Цели по закреплению и углублению знаний: ( слайд 3)
· научить давать определение термина и узнавать термин по его определению
· научить составлять план или работать по заданному плану
· научить иллюстрировать свои мысли и утверждения
· научить аргументировать свою точку зрения или строить доказательство
· научить устанавливать связи, различать причину и следствие
· научить строить прогнозы, обобщать факты и делать выводы, формулировать суждения
Воспитательные цели на уроке( слайд 4)
· Формирование научного мировоззрения, убеждений.
· Воспитание активной жизненной позиции, нравственно-этических принципов и привычек.
· Воспитание эстетического отношения к окружающему миру, культуры мышления и речи.
· Пробуждение познавательного интереса к учебному предмету.
· Развитие способности к сотрудничеству, общению, работе в коллективе.
Задачи — это действия по достижению поставленной цели. В связи с этим, задачи планируются как глаголы. ( слайд 5)
Задачи должны быть: конкретными, ориентированными на результат, достижимыми за предвиденное время. ( слайд 6)
Образовательные задачи урока( слайд 7)
-Обеспечить в ходе урока усвоение, повторение, закрепление следующих основных понятий, законов, теорий, а также научных фактов (учитель вписывает их наименование)
-Сформировать и продолжать формирование, закрепить следующие специальные умения по предмету (приводится их перечень)
-Сформировать и продолжать формирование, закрепить следующие общеучебные умения и навыки (навыки планирования работы с книгой; умение читать, писать; навыки самоконтроля.
Воспитательные задачи урока( слайд 8)
-Содействовать в ходе урока формированию основных мировоззрений в зависимости от содержания урока (идейно-политическому, нравственному воспитанию, актуальности, патриотизму, коллективизма)
-Содействовать трудовому воспитанию и профориентации школьников (ознакомить с трудовыми традициями; с определёнными профессиями)
-Содействовать эстетическому воспитанию школьников (ознакомить с произведениями литературы и искусства; эстетикой труда; природой; наукой; бытом; традициями)
-Содействовать физическому воспитанию школьников, заботиться о профилактики их утомляемости на уроках.
Развивающие задачи урока( слайд 9)
-Развивать у школьников умение выделять существенное в изучаемом материале, сравнивать, обобщать, логически излагать свои мысли.
-Развивать у школьников самостоятельность, используя проблемные ситуации, творческие задания, дискуссии, наблюдения в природе и окружающей действительности
-Развивать эмоции учащихся, создавая на уроке эмоциональные ситуации удивления, радости, занимательности. Использовать яркие примеры, иллюстрации, демонстрации и т. п.
-Развивать познавательный интерес учеников.
Примеры глаголов для формулировки задач ( слайд 10)
- вспомнить, определить, сформировать, изложить, регистрировать.
-понимать , объяснить, обозначить, сделать обозрение, дискутировать.
- описать, использовать, составить план, таблицу; сыграть.
- увидеть разницу, характеризовать, сравнивать, установить связь, сопоставить, предвидеть, проверить, расчленить.
- проверить, изменить, обособить, сделать вывод, критиковать, анализировать.
Рекомендации по постановке целей и задач уроков русского языка определенного типа.
1. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний( слайд 11)
Личностная цель: помочь осознать практическую и личностную значимость учебного материала, ценность совместной деятельности по изучению и первичному закреплению новых знаний.
Задачи метапредметные:
- создать условия для развития умений анализировать…, выделять главное…, классифицировать…
Задачи предметные:
-обеспечить повторение ранее изученного материала;
- организовать деятельность учащихся по изучению нового материала;
- сформировать представление о последовательности действий при изучении и первичном закреплении учебного материала.
Результат : первичное осознание учащимися нового учебного материала, осмысление связей и отношений в объектах изучения.
2. Урок закрепления знаний( слайд 12)
Личностная цель: помочь осознать практическую и личностную значимость данного учебного материала.
Задачи метапредметные:
-обеспечить развитие диалогической и монологической речи;
- создать условия для развития умений анализировать познавательный объект, выделять главное в познавательном объекте, структуировать информацию, осуществлять самоконтроль, самооценку.
Задачи предметные:
-обеспечить закрепление понятий через организацию деятельности учащихся по применению знаний в разнообразных ситуациях;
- обеспечить проверку и оценку знаний и способов действий.
Логика процесса закрепления знаний:
1. Актуализация опорных знаний и их коррекция.
2. Определение границ (возможностей) применение этих знаний: что с их помощью можно определить, где применить?
3. Пробное применение знаний.
4. Упражнения по образцу и в сходных условиях с целью выработки умений безошибочного применения знаний.
5. Упражнения с переносом знаний в новые условия.
Результат: вторичное осмысление учащимися уже известных знаний, выработка умений и навыков по их применению.
3.Урок обобщения и систематизации знаний( слайд 13)
Личностная цель: помочь осознать практическую значимость данного учебного материала и ценность совместной деятельности.
Задачи метапредметные:
- обеспечить развитие умений планировать свою деятельность, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения;
-осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию учебной деятельности;
- обеспечить развитие умений сравнивать познавательные объекты;
-обеспечить развитие умений общаться в ходе совместной деятельности.
Задачи предметные:
-организовать деятельность учащихся по самостоятельному применению знаний в разнообразных ситуациях;
- обеспечить проверку и оценку знаний и способов действий.
Результат: усвоение знаний в системе.
Поисковые задачи
Найдите лишнее слово, подумайте о вариантах. Ш..птать, ш..стой, ж..леть, сторож..ть; Свеч.., сплеч..., каланч.., саранч…
Какой частью речи являются следующие слова: пряди, окуни, соли, потом, дорогой, издали,
Чем являются слова и, да в предложениях:
Ум да разум надоумят сразу. Да здравствует солнце! Вот тебе, бабушка, и Юрьев день! Родители трудолюбивы, и дети не ленивы.
Столкновение противоречий практической деятельности самих учеников:
Фрагмент урока по теме «Омонимы»(5 кл.)
· Я записываю на доске слово «коса».
· Сколько слов записано на доске? (детьми выдвигаются предположения -1,2,3 слова)
· Объясните значение записанного слова (дети приходят к выводу, что они имели в виду разные слова).
· Нарисуйте картинки к этим словам. Есть ли что-то общее в значении этих слов? Как бы вы их назвали?
Посмотрите в учебнике, как называются такие слова?