Почка, бабочка, пачка, лопата, работа, сапог, губа.
5. Взрослый раскрашивает овощи. |
а) Назови одним словом все, что здесь нарисовано.
б) Называй каждый из этих овощей и рассказывай, какой звук — [б] или [п] - есть в слове? В начале, в конце или в середине слова этот звук?
в) Договори:
Дор-дор-дор, красный ....
Чок-чок-чок, зеленый ....
Уста-уста-уста, зеленая...............
г) Покажи и назови овощ, в названии которого первый звук [б|, ... [п].
6. Взрослый раскрашивает картинки в голубой цвет.
а) Назови одним словом все, что здесь нарисовано.
б) Назови слова-названия одежды, в которых есть звук [б],... [п].
в) Назови слово-название одежды, в котором первый звук [б], ... [и].
Назови слова-названия одежды, в середине которых есть звук [б].
г) Посмотри на картинки. О каких предметах одежды ты скажешь МОЯ?(Ответы ребенка: шуба моя,
рубашка моя.)
О каком предмете одежды ты скажешь МОЕ?(Ответ ребенка: пальто мое.)
О каком предмете одежды ты скажешь МОИ?
д) Какого цвета нарисованная тут одежда?
е) Договори:
У мамы прозрачное голубое .... У бабушки теплое голубое ....
У папы голубая .... У Паши голубые....
7. а) Какой второй слог — баили па— в этих словах?
б) Какой первый слог — баили па— в этих словах?
в) Прочитай, потом спиши слова, вставляя пропущенные слоги.
8. Прочитай, потом спиши слова, вставляя вместо точек или букву Б, или букву П
9. Запомни и напиши два слова: бух — пух, ...капуста ~ букашка.
IV.
1. Напиши букву Б, когда услышишь в слове звук [б]; напиши букву П, когда услышишь в слове звук [п]. Взрослый медленно читает все законченные предложения заданий «Договори» в работе с парами слов (зад. !П-1(и) и 1П-2 на стр. 70, 71), а также предложения задания Ill-G(e) на стр. 72. ..»
2. а) Сравни цвет кабачка и помидора, расскажи об этом. (Ответ ребенка: помидор красный, а кабачок зеленый.)
Сравни цвет репы и баклажана, расскажи об этом. ')
б)Скажи, какие овощи нарисованы над баклажаном и помидором.
Скажи, какой овощ нарисован справа от кабачка? — слева от кабачка?
3. Выучить наизусть. Назвать слова сначала со звуком [б], потом со звуком [п].
Горько плачет Не послушался бычок,
Курочка Ряба. Лег тихонько на бочок,
Пожалела курочку Замычал упрямо:
Баба... «Му-у-у... А где же мама?..»
(С. Маршак) (3. Александрова)
У,
Вспомни и назови слова со звуком [б] в начале слова, ... со звуком [п] в начале слова, .
Вспомни и назови слова со звуком [б] в середине слова, ... со звуком [п] в середине слова.
:
VI.
Нарисуй и раскрась, как я. (Квадратик в центре — зеленого цвета, все остальное - оранжевого.)
I.
1. а) Как рычит собака? (Р-р-р!..)
б) Назови, что нарисовано рядом с буквами.
Какой звук есть и в слове РРРЫБА,и в слове КОМАРРР,и в слове МАРРРКА?
в) В начале, в конце или в середине слова звук [р] в слове РЫБА?— КОМАР? — МУХОМОР? — МАРКА? -ПАРОХОД?
2. Когда мы произносим звук [р],кончик языка поднимается за верхние зубы и там дрожит.
Произнеси: РРР.
Язык мешает воздуху свободно выходить изо рта, когда мы произносим звук [р]. Гласный или согласный зв}
[р]?
Звонкий или глухой этот звук? Почему?
Какие еще звонкие согласные звуки ты знаешь?
II.
1. Рассмотри букву Р, напиши ее в воздухе.
2. Нарисуй палочку (вертикальную). Давай превратим ее в букву Р. Справа или слева от палочки ты начнеп
писать?
Напиши букву Р.
3. Покажи буквы Р, которые написаны правильно. Почему ты так думаешь?
4. Напиши целую строку буквы Р.
III.
1. а) Какой слог получится, если сначала произнести звук ААА,потом звук РРР?
б) Выполните зад. (а) со слогами ор, ур, ыр.
2. Прочитай слоги.
IV.
1. а) Назови, что нарисовано на картинках.
б) Какой последний звук в слове ШАР? - ХОР? - СЫР?
в) Какие буквы надо написать в пустых клеточках?
г) Сколько звуков в слове ШАР?
Вспомни и назови любые слова, в которых три звука.
2. Прочитай слова.
3. Напиши: шар; хор; сыр.
V.
1 а)Какой слог получится, если сначала произнести звук РРР,потом звук ААА?
б)Выполните зад. (а) со слогами ро, ру, ры.
2. Прочитай слоги с буквой Р
3. Прочитай слоги (на форзаце).
VI.
1.а)Назови, что нарисовано на картинке. (Рама.)
б)Назови гласные звуки в слове РАМА.Сколько слогов в этом слове? Почему?
Назови первый слог слова. Назови второй слог.
Сколько звуков в первом слоге? — во втором? А сколько всего звуков в слове РАМА?
Назови звуки в слове РАМАпо порядку.
в)Какие буквы надо написать в пустых клеточках?
г)Выполните зад. (б) со словами РАМЫ, ШАРЫ, РАК.
д)Вспомни и назови любые слова, в которых четыре звука.
е)Прочитай слова между картинками.
ж)Напиши: рак; рама; шары; рамы.
2. Выполните зад. 1 со словами РОМА, РУКА, РЫБА, РЫБАК.
3. а) Какие слова можно составить из этих слогов?
б) Какой слог с буквой Р надо написать вместо точек, чтобы получилось слово-название разноцветных надувных игрушек, ... слово-название человека, который часто бывает на реке, озере?
г) Какие слова можно составить из этих букв? |
4. Напиши: Мурка; марка. |
в) Какой слог надо написать вместо точек, чтобы получилось слово-кличка милого домашнего животного, ... слово-название того, что приклеивают на конверт?
а) Сосчитай рыбок. (Ответ: одна рыбка, две рыбки и т. д.)
б) Прочитай, что написано под картинкой. Спиши, что ты прочитал. Запомни, пожалуйста, как правильно говорить.
VII.
а) Повтори: КРА.Назови все звуки по порядку в этом слоге.
б) Выполните зад. (а) со слогами кро, кру, кры.
в) Напиши: кра; кро; кру; кры.
г) Прочитай слоги.
_ а) Назови, что нарисовано на картинках.
б) Назови гласные звуки в слове КРАН.Назови согласные звуки в этом слове.
Сколько гласных звуков в слове КРАН?А сколько в этом слове согласных звуков?
Сколько всего звуков в слове КРАН?
А сколько в этом слове слогов? Почему?
Назови все звуки в слове по порядку.
Какой звук в слове КРАНпосле звука [р]? — после звука [к]? — перед звуком [а]?
Какие буквы надо написать в пустых клеточках?
в) Выполните зад. (б) со словом КРОТ.
г) Сколько слогов в слове КРЫША?Почему? Назови гласные звуки в этом слове.
Назови второй слог. Назови первый слог.
Сколько звуков в первом слоге? А сколько звуков во втором слоге?
Назови все звуки в слове по порядку.
Какой звук в слове КРЫШАпосле звука [р]? — после звука [к]? — перед звуком [а]? — перед звуком [ш]?
Какие буквы нужно написать в пустых клеточках?
Аналогичная работа со словом КРУПА(исключить последнее задание).
3. Прочитай слова.
4. а) Какую букву надо написать вместо точки, чтобы получилось слово КРЫША?
б) Игра в волшебное превращение крыши в крысу.
5 Напиши: кран; крот; крупа; крыша; крыса.
6. На следующей странице закройте портрет Каркуши.
VIII.
1. а) Назови, что нарисовано на картинке (картошка).
Назови гласные звуки в слове КАРТОШКА.Сколько слогов в этом слове? Почему?
Назови первый слог, ... второй, ... третий, ... второй, ... первый, ... третий.
Назови первый слог. Сколько звуков в этом слоге?
Аналогичная работа со вторым и третьим слогами.
Назови все звуки в слове по порядку. Назови согласные звуки в слове КАРТОШКА.
Какой звук в этом слове после звука [р]? — после звука [ш]? — после звука [а]? -- перед звуком [о]? перед звуком [т]?
Какие буквы нужно написать в пустых клеточках?
б) Аналогичная работа со словом МАРТЫШКА.
2. Прочитай слова (между картинками).
3. Напиши: картошка; мартышка.
4. а) Закройте портрет Каркуши и все относящееся к слову БАРАНКА.Прочитай слово под картинкой (баран).
Какое слово получится, если в конце этого слова написать третий слог ка?
Во что превратится баран? Картинку с баранкой открыть.
Прочитай слово под картинкой. Напиши слово БАРАНКА.
б) Портрет Каркуши закрыт.
Какой второй слог в этом слове? Если догадаешься, то узнаешь свою хорошую знакомую. Напиши слово КАРКУША.
IX.
1.Выучить наизусть. Назвать слова со звуком [р].
Вдруг из подворотни Хвастун Илья,
Страшный великан, Где же храбрость твоя?
Рыжий и усатый Ты от мошки-комара
Та-ра-кан! Под крыльцо залез вчера.
(К. Чуковский) (И. Демьянов)
2.Вспомни и назови слова, в которых есть звук [р]. Называй слово и рассказывай, в начале, в конце или в середине
его звук [р].
X 1.Проведи такие же линии. _2.а) Нарисуй, как я.
б) Раскрась прямоугольники оранжевым карандашом. з) в)Раскрась левые квадратики желтым карандашом, г) г)Раскрась правые квадратики красным карандашом.
I.
1.а) Какой первый звук в слове РОЗА?А какой первый звук в слове ЛОЖКА?
б) Гласные или согласные звуки [р] и [л]?
Звонкие или глухие эти согласные? ;
2.а) Напиши букву Р. Напиши букву Л.
б) Напиши букву Р, когда услышишь звук [р]; напиши букву Л, когда услышишь звук [л]: р, л, л, р.
II.
.а) Прочитай слоги с буквами Р и Л.
б) Покажи слог ро; лу и т. д.
а) Напиши букву Р, когда услышишь в слоге звук [р]; напиши букву Л, когда услышишь в слоге звук [л]: ла, ру, ро, луи т. д.
б) Запомни и напиши два слога: ра-ла, ... лу-ру, ... лы-ры.
III.
1. а) Покажи, где нарисован рак; покажи, где нарисован лак. Назови каждую картинку. Расскажи, что такое рак и что такое лак.
б) Какой первый звук в слове РАК?А какой первый звук в слове ЛАК?
в) Назови все звуки по порядку в слове ЛАК,... РАК.
г) Какие буквы нужно написать в пустых клеточках?
д) Прочитай слова между картинками. Какие буквы одинаковые в этих словах? А какие буквы в этих словах
разные?
е) Напиши слово РАК,... ЛАК.
ж) Договори:
В воду упал усатый....
Мама купила розовый....
У окна белая ... .
На картинке пушистая ... .
На кровати спал ....
У куклы сломана .... На нбе красивая желтая ……
3. Запомни и напиши два слова: лак — рак, ...рама — лама, ...гома — лом, ...рука - луна.
4.Напиши букву Р, когда услышишь в слове звук [р]; напиши букву Л, когда услышишь в слове звук [л]: гол, комар, рожки, ложки, юла, Юра, жарко, жалко, плащ, грач.
5.а.) Назови одним словом все, что нарисовано на картинках. __
б)' ) Называй каждый из продуктов и рассказывай, какой звук — [р] или [л] — есть в слове. В начале, в конце или в середине слова этот звук?
в ) О каком из нарисованных продуктов ты скажешь МОЙ? — МОЯ? — МОЕ?
г) Договори:
Медвежонок ест сладкий .... Мышка грызет вкусный желтый .... Роме не нравится копченая .... Малыш Рома пьет вкусное коровье .... Рома кладет в кашу свежее желтое ....
.;д) Какие продукты ты еще знаешь?
6. а) Назови одним словом все, что нарисовано на картинках. Назови каждое животное. |
б) Назови слова-названия животных, в которых есть звук [р], ... [л].
Назови слово-название животного, в котором первый звук [р], ... [л].
Назови слово-название животного, в котором последний звук [р], ... [л].
Назови слово-название животного, в середине которого есть звук [р], ... [л].
в) Какие из нарисованных на картинках животных дикие? А какие из нарисованных животных домашние?
7. а) Назови одним словом все, что нарисовано на картинках. Назови каждую картинку.
б) Назови слова-названия инструментов, в которых есть звук [р], ... [л]. Назови слово-название инструмента, в котором первый звук [р], ... [л]. Назови слово-название инструмента, в котором последний звук [р]. Назови слова-названия инструментов, в середине которых есть звук [л].
8. а) Какой третий слог — ра или ла — в этих б) Какой третий слог — ры или лы — в этих словах?
словах? в) Какой первый слог — ра или ла— в этих словах?
9. Прочитай, потом спиши эти слова, вставляя вместо точек или букву Р, или букву Л. |
г) Прочитай, потом спиши эти слова, вставляя пропущенные буквы.
10. Запомни и напиши два слова: хор — пол, ...лапка — рамка, ...палка — корка.
11.а)Прочитай слово под картинкой(Лара).
Покажи и прочитай первый слог, ... второй.
Какая согласная буква в первом слоге? А какая согласная во втором слоге?
б)Выполните зад. (а) со словом РЫЛА.; в)Прочитай слово под картинкой. (Рыл.)
Какая первая буква в этом слове? А какая в этом слове третья буква?
г)Взрослый закрывает все написанное под рисунками.
Назови все звуки по порядку в слове РЫЛ,... ЛАРА, ... РЫЛА.
д) В поле зрения ребенка только рисунки и слова в клеточках с пропущенными буквами.
Какие буквы нужно написать в пустых клеточках?
е) Напиши: рыл; Лара; рыла. –
ж)Договори:
Ы Л-ЫЛ-ЫЛ — Буратино ямку ....
ЫЛА-ЫЛА-ЫЛА — Наша мышка норку....
АР А-АР А-АРА— Моя подруга....
IV.
1. .Напиши букву Р, когда услышишь в слове звук [р]; напиши букву Л, когда услышишь в слове звук [л].
а) Взрослый медленно читает все законченные предложения заданий «Договори» (зад. II1-1 (ж) и II1-2 на стр.
80-81).
б) Послушай рассказ.
Взрослый медленно читает следующий рассказ.