Речевая карта № 2 (для детей с недоразвитием фонетического строя речи)

Дата поступления ребенка в группу______________________________ _____

Фамилия, имя_________________________________________________ ____

Возраст______________________________________________________ ____

Домашний адрес____________________________ _______________________

Из какого сада направлен (№, дата, адрес) _______________________________

Жалобы родителей__________________________ _______________________

Данные о ходе речевого развития_______________________________________

Состояние общей моторики_________ __________________________________

Слух____________________________ __________________________________

Общее развитие ребенка______________________________________________

Внимание, работоспособность___________________________________ ___

Общее звучание речи (темп, голос, разборчивость, артикуляция, дыхание)___________________________________________________________

Состояние артикуляционного аппарата (строение, подвижность)____________

Произношение и различение звуков _______________________________ ___

Анализ и синтез звукового состава речи____________________________ ___

Произношение слов сложного слогового состава (строительство,

электричка, велосипед, гимнасты и т. п.)____________________________ ___

Грамматический строй речи_____________________________________ ___

Словарь______________________________________________________ ___

(В карте должны быть приведены образцы высказываний дан­ного ребенка).

Закончив обследование, логопед (на основе речевой карты) рассказывает воспитателю об основных дефектах речевого развития каждого ребенка, показывает, в чем они состоят, особенно подробно говорит о содержании коррекционного обучения детей, имеющих наиболее серьезные отклонения в речевом развитии. Логопед определяет требования, которые будут предъявляться к речи отдельных детей на разных этапах обучения. Иными словами, каждый воспитатель должен хорошо понимать, в чем сос­тоит дефектное произношение звуков, аграмматизм в речи де

тей, четко представлять картину речевого нарушения, знать артикуляцию, у кого какие звуки в настоящее время находятся в стадии постановки, закрепления или дифференциации. Это дает возможность следить за речью детей и поправлять ее не только на занятиях, но и вне их и учитывать при этом индивидуальные возможности детей.

Виды планов.В течение учебного года логопед составляет: а) перспективный план; б) планы фронтальных занятий. На каждого ребенка заводится индивидуальная тетрадь для занятий, ежедневно планируется вечерняя логопедическая работа воспитателя.

При составлении перспективного плана логопеду следует предусмотреть:

1) проведение бесед и консультаций с воспитателями;

2) проверку логопедом речи детей старшей и подготовительной группы;

3) проведение открытых логопедических занятий для логопедов, воспитателей массовых и специальных детских садов;

4) консультативное обследование детей с наиболее тяжелыми нарушениями речи с привлечением других специалистов (психоневролога, воспитателя, музыкального работника);

5) участие в педсоветах, районных конференциях;

6) связь с родителями (индивидуальные беседы, привлечение родителей к выполнению домашних заданий, оформление тематических выставок для родителей, проведение собраний, организация выпусков детей вприсутствии родителей и т. д.).

Составление планов на каждое фронтальное занятие обязательно. В плане указывается тема и цель занятия, оборудова­ние, примерный его ход. Воспитатель присутствует на таком за­нятии, записывает его ход и ошибки детей. Результат занятия воспитатель записывает в своем плане в графе учета.

Индивидуальные тетради детей.В этих тетрадях, которые заводятся на каждого ребенка, логопед записывает дату проведения занятия ипримерное его содержание. Тетради оформляются красочно: логопед или родители (по его заданию) наклеивают определенные картинки, записывают стихи и рассказы. В субботу эти тетради отдают родителям, с тем чтобы они по­вторяли задания дома, а в обычные дни по указанию логопеда с отдельными детьми по этим тетрадям занимается воспитатель.

Тетрадьдля вечерних занятий воспитателя.В эту тетрадь логопед ежедневно записывает воспитателю задания для логопедической работы с отдельными детьми (от 3 до 6 человек). Например, отдельные артикуляционные упражнения, разбор специально подобранных логопедом предметных и сюжетных картинок, повторение текстов и стихотворений, отработанных ранее с логопедом. Можно включить различные варианты упражнений по развитию внимания, памяти, различению звуков, формированию лексико-грамматических компонентов языка. Все виды заданий должны быть знакомы детям и подробно объ-




яснены воспитателю. В графе учета воспитатель отмечает, как усвоен материал детьми, у кого и в связи с чем возникли труд­ности.

Работа с родителями.Совместная работа логопеда с родителями также определяет общий успех коррекционного обучения. Логопед обязан систематически встречаться с родителями, информировать их об успехах и трудностях в работе. С этой целью проводятся:

а) родительские собрания;

б) консультации родителей;

в) открытые логопедические занятия для родителей;

г) оформляются специальные стенды.

Первое собрание родителей проводится в конце августа или в начале сентября. На нем родителей знакомят со структурой данного учреждения, задачами и содержанием работы в течение всего учебного года, а также с правилами и распорядком дня в детском саду. Как правило, это собрание проводит заве­дующая детским садом совместно с логопедами всех групп.

Второе собрание проводится каждым логопедом в своей группе в октябре. К этому времени он уже закончил обследование детей и знакомит родителей с его результатами, дает подробную характеристику общего и речевого развития каждого ребенка. Важно в понятной и доступной форме раскрыть перед родителями основные отклонения в речевом развитии детей, по­казать степень отставания от нормы и необходимость совместных усилий в преодолении данного дефекта. На этом же собра­нии логопед рассказывает о плане работы в первый период обучения, его задачах и содержании.

Третье родительское собрание проводится в январе. На нем подводятся итоги за первое полугодие, раскрываются основные пути дальнейшего коррекционного обучения. Дается характеристика речевого и общего развития каждого ребенка, рассказы­вается об успехах детей и тех трудностях, которые возникают в процессе занятий и на которые следует дома обратить особое внимание.

Последнее заключительное родительское собрание проводится в мае. На нем подводятся итоги обучения за год, даются рекомендации (отдельным детям) по закреплению пройденного материала. Здесь же логопед знакомит родителей с решением комиссии о дальнейшем обучении детей в массовой или речевой школе или в случае необходимости повторном пребывании в специальной группе. Решения комиссии подробно обосновываются.

Родительские пятиминутки проводят по субботам или средам (вторую половину дня) еженедельно. На них приглашают родителей с теми детьми, у которых возникли наибольшие затруднения в процессе работы. Логопед знакомит родителей с основными приемами постановки звуков, рассказывает и показывает, какие упражнения надо делать дома, объясняет, как выполнять задания, записанные в тетради ребенка.

Посещение открытых логопедических занятий родителями проводится в течение всего учебного года (не реже одного раза в 3 месяца). На этих занятиях логопед знакомит родителей с основными приемами обучения, подбором материала, а также с требованиями, предъявляемыми к детям во время занятий.

Стенды для родителей логопед и воспитатель оформляют совместно в течение всего года. На них помещаются сведения, касающиеся развития речи ребенка в норме, различных видов речевой аномалии, приводится список рекомендуемой литературы. Материал по формированию звукопроизношения, связной речи у детей данной группы периодически обновляется. Можно рекомендовать оформление специальных стендов, отражающих состояние речи детей. Это помогает следить за изменениями в их речевом развитии. В специальном разделе стенда для родителей указываются даты родительских собраний, время консуль­таций специалистов, помещается информация о приглашении для беседы с логопедом.

Отчет логопеда. Вконце года все логопеды пишут отчет об эффективности проведенной работы, сдают его старшему логопеду, который подает сводный отчет в роно и гороно. В этих отчетах приводятся следующие данные:

1. Дата комплектования.

2. Количество детей, поступивших в группу (распределение их по диагнозу).

3. Количество выпущенных детей, из них:

а) с хорошей речью;

б) со значительным улучшением;

в) без значительного улучшения.

4. Рекомендовано направить:

а) в массовую школу;

б) в речевую школу;

в) во вспомогательную школу;

г) в массовый детсад.

5. Количество детей, оставшихся на повторный курс, и распределение их по диагнозам.

6. Количество детей, выбывших по разным причинам в течение года.

7. Выполнение мероприятий,, включенных в перспективный план.

Примечание.В графе «Примечание» указывается, по какой причине ребенок оставлен на повторный курс обучения.

Приложение 4

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ О РАБОТЕ РАЙОННОГО СТАРШЕГО ЛОГОПЕДА ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИИ СИСТЕМЫ ПРОСВЕЩЕНИЯ

1. Старший логопед назначается приказом по отделу народного образования из числа лиц, обладающих определенными организаторскими способностями, имеющих специальное дефектологическое образование и стаж работы по специальности не менее 3 лет.

2. Старший логопед на общественных началах оказывает помощь роно в методическое руководстве специальными дошкольными учреждениями для детей с нарушениями речи.

3. Основные функции старшего логопеда:

а) знание инструктивно-методических документов, приказов, писем вышестоящих организаций;

б) участие в проведении медико-педагогической комиссии по отбору детей и комплектованию специальных дошкольных учреждений;

в) изучение и обобщение практического опыта работы логопедов;

г) регулярная информация районных логопедов детских садов о проводимых логопедических мероприятиях в масштабе города, ответственность за посещение этих мероприятий;

д) составление планов методических и организационных мероприятий на учебный год совместно с логопедами дошкольных учреждений;

е) проведение районных методических объединений не реже одного раза в 2—3 месяца;

ж) систематическое посещение логопедических занятий в детских садах для оказания практической помощи на местах;

з) оказание помощи заведующим детскими садами в контроле за ведением специальной документации речевых групп;

и) составление отчета эффективности работы с детьми за год. Отчет подается в ОНО (в условиях Москвы в Городской методический кабинет дошкольного воспитания, в сектор логопедии НИИ дефектологии АПН СССР);

к) поддержание рабочего контакта с отделом народного об­разования, старшим районным логопедом системы здравоохранения (в условиях Москвы с сектором логопедии НИИ дефекто­логии, Городским методическим кабинетом дошкольного воспитания).

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Ефименкова Л. И. Формирование речи у дошкольни­ков.—М., 1985.

Жукова П. С, Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Преодоление задержки речевого развития у дошкольников.— М., 1973.

Игры в логопедической работе с детьми/Под ред. В. И. Селиверстова.— М., 1982.

Каше Г. А., Ф и л и ч е в а Т. Б. Дидактический материал по исправлению недостатков произношения у детей дошкольного возраста.— М., 1981.

Каше Г. А. Подготовка детей к обучению в школе.— М., 1985.

Основы теории и практики логопедии/Под ред. Р. Е. Левиной.— М., 1968.

Фомичева М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения.— М., 1971.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Какие условия необходимы для нормального речевого развития ребенка?

2. В каком возрасте заканчивается формирование нормального звукопроизношения у детей?

3. К какому возрасту заканчивается формирование фонематического восприятия у детей?

4. Что такое общее недоразвитие речи?

5. Каковы причины общего речевого недоразвития у детей?

6. Как различаются степени общего недоразвития речи?

7. В каком возрасте можно диагностировать общее недоразвитие речи у ребенка?

8. Перечислите специальные'учреждения, где проводится лотопедическая работа с детьми, имеющими общее недоразвитие речи. Назовите возрастные границы пребывания в каждом из этих учреждений.

9. Перечислите этапы логопедической работы по формированию речи при общем ее недоразвитии.

10. К каким последствиям может привести общее недоразвитие речи в школьном возрасте?

11. Что такое первичное недоразвитие речи?

12. С какими документами логопед поликлиники направляет детей на медико-педагогическую комиссию?

13. Какая документация передается медико-педагогической комиссией заведующей детским садом?

14. Кто несет ответственность за неправильное комплектование групп в детском саду?

15. При каких дефектах речи необходимо зачислять ребенка в специальную группу?

16. Проводятся ли специальные занятия по ритмике в группах с нарушениями речи?

17. Нужно ли проводить артикуляционную гимнастику на фронтальном занятии в группе с нарушением фонетической стороны речи?

18. Кто проводит занятия по математике в группах с нарушениями речи — логопед или воспитатель?

19. Какие дети могут пребывать в детском саду после 7 лет? Кто дает разрешение на пребывание до 8 лет?

20. Что такое комплексное медико-педагогическое обследование детей с общим недоразвитием речи?

21. Как обследуется состояние слуха у безречевых детей?

22. Как происходит обследование связной речи?

23. Как составляется характеристика ребенка воспитателем?

24. Как составляется логопедическая характеристика?

25. Какие существуют противопоказания к зачислению детей в логопедические группы?

26. Каким образом устанавливается диагностический срок пребывания ребенка в спецгруппе?

27. Какая логопедическая документация ведется в специальном детском саду?

28. Как оформляется журнал медико-педагогической комиссии?

29. Как ведется дневник наблюдений за ребенком?

30. Что такое перспективный план логопеда?

31. Как планируются логопедические занятия (фронтальные и индивидуальные)?

32. В чем состоит преемственность работы логопеда и воспитателя спецгруппы?

33. Как заполняются индивидуальные тетради детей?

34. На основании какого «Типового положения» функционируют логопедические группы?

35. Какой тип учреждения для детей с нарушениями речи (ясли-сад, детский сад, отдельные группы) является наиболее удачным? Почему?

36. Какие профили групп рекомендуется комплектовать?

37. Какова наполняемость этих групп?

38. Каков срок пребывания в этих группах?

39. Каковы требования к проведению занятий по формированию звукопроизношения и фонематического восприятия?

40. Каковы требования к проведению занятий по формированию лексико-грамматических компонентов языка и развитию связной речи?

41. Чем отличаются занятия фонетические от занятий по развитию речи?

42. Каковы требования к подбору лексического материала для фонетических занятий?

43. Какие функции выполняет старший логопед района?

44. Кто диагностирует речевую патологию?

45. Почему в группах с общим недоразвитием речи не рекомендуются фронтальные занятия со всей группой?

46. В какой последовательности проводятся упражнения по формированию слоговой структуры слов?

47. Какое место в процессе логопедических занятий занимают упражнения по развитию внимания и памяти?

48. Какие упражнения и в какой последовательности проводятся по развитию фонематического восприятия?

49. Чем отличаются речевые карты ребенка с общим недоразвитием речи и ребенка с фонетико-фонематическим недоразвитием?-

50. Какие задания позволяют обследовать конструктивную деятельность ребенка?

51. Какие задания позволяют обследовать владение ребенком счетными операциями?

52. Какие задания позволяют обследовать логическое мышление ребенка?

53. Какие методические приемы используются при обследовании словаря?

54. Какие методические приемы используются при обследовании грамматической правильности речи?

55. Каковы методические приемы обследования слоговой структуры?

56. Каковы методические приемы обследования звукопроизношения и фонематического восприятия?

57. Что входит в перечень обязательного оборудования ло.гопедического кабинета?

58. Как строится поэтапное формирование речи при ее общем недоразвитии?

59. Почему у безречевых детей нельзя добиваться правильного фонетического оформления первых лепетных слов?

60. Какое место в системе логопедических занятий занимает работа по развитию понимания речи? Почему?

61. Чем вызвана необходимость широкого использования на логопедических занятиях наглядного материала и игровых фрагментов?

62. Какова последовательность работы над предложением в группах с общим недоразвитием речи?

63. Какие используются методические приемы при обучении детей составлению рассказа по картинке, серии картинок, пересказу?

КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ

1. Проанализировав рекомендуемую литературу, составьте таблицу (или схему) нормального развития детской речи от 1 года до 7 лет, отражающую развитие всех компонентов языка

(фонетико-фонематического и лексико-фонематического и лексико-грамматического).

2. Составьте перечень методических приемов для выявления состояния фонематического восприятия у детей.

3. Перечислите методические приемы, с помощью которых вы будете обследовать понимание речи ребенком.

4. Составьте альбом для обследования словарного запаса.

5. Подберите картинки для обследования грамматического строя.

6. Познакомьтесь в одном из логопедических учреждений с протоколами обследования фонематического восприятия у детей. Проанализируйте характер и степень нарушения фонематического слуха.

7. Составьте конспект логопедического занятия по развитию фонематического восприятия.

8. Составьте конспект логопедического занятия по развитию словарного запаса.

9. Составьте конспект логопедического занятия по развитию грамматического строя.

10. Составьте речевую карту на ребенка, имеющего первый уровень речевого развития.

11. Проведите логопедическое обследование ребенка с III уровнем речевого развития. Составьте его речевую карту.

12. Составьте речевую карту ребенка, имеющего II уровень речевого развития.

13. Составьте конспект занятия по теме «Практическое усвоение предлогов «на», «под», «в», «из».

14. Составьте конспект занятия по теме «Составление рассказа по картинке».

15. Составьте конспект занятия по теме «Практическое усвоение уменьшительно-ласкательных существительных».

16. Составьте два конспекта фонетического занятия с детьми 6-летнего возраста по теме «Звук «р» (закрепление звука).

17. Составьте два конспекта фонетического занятия с детьми 6-летнего возраста по теме «Дифференциация звуков «р» и «л».

18. Придумайте упражнения для проведения организационного момента.

19. Придумайте игровые фрагменты для развития внимания и памяти.

20. Придумайте игровые фрагменты для развития фонематического восприятия.

21. Подготовьте дидактический материал для обследования словаря, грамматического строя, связной речи, фонетики ребенка.

22. Сравните I и II уровни речевого развития.

23. Сравните II и III уровни речевого развития.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие............................................................................................................. 3

ГлаваI. Дислалия у детей ,.......'..... 5

Классификация дислалии...................................................................................... 7

Причины дислалии................................................................................................... 8

Методы логопедического обследования детей с нарушениями звуко-

произношения.......................................................................................................... 10

Отграничение сложных форм дислалии от сходных состояний ... 14

Методы устранения дислалии.......................................................................................... 15

Развитие фонематического восприятия................................................................. —

Артикуляционная гимнастика ......................................................................... 21

Исправление дефектов звукопроизношения.................................................................. 22

Рекомендуемая литература.............................................................................................. 40

Контрольные вопросы..................................................................................................... 41

Контрольные задания.............................................................................................. 43

Глава II. Заикание у дошкольников....................................................................... 45

Распространенность заикания .......................................................................... —

Симптоматика и виды заикания............................................................................. 46

Логопедическое обследование......................................................................................... 48

Принципы логопедической работы...................................................................... 53

Устранение заикания ........................................................................................... 57

Рекомендуемая литература.............................................................................................. 65

Контрольные вопросы............................................................................................ —

Контрольные задания............................................................................................. 68

Глава III.Общее недоразвитие речи у дошкольников................................................. 71

Комплексное обследование........................................................................................... 75

Слух......................................................................................................................... 77

Интеллектуальное развитие................................................................................... 78

Речь.......................................................................................................................... 82

Методика коррекционного обучения.................................................................... 89

Обучение грамоте........................................................................................................... 107

Требования к построению занятий по формированию лексико-грамма-

тических компонентов языка и развитию связной речи...................................... 108

Глава IV. Организация логопедической работы в специальных детских

садах для детей с нарушениями речи.................................................................... ПО

Принципы отбора детей и комплектования групп......................................................... —

Организация работы медико-педагогической комиссии..................................... 112

Рекомендации к зачислению дошкольников в специальные группы для

детей с нарушениями речи............................................................................................. 116

Использование праздников и развлечений в целях коррекционно-воспи-

тательной работы.................................................................................................... 117

Приложение 1. Документы, представляемые на медико-педагогическую

комиссию....................................................................................................................... 123

Приложение 2. Документы медико-педагогической комиссии . . . 124

Приложение 3. Логопедическая документация детского сада для детей

с нарушениями речи............................................................................................... 131

Приложение 4. Основные положения о работе районного старшего логопеда дошкольных учреждений системы просвещения 136

Рекомендуемая литература ................................................................................ 137

Контрольные вопросы.......................................................................................... —

Контрольные задания ....................................................................................... 139


Наши рекомендации