Проанализируйте практические методы обучения и заполните таблицу.
Практический метод обучения | Общее | Различия |
Лабораторные опыты | ||
Работа с учебником ' | ||
Работа с дополнительной литературой | ||
Учебно-производственный труд |
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 5.
ТЕМА: ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ. УРОК В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ.
Цель:сформировать понятие формы организации обучения; классно-урочной системы; умения сопоставлять назначение форм организации обучения и оценивать их результативность.
Что такое форма организации обучения?
1) согласованное взаимодействие учителя и учащихся, регулируемое заранее установленным порядком и режимом;
2) система устойчивых связей компонентов внутри процесса обучения;
3) внешняя сторона организации учебного процесса;
4)способ организации учебной работы учителя и учащихся;
Ответ:____________ Собственный вариант ответа:______________________________
В чем заключается различие между понятиями «форма организации обучения» и «метод обучения»?
Понятие | Общие черты | Различия |
Форма организации обучения | ||
Метод обучения |
3. Прочитайте и вставьте необходимые термины в следующий отрывок.
Форма организации обучения - ограниченная......... конструкция отдельного...... процесса
обучения. Формы организации обучения обозначают определенный. занятия -............. и т.д. Эти
формы называют....... Они играют......... роль, поскольку включают в себя цели.............. учителя и
учеников. (Хуторской А.В. Современная дидактика: Учебник для вузов. - СПб: Питер, 2001).
Какие из перечисленных ниже признаков относятся к понятию «форма обучения»?
1) способ достижения конкретной дидактической цели;
2) совокупность знаний, умений, навыков; Як
3) внешнее выражение процесса обучения;
4) способ контроля учебной деятельности;
Ответ:____________ Собственный вариант ответа:______________________________
Рассмотрите и проанализируйте ряд определений понятия «форма организации обучения». Заполните таблицу.
Определение понятия форма организации обучения» | Что общего | В чем расходятся |
Организационную форму обучения мы определим как взаимодействие учителя и учащихся, регулируемое определенным, заранее установленным порядком и режимом» (И.Я.Лернер, М.Н.Скаткин, Н.М.Шахмаев) | ||
« Форма организации обучения предполагает... упорядочивание, налаживание, приведение в систему взаимодействия учителя и учащихся |
при работе над определенным содержанием материала» (И.М.Чередов) | ||
«Формы организации обучения - это внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся, осуществляемой в определенном порядке и режиме» (ГШ.Подласый) |
6. Может ли форма обучения влиять на содержание обучения? И если может, то в каких случаях и
каким образом?
Ответ:___________________________________________
7. Дайте характеристику уроку как основной форме организации обучения. Для этого заполните
таблицу.
Характеристика | |
Законченность во времени | |
Постоянство применения | |
Обязательность посещения | |
Гибкость и экономичность | |
Воспитывающий характер | |
Развивающий характер |
8. Проанализировав различные источники информации (например: Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П.И.Пидкасистого. - М., 2004. - С. 315-325) определите достоинства и недостатки исторически сложившихся форм организации обучения и заполните таблицу:
Форма обучения | Сущность | Достоинства | Недостатки |
Классно-урочная система | |||
Бэлль-ланкастерская система | |||
Мангеймская система | |||
Дальтон-план | |||
План Трампа |
9. Определите элементы структуры урока, соответствующие этапам деятельности ученика: | |
Элементы структуры урока | Этапы деятельности ученика |
Возникновение интереса к учению | |
Усвоение знаний | |
Овладение общими понятиями и суждениями и разрешение проблем | |
Упражнение | |
Контроль | |
Самоконтроль |
10. Приведите примеры | не менее трех классификаций уроков. | ||
Основание классификации | Тип урока в данной классификации | Вид урока в данной классификации | Источник информации |
1. | |||
2. | |||
3. |
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 6.
ТЕМА: ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ И УЧЕТ
РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ.
Цель:раскрыть место и функции контроля в процессе обучения; проанализировать комплекс критериев и показателей оценки ЗУН учащихся.