Социальная педагогика, ее предметы и функции.

Изучает социальное воспитание человека, которое осуществляется фактически на протяжении всей его жизни. Определить место и роль социального воспитания в жизни человека можно лишь соотнеся его с такими процессами, как развитие и социализация.

Развитие- это реализация имманентных (внутренне присущих) задатков, свойств человека. Развитие человека во взаимодействии и под влиянием окружающей среды в самом общем виде можно определить как процесс и результат его социализации, то есть усвоения и воспроизводства культурных ценностей и социальных норм, а также саморазвития и самореализации в том обществе, в котором он живет.

Социализацияпроисходит: а) в процессе саморазвития, самовоспитания человека; б) в процессе стихийного взаимодействия человека с обществом и стихийного влияния на него различных, порой разнонаправленных обстоятельств жизни; в) в процессе влияния со стороны государства на те или иные категории людей (относительно направляемая социализация); г) в процессе целенаправленного создания условий для развития человека (относительно социально контролируемая социализация, т.е. воспитание).

Развитие – это общий процесс становления человека, а социализация – развитие, обусловленное конкретными социальными условиями. Если воспитание осуществляется в семье, то это семейное воспитание – объект семейной педагогики. Если воспитание осуществляется религиозными организациями, то это религиозное воспитание - объект конфессиональной педагогики. Воспитание, осуществляемое обществом и государством в создаваемых для этого организациях, есть социальное (общественное) воспитание – объект изучения социальной педагогики.Социальная педагогика рассматривает, какие социальные обстоятельства прямо или опосредованно влияют на воспитание человека в масштабах планеты, страны и места его проживания (региона, города, села, микрорайона), какую роль играют в его жизни и воспитании средства массовой коммуникации, семья, общение с окружающими людьми и некоторые другие факторы.

Термин “социальная педагогика” был предложен немецким педагогом А.Дистервегом в середине ХIХ в. В него последовательно “включается”: во-первых, воспитание молодежи и более старших возрастных групп; во-вторых, адаптация и перевоспитание представителей всех возрастных категорий, не вписывающихся в социальную систему или нарушающих установленные в ней нормы. Ряд основоположников социальной педагогики (Г.Ноль, Г.Боймер и др.) предметом ее исследования считали социальную помощь обездоленным детям и профилактику правонарушений несовершеннолетних.

В России социальная педагогика, зародившись в конце ХIХ в., получила определенное развитие в 20-е гг. ХХ в. в виде разработки и попытки реализации идеи связи школы с жизнью и социальной средой. Эта идея получила теоретическое обоснование и практическое воплощение у С.Т.Шацкого.

На современном этапе социальная педагогика характеризуется как совокупность таких разделов, как философия социального воспитания, социология социального воспитания, теория социального воспитания, психология социального воспитания, методика социального воспитания, экономика и менеджмент социального воспитания, в каждом из которых исследуются специфические проблемы. Полученные в этих разделах знания в синтезе позволяют охарактеризовать социальное воспитание как один из видов социальной практики и выработать определенные подходы и рекомендации по его совершенствованию.Объектом социальной педагогики выступает человек в процессе его социализации, самосовершенствования, самореализации в конкретном социуме, а предметом - педагогические отношения, складывающиеся в социальной среде между людьми, объектом и субъектом, возможности педагогического влияния на них (управления ими). Основное предназначение социальной педагогики (цель) - обеспечение оптимальных условий для самореализации человека с его индивидуальными особенностями, возможностями в среде обитания педагогическими средствами.Содержание социальной педагогики определяется ее функциями. К ним относят общепедагогические (воспитание, развитие, обучение, подготовка и др.) и специфические функции, связанные с решением задач, обусловленных: индивидуальными нуждами, особенностями развития, воспитания и потребностями конкретного человека на различных этапах его возрастного развития. Специфические функции социальной педагогики можно объединить в группы социально-исследовательские, социально-преобразовательные и социально-образовательные.

Наши рекомендации