Виды отклонений в развитии несовершеннолетних. Характеристика
Необходимо коснуться проблемы нарушений психического развития, когда ребенок не усваиваетосвоить необходимые умения, знания и навыки в те же сроки, что его сверстники. Однако если при задержке психического развития (особенно вызванной педагогической запущенностью) правильное воспитание и обучение могут способствовать нормализации жизни и учебы ребенка, то при недоразвитии (умственной отсталости) значение психолого-педагогических факторов значительно меньше.
Точный диагноз и понимание структуры поражения позволяют направить усилия психолога, педагога, родителей в нужное русло - преодоление задержки психического развития или социальную адаптацию умственно отсталого ребенка.
Задержка психического развития (ЗПР) - это замедление темпа развития психики ребенка, которое выражается в недостаточности общего запаса знаний, незрелости мышления, преобладании игровых интересов, быстрой пресыщаемости в интеллектуальной деятельности. Задержка психического развития является пограничным состоянием между нормой и дебильностью. Реальной проблемой становится различение возрастной нормы и задержки психического развития при поступлении ребенка в школу, а также в течение обучения в младших классах и подростковом возрасте.
В виду большой вариативности данной группы детей существует и множество подходов к их классификации. В целом для детей с ЗПР характерна личностная и эмоционально-волевая незрелость, что сочетается с выраженной зависимостью от мнения взрослых и сверстников. В следствие этиопатогенеза такой ребенок становится стойко неуспевающим, что приводит к формированию неадекватной самооценки, а также негативного отношения к нему со стороны учителя и одноклассников. Стремясь
к гиперкомпенсации дети с ЗПР еще больше фиксируются на ранних этапах развития; у них возникают вторичные нарушения поведения и невротические расстройства. Задачей школьного психолога является выявление такого ребенка, определение типа задержки и постановка вопроса о рациональных методах его обучения.
Психическое недоразвитие
Олигофрения - это состояние общего недоразвития психики в результате наследственной обусловленности либо внутриутробного поражения головного мозга. В зависимости от степени нарушения выделяется дебильность, имбецильность и идиотия.
Олигофрения проявляется в тотальном нервно-психическом недоразвитии. Недоразвитие затрагивает не только интеллект ребенка, но и все остальные функции и психические процессы. У детей с олигофренией отмечается замедленное формирование двигательных навыков по сравнению с нормой: они позже, чем нормальные дети, начинают сидеть, ходить, в дальнейшем часто отмечается неточность зрительно-моторной координации, замедление скорости реакции.
По степени тяжести олигофрения делится на:
- дебильность, - легкая степень и самая многочисленная группа;
- имбецильность - ребенок практически не обучаем;
- идиотия - наиболее глубокая степень психического недоразвития, практически полное отсутствие мышления.
Поврежденное психическое развитие - это развитие психики ребенка с органическим поражением центральной нервной системы, имеет сходную с недоразвитием и задержанным развитием. Основное отличие заключается в более позднем времени патологического воздействия на мозг (после 2-3 лет), когда большая часть мозговых систем уже сформировалась.К поврежденному психическому развитию можно отнести такие состояния, как минимальная мозговая дисфункция, нарушения межполушарного взаимодействия, локальные поражения головного мозга (например, речевые зоны коры), эпилепсия, прогрессирующие органические поражения центральной нервной системы .
Дисгармоническое психическое развитие - это такая форма нарушений развития, Основой дисгармонического развития является врожденная либо рано приобретенная стойкая диспропорциональность психики ,при котором отмечается недостаточность развития эмоционально-волевой и мотивационной сферы личности, при относительной сохранности остальных структур.
К дисгармоническому психическому развитию можно отнести такие варианты развития личности, как психопатии и невротическое развитие личности.
Дефицитарное развитие представляет собой особый вид дизонтогенеза, связанный не с психическими заболеваниями, а с тяжелыми нарушениями отдельных анализаторных систем (зрения, слуха) и речи.
Искаженное развитие характеризуется сложными сочетаниями общего недоразвития, задержанного, поврежденного и ускоренного развития отдельных психических функций, что приводит к формированию ряда качественно новых, не свойственных нормальному онтогенезу, патологических образований. Как правило, в основе этого типа дизонтогенеза лежит текущий болезненный процесс. Наиболее
характерной моделью искаженного развития является дизонтогенез при синдроме раннего детского аутизма.