Проанализируйте практические методы обучения и заполните таблицу.

Практический метод обучения Общее Различия
Лабораторные опыты    
Работа с учебником '  
Работа с дополнительной литературой  
Учебно-производственный труд  

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 5.

ТЕМА: ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ. УРОК В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ.

Цель:сформировать понятие формы организации обучения; классно-урочной системы; умения сопоставлять назначение форм организации обучения и оценивать их результативность.

Что такое форма организации обучения?

1) согласованное взаимодействие учителя и учащихся, регулируемое заранее установленным порядком и режимом;

2) система устойчивых связей компонентов внутри процесса обучения;

3) внешняя сторона организации учебного процесса;

4)способ организации учебной работы учителя и учащихся;

Ответ:____________ Собственный вариант ответа:______________________________

В чем заключается различие между понятиями «форма организации обучения» и «метод обучения»?

Понятие Общие черты Различия
Форма организации обучения    
Метод обучения  

3. Прочитайте и вставьте необходимые термины в следующий отрывок.

Форма организации обучения - ограниченная......... конструкция отдельного...... процесса

обучения. Формы организации обучения обозначают определенный. занятия -............. и т.д. Эти

формы называют....... Они играют......... роль, поскольку включают в себя цели.............. учителя и

учеников. (Хуторской А.В. Современная дидактика: Учебник для вузов. - СПб: Питер, 2001).

Какие из перечисленных ниже признаков относятся к понятию «форма обучения»?

1) способ достижения конкретной дидактической цели;

2) совокупность знаний, умений, навыков; Як

3) внешнее выражение процесса обучения;

4) способ контроля учебной деятельности;

Ответ:____________ Собственный вариант ответа:______________________________

Рассмотрите и проанализируйте ряд определений понятия «форма организации обучения». Заполните таблицу.

Определение понятия форма организации обучения» Что общего В чем расходятся
Организационную форму обучения мы определим как взаимодействие учителя и учащихся, регулируемое определенным, заранее установленным порядком и режимом» (И.Я.Лернер, М.Н.Скаткин, Н.М.Шахмаев)    
« Форма организации обучения предполагает... упорядочивание, налаживание, приведение в систему взаимодействия учителя и учащихся  





при работе над определенным содержанием материала» (И.М.Чередов)    
«Формы организации обучения - это внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся, осуществляемой в определенном порядке и режиме» (ГШ.Подласый)  

6. Может ли форма обучения влиять на содержание обучения? И если может, то в каких случаях и

каким образом?
Ответ:___________________________________________

7. Дайте характеристику уроку как основной форме организации обучения. Для этого заполните
таблицу.

  Характеристика
Законченность во времени  
Постоянство применения  
Обязательность посещения  
Гибкость и экономичность  
Воспитывающий характер  
Развивающий характер  

8. Проанализировав различные источники информации (например: Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П.И.Пидкасистого. - М., 2004. - С. 315-325) определите достоинства и недостатки исторически сложившихся форм организации обучения и заполните таблицу:

Форма обучения Сущность Достоинства Недостатки
Классно-урочная система      
Бэлль-ланкастерская система      
Мангеймская система      
Дальтон-план      
План Трампа      
9. Определите элементы структуры урока, соответствующие этапам деятельности ученика:
Элементы структуры урока Этапы деятельности ученика
  Возникновение интереса к учению
  Усвоение знаний
  Овладение общими понятиями и суждениями и разрешение проблем
  Упражнение
  Контроль
  Самоконтроль
10. Приведите примеры не менее трех классификаций уроков.  
Основание классификации Тип урока в данной классификации Вид урока в данной классификации Источник информации
1.      
2.      
3.      



ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 6.

ТЕМА: ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ И УЧЕТ

РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ.

Цель:раскрыть место и функции контроля в процессе обучения; проанализировать комплекс критериев и показателей оценки ЗУН учащихся.

Наши рекомендации