II. Характер истинного воспитания
(в соответствии с культурным развитием второй
половины XIX века)
Весьма своевременно дать общую характеристику современной педагогики. Это можно сделать в краткой форме, что мы и попытаемся осуществить.
Нашей характеристике мы предпошлем несколько замечаний об имеющихся у нас педагогических партиях.
В основном этих партий три:
1) супернатурально-ортодоксальная5;
2) эстетико-сантиментальная;
3) идеально-реальная.
К первой принадлежат приверженцы ортодоксальных церквей, сторонники прусских регулятивов, - одним словом, все те люди, которые претендуют быть правоверными и считают высшей задачей общественных воспитательных учреждений «подготовку верующих».
Вторая партия, более слабая и в большей или меньшей степени связанная с первой, является промежуточной между нею и третьей. Ее сторонники пытаются соединить старое, основывающееся на букве, верование с задушевностью пиэтистов и при этом не чуждаются форм современного образования. (...)
К третьей принадлежим мы. Эта партия весьма далека от того, чтобы считать высшим мерилом полезное и общепринятое, и ставит своей целью идеальное (идеи). При этом она исходит из реального и стоит на почве естествознания. Поэтому я называю ее идеально-реальной, или реально-идеальной партией (я употребляю слово партия потому, что предполагаю, что ее сторонники, подобно приверженцам двух первых, считают себя единомышленниками и стараются распространять свои воззрения. Только слабый человек, имея определенные взгляды, не пытается провести их в жизнь. Его «взгляды» не убеждения, а только мнения). (...)
Я постараюсь выявить характерные черты третьей
1. Она наблюдает за тем, как развивается человек (ребенок), изучает исследования психологов и естествоиспытателей и следует указаниям природы и ее законам, т. е. придерживается природосообразного метода (например, она прежде всего развивает органы чувств ребенка, знакомит его с окружающим миром, ведет от земли к небу, а не наоборот).
2. Ввиду того, что разум и природа (внешняя и внутренняя) находятся в согласии, то указанный выше метод является и разумным.
3. На этом основании она может быть названа также психологической и рациональной, так как она постоянно действует сознательно, исходит из ясно осознанных оснований.
4. Она рассматривает ребенка как органическое существо, которое развивается под влиянием внешнего возбуждения по присущим его природе законам. Она пользуется органическим внешне возбуждающим, и изнутри развивающим, развивающее воспитывающим методом.
5. Убежденная в том, что мать-природа или всеблагое провидение не наделили человека ни одним задатком напрасно, она стремится к природосообразному развитию всех задатков в том порядке и последовательности, которые указаны природой.Онаприменяет универсально-человеческий, всесторонний метод.
6. Она направляет свое внимание на укрепление физических сил и духовных задатков, на развитие чувств, мышления и воли. Таким образом, она занимается гимнастикой тела и духа и считает своей высшей целью в психологическом отношении развитие энергичного характера.
7. Так как природа указывает, что в духовном отношении нравственность является корнем и основной духовной жизни, то она занимается элементарным нравственным воспитанием.
8. Так как всякое истинное познание основано на чувственно реальном опыте, то она использует наглядность (наглядный метод).
9. Так как подлинная человечность заключается в стремлении осуществить идею истины, добра и красоты, в которую вложено этическое или нравственное и религиозное содержание, - то она отличается этическим, или нравственным, гуманистическим, религиозным характером.
10. Так как человеку нельзя навязать хороших качеств извне, а он должен их приобрести собственными силами и стараниями, то она постоянно побуждает к самодеятельности.
11. Свободное самоопределение составляет в формальном отношении ее главную цель; поэтому она является протестантским методом воспитания.
12. Так как человеческая природа в каждом человеке проявляется в своеобразном виде, то она уважает индивидуальность, содействует ее развитию, проявлению ее оригинальности; следовательно, она является индивидуальной.
13. Ввиду того что отдельный человек появляется на свет в определенном месте и в определенное время и имеет позади себя определенное прошлое, отправляясь от которого он должен действовать в настоящем и создавать будущее, - правильный способ обучения и воспитания имеет культурно-историческую задачу. Он предоставляет возможность воздействовать на воспитанника всем созданным до него культурным достижениям, ставит его тем самым в настоящее и действует национально-исторически. В Германии, следовательно, он действует в немецко-националъном духе, которому он подчиняет индивидуально-местный дух. Однако он всегда принимает во внимание и местные особенности и обстоятельства.
14. Применение указанных выше положений специально к обучению требует:
а) для первого периода жизни - упражнения органов чувств и физического развития;
б) самодеятельных упражнений в труде в течение всей юности1;
в) песталоццианского наглядного обучения от предмета к его названию, т. е. реально-формального обучения;
г) перехода от отдельного факта к всеобщему закону и практическому правилу, от частного к общему, от конкретного к абстрактному, от чувственного восприятия к мышлению, от представления к понятию, - одним словом, развивающе-эвристического, психологически-генетического обучения;
д) исходящей из самого обучения, в нем самом заключенной дисциплинирующей силы, причем воспитание и обучение рассматриваются не как две независимые друг от друга деятельности, а так, что деятельность ученика, возбужденная в процессе обучения, оказывает непосредственное воспитательное воздействие и является сильнейшим фактором (само) воспитания.
Мы требуем развивающе-воспитывающего и образовывающего обучения, которое является:
не догматическим,
не систематическим,
не абстрактным2,
не сообщающе-излагающим,
не материалистическим3,
не ограничивающим,
не стесняющим и сковывающим, а освобождающим,
не предопределяющим: сословным, профессиональным или церковно-конфессиональным (никакого образования ad hod).
Чтобы одним словом выразить всю педагогическую мудрость и еще раз указать на единственно возможный принцип воспитания, мы скажем: мы требуем развития, конечно, свободного развития. Наши так называемые педагоги хотят исправлять человеческую природу, исправлять при помощи системы, в которую они втискивают своих питомцев. Это - основная ошибка, основное заблуждение, которое обусловливает все их последующие неправильные действия, подобно тому, как коренной ошибкой является попытка ввести или удержать такую государственную форму, которая уже более не соответствует культурному уровню нации.
Всякое здоровое существование, все здоровые отношения, следовательно, всякое счастье, основываются на свободном развитии индивидуумов, как и всего народа. Систематическое натаскивание, произвольное ограничение являются коренным педагогическим заблуждением, или, если угодно, самым вопиющим преступлением, потому что посягают на природные задатки индивидуума. Истинный воспитатель не является сторонником какой-либо законченной системы, определенной профессии, вероисповедания или какого-нибудь государственного устройства. Он оценивает их в зависимости от того, как они способствуют свободному развитию. Он уважает индивидуальность, т. е. то, что дано природой, а поэтому не отдает предпочтения определенной специальности, определенной форме, будь она белая или черная, черная с белым или черная с желтым, хотя ему как индивидууму одна может нравиться больше, чем другая. Свободное развитие - вот за что он стоит. Произвольно предназначать человека к той или другой специальности и односторонне формировать его в этом направлении - преступление против духовной жизни человека.