История развития коррекционной педагогики в Западной Европе
История становления человеческого общества свидетельствует, что на ранних этапах своего развития, в силу неразвитости производительных сил, низкого уровня культуры, нравственных и духовных ценностей, отношение к людям с психофизическими недостатками было нетерпимым.
В эпоху античности в ряде эллинистических государств (Спарта) у отдельных человеческих сообществ, исповедующих культ силы, выносливости, культ человеческого тела, всякие отклонения в физическом развитии, уродство и иные аномалии у детей считалось нежелательными.
Первые упоминания о людях с грубыми физическими и умственными нарушениями содержатся в законодательных документах античного мира. С точки зрения закона, властей и общества в целом, лица с выраженными дефектами не считались полноценными гражданами и приравнивались в статусе к рабам и животным. Дети, родившиеся с грубыми недостатками, обрекались на смерть. Закон, сформулированный Аристотелем в его «Политике», гласит: «Пусть в силе будет тот закон, что ни одного калеки-ребенка кормить не следует».
Существенно изменяется взгляд на людей с отклонениями в развитии и на их положение в обществе лишь с распространением в большинстве стран Европы христианской религии. Можно наблюдать как происходит становление и развитие конфессиональных теоретических подходов к проблеме помощи через осмысление важнейших христианских догматов о милосердии. Труды мыслителей церкви оказали большое влияние на формирование общественного сознания в вопросах помощи, поддержки и призрения. Факты милосердного отношения к «убогим» представляли своеобразный общественный благотворительный институт, где на практике реализовывались идеи помощи нуждающимся, но одновременно в обществе росло и число религиозных предубеждений и суеверных опасений.
Средневековое западноевропейское законодательство, следуя традициям Римского Права, не признает инвалидов дееспособными, светский и церковный законы, народные традиции едины в отношении к «неполноценному меньшинству» как к отверженным, «иным» людям и видит своей задачей ограждение общества от их присутствия.
В этих условиях, независимо от сословия, инвалиды становятся изгоями общества. Их удел — просить милостыню, в которой по религиозным канонам общество не только не отказывает, но и вменяет в обязанность государству и отдельному гражданину. Социальные потрясения, войны, крестовые походы, эпидемии способствовали увеличению количества людей, нуждающихся в постоянной общественной поддержке.
Началом первой рефлексии государства на присутствие в обществе людей с выраженными дефектами и пониманием необходимости заботиться о них можно считать открытие первых приютов — «убежищ» для слепых (1198 г. — Бавария, 1225 г. — Франция). Конечно, основная масса нуждающихся находилась вне общественной опеки и влачила жалкое существование.
Потребовалось более двух тысяч лет для осознания необходимости призрения людей с отклонениями развития и признания их права на существование. Глубокие преобразования в духовной жизни европейского общества эпохи Возрождения характеризуются появлением новых философских систем, основанных на интересе к реальной жизни, человеку, к его назначению и месту в обществе. Гуманисты эпохи Возрождения сыграли позитивную роль и в изменении отношения общества к человеку, имеющему физические и умственные отклонения. Впервые высказывается мысль о том, что назначение общества заключается не столько в подаче милостыни, организации приютов для калек и больных, сколько в возможности дать им элементарное образование и воспитать в них «нравственность» и «благочестие».
«Можно ли, — пишет Я.А. Коменский, — приобщить к образованию глухих, слепых и отсталых детей, которым органический недостаток мешает воспринимать мир? Ответ: из человеческого образования не исключается ничего, кроме разве что нечеловека».
Следствием социального заказа представителей знати, имеющих детей с сенсорными нарушениями, явились попытки индивидуального обучения глухих (1578 г. в Испании, 1648 г. в Англии ) и слепых ( 1670 г. во Франции).
Социальный заказ носил локальный характер и касался небольшого числа конкретных детей. Соответственно и результаты, сколько бы блестящими они не были, не имели смысла вне конкретной ситуации и представляли камерный интерес. Однако двухсотлетний опыт многочисленных энтузиастов-одиночек стал убедительным доказательством возможности оказания социальной помощи людям с отклонениями в развитии и способствовал теоретическому обоснованию необходимости их массового обучения.
Поворот в государственной политике и общественном сознании, обусловленный становлением нового, более гуманного и демократического взгляда на гражданские права лиц с отклонениями в развитии, был подготовлен идеями французских просветителей (Ж.-Ж. Руссо, Ф. Вольтер, Ш. Монтескье, Д. Дидро) и принятой в 1793 г. французским Конвентом «Декларацией прав человека».
Новая законодательная политика способствовала развитию общественной мысли в области социальной помощи. Осмысление человека как вневременного и культурно-исторического феномена приводит к понятию права человека и равенства всех людей. На этой идеологической базе появляются гуманистические учения Геллерта, Клопстока, Гердера и других мыслителей, которые влияют на проявление основных направлений общественной помощи и которые окончательно сформируются в XX веке. Впервые определены субъект помощи, его правовые и деятельностные полномочия, а также очерчен круг проблем, требующих вмешательства со стороны государства.
Каждая западноевропейская страна прошла свой путь развития указанных направлений, ив том числе создания национальной системы специального образования. Несмотря на ряд существенных различий (законодательных, финансовых, кадровых, концептуальных) все национальные системы складывались в Западной Европе в сопоставимые исторические сроки. На изменение форм организации социальной помощи детям с отклонениями в развитии оказала значительное влияние и эволюция гуманистических общественных тенденций. Если в эпоху Я.А. Коменского высшим проявлением гуманизма признавалось равное для всех детей право на обучение, то в XIX веке все большее признание завоевывает гуманистическая концепция пользы, согласно которой дети с нарушениями развития, получив специальное образование, не только не будут обузой обществу, но и станут его полезными социально активными членами.
Либерализм XIX века как социально-политическое мировоззрение представлен различными концепциями, и его нельзя рассмотреть в виде целостной теории. Однако можно говорить о том, что основной постулат данного мировоззрения был связан с вопросами ответственности и долга государства перед личностью за невозможность предоставить все условия для ее нормального существования. Вопросы о «правильной» социальной помощи связаны с отношениями государственных институтов социальной защиты с частной благотворительной деятельностью. Однозначных подходов здесь не существовало, вместе с тем дискуссии о роли государства и частной благотворительности оформляют определенную систему «права личности на помощь» средствами открытого призрения и реализацию целевых программ образования и социального воспитания через структуры муниципалитетов