Методика обучения орфографии.
Методика изучения орфографии. Цели, задачи, методы.
Орфографическая грамотность учащихся — это умение правильно употреблять графические средства (буквы, дефис, пробел,тире) при передаче на письме звучащей речи в соответствии с принятыми правилами правописания. На реализацию этой цели предусмотрено одиннадцать лет обучения, структурированных в четырех самостоятельных этапах работы по орфографии: 1) I—IV классы; 2) V—VII классы; 3) VIII—IX классы; 4) X—XI классы. Каждый из них имеет свое содержание и свои цели обучения: в I—IV и в V—VII классах — специальное изучение орфографии; в VIII—IX классах — ее повторение при изучении синтаксиса и пунктуации; в X—XI классах — закрепление орфографических умений и совершенствование орфографических навыков в связи с выполнением письменных работ по русскому языку и литературе, а также при углубленной работе по орфографии и пунктуации.
Ведущим и во многом определяющим этапом в работе по орфографии является второй (V—VII классы), на этом этапе формируются основы относительной орфографической грамотности школьников, совершенствование же орфографических навыков, сформированных на этом этапе, происходит на последующих двух этапах.
На начальном этапе — I—IV классы — закладывается база орфографической грамотности, т.е. формируются первоначальные умения учащихся: 1) передавать на письме звуки буквами в той или иной части слова, 2) употреблять буквы, не обозначающие звуков (ъ и б), 3) писать слова раздельно, 4) употреблять большие буквы в элементарных случаях. На начальном этапе изучаются орфограммы, многие из которых являются основными и встречаются во многих общеупотребительных словах и в формах их применения (проверяемые безударные гласные и согласные, гласные в окончаниях существительных и прилагательных), отражают некоторые особенности графики русского языка (разделительные б и б, буквы а, и, у после шипящих). Проблема повышения орфографической грамотности продолжает оставаться актуальной, несмотря на достигнутые современной школой значительные успехи в обучении правописанию.
Орфографическая подготовка учащихся к VIII классу в основном должна быть завершена. Между тем их орфографические навыки находятся на таком уровне, что требуют дальнейшего совершенствования в старших классах. Для преподавания русского языка в среднем звене общеобразовательных учебных заведений в настоящее время создано несколько программ и учебно-методических комплектов. Обучение по школьным учебникам: Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцовой и др., науч. ред. Н.М.Шанский «Русский язык» (5, 6, 7 кл.); С.Г.Бархударова, С.Е.Крючкова и др. «Русский язык» (8, 9 кл.)э а также по учебным комплексам: «Русский язык. 5 — 9» под ред. В.В.Бабайцевой; «Русский язык» (5, 6, 7, 8, 9 кл.). Под ред. М.М.Разумовской, П.А.Леканта — имеет разную направленность. Вошедший в школьную практику с начала 90-х годов и уже прочно закрепившийся в ней учебный комплект под ред. В. В. Бабайцевой имеет практическую орфографико-пунктуационную направленность. Учебный комплект под ред. М.М.Разумовской, П.А.Леканта содержит ярко выраженную речевую направленность.
Отсюда возникают особенности данных комплектов, связанные с переосмыслением теории, ее приближением к потребностям практики. Три основных учебных комплекта представляют теорию русского языка в разном объеме, осмыслении и частично в разной терминологии. В программе и учебниках орфография представлена как материал, который вкрапливается в другие разделы школьного курса — «Фонетику», «Морфемику», «Лексику», «Морфологию» и «Синтаксис». Методика орфографии — это раздел методики преподавания русского языка, в котором описывается процесс формирования у учащихся орфографических умений и навыков. В становлении и развитии методики орфографии принимали участие видные ученые-методисты (М. В. Ушаков, Н. С. Рождественский, В.А.Добромыслов, А.В.Текучев, Н.Н.Алгазина, Г.Н.Приступа, М.Т.Баранов, М.М.Разумовская и др.), известные русские лингвисты (И.А. Бодуэн де Куртене, В. А. Богородицкий, А. И.Том-сон, Я.К.Грот, Р.Ф.Брандт, С.П.Обнорский, Д.Н.Ушаков, А.Б.Шапиро, А.И.Гвоздев, Л.В.Щерба и др.), учителя русского языка. Основная цель обучения школьников — формирование орфографической грамотности, под которой понимается умение употреблять при написании слов буквенные и небуквенные графические средства письма в соответствии с принятыми правилами правописания. Известно, что существует два уровня овладения орфографической грамотностью: абсолютная и относительная грамотность пишущего (Л. В. Щерба). В средней школе ставится задача сформировать относительную орфографическую грамотность.