Мысли о воспитании, высказанные Оуэном на 2-м митинге в Ирландии 12 апреля 1823 года

(Из сборника «Новое существование человека на Земле» - New Existence, ч.IV, приложение 2-е).

Воспитание в том смысле, как я его понимаю, составляет самую существенную часть излагаемой мною системы. Однако широкая публика имеет самое слабое представление о науке воспитания, которая, как мне кажется, действительно находится сейчас на самой начальной ступени своего развития. Когда заговаривают о воспитании, то обычно можно слышать такое мнение: «Да, воспитание много значит, но оно далеко не все». Что воспитание не все, с этим я готов согласиться, но я категорически утверждаю, что воспитание может давать гораздо более важные результаты, чем оно давало до сих пор. К счастью, оно не может делать все человеческие существа - и даже два из них - совершенно похожими друг на друга. Но за исключением случаев природной дефективности, каковы идиотизм, слабоумие или сумасшествие, оно может сделать всех людей добрыми, рассудительными и счастливыми, а это самое важное для всех жизненных нужд.

Чтобы поступать сообразно с сущностью человеческой природы, некоторые мероприятия, относящиеся к воспитанию ребенка, должны быть приняты еще до появления его на свет. Мать и кормилица должны получать предварительные сведения о влиянии окружающих обстоятельств на здоровье и развитие ребенка с первого часа его рождения, а в особенности о влиянии на негоих выражения лица,их речи и поведения, когда они с ним соприкасаются.

В настоящее время, насколько мне кажется, еще нет соответствующей обстановки для создания характеров, желаемых лучшей и наиболее интеллигентной частью общества. Это не значит, конечно, что такие характеры не могут быть создаваемы в самых широких размерах. Но так как до сих пор не было правильного понимания влияния окружающих обстоятельств и не существовало науки об этом предмете, то человечество предоставило всю власть в этом деле произволу или ограниченным взглядам партии, секты или страны. Но теперь общество может подняться на более высокую ступень; оно может легко создать условия, необходимые для того, чтобы привести к желаемому результату.

Но сначала нужно преодолеть некоторые предрассудки и ошибки, преграждающие путь к этим преобразованиям. Родители не должны стремиться к созданию для своих детей каких-либо преимуществ в сравнении с чужими детьми. Совершенно одинаковые условия должны существовать для всех, ни один ребенок не должен чувствовать ни атома пристрастия, не должно быть и намека на индивидуальные награды. С другой стороны, ребенок по вашему взгляду, слову или обращению с ним не должен чувствовать ни малейшего намека на желание его обидеть или на неприязненное к нему отношение, наоборот, он должен быть уверен, что те, на попечение которых он отдан, чувствуют искреннее желание делать ему только добро, которым он будет наслаждаться вместе со своими товарищами.

Предлагаемые вам преобразования максимально приспособлены для осуществления указанных взглядов. Родители, получив соответствующую подготовку, будут сами давать первоначальное воспитание своим малюткам; но для блага родителей и детей необходимо, чтобы с известного возраста все дети поселка были поставлены в одинаковые условия жизни и воспитания, чтобы они действительно могли стать детьми как бы одной семьи, любящими друг друга, как братья и сестры. Бесполезно внушать детям подобные стремления, если не поставитьих в условия, которые дали бы им возможностьих осуществить. Дети поэтому с раннего возраста будут объединены во всем своем времяпрепровождении и занятиях.

В продолжение дня они будут посещать школы, обучаясь сообразно возрасту одним и тем же предметам, проводя одинаковым образом свободное время и получая одинаковое питание; разделенные по возрасту, они будут спать вместе в спальнях, в которых будет поддерживаться чистота и все условия, важные для здоровья.

Все это можно осуществить, не разлучая родителей с детьми. На этот счет у некоторых людей существуют самые ошибочные представления. Родители, если захотят, сумеют сами уложить своих детей в постель, сумеют их видеть в продолжение дня, будь то в школе или на площадках для игр, во время приема пищи или в вечерние часы. Такие встречи и отношения между родителями и детьми будут гораздо более приятны и полезны обеим сторонам, чем при существующем положении вещей не только в среде рабочего класса, но и среди других классов, не исключая самого высшего.

Обращение с каждым ребенком, каковы бы ни были его природные качества - физические и духовные, будет самое мягкое. Если его природные качества будут - говоря общепринятым языком - плохими или низшей категории, это должно будет содействовать усилению к нему внимания и симпатии со стороны тех, на попечение которых он отдан, что будет в значительной степени содействовать исцелению ребенка от его недостатков.

Что касается школьного преподавания, то мы исходим из того положения, что обучение на основе чувственных знаков (sencible signs) и беседа с учителем должны в продолжение известного периода преобладать над обучением посредством книг, ибо последний способ, примененный до того, как ребенок приобрел известное количество правильных и полезных идей, может не только отвратить его от учения, но наполнить его голову словами, которым не соответствуют никакие мысли или соответствуют ошибочные, вредные, что может привести к существенному повреждению его способностей или к задержке и даже приостановке его умственного развития. Короче говоря, в подобных случаях, как и в других, мы должны следовать природе, а де противодействовать ей.

Здоровый ребенок, т. е. имеющий неповрежденную конституцию, не испорченный плохим воспитанием, будет всегда стремиться к знанию и развитию, какие мы ему в состоянии дать, потому что детство является периодом обостренной любознательности, периодом, когда всякое явление окружающего мира обладает интересом новизны, вследствие чего ребенок с особенным рвением готов рассматривать всякий предмет, представляющийся его чувствам. Только такой способ изучения вещей соответствует природе. Ребенок будет избегать предписания искусственной системы, а если ему будут насильственно ее навязывать, то результатом будет повреждение его интеллекта и сферы его чувств.

Поэтому если мы не в состоянии привлечь его внимание к предметам, которыми мы стремимся его заинтересовать, то мы можем с уверенностью заключить, что причина этого лежит в самом предмете или в способе нашего преподавания, и вместо того чтобы порицать или наказывать ребенка за то, что он не воспринимает преподаваемого ему предмета, мы должны изменить или исправить наши планы обучения.

Опыт меня всецело убедил, что если мы поступаем согласно этим принципам, давая детям знание фактов, начиная с самых простых и наиболее приятных им для ознакомления, переходя постепенно по мере развитияих ума к другим, более сложным, они могут в раннем возрасте быть ознакомлены со всеми теми общими фактами, от которых берет начало вся современная наука. Получив образование и воспитание при условиях, столь благоприятных дляих нравственного и умственного развития и для их здоровья и счастья, они избегнут опасности впасть в прискорбное заблуждение о сущности человеческой природы, - заблуждение, являющееся причиной всякого немилосердия в мыслях и всякой неприязни, столкновений и зла на практике. (...) III.

...Не более тридцати лет тому назад беднейшие родители считали четырнадцатилетний возраст своих детей слишком ранним для начатияими регулярной работы. И они правильно судили, ибо в этот период жизни дети игрой и упражнениями на свежем воздухе приобретали основы крепкой телесной конституции, и если не все они были отдаваемы в книжное учение, то они изучали гораздо более полезную науку домашней жизни, вполне подходящую для этого возраста, науку, которая, по достижении ими зрелости, когда они становились главами семей, получала дляних большую цену, чем половина получаемой ими в детском возрасте заработной платы.

Нужно также упомянуть здесь, что двенадцать часов ежедневной работы, считая в том числе время для отдыха и принятия пищи, тогда считалось достаточным, чтобы выжать всю рабочую силу из самых крепких взрослых рабочих; при этом нужно отметить, что местных праздников тогда было гораздо больше, чем теперь в каких бы то ни было частях королевства...

Теперь в фабричных округах среди родителей считается обычным посылать детей обоего пола 7-8 лет зимой как и летом в шесть часов утра, нередко еще до восхода солнца, в стужу и снег на фабрики, где температура воздуха часто очень высока и атмосфера далеко не похожа на ту, которая благоприятна для человеческой жизни. Причем на этих фабриках они обыкновенно работают до двенадцати часов дня с часовым перерывом на обед, после которого они снова приступают к работе в большинстве случаев до восьми часов вечера. (...) IV.

...Такой практике мы должны приписать самые худшие последствия фабричной системы, и если мы оставим дело без изменения, вследствие ли нашего равнодушия к этому вопросу, или вследствие нашего прекрасного и рокового самообольщения, будто на этом основано благосостояние нашей хлопчатобумажной промышленности, мы должны быть готовы претерпеть все тяжелые последствия, являющиеся результатом возрастающих бедствий и деморализации рабочего класса.

Педагогические идеи Роберта Оуэна.

Избранные отрывки из сочинений

Р. Оуэна.- М.,1940.- С. 148-197.

Фридрих Дистервег

Наши рекомендации