Как приучить ребенка не прикасаться
Наставление ребенка приносит большое удовлетворение. Это легкое занятие, которое в то же самое время является испытанием. Когда мои дети начинали ползать (а в случае с одним из них — перекатываться) по комнате, я начинал их обучение.
Попробуйте сами. Положите желанный предмет туда, куда ребенок сможет дотянуться, например, в запретный уголок или на столик рядом с яблочным соком, где раньше стоял кофе. Когда он заметит этот предмет и ринется к нему, скажите спокойным тоном: "Нет, не трогай это". К данному времени ребенок уже знает слово "нет", поэтому останавливается и удивленно смотрит на вас, затем поворачивается и хватает привлекший внимание предмет. Хлестните ребенка прутиком по руке и одновременно скажите "Нет". Помните, что это не наказание, а наставление. Достаточно один раз хлестнуть маленьким прутиком. Ребенок отдернет руку, задумается над связью между предметом, своим желанием, командой, и легкой подкрепляющей болью. Возможно, что для полного понимания понадобится проделать эту процедуру несколько раз; но если вы будете последовательны, дети научатся абсолютному послушанию, даже в ваше отсутствие.
Посадите ваше дерево посреди сада
Когда Бог хотел научить Своих первых двух детей не прикасаться, Он не поместил запретный предмет вне их досягаемости. Наоборот, Он поместил "дерево познания добра и зла" "среди сада" (Быт. 3:3). Так как дерево находилось посреди сада, им приходилось постоянно проходить мимо него. Целью Бога было не спасти дерево, а скорее наставить эту пару. Обратите внимание на название дерева: не просто "познание зла", а "познание добра и зла". Прилагая свою волю, чтобы не вкушать, Адам и Ева узнали бы значение "добра" так же, как и "зла". (Вкусить — значило для них идти напрямик к знанию, но не обязательно это был путь к нему.)
Суть заключается в том, что впоследствии, каждый раз, когда ребенок проходит мимо запретного предмета (его "дерева познания добра и зла"), он приобретает знание добра и зла с точки зрения победителя. Как в случае с Адамом и Евой в саду, сам предмет и прикосновение к нему не имели значения; но связанное с ним повеление делает его чем-то вроде нравственной "фабрики", где формируется характер. С помощью вашего принуждения ребенок узнает о нравственном управлении, долге, ответственности, а в случае невыполнения — об ответственности, воздаянии и наказании. А пока что ребенок учится сдерживаться от прикосновения, что делает его жизнь среди людей намного приятнее.
Требуется всего лишь несколько минут, чтобы приучить ребенка не трогать определенную вещь. Для большинства детей достаточно трех дней, чтобы они стали полностью и с радостью подчиняться.
И в дальнейшем, если вы останетесь верными этому принципу, ребенок будет счастливым и послушным. Под послушанием я подразумеваю условия, при которых вам никогда не придется повторять ему что-либо дважды. Если вы рассчитываете получить безоговорочное послушание и добиваетесь этого с помощью тренировки, вы всегда его получите. На тренировку потребуется дополнительное время, но как только все дети окажутся в подчинении, будет сэкономлено чрезвычайно много времени. Некоторые люди говорят: "Обезопасьте ваш дом от детей". А я говорю: "Обезопасьте вашего ребенка дома".
Деликатные ситуации
Вам когда-нибудь приходилось быть жертвой любопытных ручонок? Очень маленький ребенок, еще не научившись ходить, настойчиво пытается схватить любой заинтересовавший его предмет. В этом нет ничего плохого, но иногда это может надоедать. Когда вы держите ребенка на руках, а он без конца срывает ваши очки, вы не можете объяснить ему, что такое бесцеремонное поведение неприемлемо в хорошем обществе. Эту крошку пока еще не страшит, что общество может его отвергнуть. Так что же: вам остается прижать его и держать на безопасном расстоянии от вашего лица? Вовсе нет, можно ведь приучить его не трогать очки. Как только вы приучите младенца реагировать на команду "Нет", тогда вы будете управлять им всегда, когда будет уместен запрет.
Настройтесь на тренировку. Держите его в таком положении, откуда он может легко дотянуться до очков. Смотрите ему прямо в глаза. Он протягивает ручку. Не отшатывайтесь. Не защищайтесь. Спокойно скажите "Нет". Голос можно понизить, но ни в коем случае не повышать. Ваш тон не должен быть более громким, чем обычно.
Запомните, что вы устанавливаете образец командного управления, который будет использоваться до того, как ребенок станет взрослым. Он прикасается к очкам. И снова, говоря "Нет", сделайте ему слегка больно (не настолько сильно, чтобы ребенок заплакал, если он, конечно, не плакса) и не беспокойтесь по этому поводу. Он отдернет руку и попытается понять связь между хватанием очков и болью. Он неизбежно вернется к приманке, чтобы проверить свою новую теорию.
И точно, снова очки причинили боль, а боль всегда сопровождается тихим словечком "Нет". Возможно, понадобится еще одна или две попытки, прежде чем ребенок откажется от желания срывать очки, но он все-таки от него откажется. Благодаря этому ассоциативному процессу ребенок невольно будет вспоминать боль каждый раз, когда услышит слово "Нет". И наступит момент, когда достаточно сказать "Нет", чтобы управлять всем поведением ребенка.
Ребенка можно остановить и тогда, когда он нападает на мать с бутылкой, держась за соску. То же самое можно сделать, когда он дергает вас за волосы или бороду. Младенца можно приучить к послушанию во всех случаях без исключения. Что вы предпочитаете: провести все время его юности в борьбе с ним, пилить его с целью подчинить его своей воле, угрожать, убирать вещи с глаз, бояться, что он может еще влипнуть в плохую историю, или же уделить немного времени его наставлению?
Я знаю одну маму, которая должна была вызывать няню для своего ребенка, если хотела принять душ. Надо, чтобы вы могли прилечь и немного поспать, но дом был бы в порядке, когда вы проснетесь. У меня никогда не было и мысли, чтобы пренебречь наставлением.