Пообразный путь анализа художественного произведения.

Пообразный путь анализа – ориентируется на текст произведения, собирается материал вокруг образов героев. Возможно прочтение одних и тех же глав (дублир-е) от образа к образу («Мертвые души» - помещики)

Анализ образов – персонажей – самый привычный путь разбора произведения в школе. Он наделен наибольшей возрастной всеобщностью и способствует утверждению взгляда на литературу как на человековедение. Рассмотрение образов литературных героев часто оказывается непременным условием анализа в V – VII классах. Однако законченное воплощение пообразный анализ получает обычно в VIII – IX классах, когда ученикам становится доступно рассмотрение системы образов произведения.

Традиционный анализ по образам вызывает в печати много возражений, хотя широко применяется в школьной практике. Деление героев на главных и второстепенных, “представителей” и “одиночек”, сведение разбора к называнию черт героев и иллюстрирование черт цитатами – все это заслонило от учителей и учащихся положительные возможности пообразного пути разбора и породило справедливую критику. Между тем стремление учеников к нравственной оценке героев произведения, к объяснению их характеров делает рассмотрение системы образов весьма плодотворным на определенной ступени литературного развития.

Выделим образные центры в романе Л.Н. Толстого “Анна Каренина”:

Анна – Левин. Их объединяют желания, которые окружающим непонятны, и из-за этого они оба страдают.

Анна – Анна. С одной стороны – Анна с любовью – жалостью к мужу, с другой – с любовью – страстью к Вронскому. Общего между ними то, что ни в одном из случаев Анна не обманывает, для нее любовь и ложь несовместимы.

Долли – Кити. Их объединяет то, что они обе несчастны, хотя у обеих внешне счастливый брак. Долли несчастна из-за измены мужа, но ее несчастий никто всерьез не воспринимает, а Кити не понимает Левина, его устремлений.

Стива – Анна. Их также объединяет внешне счастливые браки и внешнее соблюдение приличий и правил общества. Разница в том, что Облонский эти правила принимает, живет по ним, а Анна нарушает, поскольку не может жить, обманывая себя.

Экзаменационный билет № 18

52. Воспитание как система. Цели и содержание воспитания.

Воспитание, возможно, наиболее традиционная и наиболее спорная область педагогики. Причем, острота дискуссий здесь не ослабевает при переходе от теории к практике и наоборот. Один из наиболее спорных вопросов - содержание воспитания. Известно, что цель воспитания - всестороннее гармоническое развитие личности. Термин "всестороннее" воспитание предполагает конкретную дифференциацию его на составляющие: умственное, нравственное, трудовое, эстетическое, физическое и т.д. Все они составляют содержание воспитания. Разночтение, однако, начинаются уже с самого понимания категории "содержание" , применительно к сфере воспитания. Если содержание образования - это ответ на вопрос "чему учить?" и, соответственно, оно представляется в большинстве случаев как "элементы социального опыта, накопленного человечеством", то с переходом к воспитанию теряет ясность даже сама постановка вопроса. Содержание воспитания определяется как "система знаний, убеждений, навыков, качеств и черт личности, устойчивых привычек поведения, которыми должны овладеть учащиеся в соответствии с поставленными целями и задачами" или вообще как "часть общественного опыта поколений, которая отбирается в соответствии с поставленными целями развития человека и в виде информации передается ему". Совершенно очевидно, что такое понимание содержания воспитания сводит его к образованию (обучению), да и то - лишь частично покрывает его, поскольку, согласно классическим представлениям дидактики (И. Я. Лернер, М. Н. Скатин, В. В. Краевский) в содержании образования выделяются четыре вида опыта: когнитивный (знания), деятельности (умения и навыки), креативный (опыт творческой деятельности) и эмоционально-ценностный (опыт эмоционально-ценностных отношений). Таким образом, воспитание не просто сводится к обучению, но становится лишь его частью. На практике же оказывается, что часть эта - совершенно лишняя. Действительно, зачем заниматься тем, что и без того уже содержится в обучении. А между тем, воспитание имеет свой предмет, следовательно - он реализуется в соответствующем содержании, которое не может быть сведено к содержанию образования.

Помня при этом, что воспитание - единый целостный процесс и человек по частям не воспитывается. Содержанием воспитания является формирование социально-ценностных отношений к себе, людям, миру.

Умственное воспитание (как приобщение к интеллектуальной культуре человечества) - это систематическое и целенаправленное педагогическое воздействие на ребенка и взаимодействие с ним с целью развития его ума и формирование мировоззрения. Оно протекает как процесс овладения общеисторическим опытом, накопленным человечеством и представленным в знаниях, умениях, навыков. Под умом человека мы понимаем такую функцию мозга, которая заключается в адекватном отражении закономерностей и явлений окружающей жизни. Ум - совокупность познавательных процессов, включающих в себя ощущения, восприятие, память, воображение, мышление. Ум проявляется в объеме, характере и содержании знаний, в динамичности умственной деятельности (быстро - медленно), в критичности (способность оценить результат), способности к обобщениям (широте ума), в творческом познании и стремлении к нему, в способностях, в памяти, в характере основной деятельности, ее успешном осуществлении. Средство умственного воспитания - обучение.

Задачи умственного воспитания:

а) развитие умственной деятельности: познавательных процессов, способностей.

б) воспитание познавательных интересов, способностей к самостоятельному познанию и совершенствованию.

в) усвоение определенного объема знаний.

г) формирование научных мировоззрений.

Социальное назначение знаний - благо на пользу обществу.

Физическое воспитание - исторически установленный уровень гармоничного физического развития и здоровья, оптимально соответствующий требованиям общества. Содержание общего понятия физической культуры составляют:

а) личная гигиена - навыки опрятности, аккуратности и чистоты в одежде и быту, привычки к режиму, рациональному распорядку деятельности, отдыха, сна и питания.

б) закаливание.

в) физические упражнения.

Отсюда определяем задачи физического воспитания:

а) укрепление здоровья, правильное физическое развитие.

б) развитие и совершенствование природных двигательных качеств, силы, ловкости, выносливости, обучение новым видам движения.

в) повышение умственной и физической работоспособности.

г) формирование потребности в систематических занятиях физкультурой и спортом.

д) развитие стремления быть здоровым, бодрым, доставлять радость себе и окружающим.

Трудовое воспитание - целенаправленный процесс формирования у подрастающего поколения готовности трудиться, направленный на успешное освоение трудового опыта человечества, нравственное отношение к труду, развитие личности. Задачи трудового воспитания - это осознание целей и задач, воспитание мотивов, овладение трудовыми навыками, самореализация в труде. Ведь труд в процессе воспитания выступает как ведущий фактор развития личности и как способ творческого освоения мира.

Нравственное воспитание - целенаправленный процесс формирования у подрастающего поколения целостных отношений, высокого сознания, нравственных чувств и поведения в соответствии с идеалами и принципами гуманистической морали.

Задачи:

а) формирование нравственного сознания - системы нравственных представлений, понятий, суждений, ценностных отношений, эмоционально-интеллектуальных связей - переживаний.

б) формирование нравственного поведения и его оценивания. Когда нравственные нормы и принципы становятся мотивами поведения личности, они превращаются в личностные качества.

в) формирование нравственных чувств и отношений, позиции личности.

В основе нравственного воспитания, как усвоения общечеловеческих ценностей, непреходящих моральных норм и принципов, выработанных людьми в процессе исторического развития общества, лежит развитие осознанно-эмоционального отношения к ним, единство знания и переживания, нравственного смысла деятельности, поведения.

Эстетическое воспитание - целенаправленное педагогическое воздействие на личность с целью ее эстетического развития. Эстетическое воспитание - формирование творчески активной личности, способной воспринимать и оценивать прекрасное в природе, жизни, социуме, а также испытывать потребность в эстетической деятельности.

Задачи:

формирование системы эстетических представлений, суждений, эстетического идеала. Воспитание эстетической культуры, овладение культурным наследием.

формирование эстетических чувств и отношений, восприятия и переживаний.

формирование эстетического поведения, стремление быть прекрасным во всем: мыслях, делах, поступках, внешнем виде.

включение в эстетическую творческую деятельность.

Источники эстетического воспитания - природа, мир искусства, учебный труд, художественная литература, музыка, живопись, физическое совершенство.

Наши рекомендации