Глава ii.заикание у дошкольников

Заиканием называется сложное нарушение речи, при котором наблюдается расстройство ее нормального ритма, темпа и плавности, непроизвольные остановки или повторения отдельных звуков и слогов в момент произнесения. Заикание в основном определяется функциональными расстройствами, когда отсутствуют какие-либо органические поражения речевых механизмов центральной и периферической нервной системы. Лишь в исключительных случаях заикание может быть вызвано органическими поражениям центральной нервной системы (при черепно-мозговых травмах, нейроинфекциях и т. п.).

Функциональное заикание возникает, как правило, у детей в раннем возрасте (от 2 до 5 лет) в период формирования развернутой обобщенной фразовой речи; чаще встречается у легко возбудимых, нервных детей.

Причины возникновения функционального заикания различны. Одна из самых распространенных причин — чрезмерно высокие требования, предъявляемые к речи детей: понуждение к повторению непонятных и трудных слов, к декламации сложных стихов перед посторонними, перегрузки чтением, не соответ­ствующим возрасту и развитию.

Часто заикание возникает у детей с общим недоразвитием речи при нехватке элементарного запаса слов и грамматических средств для выражения своих мыслей. Возникновению заикания способствуют неправильные условия воспитания ребенка, физические наказания, сильный испуг. Заикание также может быть и следствием подражания.

РАСПРОСТРАНЕННОСТЬ ЗАИКАНИЯ

Заикание наблюдалось еще с древнейших времен у всех народов и распространено во всем мире. Чаще оно встречается у культурных народов; процент его возникновения у жителей города значительно выше, чем у сельских.

По данным авторов, как наших, отечественных, так и зарубежных, заикаются среди детей примерно 2%. Для взрослых эта цифра несколько ниже: немногим более 1%.

Заикание значительно чаще возникает у мальчиков, чем у девочек. В среднем это соотношение составляет примерно 4:1. Причина этого явления до настоящего времени еще не выясненa окончательно.

глава ii.заикание у дошкольников - student2.ru глава ii.заикание у дошкольников - student2.ru глава ii.заикание у дошкольников - student2.ru глава ii.заикание у дошкольников - student2.ru глава ii.заикание у дошкольников - student2.ru глава ii.заикание у дошкольников - student2.ru глава ii.заикание у дошкольников - student2.ru глава ii.заикание у дошкольников - student2.ru глава ii.заикание у дошкольников - student2.ru глава ii.заикание у дошкольников - student2.ru глава ii.заикание у дошкольников - student2.ru глава ii.заикание у дошкольников - student2.ru СИМТОМАТИКА И ВИДЫ ЗАИКАНИЯ

Основным внешним признаком (симптомом) заикания являются возникающие в момент речи судороги в дыхательном, голосовом или артикуляционном аппарате. Чем чаще и длительнее судороги, тем тяжелее форма заикания.

По типу судорог, периодически возникающих в различных отделах периферического речевого аппарата, различают три вида (или типа, формы) заикания: 1) клоническое; 2) тоническое 3) смешанное.

Наиболее ранним и легким видом является клоническое заикание, при котором повторяются звуки или слоги слова (м-м-м. мячик, па-па-па-паровоз). Со временем эта форма заикания переходит в более тяжелую — тоническую, когда в речи появляются длительные паузы в начале и в середине слова («м_________ ячик», «авт__________обус»).

Среди смешанных видов заикания в зависимости от преобладающего характера судорог различают клоно-тоническую и тоно-клоническую формы. По степени проявления заикание бывает слабым, средним и сильным. Четких критериев для различения степени заикания нет. В практике, как правило, заикание считается слабым, если оно едва заметно и не мешает речевому общению. Сильным считается заикание, при котором в результате длительных судорог речевое общение становится невозможным. Кроме того, при сильной степени наблюдаются также со­путствующие движения и эмболофразия.

Сопутствующие движения возникают при заикании не сразу, а, как правило, появляются, когда дефект прогрессирует и принимает более тяжелые формы. Проявляются они в судорожных движениях различных групп мышц внеречевой мускулатуры лица, шеи, туловища, конечностей. Различают непроизвольные, т. е. не зависящие от воли говорящего, сопутствующие движения и произвольные.

Непроизвольные сопутствующие движения вызываются тем, что возникающие в различных отделах речевого аппарата спазмы иррадируют в мышцы лица и другие части тела. Так может возникнуть зажмуривание глаз, моргание, раздувание крыльев носа (рефлекс Фрешельса), опускание или откидывание головы, напряжение мышц шеи, сжимание пальцев, притопывание но­гами, разнообразные движения туловищем.

Произвольные сопутствующие движения возникают наряду с непроизвольными и вызываются тем, что заикающийся, стремясь побороть возникающие судороги речевого аппарата, сознательно прибегает к различным приемам: покашливает, переступает с ноги на ногу, трясет руками, крутит головой, трогает ухо, дергает пуговицу и т. п.

Иногда трудно различить произвольные сопутствующие движения и непроизвольные, так как часто один вид переходит в другой. Заметив однажды, что то или иное сопутствующее дви-

жение помогло в разговоре, заикающийся начинает применять его сознательно. У него появляется уверенность, что подобные его приемы значительно ослабляют заикание. В дальнейшем, как правило эти приемы не только не облегчают, но, напротив, еще большезатрудняют речь.

По мере усиления заикания появляются новые приемы — речевые Заикающийся, думая облегчить свою речь, начинает добавлять стереотипные слова или звуки типа «а», «э-э», «ну», вот это», «вот так», «это», «вот» и т. п. Такое явление называйся эмболофразией.

Для заикающихся детей характерно двигательное беспокойство, проявляющееся в постоянных и беспорядочных движениях, например в приседании, подпрыгивании, подергивании тела или конечностей, в верчении ребенка в разные стороны. Это беспокойство может проявляться и во сне: вздрагивание, сбрасывание одеяла, дети мечутся, разворачиваются поперек кровати или ногами к подушке.

Еще одним характерным симптомом заикания является страх перед устной речью, боязнь тех звуков или слов, которые, по мнению заикающегося, особенно трудны для произнесения. Это явление называется логофобией. Под воздействием страха заикающийся совсем не может произнести эти звуки и слова или запинается на них с наибольшей силой. Становясь постоянным, страх речи (логофобия) приводит к тому, что заикающиеся начинают заменять при произнесении отдельные «трудные для них» звуки и слова. При этом смысл того, что они хотели сказать, часто искажается.

Все описанные симптомы заикания весьма непостоянны и изменчивы. Меняется вид заикания, проявляясь то в повторении звуков или слогов, то во внезапных остановках, паузах. Меняются и сопутствующие движения, столь же непостоянно и выде­ление заикающимся «трудных» звуков и слов. Сегодня он убежден, что самое большое затруднение вызывают звуки «п» и «т», а завтра считает, что «б» и «г» или какие-нибудь другие звуки или слова произносить гораздо труднее. Меняются и приемы, поскольку заикающийся все время стремится найти наиболее эффективные.

Степень заикания также постоянно меняется. Однажды возникнув, заикание, как правило, не «стоит на месте» и без специального логопедического воздействия усиливается. Но и само усиление заикания весьма изменчиво, что обусловлено самыми Разнообразными обстоятельствами. Так, один и тот же ребенок наедине с собой, с игрушками, с мнимым собеседником, как правило, говорит без запинок, но присутствие другие действует на его речь по-разному. Разговор с людьми, с которыми он чувствует себя спокойно, обычно не вызывает больших затруднений, беседа же с малознакомыми людьми или с теми, кого ребенок боится или стесняется, сразу же вызывает усиление заикания.

Состояние речи тесно связано также с общим физическим и

эмоциональным фоном. Так, заикание обычно усиливается в момент болезни, переутомления, очень подвижных игр. Наблюдаются также колебания в степени заикания в связи с погодой временем года, условиями жизни, питанием.

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ

Логопедическое обследование заикающихся детей является первым и весьма ответственным звеном всего комплекса коррекционно-воспитательного воздействия. От правильности и полноты выявленных симптомов заикания, от знания факторов, его осложняющих, в значительной степени зависит выбор наиболее рационального и эффективного пути коррекционной работы.

До логопедического обследования ребенка необходимо показать врачу-психоневрологу или невропатологу. Только он может дать заключение, функциональное ли это заикание (когда не отмечается каких-либо органических поражений в речевых механизмах центральной нервной системы) или органическое (следствие перенесенных черепно-мозговых травм, нейроинфекций и т. п.). Заключение врача не только помогает логопеду понять природу дефекта, но в ряде случаев является и документом, на основании которого решается вопрос о том, возможно ли полное устранение заикания.

Довольно часто у заикающихся детей наблюдаются недостатки звукопроизношения. Обнаружив их, логопед должен детально обследовать строение и подвижность органов артикуляционного аппарата, а также произношение звуков речи и состояние фонематического восприятия (см. гл. I).

Важной логопедической задачей является также установление уровня общего речевого развития заикающегося ребенка. Наиболее тщательно следует изучить речевое развитие тех детей, у которых заикание появилось после четырех лет. Опыт по­казывает, что возникновение заикания в раннем возрасте (2— 3 года) обычно сопровождается нормальным речевым развитие ребенка. Появление же первых признаков заикания после 4— 5 лет чаще всего свидетельствует о недоразвитии речи. (Подробное описание обследования речевого развития ребенка и определения его уровня приводится в гл. III.)

Логопеду необходимо поговорить с родителями заикающегося ребенка, с тем чтобы лучше уяснить себе историю общего г речевого развития ребенка, характер дефекта речи.

Беседа с родителями. До беседы ребенка следует отвлечь предложив ему поиграть в игрушки (кукла, машина, мяч, конструктор, кубики и т. п.). Логопед, разговаривая со взрослыми должен наблюдать за ребенком, отмечая, как он играет (увлеченно, равнодушно), на каких действиях задерживается дольше: на простом разглядывании игрушек или на манипулировании с ними, не перебирает ли предметы, не заинтересовываясь

ничем, и т. п. Важно также пронаблюдать, говорит ли ребенок сам с собой или с игрушками, обращается ли ко взрослым с вопросамиили просьбами, какими словами пользуется.

Обычно сами родители в этой ситуации не оставляют ребенка в покое, то поучая его, то беспрестанно делая замечания. Логопеду нужно воспользоваться случаем и разобраться в реакциях ребенка на замечания взрослых, во взаимоотношениях между ним и родителями, выявить зависимость проявления заикания от характера обращения с ребенком и т. д. Следует также выяснить, какой рукой ребенок владеет лучше, не левша ли он или же у него наблюдается амбидекстрия. Логопед отмечает попутно, как долго ребенок может усидеть на одном месте, на­сколько он возбужден, подвижен и т. п.

В ходе беседы с родителями логопед выясняет, как развивалась речь ребенка, когда он начал произносить первые слова, когда стал говорить фразами, как шло дальнейшее речевое развитие (бурно, медленно), форсировалось ли оно взрослыми и не было ли при этом речевых перегрузок, много ли с ним разучи­вали стихов и сказок, каково было их содержание (не превышало ли оно возрастные его возможности).

Следует также собрать сведения о ближайшем окружении ребенка-, нет ли у кого из родных каких-нибудь недостатков речи, не было ли двуязычия в семье (когда, например, пытались обучать ребенка другому языку), каков темп речи окружающих ребенка взрослых, заикался ли кто-нибудь из них или детей, с которыми был у ребенка контакт.

При беседе с родителями логопеду важно также выяснить характер отношения к ребенку в семье: не слишком ли его балуют или, напротив, не излишне ли строги с ним, нет ли неровности в обращении, когда ребенка то ласкают, то ругают, то все разрешают, то запрещают, то говорят ровно и спокойно, то начинают кричать. В последнем случае логопед должен учесть, что в дальнейшем ему придется регулировать отношение взрослых к ребенку, тактично вмешиваясь и прямо или косвенно влияя на поведение его родителей и близких. Логопеду необходимо также стараться изменить обстановку в семье к лучшему, если, например, выяснится, что в семье часто бывают конфликты, ссоры, а ребенок болезненно на все это реагирует.

В ходе беседы логопед выясняет, в каком возрасте появились первые признаки заикания и как оно развивалось: постепенно усиливалось или то возникало, то исчезало. В последнем случае важно, чтобы родители объяснили, с чем они связывают ослабление и усиление заикания.

При беседе с родителями логопед должен уяснить себе, как сами родители относятся к этому речевому дефекту, насколько сильно они переживают заикание своего ребенка, много ли и часто говорят об этом в присутствии ребенка, поправляют ли его запинающуюся речь или делают вид, что ничего не замечают.

глава ii.заикание у дошкольников - student2.ru глава ii.заикание у дошкольников - student2.ru глава ii.заикание у дошкольников - student2.ru глава ii.заикание у дошкольников - student2.ru глава ii.заикание у дошкольников - student2.ru глава ii.заикание у дошкольников - student2.ru глава ii.заикание у дошкольников - student2.ru Очень важно выяснить реакцию ребенка на свой дефект; угнетает ли его этот дефект или он его не замечает, пугается ли он своих запинок в речи и останавливается или продолжает говорить, как ни в чем не бывало. Все эти сведения логопед получает от родителей, но при обследовании самого ребенка необходимо специально понаблюдать, чтобы выяснить, насколько точны суждения родителей. Надо помнить, что родители не всегда бывают объективны в оценке своего ребенка и собственных поступков.

Обследование логопедом ребенка следует проводить в виде непринужденного разговора с ним, например во время показа ему игрушек. Интересные, задаваемые в доброжелательной манере вопросы сразу же позволяют добиться контакта с ребенком, вызывают его речевую активность и желание общаться. Вот примерный перечень вопросов логопеда к ребенку: как тебя зовут? Как твоя фамилия? Сколько тебе лет? Когда у тебя день рождения? Есть ли у тебя такая машина дома? Как мы назовем эту куклу? С кем ты приехал к нам? Расскажи, как вы ехали из дома. В каком доме ты живешь? Был ли ты в зоопарке? Кого ты там видел? Видел ли ты там обезьян? Какие они? Что ты умеешь рисовать? И т. д.

Подобный разговор позволяет составить общее представление о характере заикания, если, конечно, логопед в процессе беседы с ребенком делает соответствующие пометки. Что же должен выявить и записать логопед в процессе обследования ребенка?

Прежде всего ему необходимо установить степень и вид заикания, т. е. с умеренной, слабой или сильной клонической, тонической или смешанной формой он столкнулся. Важно также отметить, что вызывает усиление или, наоборот, ослабление заикания, как влияют на речь ребенка различные изменения в ситуации общения, смена его настроений и т. д.

Далее отмечается наличие или отсутствие непроизвольных сопутствующих речи движений: судороги мышц лица, подергивание конечностей, поднимание плеч, движения головой, моргание и т. д.

Если наблюдается эмболофразия, необходимо тщательно изучить характер этого явления. Очень важно выяснить, не связано ли употребление лишних звуков или слов («а», «ну вот», «то» и др.) с трудностями в подыскании нужного слова, формулировании мысли. Важно также отметить, в каких ситуациях и в какого типа высказываниях (самостоятельные выводы, ответы на вопросы без наглядной опоры и т. д.) происходит увеличение этих приемов.

Очень важно также определить темп речи ребенка (замедленный, ускоренный, скачкообразный, нормальный). Особой пометы требует ускоренный темп речи, так как его нормализовать всего труднее. Кроме того, очень часто такой темп свидетельствует, что в семье также говорят в ускоренном темпе, поэтому с

близкими ребенка необходимо провести соответствующую работу.

Логопеду следует обратить внимание, не левша ли ребенок, а при беседе с родителями выяснить, не отучали ли они ребенка от привычки все делать левой рукой, не учили ли его специально владеть правой рукой. Если удалось установить, что ребенок скрытый левша, это необходимо особо отметить.

При обследовании логопед постоянно наблюдает, как ребенок реагирует на свое заикание, не пугается ли запинок в речи, не приводит ли это к моментальному ухудшению речи. Часто у заикающихся детей бывает нарушено внимание, что отрицательно сказывается на всей коррекционно-воспитательной работе. Поэтому логопед обязательно должен проверить, насколько устойчиво внимание ребенка, насколько он умеет переключаться с одного вида деятельности на другой, как распределяется его внимание и т. д. Конечно, сведения об особенностях внимания можно получить, просто наблюдая ребенка и расспрашивая его родителей, но без специального обследования здесь не обойтись.

Для этой цели хорошо использовать предметные и сюжетные картинки с изображением вещей, людей, животных, птиц и т. д., у которых недорисованы какие-нибудь малозаметные детали или части тела: хвост у льва, одна ножка у стола или стула, рога у коровы, крышка или ручка у чайника, клюв у птицы, гребешок у петуха, усы у кошки и т. д. Логопед предлагает ребенку внимательно рассмотреть предъявляемую картинку и ответить на вопрос: что забыл нарисовать художник? Можно провести и такой эксперимент. Перед ребенком на столе ставятся или кладутся в ряд четыре различных предмета, например картинка, пирамидка, фигурка зайца и карандаш. Ребенку предлагается внимательно посмотреть и запомнить, как и в каком порядке лежат или стоят эти предметы. Затем его просят зажмуриться или повернуться спиной к столу, а логопед или перекладывает предметы, или меняет их положение, или поворачивает другой стороной. Когда ребенок вновь смотрит на стол, ему предлагается сказать, что изменилось, или восстановить нарушенный порядок. Постепенно задания усложняются, скажем, предметы местами не меняются, но вносятся небольшие измене­ния,— например, картинка поворачивается так, чтобы рисунок на ней оказался обращенным не вправо, а влево. Зайца можно слегка развернуть, карандаш повернуть заточенным концом в другую сторону, с пирамидки можно снять одно из ко­лец и т. д.

Все данные, полученные в результате обследования заикающегося ребенка, должны быть тщательным образом проанализированы, сопоставлены и занесены в речевую карту, образец которой приводится ниже.


Наши рекомендации