1994.,№4, 11-13 с.
13. Давыдов В.В. Психологические проблемы процесса обучения младших школьников / Хрестоматия по возрастной психологии. – М.,1996.
14. Дубровина И.В. Школьная психологическая служба: Вопросы теории и практики. – М.: Педагогика, 1991 – 232 с.
15.Змеёв С.И. Основы андрагоники: Учебное пособие для студентов, аспирантов и преподавателей. – М., 1999.
16.Змеёв С.И. Технология обучения взрослых. – М., 2002.
17. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. – М.: Педагогика,1991. - 152 с.
18. Кравцов Г.Г., Кравцова Е.Е. Шестилетний ребёнок. Психологическая готовность к школе. – М., Знание, 1987.
19.Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Г. Формирование мотивации учения. – М., 1990.
20. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М., 1996.
21. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. – М., 1999.
22. Педагогическая антропология: Учеб. пособие / Сост. Б.М. Бим – Бад. – М., 1998.
23. Руководство практического психолога. Готовность к школе: развивающие программы / под ред. И.В. Дубровиной. – М.: Изд. центр, Академия, 1995. – 128 с.
24. Ушинский К.Д. Педагогическая антропология. – М., 2002.
25. Ушинский К.Д. Пед. Соч. – М.; Л., 1988.
26. Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника. – М., 1993.
27. Эксакусто Т.В., Истратова О.Н. Справочник психолога начальной школы / Серия «Справочники». – Ростов н/Д: «Феникс», 2003. - 448 с.
28. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Мозайка – Синтез, 2005. – 208с.
29. Программы дошкольных образовательных учреждений: Методические рекомендации для работников дошкольных образовательных учреждений / Сост. О.А. Соломенникова. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2003. – 112 с. (Развитие и воспитание дошкольника).
30. Радуга: Прогр. и руководство для воспитателей сред. группы дет. сада / Т.Н. Доронова. – М.: Просвещение, 1994. – 208 с.
Приложение
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
по теме: Условия формирования готовности детей к обучению в школе в условиях детского сада
Автор:
студентка 4 курса факультета
Петрейкина Светлана Викторовна
Руководитель:
Балбасова Елена Григорьевна
к. п. н. доцент
Красногорск-2007г.
Содержание
Введение
Глава 1. Проблема формирования готовности детей к обучению в школе в психолого-педагогической литературе
1.1 Понятие готовности ребёнка к обучению в школе
1.2 Характеристика компонентов готовности к школьному обучению
1.3 Пути формирования у дошкольников компонентов готовности к обучению в школе в условиях детского сада
Глава 2. Формирование психологической готовности к обучению в школе у воспитанников подготовительной группы дошкольного образовательного учреждения
2.1 Организация и методика исследования
2.2 Интерпретация результатов исследования
2.3 Диагностико-коррекционная программа Н.И. Гуткиной
Заключение
Список использованной литературы
Приложение
Введение
Наша работа посвящена одной из актуальнейших тем современной детской
психологии и педагогики, поиску эффективных путей формирования всех компонентов к школе.
Изучением проблемы формирования готовности к школе занимались и занимаются такие учёные, как Л.С. Выготский, Ж. Пиаже, Д.Б. Эльконин, Е.Е. Кравцова, Е.А. Аркин, А.Н. Леонтьев и др.
Проблема психологической готовности к школе для психологов не новая. В зарубежных исследованиях она отражена в работах, изучающих школьную зрелость детей.(Г. Гетпер, 1936; А. Керн, 1954; С. Штркбер,1957; Я. Йирасел,1970 и др.)
Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психологического развития ребёнка для усвоения школьной программы при определённых условиях обучения.
Психологическая готовность ребёнка к школьному обучению – это один из важнейших итогов психологического развития в период дошкольного детства.
Актуальность проблемы исследования состоит в том, что сейчас очень высокие требования жизни к организации воспитания и обучения заставляют искать новые, более эффективные психолого-педагогические подходы, нацеленные на приведение методов обучения в соответствие с требованиями жизни.
Цель нашего диплома – поиск эффективных путей формирования у дошкольника компонентов готовности к школьному обучению в условиях детского сада.
Предмет исследования – готовность к обучению в школе и условия ее формирования.
Объект исследования – дети 6-7 летнего возраста - воспитанники
подготовительной группы дошкольного образовательного учреждения.
В связи с поставленной целью нами была выдвинута
Гипотеза: использование диагностико-коррекционной программы Н.И. Гуткиной является эффективным условием формирования готовности к обучению в школе воспитанников подготовительной группы детского образовательного учреждения.
В своей работе мы ставим следующие задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования у дошкольников готовности к школьному обучению.
2. Диагностировать уровень сформированности компонентов готовности к обучению в школе у воспитанников экспериментальной группы.
3.Апробировать диагностико-коррекционную программу Н.И. Гуткиной в работе с детьми экспериментальной группе.
4. Провести диагностику уровня сформированности компонентов готовности к обучению в школе у воспитанников экспериментальной группы до и после формирующего эксперимента с целью проверки его эффективности.
Основные методы исследования:
теоретический анализ научной литературы;
наблюдение,
беседа,
тестирование.
База экспериментального исследования: дошкольное образовательное учреждение детский сад №23 «Солнышко» г. Истры.