Тематика курсовых работ по социальной педагогике
1. Система профессионально ценностных предпочтений современного учителя.
2. Народная педагогика: влияние уклада семейной жизни на воспитание детей у русского народа (татарского народа, чувашского, немецкого и т.д.).
3. Структура и характеристика основных профессиональных качеств социального педагога (педагога – психолога).
4. Единый государственный экзамен как фактор тревожности.
5. Роль деятельности (общения) в воспитании современного школьника.
6. Детские и молодежные сообщества и их роль воспитания современного человека.
7. Влияние средств массовой информации на социальное воспитание ребенка.
8. Общение и его роль в процессе развития личности.
9. Особенности личностного развития и воспитания трудных детей.
10. Педагогические проблемы детско-родительских отношений.
11. Социально-педагогическая помощь в профессиональном самоопределении молодежи.
12. Социализация ребенка как педагогическая проблема.
13. Система ценностей современной молодежи как педагогическая проблема.
14. Гендерные особенности экологического (нравственного, трудового и т.д.) воспитания детей.
15. Общение и его роль в процессе развития личности
16. Особенности мотивации и целеобразования в профессиональной деятельности.
17. Воспитательный климат семьи и его влияние на становление личности детей.
18. Профессионально значимые личностные качества социального педагога.
19. СМИ в системе социализации детей и подростков.
20. Гендерные различия в проявлении разных типов агрессии у подростков
21. Тревожность детей младшего школьного возраста в контексте межличностных отношений и личностных особенностей.
22. Исследование профессионально важных качеств у педагогов.
23. Сравнительное исследование коммуникативных профессионально важных качеств у студентов гуманитарных и технических специальностей.
24. Коммуникативная компетентность педагога как фактор удовлетворенности профессиональной деятельностью.
25. Исследование структуры межличностных отношений в группах разного типа (тип группы и возрастная категория – по выбору).
26. Исследование сплоченности студенческой группы.
27. Взаимосвязь статуса с качествами личности и особенностями поведения учащегося (возрастная категория по выбору – от дошкольника до студента).
28. Использование средств массовой коммуникации на воспитание школьников.
29. Детско-родительские отношения в семье как фактор агрессивного поведения дошкольников.
30. Динамика представлений студентов-психологов о будущей профессии в процессе обучения в ВУЗе.
31. Гендерные различия в общении старшеклассников
32. Структура семьи и уровень субъективного контроля старшеклассников
33. Взаимосвязь темперамента и особенностей коммуникации у подростков со склонностью к девиантному поведению
34. Особенности межличностных отношений со сверстниками в подростковом возрасте
35. Роль национальных традиций в семейных отношениях.
36. Роль бабушки/дедушки в жизни человека
37. Социальные представления молодежи о нормах сексуального поведения в современной России
38. Влияние межличностных отношений на тревожность ребенка
39. Мотивация учебной деятельности у подростков
40. Особенности поведения у детей со школьной дезадаптацией.
41. Динамика ценностных ориентаций у школьников.
42. Стиль педагогической деятельности и его влияние на процессы обучения и воспитания.
43. Подростковой субкультура и ее значение в развитии личности.
44. Психолого-педагогические проблемы современной семьи
45. Влияние средств массовой информации на развитие духовности ребенка
46. Социальные проблемы детей из неблагополучных семей
47. Влияние телевидения на формирование нравственных качеств младших школьников
48. Компьютерная и Интернет зависимость
49. Развитие здорового образа жизни у детей как социально-педагогическая проблема.
50. Влияние семьи на формирование Я-концепции
51. Влияние массовой культуры на формирование ценностных предпочтений в современной России.
52. Гендерные стереотипы в молодежной субкультуре
53. Представления в различных возрастных группах о браке.
54. Особенности представлений о семье у различных возрастных групп
55. Детско-родительские отношения в семьях современных подростков
56. Мотивы общения подростков с членами семьи
57. Особенности самооценки и самоотношений у подростков из неблагополучных семей
58. Содержание страхов дошкольников, воспитывающихся в полных и неполных семьях
59. Взаимосвязь мотивации достижения и ценностных ориентаций в подростковом возрасте
60. Сравнительный анализ детско-родительских отношений в многодетных и однодетных семьях.
61. Стилевые особенности семейного воспитания подростков с отклоняющимся поведением.
62. Агрессивность подростков как фактор социально-психологической дезадаптации в коллективе.
63. Возрастные и гендерные особенности отношения подростков к своей Родине (школе, семье, близким ….).
64. Представления о здоровом образе жизни в подростковой (молодежной) среде.
65. Ценностно-смысловое отношение к будущей профессии у студентов разных вузов.
66. Влияние образа отца (матери) на эмоциональное благополучие и половую идентичность подростков.
67. Влияние родительского воспитания на самоотношение младших школьников.
68. Проявление половых различий в творческой деятельности.
69. Ценностное самоопределение выпускников разных типов школ.
70. Гендерные и половые особенности проявления ответственности к учебе у школьников.
71. Классный руководитель глазами современного школьника.
72. Школьные трудности благополучных детей.
Теоретическая педагогика
1. Сравнительная характеристика современного семейного воспитания в разных странах.
2. Развитие воспитательной системы школы.
3. Новые подходы к воспитанию личности в условиях гуманистической системы образования.
4. Воспитание социокультурной толерантности старшеклассников (подростков).
5. Проблема социальных ценностей и социализации личности в педагогике.
6. Цель воспитания как философская и педагогическая проблема в отечественной и зарубежной науке.
7. Концепция диалога культур в учебно-воспитательном процессе в школе.
8. Перспективы развития детского и молодежного движения.
9. Социализация школьников как педагогическое явление.
10. Проблема развития творческой личности в условиях современного образования.
11. Стимулирование самовоспитания учащихся общеобразовательных школ.
12. Индивидуальный подход к ребенку в воспитании.
13. Саморазвитие ребенка как современная педагогическая проблема.
14. Жизнедеятельность ученического коллектива как психолого-педагогическая проблема.
15. Детский коллектив как объект и субъект воспитания.
16. Воспитательная деятельность классного руководителя в условиях личностно - ориентированного образования.
17. Диалог ребенка и педагога как ведущий фактор (принцип) личностно - ориентированного воспитания.
18. Современные подходы к диагностике учебно-воспитательной деятельности в современной школе.
19. Психолого-педагогические условия эффективного взаимодействия учителя и учащихся в образовательном процессе.
20. Антинаркотическое воспитание школьников в теории и практике зарубежной педагогики (США, Великобритания, Германия, Япония, Франция).
21. Гражданское (нравственное, эстетическое, экологическое, умственное, физическое, трудовое) воспитание современной молодежи.
22. Система работы классного руководителя с родителями.
23. Типы семейного неблагополучия и методы социально- педагогической поддержки.
24. Специфика работы педагога в детском доме.
25. Бродяжничество и беспризорность детей как социально-педагогическая проблема.
26. Безработица среди молодежи как социально-педагогическая проблема.
27. Идеи этнопедагогики в социально-педагогической деятельности.
28. Мотивация учебной деятельности и создание условий для ее реализации.
29. Неуспеваемость учащихся: причины и средства ее преодоления.
30. Игра как средство развития ребенка.
31. Особенности воспитания в современных условиях.
32. Стили педагогического взаимодействия педагогов и воспитанников.
33. Детская и молодежная субкультура: проблемы, поиски
34. Формирование системы ценностей современной молодежи как педагогическая проблема.
35. Общение и его роль в процессе развития личности.
36. Проблемы воспитания одаренных детей.
37. Особенности личностного развития трудных детей.
38. Защищенность ребенка в детском сообществе как педагогическая проблема.
39. Типичные причины и преодоление недисциплинированности школьников.
40. Формирование мотивационной сферы личности.
41. Воспитание в школьном клубе.
42. Изучение детского коллектива и планирование работы классного руководителя.
43. Теоретические основы и методика перевоспитания.
44. Подготовка школьников к семейной жизни.
45. Экологическое воспитание (нравственное, трудовое, патриотическое и т.д.) детей в семье.
46. Роль семьи в воспитании ребенка.
47. Роль семьи в обучении ребенка.
48. Психолого-педагогические требования, предъявляемые к системе поощрений и наказаний детей.
49. Психокоррекционные методы и группы, возможности их использования в педагогической практике.
50. Ценностные аспекты валеологических проблем гуманистического воспитания.
51. Педагогика ненасилия и возможные пути ее реализации в современной системе воспитания и обучения.
52. Деловая игра как метод обучения.
53. Диалог культур как путь гуманизации педагогического процесса.
54. Технология активного обучения.
55. Развитие творческого мышления учеников в процессе обучения.
56. Воспитательный потенциал методики коллективного творческого дела.
57. Коллективная и групповая организация деятельности учащихся на уроке.
58. Гимназия (колледж, лицей) в современной системе образования.
59. Классный наставник в условиях новых воспитательных парадигм.
60. Этнокультурные потребности в сфере современного образования.
61. Формирование здорового образа жизни как основа предупреждения негативных явлений в школьной среде.
62. Частные школы как вид альтернативного образования.
63. Раннее выявление способностей и профориентация в школе.
64. Дети «группы риска» в процессе учебно-воспитательного взаимодействия.
65. Детский дом семейного типа и его нравственно-воспитательные возможности.
66. Молодежное движение в современной системе педагогических ценностей.
67. Внешкольная работа по месту жительства: история и современное состояние.
68. Летние оздоровительные лагеря в современных условиях.
69. Половое и сексуальное просвещение и воспитание: пределы допустимого и необходимого.
70. Адаптивная система образования: теория, проблемы, поиски и практика.
71. Педагогика прав человека и ее реализация в школе.
72. Культура как объект освоения подрастающим поколением и содержание образования.
73. Зарубежные педагогические теории, их философское обоснование, теория и практика (конкретно рассматривается одна теория).
74. Современная зарубежная школа развитых стран Запада.
75. Воспитание и индивидуальные особенности личности.
76. Элитарное образование: исторический опыт и современность.
77. Дисциплина школьников и пути ее установления.
78. Учреждения дополнительного образования в современном образовательном пространстве.
79. Формы взаимодействия учреждений образования с детскими и молодежными организациями и объединениями.
80. Традиции православной (мусульманской, иудейской и др.) педагогики и гуманизация образования.
81. Развитие творческого потенциала в системе дополнительного образования детей.
82. Информационные технологии обучения.
83. Информационные технологии во внеклассной воспитательной работе.
84. Компьютеризация педагогического процесса.
85. Современные технические средства обучения и воспитания в педагогическом процессе школы.
86. Воспитание у школьников установки на здоровый образ жизни.
87. Воспитание у школьников культуры межнационального общения.
88. Воспитание у школьников патриотизма и интернационализма.
89. Конфликтные ситуации в педагогической деятельности и пути их преодоления.
90. Игра в педагогическом процессе.
91. Современная семья в системе воспитания.
92. Гувернер в современной семье и его воспитательные функции.
93. Семейные конфликты и психолого-педагогическая коррекция их влияния на детей.
94. Авторитет родителей.
95. Методы семейного воспитания.
96. Методы воспитания в народной педагогике.
97. Условия семейного воспитания.
98. Воспитание детей в нетипичных семьях.
99. Подготовка детей в семье к обучению в школе.
100. Игры ребенка в семье.
101. Труд и досуг в семейном воспитании.
102. Воспитание детей в семье с учетом половых различий и социально-половых ролей.
103. Религиозное воспитание в семье.
104. Специфика воспитания дошкольника (младшего школьника, подростка, юноши и девушки) в семье.
105. Эмоционально-личностное и интеллектуальное развитие одаренных детей в семье.
106. Воспитание приемных детей в семье.
107. Психолого-педагогические основы организации сотрудничества школы и социума.
108. Психолого-педагогические основы преодоления агрессивности детей в семье.
109. Воспитание в неполной (многодетной) семье.
110. Педагогика предупреждения появления и преодоления упрямства и капризов детей в семье.
111. Воспитание в православной (мусульманской, иудейской, сектантской семье).
112. Отец (мать) в современной семье и его (ее) воспитательный потенциал.
113. Психолого-педагогические основы воспитания мальчика (девочки) в семье.
114. Воспитание в городской (деревенской, многонациональной) семье.
115. Творческие, ролевые, познавательные игры в различных возрастных группах детей.
116. Общение подростка со взрослыми (со сверстниками) и его педагогическая коррекция.
117. Половая идентификация в детском возрасте и психолого-педагогические аспекты этой проблемы.
118. «Карлсон» в жизни ребенка и его психолого-педагогическое значение.
119. Направленность личности подростка (гуманистическая, эгоистическая, депрессивная, суицидальная) и пути ее психолого-педагогической коррекции.
120. Смысл жизни в системе ценностей в семейном воспитании.
121. Опыт воспитания детей разных возрастов в народной педагогике.
122. Шестилетний ребенок и проблема его готовности к школе.
123. Профессионально значимые личностные качества воспитателя детей дошкольного (младшего школьного, подросткового, юношеского) возраста.
124. Валеологические аспекты воспитания на разных возрастных этапах.
125. Профориентационная работа с подростками (с юношами и девушками).
126. Воспитание мужской и женской социальной позиции у детей на разных возрастных этапах развития.
127. Подготовка девушек и юношей к семейно-брачным отношениям.
128. Коммунарская методика в работе с подростками.
129. Неуспевающие дети как психолого-педагогическая проблема.
130. Ранняя профилактика отклоняющегося поведения детей.
131. Половые девиации у подростков и пути их коррекции.
132. Семьи «группы риска» и коррекционная работа с ними.
133. Одаренные дети в системе воспитания и обучения.
134. Ребенок с акцентуациями и педагогическое взаимодействие с ним.
135. Школьные трудности благополучных детей.
136. «Трудные девочки» и психолого-педагогические особенности работы с ними.
137. Государственная система социальной помощи семье и детству как основа профилактики отклоняющегося поведения детей.
138. Самоактуализация личности и возникающие в ее процессе проблемы и трудности.
139. Типы акцентуаций характера у подростков и педагогическая работа с ними.
140. Психолого-педагогические проблемы воспитания приемных детей.
141. Отношение к школе и отношения в школе как источники детских проблем.
142. «Нестандартные дети» и как с ними общаться.
143. Ситуация успеха в процессе воспитания «трудных детей».
144. Профессиональная ориентация педагогически запущенных подростков.
145. Беспризорность и преступность малолетних в современной педагогически-правовой и социальной практике.
146. Социальный педагог в системе взаимодействия с семьей и школой.
147. Социальный педагог в летнем оздоровительном лагере.
148. Взаимодействие территориальных детских объединений (социальных служб) и школы.
149. Учреждения дополнительного образования в системе социального воспитания детей и подростков.
150. Работа социального педагога с семьей.
151. Социальный педагог и одаренные дети.
152. Социальный педагог в школе.
153. Социальный педагог и неуспевающие школьники.
154. Социальный педагог в микрорайоне.
155. Из истории деятельности социальных педагогов в нашей стране и за рубежом.
156. Церковные организации в системе социальной защиты детства.
157. Работа социального педагога с подростками с акцентуациями характера.
158. Причины школьной дезадаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
159. Молодежная субкультура и ее влияние на развитие личности ребенка и подростка.
160. Подростковый суицид и пути его предупреждения в деятельности социального педагога.
161. Телефон доверия в коррекционной работе с трудными подростками.
162. Социальная защита семьи и детей в истории отечественной педагогики (в зарубежном опыте).
163. Методы и содержание народной педагогики в работе социального педагога.
164. Работа социального педагога с семьей с детьми-инвалидами.
Содержание
1.Рекомендации по выполнению реферата…………………………...3
2.Рекомендации по выполнению курсовой работы …………………4
3.Защита курсовой работы………………………………………… 6
4. Понятийный аппарат исследования……………………………… 7
5. Оформление реферата и курсовой работы………………………9
6. Выбор темы курсовой работы……………………………………11
7. Примерная тематика исследовательских работ по педагогике…12
8. Приложение 1. Образец оформления титульного листа реферата…
……………………………………………………………………….17
9.Приложение 2. Образец оформления титульного листа курсовой
работы ……………………………………………………… 18
10.Приложение 3. Образец оформления оглавления и научного
аппарата курсовой работы……… ………………………….. 19