Наследственное невоздержание
Пример родительского невоздержания в одной области может выразиться в отсутствии самоконтроля у ребенка — в другой. Некоторые дети настолько презирают слабость своих родителей, что всегда будут реагировать на нее с отвращением. Тем не менее, родительский пример невоздержания проявит себя в ребенке в области, которая хуже всего защищена. Родители, невоздержанные в еде, могут иметь худых детей, которые становятся невоздержанными в сексе. Несдержанные к обогащению родители могут иметь детей, несдержанных к наркотикам. Невоздержание в любой сфере — это серьезный, губительный грех. Ваши дети пожнут то, что вы сеете. "Не обманывайтесь: Бог поругаем, не бывает. Что посеет человек, то и пожнет: сеющий в плоть свою пожнет от плоти тление" (Гал. 6: 7-8а); "не хлебом одним будет жить человек" (Мф. 4:4).
Ребенок, растущий без лишений, очень отстает от реальной жизни. Я с сожалением наблюдал, как многих детей родители учат искусству эгоистичного угождения себе, собирая себе и своим детям вещи этого мира. Ребенок, выросший со своими похотями, заваленный горой коммерческих безделушек, намного больше склонен к враждебности и алчности, чем бедный ребенок, который находит удовольствие в простых жизненных вещах.
Никогда не считайте ваше материальное изобилие преимуществом для ваших детей. Оно приносит плоды, за которые приходится платить. Исследуйте слова Иисуса по поводу ущерба от богатства: Мк. 4:19; Лк 12:15; 1Тим. 6:6-19; Ик. 5:15.
Глава 16. Задиры
Всем весело?
В нашем доме есть такое правило (скорее даже принцип): "Если кому-то невесело, значит невесело никому". Если хотя бы двое детей собираются вместе, их совместные игры иногда расстраиваются из-за задиристости. Мы никогда не вмешивались, если это не было необходимым. В том случае, когда у детей появлялся их личный конфликт, мы позволяли им самим разрешить проблему. В конце всякого спора "противники" должны были обязательно чмокнуть друг друга; но если дело заходило слишком далеко и они приходили к нам, тогда мы вмешивались в конфликт и решали, кто прав, а кто виноват.
Надувание шара
Давайте представим типичный сценарий. Одна из девочек пытается надуть воздушный шар, а ее брат, старше ее на несколько лет (который обычно очень благосклонен к своим сестрам), мешает ей завершить эту задачу, смеясь над ее беспомощным протестом. Сначала девочка воспринимала это как игру, но ей это скоро надоело и она начала всерьез сопротивляться. Но брату очень весело, поэтому он продолжает мешать ее стараниям. Ее это раздражает, и она начинает нервничать. Он смеется громче. Она начинает выдергивать шар, махать руками и кричать: "Перестань!". Но он упрямо преследует цель: доказать свою удаль, как главного "надувальщика шаров". "Что здесь за крик?" — спрашивает отец. "Мы просто играли", — отвечает мальчик. Но сестра возражает: "Он не давал мне надуть мой шар". Вод здесь уже необходимо немного воспитания и обличения.
Неправильный подход
Неправильно было бы нетерпеливо крикнуть: "Отдай ей шар, чтобы она замолчала. И вообще, идите шуметь на улицу, я не могу сосредоточиться". Мальчик бы насмешливо улыбнулся, как будто говоря: "Я все равно победил", а девочка попыталась бы надуть шар в присутствии его и папы, чтобы доказать свою победу. Внутри у них развивался бы дух соперничества, пока не появилась бы возможность опять проявить его в какой-то шалости. Этот спор мог бы возобновляться тридцать раз в день. Детей можно отшлепать два-три раза, когда это уже порядком надоест, но никакой пользы от этого не будет. Девочка станет плаксивой ябедой, а мальчик напыщенным задирой. Вы функционируете как судья, который просто следит за тем, чтобы бой был честным, а не как учитель праведности.
Правильный подход
Попробуйте действовать иначе. Спокойно спросите: "Что здесь происходит?". Сын ответит: "Ничего, мы просто играем". Отец спрашивает: "Сестра, тебе весело?" Она говорит: "Нет, потому что он не дает мне надуть мой шар". Отец говорит мальчику: "А тебе весело?" Он в замешательстве отвечает: "Но мы же только играли". Отец спрашивает: "Брат, сестре было весело?" — "Наверное, нет". — "Ты видел, что ей не было весело?" — "Ну, наверное, да". — "Что значит, "наверное"? Ты думал, или ты не думал, что ей это не нравится?". — "Я видел, что ей не было весело". — "И тебе было весело, когда твоя сестра страдала?" Молчание. — "Разве можно веселиться, обижая кого-то?" Молчание. Мальчик смотрит на пол. — "Посмотри на меня. Тебе бы понравилось, если бы кто-то старше тебя поступил так с тобой?" — "Нет, не понравилось бы", — отвечает он. Потом я сказал бы мои любимые слова: "Если кому-то плохо, значит уже не все хорошо".
— "Сынок, ты знаешь, что Гитлеру и его друзьям было весело, когда другие страдали. Они смеялись, когда мальчики и девочки плакали от боли. Ты хочешь вырасти и быть таким, как Гитлер?" В полном сокрушении он говорит: "Нет папа, я не хочу быть таким, как Гитлер. Я не хотел обижать ее. Сестра, извини меня". Какой прекрасный урок! Брат и сестра уйдут объединенными, оба сожалея о случившемся. Сестра прощает, потому что она увидела его раскаяние и соболезнует его сожалению. Ее тянет к нему. Он будет больше защищать ее. Они оба умиротворены.
Ваше обличение приведет к покаянию, когда мальчик увидит, что вы искренни. Если он заметит недостаток благожелательности, которую вы так защищаете, он не покается, а только огорчится и ожесточится еще больше. В случае, когда его обидела ваша манера разговора с мамой, он не подумает о покаянии, пока и вы не извинитесь перед мамой. Если мальчик не кается, хотя уже ясно, что он понимает свою вину, необходимо отшлепать его, обличая и объясняя его поведение. Если и после этого нет покаяния, выражающегося в прощении и любви к своей сестре, тогда становится очевидно, что у него есть более глубокая и длительная причина. Этой причиной можете быть вы.
Глава 17. Религиозные удары
Богоненавистники
Я съеживался от ужаса, наблюдая за гордой мамой, которая использовала Бога в качестве исправительной розги. Когда ребенок становился "плохим", мама предупреждала его: "Этого нельзя делать. Богу это не нравится". Или: "Бог тебя накажет за это". Или же: "Мама может не видеть, но Бог все видит!" Это самое негативное, пагубное воспитание! Плодом такого "наказания" будет богоненавистник, у которого вместо страха Божьего будет отвращение к Нему. Никогда, повторяю, никогда не используйте Бога для запугивания или устрашения вашего ребенка, чтобы он стал податливым. Если вы ограничиваете его, угрожая Богом, он сбросит с себя это бремя, как только у него появится возможность. Я видел родителей-христиан, дети которых становятся непокорными и озлобленными по отношению к религии именно по этой причине.
Здесь действует принцип условного рефлекса через ассоциацию. Когда два события, даже не имеющие отношения друг к другу, происходят в одно и то же время, они оба остаются в подсознании. Когда мозг вызывает из памяти одно, второе следует за ним.
Одна девушка жила на отдаленной ферме в штате Миссисипи и была очень одинока. Вечерами она лежала в кровати, прислушивалась к доносившимся издалека гудкам поездов, чувствуя себя изолированной от мира и сожалея о своем одиночестве. Годы спустя, когда она уже уехала из того места, будучи счастливой женой и имея нескольких прекрасных детей, каждый раз, услышав гудок поезда, у нее возникало меланхоличное чувство одиночества. Гудок поезда мог совершенно изменить ее настроение.
Когда я был подростком и отдыхал в летнем лагере, там было несколько ребят, которые постоянно по ночам очень шумели. Руководители, которых это начинало раздражать, наказывали хулиганов, заставляя их читать Библию. В два часа ночи я проснулся, чтобы "сесть вне стана" (Втор. 23:13) и увидел, как ребята сидели с угрюмыми лицами, держа на коленях открытые Библии. Еще тогда, ничего не зная о психологии, но любя Писания, я очень огорчился, потому что точно знал, к чему приведет такое "наказание". Руководители косвенно заставляли этих ребят ненавидеть Библию. Каждый раз, когда они смотрели на страницы Писания, в их сердцах вспыхивало негодование, а в подсознании откладывалась открытая Библия вместе с горьким чувством. Три-четыре попытки такого воспитания, и к Писанию появится отвращение, которое может закрепиться и остаться на всю жизнь.
Я знаю одну маму, которая заставляет своих детей в качестве наказания искать стихи в Библии. Само это упражнение может быть хорошим, но только если его не использовать как наказание за непослушание. Непослушание должно отпускаться розгой и исправлением прежде, чем открыть Писания.
Хорошие воспоминания
Не используйте время вашего семейного чтения Библии для очистки дома от обид и жалоб. Во время семейного поклонения никто никогда не должен наказываться. Если человека вызывают в кабинет директора, у него не бывает хороших предчувствий. Когда я ходил в школу, наш директор был очень строгим. Я прожил уже почти полвека и все равно меня наполняет страх, когда мне приходится идти к директору общеобразовательной школы. С моим директором у меня было пару серьезных столкновений. Один раз я нарисовал на него карикатуру, а в другой — спросил его, может ли он выгнуться назад так, чтобы схватить себя за лодыжки.
С другой стороны, когда я вижу синий пастельный мел, я вспоминаю старую миссис Джонсон, нашу учительницу рисования, которая улыбается и ставит для нас натюрморт, чтобы мы срисовывали его. Если бы я мог, я бы вернулся туда сейчас и сидел бы там часами.
Какие воспоминания и ассоциации вы откладываете в вашем ребенке? Учите его Библии в вашем доме. Давайте детям упражнения, чтобы они искали стихи о терпении, любви, верности и так далее, но не делайте этого в качестве наказания за какой-то проступок. Если у детей есть слабость, которой требуется наставление, подождите пока пройдет чувство давления и осуждения, прежде чем учить их искоренять эту слабость. Если у них присутствует чувство вины, урок только увеличит осуждение и отчуждение, которое розгой уже не исправить. Когда наставление о Боге отделено от вашего наказания, у детей могут появиться различные ассоциации, но главное у них не будет чувства, будто за ними кто-то следит или оценивает их. А иначе вы добьетесь того, что ваши дети будут работать только ради одобрения, вашего или Божьего. Дайте возможность Духу Божьему вложить истину в сознание вашего ребенка. Чувство различать у взрослого развито намного больше. Не вынуждайте детей иметь плохие предчувствия о Боге, пока они не станут достаточно зрелыми, чтобы видеть все в перспективе.
Глава 18. Подражание
Попугай родителей-христиан
Если вы учите ваших детей религиозной "показухе", это еще один из способов притупить их чувствительность к Богу. Родители, которые ценят внешнее проявление посвящения, часто предаются фарисейскому синдрому. Не прививайте детям навыки притворства. Не учите их быть такими, "как лицемеры, которые любят в синагогах и на углах, улиц останавливаясь молиться, чтобы показаться пред людьми. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою" (Мф. 6:5).
На днях я позвал всю свою семью на улицу, чтобы они увидели новый трюк нашей собаки. Я дал ей команду, но она был так отвлечена семьей, что ей было не до меня. Я прервал занятия жены и детей, обещая увлекательный трюк, а собака вел себя так, как будто никогда раньше меня не видела и не понимала, о чем я говорю. Я начал нервничать и вынуждать ее выполнять команды. Из-за нее я выглядел глупо. "Какое право она имеет так поступать со мной? Со мной, человеком? Моя семья думала бы, что я такой умный, а я, наоборот, выгляжу тупым. Глупая и никчемная собака". Чувствуя мое неодобрение, собака начала пятиться от меня. Для моего одобрения она должна была сделать так, чтобы я выглядел хорошо на людях. В конце концов, для чего же собака, если не для того, чтобы возвышать своего хозяина?
Одни родители привели своего малыша и, поставив передо мной, попросили: "Скажи, слава Богу, для брата Майкла". Когда ребенок закончил свое выступление, все начали улыбаться и хвалить его. Родители радовались, как будто им только что объявили, что их собака выиграла ежегодное соревнование по ловле фрисби.
Когда маленькие дети выглядят очень хорошенькими в своих молитвах или религиозных подражаниях, их нужно полностью игнорировать. Иначе вы поощряете фарисейство. Не предавайте им "вид благочестия". Если вы учите ваших детей показывать свое религиозное посвящение перед их сверстниками, вы попадете в дешевую ловушку. Вы и ваши дети получите свою "награду" очень скоро, и это будет единственная "награда", которая дается за такие спектакли. "… Истинно говорю вам, они уже получают награду свою" (Мф. 6:5).
У одного доброжелательного отца есть двое детей, которые поют довольно хорошо. Каждый раз, когда у него есть возможность, он просит аудиторию послушать их пение. Если кто-то другой поет их евангельские песни, слушатели получают не меньшее благословение; но ему и его эгоцентричным детям это причиняет невыносимую боль. По их мнению, они поют лучше всех. Когда они парадно следуют к своим местам со сцены, он хвалит их, улыбаясь, как улыбнулся бы я, если бы моя собака выполнила команду.
Однажды во время пения "попугаи" забыли слова, не проявив должного прилежания к исполнению; в зале началось беспокойство, особенно разволновался их отец. Такой "невозможный" поворот событий очень потряс его. Он подсказывал и подбадривал детей, переполняясь такими же чувствами, какие были и у меня к моей собаке. Но собака не пострадает, если ее чрезмерно хвалить, а эти дети уже страдают. Амбиции отца и его детей превысили заботу о духовном благополучии. А, возможно, у него нет мудрости, чтобы видеть это. Впрочем, руины появляются легко в нашем мире, лежащем во власти зла.