Причины и проявления нарушения слуха
Сущность аномального развития ребенка с частичным нарун шением слуха заключается в том, что его первопричина - биол гическая (физический дефект слуха), а последствия - социальн (нарушения общения, приводящие к атипичности формирован» психики), причем главные проявления этих последствий нос функциональный характер (недоразвитие речи, особенности мы ления, памяти, внимания, восприятий, представлений).
Согласно психолого-педагогической классификации и ме; цинским дифференциально-диагностическим критериям к катег рии слабослышащих относят тех детей, нарушенный слух котор" позволяет им хотя бы в минимальном объеме овладевать речев деятельностью самостоятельно, без специального обучения.
У слабослышащего ребенка имеется не тотальное, а частин нарушение деятельности одного из самых существенных анали торов - слуха.
Этим он принципиально отличается от глухого; слышащего ребенка в разных планах.
По сравнению с глухим он иначе приспосабливается к свое" дефекту, ищет другие пути компенсации своего недостатка, Щ главным образом не за счет зрения, а за счет неполноценного слу::;
По сравнению со слышащим у него имеется качественное свое разие использования дефектного слуха как фактора развития реч" В отечественной (и зарубежной) сурдопедагогике и сурдоп" хологии в результате исследований различных сторон процес овладения речью и особенностей познавательной сферы дет eft частичным нарушением слуха (Р.М.Боскис, А.Г.Зикеев, К. Г. ровин, К.В.Комаров, И.М.Гилевич, М.И.Никитина, Л. В. Ни лина, Т.В.Розанова, В.А.Синяк, Л.И.Тигранова, К.И.Туджано
К.Т.Илахунов, М.К.Шеремет, Л.В.Назарова и др.) выявлены основные характеристики их развития. Определенные в исследованиях особенности умственного и речевого развития, их различия у детей с тотальным и частичным нарушением слуха позволили представить научно обоснованную типологию и педагогическую классификацию.
Материалы исследований, характеризующие особенности развития детей с частичной потерей слуха, составили основу для разработки принципов их специально организованного обучения и воспитания вообще и создания методической системы, использование которой впервые позволило практически решить центральную проблему дидактики школы слабослышащих - проблему формирования речи и преподавания русского языка как предмета школьного образования (Р.М.Боскис, К.Г.Коровин, А.Г.Зикеев).
Система специального обучения слабослышащих детей прошла последовательный путь своего развития. От апробации первых специальных программ для школ слабослышащих (1951, 1953) до создания основы для подготовки типовых программ для школ слабослышащих (1962, 1974, 1986) и разработки методических основ их образования.
Особенности психического и речевого развития слабослышащих детей
Развитие психики слабослышащего ребенка протекает с отклонениями от обычной нормы. Дело не только в том, что ребенок плохо слышит, т.е. имеет физический (биологический) недостаток, но и в том, что этот недостаток привел к нарушению многих функций и сторон психики, определяющих ход развития личности ребенка, у которого сформировались только зачатки речи, мышление почти не продвинулось в своем развитии от наглядно- образного к словесно-абстрактному. Другие стороны психики в своем становлении у этого ребенка не испытывали того решающего воздействия со стороны речи и отвлеченного мышления, которое имеет место в норме.
Это относится прежде всего к сфере восприятия, в том числе к дефектному слуху: он не стал в полной мере речевым слухом. В таком состоянии взаимодействие слухового анализатора с речедвигательным оказалось нарушенным. Это помешало нормальному становлению речевых механизмов, вторично привело к недоразвитию речевой деятельности и продолжает препятствовать дальнейшему формированию речи. Частичное восприятие речи таким ребенком нередко создает у окружающих неправильное представление о том, что ребенок может полностью понимать речь, а то, что ребенок часто не понима- ет смысла сказанного, иногда расценивается как интеллектуал: ная недостаточность.
У ребенка речевое недоразвитие обусловлено неполноценны-3 слухом, что ведет к изменению хода общего развития (нарушени слуха - общее нарушение познавательной деятельности - нед развитие речи).
Речевое недоразвитие носит характер вторичного проявления оно возникает и существует как функциональное на фоне ано мального развития психики в целом. Это осложняет социально взаимодействие слабослышащего ребенка.
Именно в сфере речевого общения слабослышащие оказыва ются в невыгодном по отношению к своим слышащим сверстникам положении. Затрудненность словесного общения является одной из главных причин аномального развития.
Бедность речевого запаса, искаженный характер речи ребенк формирующейся в условиях нарушенного слухового восприятия^ накладывают отпечаток на ход развития познавательной деятель ности. Это, в свою очередь, оказывает обратное отрицательн- влияние на все компоненты языка в процессе их функционировав ния в речевой деятельности. ,
При поступлении в школу слабослышащие дети часто обнару живают следующие нарушения речи: 1)
недостатки произношения; 2)
ограниченный запас слов; 3)
недостаточное усвоение звукового состава слова, котор; выражается не только в неточностях произношения, но и в оши* бочном написании слов; j 4)
неточное понимание и неправильное употребление слов; J 5)
недостатки грамматического строя речи: • I
а) неправильное построение предложения; J
б) неправильное согласование предложения; | 6)
ограниченное понимание устной речи; ц 7)
ограниченное понимание читаемого текста. J
К началу обучения в школе диапазон различий в уровне сфощ
мированности речи слабослышащих детей достаточно велик: crag наличия зачатков речи (чрезвычайно бедный словарь, зачастум представленный обрывками слов, множественные проявления нм сформированности произносительной и грамматической стород речи) до относительно сложившейся речи с отдельными лексик™" семантическими, фонетическими и грамматическими недостаткам:*
Исследования речи слабослышащих позволили сделать вывд^ о том, что своеобразие их речи следует рассматривать не стольк как недостаточность, сколько как процесс замедленного поступав, тельного развития речи, подчиненного особым закономерностям Овладение языком в условиях специального обучения предполагает закономерное развитие речевого мышления слабослышащих детей, постепенный переход от свойственного им наглядного, конкретного отражения окружающей действительности к более обобщенному осознанию и воспроизведению на уровне усваиваемых языковых значений.
Отсутствие каких либо органических поражений речевого аппарата у слабослышащих, функциональный характер их речевого недоразвития, вторичность происхождения отклонений в познавательной деятельности, особенности приспособления их к частичному нарушению слухового анализатора - все это не только раскрывает сущность особого развития этих детей, но и одновременно указывает пути, способы и средства их специального образования.
Преодоление нарушения развития требует социального по своей природе, целостного воздействия на личность слабослышащих учащихся в специально организованном образовательно-воспитательном процессе.