Классификация нетрадиционных форм обучения

В процессе обучения, кроме уроков используются экскурсии, учебные конференции, практические, лабораторные занятия, самостоятельная работа и т.д.

Экскурсия - это форма организации обучения, которая позволяет проводить наблюдения, а также изучение, различных предметов и явлений в естественных условиях. Основное отличие экскурсии от уроков то, что она проводится вне класса, не имеет строгого ограничения во времени, может проводится не только с учителем и состав учащихся может отличаться от состава класса.

Экскурсия может быть использована на любом этапе обучения. Она должна быть хорошо подготовлена, учитель за ранее в соответствии с учебным планом и программой определяет: тему, цель, время и место проведения экскурсии, обдумывает способы максимального включения в подготовку и обработку результатов экскурсии всех учащихся.

В конце экскурсии проводится обобщающая беседа, с целью выяснения того, что и как поняли ученики, что необходимо уточнить, на что обратить внимание. Как правило, по материалам экскурсии проводятся письменные работы по собранному или подготовленному наглядному материалу, составляются альбомы, оформляются стенды.

В системе обучения экскурсия выполняет целый ряд дидактических функций:

1. Реализует принцип наглядности обучения

2. Повышает научность образования и укрепляет его связи с жизнью и практикой

3. Расширяет технологический кругозор учащихся

4. Играет значительную роль в профориентационной работе школы.

В зависимости от решаемых дидактических задач выделяются экскурсии различных типов:

1. Вводные, которые проводятся перед непосредственным изучением нового материала;

2. Текущие;

3. Итоговые, которые проводятся для контроля и закрепления изученного материала.

Структура проведения экскурсии:

1 этап- предварительная подготовка

2 этап- выезд к изучаемому объекту

3 этап- обработка материалов экскурсии и итоговая беседа по ее результатам.

Нередко проводятся экскурсии, которые сочетают в себе информацию по нескольким учебным дисциплинам, позволяют изучать отдельные объекты в их целостности и носят название комплексных.[17]

Консультации проводятся для выяснения неясных учащимся или трудных для них вопросов. Особенно нуждаются в них отстающие в учении школьники и те, которые ведут самостоятельный исследовательский поиск или углубленно изучают какой-то предмет или проблему.

Особую группу форм дополнительных занятий по предмету представляют предметные кружки, научные общества, творческие объединения школьников и периодически проводимые конференции, конкурсы, олимпиады, смотры, декады и т.д.

Неотъемлемой традиционной частью обучения выступает домашняя подготовка учащихся. В 1960 г. Стал пропагандироваться опыт организации обучения без домашних заданий, когда вся работа над материалом завершается на уроке. Опыт не прижился, ибо домашняя работа позволяет закрепить материал, поупражняться, она способствует выработке умений, навыков самостоятельной познавательной деятельности. Нужно, однако, напомнить, что нельзя перекладывать на домашнюю подготовку то, что необходимо сделать в классе, под руководством педагога: введение и анализ основных понятий и идей, знакомство с новыми процедурами деятельности. Домашняя работа учащихся должна не подменять, особенно в младших классах, а завершить работу в классе. Домашнее задание должно быть дозировано во времени, чтобы не вести к перегрузке учащихся, оно должно быть хорошо пояснено и, как правило, не требовать помощи взрослых.

Внеурочные формы работы должны органично дополнять урок и составлять систему работы, предусмотренную тематическими и календарными планами.

Необходимо принимать во внимание следующие требования:

1. При изложении домашнего задания важно обращать внимание на то, владеют ли учащиеся необходимой информацией для его выполнения;

2. Важно отводить достаточное время для объяснения учащимися домашнего задания;

3. Выполнение письменных заданий необходимо начинать с повторения теоретического материала.[18]

Практическое занятие как форма организации образовательного процесса носит обучающий характер, направлено на формирование определенных практических умений и навыков, является связывающим звеном между самостоятельным теоретическим освоением учеником научной дисциплины и применением ее положений на практике. Как правило, применяется при изучении дисциплины естественно-научного цикла, в процессе трудовой и профессиональной подготовки учащихся, проводится в лабораториях, мастерских и учебных кабинетах. На практическом занятии учащиеся овладевают методикой научного исследования, у них формируются соответствующие навыки. Обычно работа строится в парах или индивидуально по инструкции или алгоритму, предложенному педагогом. Ценность практических занятий заключается в том, что при их проведении осуществляется оперативная обратная связь и вносятся необходимые коррективы.[19]

Лабораторная работа -это практическое занятие, которое проводится как индивидуально, так и с подгруппой учеников; цель его- реализация следующих основных функций:

1. Овладение системой средств и методов экспериментально-практического исследования

2. Развитие творческих исследовательских навыков учащихся

3. Расширение возможностей использования теоретических знаний для решения практических задач.

Основными структурными элементами лабораторной формы работы являются:

1. Обсуждение учителем задания с группой, ответы на вопросы ее членов

2. Самостоятельное коллективное исполнение задания посредством чтения, практической деятельности, распределения частных заданий между участниками рабочей группы

3. Консультации учителя в процессе обучения

4. Обсуждение и оценка полученных результатов членами рабочей группы

5. Письменный или устный отчет учащихся о выполнении задания

6. Контрольное собеседование учителя с представителями рабочей группы.

Как правило, все лабораторные работы по определенной учебной дисциплине объединяются в единую систему и носят название «лабораторный практикум», что позволяет говорить о существовании значительного сходства между лабораторными и практическими формами проведения занятий.[20]

Самостоятельная учебная работа представляет собой овладение научными знаниями, практическими умениями и навыками во всех формах организации обучения, как под руководством учителя, так и без него. При этом необходимо целенаправленное управление самостоятельной деятельностью учеников посредством формулировки темы-проблемы, ее расшифровки через план или схему, указания основных и дополнительных источников, вопросов и заданий для самоконтроля осваиваемых знаний, заданий для развития необходимых умений и навыков, сроков консультаций и форм контроля.

Самостоятельную работу учащихся классифицируют:

1. По дидактической цели ее применения- познавательная, практическая, обобщающая.

2. По типам решаемых задач- исследовательская, творческая, познавательная и другие.

3. По уровням последовательности- репродуктивная, репродуктивно-исследовательская, исследовательская.

4. По характеру коммуникативного взаимодействия учащихся- фронтальная, групповая, индивидуальная.

5. По месту ее выполнения- домашняя, классная.

6. По методам научного познания- теоретическая, экспериментальная.[21]

Таким образом, рассмотренные формы организации обучения праву, как правило, используются педагогами вариативно, интегративно, творчески в зависимости от собственных профессиональных установок, целей, задач и содержания образовательного процесса, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.

Дискуссия – это спор, словесное состязание, в котором каждый отстаивает свое мнение. Сама природа этой формы общения определяет ее демократичность: «В спорах нет ни высших, ни низших, ни званий, ни имен: важна лишь одна истина, перед которой равны все» (Р.Роллан).

Поскольку дискуссия – это спор, то основные цели ее проведения следующие:

1) выяснение разных точек зрения, столкновение которых поможет найти истину, что, несомненно, способствует не только углублению званий, но и формирование мировоззрения школьников;

2) воспитание у учащихся культуры речевого общения во время спора; формирование умения дискутировать, просто и понятно излагать свою точку зрения, убедительно ее доказывать, спокойно выслушивать доводы оппонента и т.д.

Дискуссия как форма демократического общения имеет преимущества перед другими формами: она позволяет организовать живое общение, вовлечь всех или большинство участников в обсуждение вопроса, предполагает напряжение мысли, которое возникает в раздумьях, в столкновениях различных точек зрения, стимулирует речевую активность и самостоятельность суждения.

Настоящую дискуссию нельзя запланировать в деталях, прорепетировать, разыграть по нотам, иначе она лишится необходимой естественности. И все-таки, как показывает практика, определенная подготовка к учебной дискуссии необходима. Методика включает три этапа:

1) предварительная подготовка;
2) проведение дискуссии;
3) подведение итогов.

Задачи первого этапа

1. Выбрать тему. Она может быть предложена, но не навязана учителем, подсказана жизненной ситуацией или определена на основе предварительного опроса (анкетирование) учащихся. Для обсуждения следует выбирать вопрос, который бы был интересен учащимся, затрагивал и волновал их.
2. Глубоко изучить вопрос, который будет обсуждаться.
3. Создать инициативную группу по подготовке дискуссии.
4. Подготовить объявление о дискуссии (тема, вопросы, литература, время и место проведения), оформить помещение (афоризмы, правила ведения спора, выставка книг и т.д.).

При подготовке помещения к проведению дискуссии стулья лучше расставить таким образом, чтобы участники спора по возможности видели друг друга.


Второй этап – это проведение дискуссии.

Умелая дискуссия – почти искусство. Успех ее во многом зависит от учителя, от осмысления им роли и функции ведущего. Несколько советов ведущему дискуссию:
1. Перед началом дискуссии необходимо назвать тему, обосновать ее выбор, ясно сформулировать цель.
2. В первые же минуты расположить к себе участников дискуссии, настроить их на полемический лад, создать обстановку, при которой каждый ученик не только не стеснялся бы высказывать свое мнение, но и стремился его отстаивать.
3. Не препятствовать желающим выступать, но и не принуждать к выступлению, стараться, чтобы во время дискуссии царил дух искренности и откровенности.
4. Стимулировать активность участников. В этом поможет продуманная система вопросов, которые представляют интерес для учащихся и могут вызвать их на откровенный разговор. Помнить, что вопрос – визитная карточка дискуссии. Есть приемы, средства, располагающие к дискуссии, о которой следует помнить: парадокс – неожиданное, своеобразное мнение, резко расходящееся с общепринятым, даже противоречащее на первый взгляд здравому смыслу. В нем неизменно присутствует вызов; неожиданный вопрос;
реплика – краткое возражение, замечание с места. Она тоже настраивает на дискуссию, свидетельствует об активности слушателя, его желании уяснить вопрос, проверить свою точку зрения.
5. Умело сопоставить различные точки зрения, обобщить их с тем, чтобы позиции участников дискуссии были представлены как можно отчетливее, направлять дискуссию в русло намеченной цели.
6. Не торопиться исправлять заблуждающихся, предоставлять такую возможность слушателям.
7. Когда это целесообразно, вопрос, адресованный ведущему, тут же переадресовать слушателям.
8. Не спешить навязывать готовое решение.
9. Выбрать подходящий момент для окончания дискуссии, не нарушая логику развития спора.

Ведущий не должен вмешиваться в обсуждение без особой необходимости, оказывать психологическое давление на участников спора с пометкой своего авторитета, резких оценочных суждений, замечаний в адрес присутствующих. Не вызывает симпатии ведущий, который прерывает участников спора на полуслове, много говорит сам. Не стоит также открыто поддерживать одну из спорящих сторон. Свое отношение к различным точкам зрения лучше высказать при подведении итогов дискуссии.
Любой спор, даже идущий по всем правилам логики, может погубить одно обстоятельство: если участники дискуссии забывают об этике спора. Поэтому в начале дискуссии следует напомнить учащимся правила спора.

Вот некоторые из них:
1. Прежде чем сказать, спросите себя, есть ли необходимость вступать в спор. Тщательно продумайте то, о чем будете говорить.
2. По возможности кратко и ясно изложите свою точку зрения: ваша речь должна быть весома и убедительна.
3. Помните, что лучшим доказательством или способом опровержения являются точные и бесспорные факты.
4. Доказывайте и опровергайте, говорите ясно, отчетливо. Точно.
5. Помните о культуре общения. Умейте выслушать другого, уловить его позицию, уважайте мнение товарищей, не повышайте голос, не прерывайте выступающего, не делайте замечаний, касающихся личных качеств, участников обсуждения, избегайте поспешных выводов, старайтесь понять точку зрения собеседника и ход его мыслей до конца. Не вступайте в пререкания с ведущим по ходу проведения дискуссии.

На третьем этапе подводятся итоги дискуссии.[22]

Заключение

Эффективность учебного процесса во многом зависит от умения учителя правильно организовать урок и грамотно выбрать ту или иную форму проведения занятия.

Образование должно развивать не только интеллект, но и оптимизм, ответственность, социальную компетентность, укреплять физическое и психологическое здоровье ребенка. Именно по этой причине, данная тема в настоящее время очень актуальна. Нетрадиционный урок– это импровизированное учебное занятие, имеющее нестандартную структуру.

Опыт школьных преподавателей и исследования педагогов-новаторов показали, что нетрадиционные формы проведения уроков поддерживают интерес учащихся к предмету, повышают мотивацию учения. Причем, формирование положительной мотивации должно рассматриваться учителем как специальная задача.

Использование нетрадиционных уроков в школе помогает обеспечить благоприятный климат в классе, эмоциональную устойчивость и следовательно профилактику хронических заболеваний у школьников. Нетрадиционные формы урока реализуются после изучения какой-либо темы.

Методически высоко эффективными, реализующими нетрадиционные формы обучения, развития и воспитания учащихся являются дидактические игры, урок-спектакль, урок-интервью, урок-праздник, урок-экскурсия, видео -урок, интегрированный урок, урок-проект, урок-мюзикл. Существуют следующие типы уроков: уроки формирования новых знаний, обучения умениям и навыкам, повторения и обобщения знаний, закрепление умений, уроки проверки и учета знаний и умений.

Многие годы ребенок проводит в стенах школы и поэтому ценностное отношение к здоровью не может формироваться без участия педагогов. Важно сохранить не только физическое здоровье ученика, но и психологическое и социальное.

Нетрадиционные формы проведения уроков дают возможность не только поднять интерес учащихся к изучаемому предмету, но и развивать их творческую самостоятельность, обучать работе с различными источниками знаний. Такие формы проведения занятий « снимают» традиционность урока, оживляют мысль.

Однако необходимо отметить, что слишком частое обращение к подобным формам организации учебного процесса нецелесообразно, т.к. нетрадиционное может быстро стать традиционным, что в конечном счете приведет к падению у учащихся интереса к предмету.

Как известно, целью обучения в школе является формирование межкультурной компетенции учащихся, которая реализуется в способности к речевому общению. Залогом успешной речевой активности учащихся являются нетрадиционные формы уроков, в ходе которых учащиеся расширяют знания, что позволяет учащимся принимать активное участие в осуждении.

Нетрадиционные формы проведения уроков дают возможность не только поднять интерес учащихся к изучаемому предмету, но и развивать их творческую самостоятельность, обучать работе с различными источниками знаний.

Такие формы проведения занятий "снимают" традиционность урока, оживляют мысль. Однако необходимо отметить, что слишком частое обращение к подобным формам организации учебного процесса нецелесообразно, так как нетрадиционное может быстро стать традиционным, что, в конечном счете, приведет к падению у учащихся интереса к предмету.

Развивающий и воспитывающий потенциал нетрадиционных форм урока можно охарактеризовать с помощью определения следующих целей обучения:

1. формирование у учащихся интереса и уважения к предмету;

2. воспитание культуры общения и потребности в практическом использовании знаний;

3. развитие интеллектуальных и познавательных способностей, развитие ценностных ориентаций, чувств и эмоций ученика.

Ценность этих форм обучения заключается в последовательной, частично-поисковой, экспериментальной, творческо-коллективной и изобретательской направленности занятий. Помимо этого, совершенно очевидно, что данные формы обучения отличаются прежде всего своими содержательными особенностями. Они учат школьников полемизировать, руководить группой, быть рядовым соучастником, фиксировать ход обсуждения, отчитываться за работу своей группы, оценивать работу других групп и ее членов, самостоятельно организовывать свою работу. Следует отметить, что данное содержание, вносимое нетрадиционными формами организации обучения, не подменяемо и не может быть построено другими средствами. Значимость применения этой группы форм обучения объясняется и явным воспитательным и развивающим эффектом: ученик выполняет или учится выполнять различные социальные функции, в связи с чем обеспечивается процесс социализации учащихся.

Список использованной литературы

1. Андреев В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития [Текст] / В.И.Андреев.- Казань.: Юрайт, 2000.- 354 с.

2. Бабанский Ю.К. Педагогика [Текст] / Ю.К.Бабанский. - М.: Просвещение, 2010.- 250 с.

3. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии [Текст] / В.П. Беспалько.- М.: Педагогика, 2012.- 322 с.

4. Долженко Ю.А. Современные образовательные технологии : теория и практика [Текст] / Ю.А. Долженко.- Барнаул.: Владос, 2009.- 276 с.

5. Загвязинский В.И. Педагогика: Учебник для студ. Учреждений высш.проф.образования [Текст] / В.И. Загвязинский.- М.: Академия, 2012.- 352 с.

6. Каптерев П.Ф. Педагогический процесс [Текст] / П.Ф. Каптерев.- М.: Избр. пед. Соч, 2007.- 99 с.

7. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Совсем необычный урок: Практическое пособие для учителей и классных руководителей, студентов средних и высших педагогических учебных заведений, слушателей ИПК [Текст] / С.В. Кульневич, Т.П. Лакоценина. – Ростов-на-Дону: Изд-во “Учитель”, 2001.- 100 с.

8. Кульневич С., Лакоценина Т. Нетрадиционные уроки в начальной школе [Текст] / С. Кульневич, Т. Лакоценина.- Тюмень: Юрайт, 2004 – 245 c.

9. Махмутов М.И. Современный урок: Вопросы теории [Текст] / М.И. Махмутов. - М.: Педагогика, 2011.- 368 с.

10. Назарова Т.С. Педагогические технологии: новый этап эволюции [Текст] / Т.С. Назарова.- СПб.: Педагогика.,2009. – 256 c.

11. Николаева Л.С., Лесных Л.И. Использование нетрадиционных форм занятий [Текст] / Л.С. Николаева, Л.И. Лесных.- М.: Специалист, 2008.- 89 с.

12. Оконь В. Введение в общую дидактику [текст] / В. Оконь. - М.: Высшая школа, 2009.- 187 с.

13. Онищук В.А. Урок в современной школе: Пособие для учителя [Текст] / В.А. Онищук. - М.: Просвещение, 2007.- 155 с.

14. Подласый И.П. Педагогика [Текст] / И.П. Подласый. - М.: "Владос", 2010.- 576 с.

15. Подмылова Л.С. Педагогика: учебник для бакалавров [Текст] / Л.С. Подмылова.- М.: Юрайт, 2012.- 332 с.

16. Певцова Е.А. Теория и методика обучения праву: Учеб. для студ. высш. учеб. Заведений [Текст] / Е.А. Певцова. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. 400 с.

17. Пидкасистый П.И. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей [Текст] / П.И. Пидкасистый. - М.: Педагогическое общество России, 1998.- 345 с.

18. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии [Текст] / Г.К. Селевко.- М.: Владос, 2010.- 274 с..

19. Ситаров В.А. Дидактика: Учеб. Пособие для студ. Высш. Пед. Учеб. Заведений [Текст] / В.А. Ситаров.- М.: « Академия», 2012.- 368 с.

20. Сластенин В.А. Педагогика: учебник для студ. Учреждений высш. Проф. Образования [Текст] / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов.- М.: «Академия», 2011.- 608 с.

21. Трофимова О.В. Нетрадиционные формы урока и социализация учащихся [Текст] / О.В. Трофимова.- Тюмень.: Юрайт, 2003. – 300 с .

22. Харламов И.Ф. Педагогика: учебник [Текст] / И.Ф. Харламов.- М.: Гардарики, 2009.- 520 с.

[1] Бабанский Ю.К. Педагогика. М., 2010. С. 87-88.

[2] Андреев В.И. Педагогика. Казань, 2000. С. 246.

[3]Ситаров В.А. Дидактика. М., 2012. С. 226-227.

[4] Оконь В. Введение в общую дидактику. М., 2009. С. 52-54.

[5] Подмылова Л.С. Педагогика. М., 2012. С. 65-66.

[6] Пидкасистый П.И. Педагогика. М., 1998. С. 150-152.

[7] Загвязинский В.И. Педагогика. М., 2012. С. 215.

[8] Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Практическое пособие для учителей и классных руководителей, студентов средних и высших педагогических учебных заведений, слушателей ИПК. Ростов-на-Дону, 2001. С. 54-55.

[9] Махмутов М.И. Современный урок: Вопросы теории. М., 2011. С. 192-193.

[10] Харламов И.Ф. Педагогика. М., 2009. С. 190.

[11] Певцова Е.А. Теория и методика обучения праву. М., 2003. С. 253-256.

[12] Каптерев П.Ф. Педагогический процесс. М., 2007. С. 21-22.

[13] Онищук В.А. Урок в современной школе. М., 2007. С. 67.

[14] Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М., 2012. С. 246.

[15] Сластенин В.А. Педагогика. М., 2011. С. 148-149.

[16] Подласый И.П. Педагогика. М., 2010. С. 402-403.

[17] Трофимова О.В. Нетрадиционные формы урока и социализация учащихся. Тюмень, 2003. С. 133-134.

[18] Николаева Л.С., Лесных Л.И. Использование нетрадиционных форм занятий. М., 2008. С. 34-35.

[19] Назарова Т.С. Педагогические технологии: новый этап эволюции. СПб, 2009. С. 144.

[20] Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. М., 2010. С. 76-77.

[21] Кульневич С., Лакоценина Т. Нетрадиционные уроки в начальной школе. Т., 2004. С. 100-101.

[22] Долженко Ю.А. Современные образовательные технологии : теория и практика. Барнаул, 2009. С 131-133.

Наши рекомендации