Организация работы медико-педагогической комиссии
Медико-педагогическая комиссия по отбору детей и комплектованию групп для детей с нарушениями речи организуется при областном (городском, районном) отделе народного образования.
В ее состав входят:
— представитель отдела народного образования—председатель комиссии;
— члены комиссии: детский психоневролог, руководитель специализированного дошкольного учреждения (директор детского дома, заведующая детским садом, яслями-садом), старший логопед (области, города, района), логопеды дошкольных учреждений;
— секретарь комиссии.
Персональный состав медико-педагогической комиссии ут-
ерждается отделами народного образования по согласованию с отделами здравоохранения.
В дни работы медико-педагогической комиссии члены комиссии освобождаются от своих обязанностей по основному месту работы.
Медико-педагогические комиссии работают по определенному графику начиная с февраля, не чаще одного раза в неделю.
На первом заседании МПК ежегодно утверждается состав МПК и распределение обязанностей между членами МПК на очередной срок (с 1 января по 31 декабря текущего года). Обсуждается и утверждается план работы МПК на год, в котором устанавливается:
— сколько раз в месяц (в неделю) проводятся заседания МПК по отбору детей в дошкольные учреждения;
— по выпуску детей из дошкольных учреждений;
— по выводу детей из дошкольных учреждений с нарушениями речи после уточнения диагноза;
— с какими речевыми нарушениями обследуются дети (их возраст) в тот или иной день и другие организационные вопросы.
Документация медико-педагогической комиссии.Перед заседаниями МПК проводится определенная подготовительная работа. Все дети с нарушениями речи, направленные на МПК,регистрируются в специальном журнале по единой форме (см. приложение 2, форма 1), подготавливаются списки детей для вызова на комиссию, проводится оповещение родителей о дне заседания комиссии.
Журнал регистрации детей ведет старший логопед или секретарь МПК города (района). Регистрация ребенка в данном журнале проводится, если при обращении к старшему логопеду родители представили все необходимые документы.
Документы хранятся в отдельных папках или конвертах. Для удобства пользования ими необходимо иметь 4 папки, соответствующие данным профилям групп: общее недоразвитие речи, фонетико-фонематическое недоразвитие речи, нарушение произношения отдельных звуков и заикание. Документы следует группировать так, чтобы в одной возрастной группе оказались дети, которым к 1 сентября исполнилось полное количество лет.
На заседание МПК целесообразно приглашать детей со сходными речевыми нарушениями и одного возраста, например: на одном из заседаний МПК обследовать детей с общим недоразвитием речи от 5 до 6 лет, на другом — заикающихся от 5 до 6 лет и т. д.
На одном заседании МПК следует принимать от 15 до 20 детей (количество детей зависит от типа речевого дефекта). Так, заикающихся детей и детей с общим недоразвитием речи можно обследовать не более 15 человек.
При обследовании ребенка ведется протокол (см. приложение 2, форма 2).
Протокол заседаний МПК ведет логопед, являющийся членом МПК, или секретарь МПК. Каждое заседание МПК оформляется отдельным протоколом и нумеруется.
На заседании медико-педагогической комиссии по отбору детей в дошкольные учреждения и выводу из них протокол заполняется по форме. Остальные вопросы, рассматриваемые на заседаниях МПК, протоколируются обычным порядком.
Оформление протокола по форме позволяет с меньшей затратой времени и более целенаправленно вести обследование детей при отборе их в специальные группы. Форма протокола позволяет достаточно полно и последовательно раскрыть состояние речи детей.
По окончании заседаний МПК на основании заполненных протоколов составляются списки детей, зачисленных в различные группы.
Список на каждую группу составляется в трех экземплярах: один экземпляр сдается в отдел народного образования, один — в детский сад, один — остается у секретаря (логопеда) МПК.
На основании списка в отделе народного образования детям выписываются путевки-направления в указанное МПК дошкольное учреждение.
Требования к оборудованию кабинета. Заседания МПК по отбору и выпуску детей проводятся в отделе народного образования или в детском саду (яслях-саду, детском доме). Выбор места определяется следующими условиями: необходимо просторное помещение для обследования ребенка и отдельное помещение для ожидающих приема родителей с детьми; помещение должно быть оборудовано соответствующей для детей дошкольного возраста мебелью — стульями, столами; в нем должны находиться наборы наглядных и дидактических пособий для обследования разных сторон речи, слуха и интеллекта детей любого дошкольного возраста.
Большое значение в работе медико-педагогической комиссии по отбору и комплектованию детей в дошкольные учреждения для детей с нарушениями речи имеет обстановка и оформление кабинета, расположение игрушек и материалов, предназначенных для обследования детей.
Кабинет, где проводится психолого-педагогическое обследование, должен оформляться так, чтобы ребенок в незнакомой ситуации чувствовал себя свободно, раскованно, быстро заинтересовался чем-то и легко вступал в контакт с членами комиссии.
Наиболее типичным оборудованием такого кабинета являются игрушки, дидактический и изобразительный материал. Дидактический и изобразительный материал (картинки) размещается на столе членов комиссии, а игрушки — на отдельном детском столе так, чтобы во время обследования они не отвлекали ребенка, но при необходимости их можно было бы в любой момент взять со стола, поменять или убрать.
Игрушки следует подбирать так, чтобы они были не только Привлекательными, но и помогали при обследовании выявить максимальный объем знаний, умений, речевые и познавательные возможности детей. Игрушек может быть немного, но подобрать их надо так, чтобы они по внешнему виду (цвету, форме и т. д.) имели сходство с реальными предметами, были красочными и интересными. Правильный подбор материалов обеспечивает точность результатов обследования различных сторон речевого и интеллектуального развития и состояния слуха при минимально затраченном времени.
Для определения уровня речевого развития, состояния слуха и интеллектуальных возможностей ребенка необходимо иметь специальный набор игрушек, дидактических пособий, картинок для обследования речи рекомендуются картинки с изображением отдельных предметов и действий, знакомых детям из окружающей их домашней обстановки; сюжетные картинки и серии картин, доступные их пониманию; настольные дидактические пособия типа лото: «Ботаническое...», «Зоологическое...», «Лото на четырех языках», «Лото малышам»; настольные игры: «Бывает или не бывает», «Кому что нужно», «Наши мамы, наши папы», «Что забыл нарисовать художник», «Угадай, что изменилось» и др.
Для обследования интеллекта используются пирамидки из 4—6 колец, матрешки 2—6-составные, разнообразные полые кубы, разрезные картинки и кубики, «почтовый ящик» (пластмассовая цилиндрическая коробка с крышкой, на которой есть прорези в виде геометрических фигур — треугольника, ромба, шестиугольника, прямоугольника, полукруга — и соответствующие им объемные геометрические формы, вставляющиеся в эти прорези), счетный материал (палочки, грибки, елочки, матрешки, геометрические формы и др.), дидактическая кукла с набором одежды, мебели, посуды и др., дидактические материалы (мозаика, геометрические фигурки разного цвета, величины и формы и др.).
Для обследования слуха рекомендуется иметь звучащие или озвученные игрушки (барабан, бубен, кошка, птичка) и специально подобранные картинки.
Для установления контакта с ребенком также необходимо иметь определенный набор материалов.
1. Сюжетные или образные игрушки — куклы разной величины, мишки, зайки и др.
2. Технические игрушки — машины разного размера и назначения (грузовые, легковые, экскаватор, подъемный кран, трактор и др.).
3. Строительные материалы — напольные, настольные, разной величины, формы и цвета.
4. Игрушки-забавы — мишка заводной, лягушка -попрыгушка, заводные машины, персонажи кукольного, плоскостного или пальчикового театра и др.
РЕКОМЕНДАЦИИ К ЗАЧИСЛЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ В СПЕЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
Правильное комплектование групп для детей с нарушениями речи обеспечивается соблюдением принципов отбора.
В группу с общим недоразвитием речи принимают детей с разным уровнем речевого развития. Детей с I уровнем речевого недоразвития (см. гл. III) следует зачислять в дошкольное учреждение с 3 лет на 3—4 года обучения. Детей со II уровнем недоразвития речи следует зачислять в специальное дошкольное учреждение с 4 лет на 3 года обучения. Детей с III уровнем речевого недоразвития следует зачислять в дошкольное учреждение с 4—5 лет на 2 года обучения.
В группу с фонетико-фонематическим недоразвитием речи зачисляют детей, у которых несформирована звуковая ее сторона. Характерным для этих детей является незаконченность процесса формирования фонематического восприятия. Недостаточность касается не только произношения звуков, но и слуховой их дифференциации. У таких детей при специальном обследовании могут быть выявлены лишь отдельные элементы отставания в лексико-грамматическом развитии; признаком фонети-ко-фонематического недоразвития у данных детей является незаконченность процесса формирования звуков, отличающихся тонкими артикуляционными или акустическими признаками. Сюда чаще всего относятся свистящие, шипящие, звуки «р», «л», реже звонкие и глухие, твердые и мягкие, взрывные и фрикативные. При фонетико-фонематическом недоразвитии обнаруживается ряд особенностей произношения звуков: недифференцированное произнесение пар или групп звуков (мягкий звук «ш» заменяется «с» и «ш» — «шани» вместо сани); нестойкое употребление в речи звуков (одно и то же слово ребенок в разных контекстах и при неоднократном повторении произносит различно— «ссюка», «чука», «шука» вместо щука); замены звуков более простыми по артикуляции («р» на «л», «ш» на «с» или «ф»); смешение звуков (в одних случаях ребенок употребляет звуки правильно — «кошка», «сани», а в других взаимозамещает их — «у коськи пушистый хвошт»).
Детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи следует зачислять в специальное дошкольное учреждение с 5 лет на один год обучения. Детей с ринолалией и дизартрией зачисляют на 2 года обучения.
В группу с нарушением произношения отдельных звуков зачисляют детей с сохранным фонематическим слухом. Основным признаком нарушения их речи является неправильное звукопроизношение, которое проявляется по-разному. В речи детей могут отсутствовать трудные по артикуляции звуки: пропуск звуков («р», «л», «ш», «ж», «ч», «ц», «щ» и др.); замена звуков («р» на «л», «ш» на «с»); смешение звуков; нестойкое употребление звуков в речи.
Для зачисления ребенка в специальную группу дошкольного учреждения необходимо, чтобы у него было нарушено не менее двух групп звуков, например свистящие и сонорные, сонорные и шипящие, что в целом составляет не менее 5—6 звуков. Детей с нарушением произношения отдельных звуков зачисляют в дошкольное учреждение с 5 лет. Срок их обучения — полгода.
В группу для заикающихся детей принимаются дети с расстройством коммуникативной функции речи. Наряду с заиканием у них может быть нарушение произношения отдельных звуков, или фонетико-фонематическое недоразвитие речи, или общее недоразвитие речи.
Заикающихся детей зачисляют в дошкольные учреждения с 2 лет, срок обучения детей с 2 до 5 лет — один год. Продолжение специального обучения таких заикающихся детей рассматривается медико-педагогической комиссией. Заикающихся детей 5-летнего возраста зачисляют в специальную группу со сроком обучения 2 года.