Детские и юношеские общественные организации. Педагогическое общение.
Общественные организации- объединения граждан, построенные на основе самоуправления, организационной самодеятельности, принципов демократического централизма, ставящие перед собой цели, соответствующие законным интересам и правам объединившихся лиц и осуществляющие деятельность, направленную на реализацию этих целей и одновременно на решение задач, стоящих перед всем обществом. Членство в О.о. основывается на принципе добровольности.
С точки зрения целей, задач и содержания деятельности выделяются: 1.Ориентированные на социализацию личности ребёнка, его гражданское становление, гармонизацию личного и общественного, индивидуального и коллективного начал (представлены, прежде всего, объединениями, действующими на основе опыта и традиций пионерской организации); 2. социально-индивидуальной направленности (главным образом скаутские организации); 3. Связанные с начальной профессиональной подготовкой детей («Школы предпринимателей», «Лиги юных журналистов»); 4. Детские общественные структуры, пропагандирующие патриотическое, гражданское воспитание (клубы юнармейцев, друзей милиции и т.д.); 5. Культурологического и практического характера (по возрождению традиций, изучению истории и культуры народов России, народных промыслов); 6. Борющиеся за утверждение здорового образа жизни (спортивные, туристские).
По идеологическому признаку: Светские; Религиозные; Общечеловеческой направленности; Узконациональной направленности.
По степени самостоятельности, открытости, демократичности различаются: 1.Относительно самостоятельные объединения, имеющие статус юридически оформленной структуры и действующие на основе договора с другими структурами (государственными, общественными) как партнёры; 2. Существующие в качестве базы многочисленных взрослых общественных организаций, или взрослых политических движений.
С точки зрения специфики реализации ими своих важнейших задач-функций: 1. Организации, которые решают как первостепенную задачу удовлетворения интересов и потребностей детей, передачу им знаний и умений, но обязательно включают подростков в социальную практику, в том числе давая им возможность реализовать в деле свои знания и умения; 2.Те, которые предлагают ребятам, опираясь на их интерес, конкретные виды социально значимой деятельности (на базе одного её профиля) и через них и с их помощью включают подростков в социальную практику; 3.Организации, которые заведомо строят свою жизнедеятельность на определённой системе ценностей, на основе которой базируется их, чаще всего, многопрофильная, социально ориентированная деятельность, системы отношений и самодеятельные по своему характеру принципы функционирования организаций.
Пед.Общение: это многоплановый процесс организации, установления и развития коммуникации, взаимопонимания и взаимодействия между педагогами и учащимися, порождаемый целями и содержанием их совместной деятельности, профессиональное общение преподавателя с учащимися в целостном педагогическом процессе, развивающееся в двух направлениях: организация отношений с учащимися и управление общением в детском коллективе.
Получили развитие методы активного социального обучения: ролевые игры, социально-психологические тренинги, дискуссии и др.
Структура общения: 1. Коммуникативный компонент - обмен информацией между субъектами общения. 2. Интерактивный компонент - общая стратегия взаимодействия: Кооперация, сотрудничество и конкуренция. 3. Перцептивный компонент - восприятие, изучение. Понимание, оценка партнёрами по общению друг друга.
Функции общения: информационная, самопрезентативная, социально-перцептивная, интерактивная, аффективная.
Условия эффективности педагогического общения (А. А. Бодалев.): 1.Общение становится педагогически эффективным, если оно осуществляется в соответствии с единым гуманистическим принципом во всех сферах жизни воспитанника - в семье, в школе, во внешкольных учреждениях и др.; 2. Если общение сопровождается воспитанием отношения к высшей ценности.; 3. Если обеспечивается усвоение необходимых психолого-педагогических знаний, умений и навыков познания других людей и обращения с ними.
Качества личности учителя значимые для продуктивного общения: Глубокое значение психологии другого человека (его ценностей, идеалов, направленности, потребностей, интересов, уровня притязаний). Социальная установка на человека (аттракция). Безусловное принятие ребёнка – принцип предвосхищающего уважения. Развитые внимательность, наблюдательность, память, мышление, воображение. Воспитанность эмоциональной сферы: умения сопереживать и сочувствовать – готовность к эмпатии. Самопознание и самооценка: педагогическая рефлексия (способствует умению правильно настраиваться на другого человека, выбирать соответствующий способ поведения. Коммуникативные умения – умения вступать в общения, выбирать или создавать новые способы коммуникации. Владения техникой общения. Речевое развитие. Педагогическая интуиция.
Общепринятой классификацией стилей педагогического общения является их деление на авторитарный, демократический и попустительский (А.В. Петровский, Я.Л. Коломинский, А.П. Ершова, В.В. Шпалинский, М.Ю. Кондратьев и др.).
Виды стилей педагогического общения Перспективные: 1. Общение на основе совместной творческой деятельности. 2. Общение на основе дружеского расположения. Неперспективные: общение-устрашение. Общение заигрывание.
С помощью "языка действий" театральной режиссуры (П.М. Ершов, К.С. Станиславский можно выделить подтексты поведения (на основе "классификации словесных воздействий") и параметры поведения: наступательность - оборонительность; деловитость - позиционность; дружественность - враждебность; сила(уверенность) - слабость (безвольность).