Анализ учебника, учебной хрестоматии по литературе для средней школы.
В настоящее время в практике школы используются следующие виды (жанры) учебной книги по литературе:
–учебник-хрестоматия, в котором излагаются основы научных знаний по предмету в соответствии с целями обучения, программой, требованиями дидактики и методики и включены художественные тексты как основа литературы (действует в основной школе);
– учебник, в котором излагаются основы научных знаний по предмету в соответствии с целями обучения, учебной программой, требованиями дидактики и методики литературы (действует в старших классах);
– хрестоматия, в которой даются только художественные тексты в соответствии с программой (она используется в старших классах в сочетании с учебником);
– пособие для учащихся, в котором теоретические сведения сочетаются с упражнениями для формирования навыков и умений по курсу какого-либо класса или разрабатывается конкретная тема (используется для всех классов);
– учебник-практикум, в котором содержатся в основном вопросы и задания для изучения художественных произведений (используется начиная с 9-го класса и далее);
– сборники упражнений, дидактические материалы, тетради на печатной основе – всё это находит применение в современной школе.
Учебники к программе Т.Ф. Курдюмовой:
Эти учебники в 5–8-м классах строятся на проблемно-тематической основе. В каждом классе материал представлен от древней литературы до современной, так что у учащихся складывается представление об историко-литературном процессе. В 9-м классе даётся краткий историко-литературный курс, завершающий литературное образование в основной средней школе. В 10-м классе изучается более полный, систематический курс русской литературы XIX века на историко-литературной основе, а в 11-м классе – систематический курс русской литературы XX века, построенный таким же образом. Учебники Т.Курдюмовой (издательство «Дрофа») - одни из самых распространенных в средней школе. Все книги с 5-го по 9-й класс построены по единой схеме: мифы, фольклор, литература XIX века: поэтический образ Родины в поэзии XIX века, героическое прошлое России; литература XX века: связь веков, литературные сказки, лирика и проза XX столетия, поэтический образ Родины, героическое прошлое России; современная литература: путешествия и приключения - покорение пространства и времени, новая жизнь знакомых героев. В линейке учебников Т.Курдюмовой по сравнению с учебниками для 5-8-х классов учебник для 9-го класса сделан, на наш взгляд, явно лучше. Хотя большая часть текстов представлена в сокращении и без необходимых комментариев (особенно тяжело изучать «Слово о полку Игореве»), в учебнике есть ряд достоинств. Многие писатели представлены не только «главным» произведением: у Д.Фонвизина даны отрывки из «Придворной грамматики», у Н.Карамзина стихи и фрагмент «Истории...». Приводятся различные точки зрения литературоведов по поводу одного и того же произведения; к державинскому «Властителям и судьям» приводится перелагаемый поэтом псалом; при анализе пьес вопросы не только в конце, но и после отдельных действий. В то же время странные задания типа: «Докажите, что “Евгений Онегин” - любимое детище фантазии Пушкина» - порой и здесь встречаются.
Учебники к программе Г.И. Беленького:
Эти учебники в 6, 7, 8-м классах построены на проблемно-тематической основе, материал даётся от древней до современной литературы в каждом классе. В 8-м классе используется тот же учебник Г.И. Беленького, что и к программе Т.Ф. Курдюмовой.
В 9-м классе предлагаются вопросы и задания для анализа художественных произведений, включены биографические справки о писателях и статьи, например, о классицизме, романтизме, реализме. Такой вид (жанр) учебной книги получил название учебник-практикум. Авторы этой системы считают, что в старших классах учащиеся могут изучать литературу по художественным текстам, вопросам и заданиям к ним. Эта точка зрения разделяется не всеми.
Учебник под редакцией Г.Н. Ионина для 10-го класса представляет собой систематический курс, построенный на историко-литературной основе. Кроме того, для 10-го и 11-го классов подготовлены практикумы, в которых содержатся вопросы, задания, критические материалы для анализа художественных произведений.
Учебники к программе А.Г. Кутузова:
В.В. Агеносов и др. «Русская литература XX века». 11-й кл. Ч. 1, 2. «Дрофа», 1996–1997.
Структурообразующим принципом этих учебников для основной средней школы являются теоретико-литературные понятия, например: в 5-м классе – жанры; в 6-м классе – роды и жанры; в 7-м классе – характер и герой; в 8-м классе – литература и традиция; в 9-м классе – автор, образ, читатель. Учебники написаны живо и интересно, в форме диалога – например, профессора Калиныча и мальчика Прошки (5-й класс).
В издательстве «Дрофа» издаются учебники для углублённого изучения литературы под редакцией М.Б. Ладыгина. В 1996–1998 годах вышли в свет учебники для 5, 6, 7, 8-го классов. Линия учебников А.Кутузова, В.Ледневой и др. «В мире литературы» (издательство «Дрофа») построена по принципу литературоведческих понятий: жанры, роды литературы, литературный процесс, образ-герой-характер. А материал дается в форме диалога автора с читателем. В учебниках 8 и 9-го классов речь идет об истории литературы. В 8-м классе рассматривается тема «Литература и традиция» и в 9-м - автор-образ-читатель. Эти учебники тоже соответствуют идее концентрического принципа построения программы, о котором мы говорили выше. В данном случае это привело к следующим неудачам: сначала дается Д.Фонвизин, а потом Мольер и понятие классицизма, творчества М.Ломоносова нет вообще, из Г.Державина - «Снегирь» и отрывки из «Осени во время осады Очакова». Нет ни «Фелицы», ни «Бога», вообще нет понятия философской оды. В конце 9-го класса почему-то в главе «Что такое время» идут призывы прочитать (без разбора и комментариев) «Евгения Онегина», «Героя нашего времени» и «Мертвые души» и дается ряд высказываний о них различных критиков. Думаю, польза этого раздела не велика. 10-й же класс получается и вовсе безумный, поскольку успеть качественно разобрать всю литературу XIX века за год невозможно.
Первоочередными задачами в области совершенствования учебной литературы являются:
– переработка действующих учебников в соответствии с обязательным минимальным содержанием литературного образования;
– утверждение обязательного минимума содержания литературного образования в 10–11-м классах;
– подготовка нового поколения учебников литературы с учётом современного опыта и отечественных традиций, задач нравственно-эстетического и гражданско-патриотического воспитания учащихся.
Экзаменационный билет№24