Организация работы медико-педагогической комиссии

Медико-педагогическая комиссия по отбору детей и комплектованию групп для детей с нарушениями речи организуется при областном (городском, районном) отделе народного обра­зования.

В ее состав входят:

— представитель отдела народного образования—председатель комиссии;

— члены комиссии: детский психоневролог, руководитель специализированного дошкольного учреждения (директор детского дома, заведующая детским садом, яслями-садом), старший логопед (области, города, района), логопеды дошкольных учреждений;

— секретарь комиссии.

Персональный состав медико-педагогической комиссии ут-

ерждается отделами народного образования по согласованию с отделами здравоохранения.

В дни работы медико-педагогической комиссии члены комиссии освобождаются от своих обязанностей по основному месту работы.

Медико-педагогические комиссии работают по определенному графику начиная с февраля, не чаще одного раза в неделю.

На первом заседании МПК ежегодно утверждается состав МПК и распределение обязанностей между членами МПК на очередной срок (с 1 января по 31 декабря текущего года). Обсуждается и утверждается план работы МПК на год, в котором устанавливается:

— сколько раз в месяц (в неделю) проводятся заседания МПК по отбору детей в дошкольные учреждения;

— по выпуску детей из дошкольных учреждений;

— по выводу детей из дошкольных учреждений с нарушениями речи после уточнения диагноза;

— с какими речевыми нарушениями обследуются дети (их возраст) в тот или иной день и другие организационные вопросы.

Документация медико-педагогической комиссии.Перед заседаниями МПК проводится определенная подготовительная работа. Все дети с нарушениями речи, направленные на МПК,регистрируются в специальном журнале по единой форме (см. приложение 2, форма 1), подготавливаются списки детей для вызова на комиссию, проводится оповещение родителей о дне заседания комиссии.

Журнал регистрации детей ведет старший логопед или секретарь МПК города (района). Регистрация ребенка в данном журнале проводится, если при обращении к старшему логопеду родители представили все необходимые документы.

Документы хранятся в отдельных папках или конвертах. Для удобства пользования ими необходимо иметь 4 папки, соответствующие данным профилям групп: общее недоразвитие речи, фонетико-фонематическое недоразвитие речи, нарушение произношения отдельных звуков и заикание. Документы следует группировать так, чтобы в одной возрастной группе оказались дети, которым к 1 сентября исполнилось полное количество лет.

На заседание МПК целесообразно приглашать детей со сходными речевыми нарушениями и одного возраста, например: на одном из заседаний МПК обследовать детей с общим недоразвитием речи от 5 до 6 лет, на другом — заикающихся от 5 до 6 лет и т. д.

На одном заседании МПК следует принимать от 15 до 20 детей (количество детей зависит от типа речевого дефекта). Так, заикающихся детей и детей с общим недоразвитием речи можно обследовать не более 15 человек.

При обследовании ребенка ведется протокол (см. приложение 2, форма 2).

организация работы медико-педагогической комиссии - student2.ru Протокол заседаний МПК ведет логопед, являющийся членом МПК, или секретарь МПК. Каждое заседание МПК оформляется отдельным протоколом и нумеруется.

На заседании медико-педагогической комиссии по отбору детей в дошкольные учреждения и выводу из них протокол заполняется по форме. Остальные вопросы, рассматриваемые на за­седаниях МПК, протоколируются обычным порядком.

Оформление протокола по форме позволяет с меньшей затратой времени и более целенаправленно вести обследование детей при отборе их в специальные группы. Форма протокола позволяет достаточно полно и последовательно раскрыть состояние речи детей.

По окончании заседаний МПК на основании заполненных протоколов составляются списки детей, зачисленных в различ­ные группы.

Список на каждую группу составляется в трех экземплярах: один экземпляр сдается в отдел народного образования, один — в детский сад, один — остается у секретаря (логопеда) МПК.

На основании списка в отделе народного образования детям выписываются путевки-направления в указанное МПК дошкольное учреждение.

Требования к оборудованию кабинета. Заседания МПК по отбору и выпуску детей проводятся в отделе народного образования или в детском саду (яслях-саду, детском доме). Выбор места определяется следующими условиями: необходимо просторное помещение для обследования ребенка и отдельное помещение для ожидающих приема родителей с детьми; помещение должно быть оборудовано соответствующей для детей дошкольного возраста мебелью — стульями, столами; в нем долж­ны находиться наборы наглядных и дидактических пособий для обследования разных сторон речи, слуха и интеллекта детей любого дошкольного возраста.

Большое значение в работе медико-педагогической комиссии по отбору и комплектованию детей в дошкольные учреждения для детей с нарушениями речи имеет обстановка и оформление кабинета, расположение игрушек и материалов, предназначенных для обследования детей.

Кабинет, где проводится психолого-педагогическое обследование, должен оформляться так, чтобы ребенок в незнакомой ситуации чувствовал себя свободно, раскованно, быстро заинтересовался чем-то и легко вступал в контакт с членами комиссии.

Наиболее типичным оборудованием такого кабинета являются игрушки, дидактический и изобразительный материал. Дидактический и изобразительный материал (картинки) размещается на столе членов комиссии, а игрушки — на отдельном детском столе так, чтобы во время обследования они не отвлекали ребенка, но при необходимости их можно было бы в любой момент взять со стола, поменять или убрать.

Игрушки следует подбирать так, чтобы они были не только Привлекательными, но и помогали при обследовании выявить максимальный объем знаний, умений, речевые и познавательные возможности детей. Игрушек может быть немного, но подобрать их надо так, чтобы они по внешнему виду (цвету, форме и т. д.) имели сходство с реальными предметами, были красочными и интересными. Правильный подбор материалов обеспечивает точность результатов обследования различных сторон речевого и интеллектуального развития и состояния слуха при минимально затраченном времени.

Для определения уровня речевого развития, состояния слуха и интеллектуальных возможностей ребенка необходимо иметь специальный набор игрушек, дидактических пособий, картинок для обследования речи рекомендуются картинки с изображением отдельных предметов и действий, знакомых детям из окружающей их домашней обстановки; сюжетные картинки и серии картин, доступные их пониманию; настольные дидактические пособия типа лото: «Ботаническое...», «Зоологическое...», «Лото на четырех языках», «Лото малышам»; настольные игры: «Бывает или не бывает», «Кому что нужно», «Наши мамы, наши папы», «Что забыл нарисовать художник», «Угадай, что изменилось» и др.

Для обследования интеллекта используются пирамидки из 4—6 колец, матрешки 2—6-составные, разнообразные полые кубы, разрезные картинки и кубики, «почтовый ящик» (пластмассовая цилиндрическая коробка с крышкой, на которой есть прорези в виде геометрических фигур — треугольника, ромба, шестиугольника, прямоугольника, полукруга — и соответствующие им объемные геометрические формы, вставляющиеся в эти прорези), счетный материал (палочки, грибки, елочки, матрешки, геометрические формы и др.), дидактическая кукла с набором одежды, мебели, посуды и др., дидактические материалы (мозаика, геометрические фигурки разного цвета, величины и формы и др.).

Для обследования слуха рекомендуется иметь звучащие или озвученные игрушки (барабан, бубен, кошка, птичка) и специально подобранные картинки.

Для установления контакта с ребенком также необходимо иметь определенный набор материалов.

1. Сюжетные или образные игрушки — куклы разной величины, мишки, зайки и др.

2. Технические игрушки — машины разного размера и назначения (грузовые, легковые, экскаватор, подъемный кран, трактор и др.).

3. Строительные материалы — напольные, настольные, разной величины, формы и цвета.

4. Игрушки-забавы — мишка заводной, лягушка -попрыгушка, заводные машины, персонажи кукольного, плоскостного или пальчикового театра и др.

организация работы медико-педагогической комиссии - student2.ru организация работы медико-педагогической комиссии - student2.ru РЕКОМЕНДАЦИИ К ЗАЧИСЛЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ В СПЕЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

Правильное комплектование групп для детей с нарушениями речи обеспечивается соблюдением принципов отбора.

В группу с общим недоразвитием речи принимают детей с разным уровнем речевого развития. Детей с I уровнем речевого недоразвития (см. гл. III) следует зачислять в дошкольное уч­реждение с 3 лет на 3—4 года обучения. Детей со II уровнем недоразвития речи следует зачислять в специальное дошкольное учреждение с 4 лет на 3 года обучения. Детей с III уровнем речевого недоразвития следует зачислять в дошкольное учреждение с 4—5 лет на 2 года обучения.

В группу с фонетико-фонематическим недоразвитием речи зачисляют детей, у которых несформирована звуковая ее сторона. Характерным для этих детей является незаконченность процесса формирования фонематического восприятия. Недостаточность касается не только произношения звуков, но и слуховой их дифференциации. У таких детей при специальном обсле­довании могут быть выявлены лишь отдельные элементы отставания в лексико-грамматическом развитии; признаком фонети-ко-фонематического недоразвития у данных детей является незаконченность процесса формирования звуков, отличающихся тонкими артикуляционными или акустическими признаками. Сюда чаще всего относятся свистящие, шипящие, звуки «р», «л», реже звонкие и глухие, твердые и мягкие, взрывные и фрика­тивные. При фонетико-фонематическом недоразвитии обнаруживается ряд особенностей произношения звуков: недифференцированное произнесение пар или групп звуков (мягкий звук «ш» заменяется «с» и «ш» — «шани» вместо сани); нестойкое употребление в речи звуков (одно и то же слово ребенок в разных контекстах и при неоднократном повторении произносит различ­но— «ссюка», «чука», «шука» вместо щука); замены звуков более простыми по артикуляции («р» на «л», «ш» на «с» или «ф»); смешение звуков (в одних случаях ребенок употребляет звуки правильно — «кошка», «сани», а в других взаимозамещает их — «у коськи пушистый хвошт»).

Детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи следует зачислять в специальное дошкольное учреждение с 5 лет на один год обучения. Детей с ринолалией и дизартрией зачисляют на 2 года обучения.

В группу с нарушением произношения отдельных звуков за­числяют детей с сохранным фонематическим слухом. Основным признаком нарушения их речи является неправильное звукопроизношение, которое проявляется по-разному. В речи детей могут отсутствовать трудные по артикуляции звуки: пропуск звуков («р», «л», «ш», «ж», «ч», «ц», «щ» и др.); замена звуков («р» на «л», «ш» на «с»); смешение звуков; нестойкое употребление звуков в речи.

Для зачисления ребенка в специальную группу дошкольного учреждения необходимо, чтобы у него было нарушено не менее двух групп звуков, например свистящие и сонорные, сонорные и шипящие, что в целом составляет не менее 5—6 звуков. Детей с нарушением произношения отдельных звуков зачисляют в дошкольное учреждение с 5 лет. Срок их обучения — полгода.

В группу для заикающихся детей принимаются дети с расстройством коммуникативной функции речи. Наряду с заиканием у них может быть нарушение произношения отдельных звуков, или фонетико-фонематическое недоразвитие речи, или общее недоразвитие речи.

Заикающихся детей зачисляют в дошкольные учреждения с 2 лет, срок обучения детей с 2 до 5 лет — один год. Продолже­ние специального обучения таких заикающихся детей рассматривается медико-педагогической комиссией. Заикающихся детей 5-летнего возраста зачисляют в специальную группу со сроком обучения 2 года.

Наши рекомендации