Языковoй разбор. Виды разбора.
Основные психолого-педагогические условия организации преемственно- перспективного обучения, при котором достигаются наилучшие успехи в развитии способностей учащихся к анализу языкового явления. 1. Требования от учащихся знаний основных элементов лингвистической теории, которыми ученики оперируют, когда вычленяют в слове звуки, части слова, когда характеризуют слово как часть речи или дают характеристику анализируемого предложения. 2. Развитие умения учащихся полно и последовательно проводить лингвистический анализ в соответствии с нормами языка. 3. Проявление осознанности в приведенных нужных примерах в соответствующем анализе. 4. Понимание системных связей в языке, иерархических отношений между языковыми явлениями. 5. Правильное языковое оформление ответа, недопущение ошибок, ненормативного употребления слов и их форм и построения предложений. 6. Подбор учителем дидактического материала для анализа с учетом затруднений, возникающих у школьников в процессе обучения. Термином «разбор» языковых фактов обозначаются по существу два этапа работы: 1) анализ языкового факта: узнавание и определение, его место в системе языковых фактов; его квалификация; 2) характеристика языкового явления в определенной последовательности. Наибольшие трудности в своей практике я замечаю именно на первом этапе работы, когда ученики познают порядок разбора, учатся оценивать анализируемый факт, отражая логические связи между отдельными признаками и так далее. //// Пример: система синтаксического разбора предложения для 5 класса. Начиная с темы «Предложение» дать детям схему разбора предложения, где члены предложения даны в форме цветка (ромашка). Кроме этой схемы, есть еще одна, oна представлена 5-ю буквами: ЦИОВО. Ц- предложение по цели высказывания: 1) повествовательное; 2) побудительное; 3) вопросительное. !!! Обратить внимание детей на правильность высказывания: а именно — предложение по цели высказывания повествовательное (побудительное, вопросительное) письменно можно сокращать (опять по правилу — перед гласной — повествовательное — повеств.). И — интонация предложения, по интонации предложение: 1) восклицательное; 2) невосклицательное. !!! Восклицательное (воскл.); невосклицательное (невоскл.). О — грамматическая основа предложения, по грамматической основе (по наличию главных членов) предложение бывает двусоставное или односоставное (двусост. или односост.) !!! Дети с начала работы со схемой знают, что в предложении может быть 2 подлежащих или 2 сказуемых (однородных члена), и это не отражается на основе предложения. В — наличие второстепенных членов (распространенное или нераспространенное). !!! Предложение по наличию второстепенных членов распространенное (распр.) или нераспространенное (нераспр.) О — чем предложение осложнено (предложение ничем не осложнено или осложнено однородными членами -в 5 — ом классе.) 1) прямой речью; 2) вводными словами,(предложением, конструкцией); 3) обособленным определением, выраженным причастным оборотом; 4) обособленным обстоятельством, выраженным деепричастием или деепричастным оборотом; 5) уточняющими обособленными членами предложения; 6) сравнительным оборотом и так далее. При каждом этапе разбора требовать от учащихся проговаривания всего, что определяется в ходе разбора. Обучение разборам усложняется по мере того, как увеличивается объем знаний учащихся, и если в 5 классе мы говорим об осложнении предложения однородными членами (а именно...), то в 7 классе уже говорим об осложнении предложения обособленным определением, выраженным причастным оборотом. Также с 5 класса обратить внимание на работу с текстом. Начиная с изучения фольклора, ввести понятие «изобразительные средства языка». Дети знают: эпитеты при синтаксическом разборе — определения, знают метафоры (скрытое сравнение), олицетворение, сравнительные обороты, эмоционально — оценочную лексику, повторы, постоянные эпитеты. Эти знания используются как на уроке языка, так и на уроках литературы . ///Оптимальных результатов по каждому из видов разбора можно достигнуть при систематической работе на уроках. Для совершенствования соответственного опыта следует учитывать индивидуальные особенности учеников, вооружать их приемами умственной деятельности на уроке, дополнительных занятиях, в процессе взаимопомощи учащихся, подбирать упражнения, способствующие устранению ошибок и недочетов в анализе языковых явлений.