О возможности предупреждения преступлений и воспитания разумных привычек

Неправильно было бы думать, что нельзя предупредить вредные и преступные действия или что нельзя привить в самых широких размерах разумные привычки подрастающему поколению. Вина за преступный характер лежит не на индивиде, а на системе, среди которой он воспитался. Уничтожьте обстоятельства, содействующие созданию преступных характеров, и преступлений больше не будет; замените их обстоятельствами, рассчитанными на создание привычек к порядку, регулярности, воздержанности, труду, и человек будет обладать этими качествами. Держитесь в своих мероприятиях - справедливости, и вы вскоре приобретете полное и безграничное доверие низших сословий. Применяйте в своем обхождении с ними постоянно и систематически принципы доброты, - и преступления, даже те, которыми заражено старшее поколение, постепенно исчезнут, потому что даже самые худшие наклонности, - за исключением разве случаев неизлечимого помешательства, - не устоят долго против доброты, проявляемой решительно, систематически, сердечно. Такой образ действий после непродолжительной практики окажется наиболее могущественным и эффективным способом искоренения преступлений и всех вредных и скверных привычек...

Принципы, о которых идет речь, с полной уверенностью могут быть рассматриваемы как универсальные, приложимые во все времена, ко всем лицам и при всяких обстоятельствах; самым лучшим способом сделать их приложимость очевидной было бы создание рациональных средств, которые устраняли бы соблазны и создавали бы препятствия к совершению преступлений; в то же время следует дать надлежащее направление стремлению индивида к деятельности и предоставить ему возможность отдыха и безвредных развлечений. Нужно также позаботиться о том, чтобы удалить причины зависти, несогласий и раздражения и содействовать развитию чувств, способных создать единение и доверие среди всех членов общества; вся система должна быть направляема принципами неизменное доброты, достаточно очевидной, чтобы показать, что существует стремление к увеличению, а не уменьшению всеобщего счастья. (...)

17. Об обязанности государства организовать народное образование и о предложенных планах и методах обучения

I.

...Но раз у детей в коллективе может быть сформирован любой характер, то спрашивается, кто обязан это сделать?

Род и степень бедствий или счастья, испытываемых членами общины, зависят от характеров людей, образующих эту общину.

Отсюда следует, что важный интерес и, следовательно, первый и важнейший долг каждого государства заключается в образовании характеров индивидов, входящих в его состав. И если можно образовать любой характер, начиная от самого невежественного и несчастного до самого разумного и счастливого, то ясно отсюда, что каждое государство должно уделить максимальное внимание созданию средств, при помощи которых можно было бы обеспечить формирование характеров последнего рода и не допустить развитие характеров первой категории.

Короче говоря, каждое государство, чтобы быть хорошо управляемым, должно обратить главное внимание на образование характеров своих граждан. Отсюда следует, что наилучше управляемым будет то государство, которое обладает наилучшей национальной системой воспитания.

Под руководством компетентных людей национальная система воспитания и образования может стать наиболее легким, надежным, эффективным и экономным средством управления, какое только можно себе вообразить; ее можно превратить в силу, при помощи которой можно будет выполнить самые великие и благодетельные задачи. (...)

Если дитя получает полное и правильное объяснение предметов и характеров, его окружающих, и если оно при этом научилось правильно рассуждать, так что оно умеет отличить общие истины от лжи, то оно, даже не зная ни одной буквы или цифры, будет гораздо лучше образовано чем те, которых принуждают верить и мыслительные способности которых расстроены или повреждены тем, что крайне неправильно называется образованием. (...)

...Если при создании национальной системы воспитания бедных желательно применение самого лучшего метода, то еще более желательно, чтобы самый предмет преподавания был наилучшим.

Или дайте бедным рациональное и полное образование, или не насмехайтесь надих невежеством, бедностью и несчастиями, научая их сознавать ту глубину нравственного падения, в которую они повержены. Поэтому, из жалости к страждущему человечеству, или держите бедноту, если вы это можете в настоящий момент, в состоянии самого отвратительного невежества, близкого к животному состоянию, или решитесь, наконец, превратить ее в рациональные существа, в деятельных и полезных членов общества.

Если мы без всяких национальных предубеждений рассмотрим, каковы предметы преподавания некоторых из столь хваленых новых систем для обучения бедноты, то мы убедимся, что их нужно отнести к худшим, какие только можно придумать. Чтобы убедиться в правильности этих слов, зайдите в одну из школ, называемых народными, и попросите учителя показать вам знания детей. Он вызовет некоторых из них и задаст им богословские вопросы, на которые люди с самыми обширными знаниями и эрудицией не сумеют дать разумного ответа; дети, однако, тотчас же дадут ответ, которому их научили, так как при применяемой здесь системе, являющейся насмешкой над обучением, требуется только память.

Таким образом, тот ребенок, которого способности сравнивать идеи или чьи естественные силы разума уже давно расстроены, но который владеет еще памятью в такой степени, чтобы запоминать всякие бессвязные нелепости, окажется тем, кого мы обычно называем первым учеником в классе; и мы убедимся, что три четверти времени, которые должны быть употреблены на приобретение полезных знаний, в действительности употребляются на расстройство умственных способностей детей.

Люди, привыкшие различать выражение лиц у детей и взрослых людей различных классов и религиозных сект британского населения, такие люди могут сделать из своего опыта поучительное, хотя и печальное применение, если они внимательно присмотрятся к лицам детей этих школ; они увидят на них выражение умственной отупелости, являющейся результатом очень благонамеренного, но плохо осуществляемого плана обучения. П.

В настоящее время полезней и поэтому рациональной может быть только одна реформа, которая без всякой опасности может быть осуществлена в нашем государстве, реформа, к которой могут присоединиться все люди и все партии, а именно - реформа в воспитании и в руководстве бедной, невежественной, необразованной и невоспитанной или малообразованной и плохо воспитанной основной массой британского населения; а для этого должен быть выдвинут простой, несложный, практически осуществимый план, в котором не заключалось бы ни малейшей опасности ни для одного индивида и ни для одной части общества, - план хорошо обдуманной, национальной, никого не исключающей системы образования характеров и общего улучшения положения низших классов общества. На основании опыта целой жизни, посвященной этому вопросу, я могу сказать без колебаний, что члены любой общины могут постепенно быть воспитаны так, чтобы жить без лени, бедности, преступлений и наказаний, ибо каждый из этих общественных недугов является последствием дефекта, присущего различным системам, господствующим в мире; они все являются неизбежными последствиями невежества.

Дайте любому населению разумное воспитание, и оно будет вести себя разумно; предоставьте людям разумно воспитанным честную и полезную работу, и они самым решительным образом предпочтут такую работу преступным и вредным занятиям. Трудно исчислить выгоды, которые получит правительство в результате таких мероприятий, тем более, что они легко осуществимый.

...Национальный план воспитания должен заключать в себе все новейшие усовершенствования в области воспитания и не должен исключать из числа воспитываемых ни одного ребенка, принадлежащего английскому подданному. (...)

Наши рекомендации