Формирование толерантного сознания учащихся на уроках русского языка.
Актуальность обусловлена потребностью общества в толерантном человеке, способном строить коммуникацию на основе признания и уважения разной этнонациональной, религиозной и иной принадлежности людей, их права на другие взгляды. //Формирование толерантности невозможно без творческого развития личности каждого ученика. В связи с этим необходима такая методика обучения, которая бы помогла ребёнку накопить впечатления, осознать, что они эмоционально воздействуют на каждого человека по-разному и что необходимо считаться с индивидуальностью каждого, уважать достоинство, проявлять толерантность. Большую помощь в этом окажет организация совместной деятельности учащихся. Взаимные отношения при распределении деятельности и взаимном обмене способами действий составляют психологическую основу и являются движущей силой развития собственной активности индивида. Сотрудничество со сверстниками качественно отличается от сотрудничества со взрослыми, является необходимым условием психического развития ребёнка, формирования его коммуникативной компетентности, толерантности. Осознанность восприятия школьниками сущности и значения толерантности в отношениях между людьми зависит от того, как организована учебная работа, в какой мере она предполагает активную деятельность школьников, определение ими своих позиций.
Конкретно об уроках русского ничего нет!
Теория литературы в школьном изучении.
Теория литературы в современной школе является частью общего курса литературы. Анализ программ по литературе для средней школы позволяет выявить систему теоретико-литературных понятий. Они группируются по разделам (см. таблицы на следующих страницах).
Общие принципы и приемы изучения элементов теории литературы в школе обоснованы в фундаментальном труде академика В.В. Голубкова: "Формирование у учащихся основных понятий в области той или иной дисциплины, имеющие целью дать им систему научных знаний, составляет одну из главных задач нашей школы. Но эта работа по формированию понятий, так же как и все другие виды учебных занятий, должна быть поставлена в тесную связь с общими задачами. В противном случае она рискует превратиться в пустой формализм. Такая опасность угрожает и преподавателю литературы, если только он станет рассматривать формирование теоретико-литературных понятий у учащихся как нечто самодовлеющее, как особый раздел работы, стоящий рядом с изучением произведений и с развитием речи" (Голубков В.В. Методика преподавания литературы. - М., 1962. - С. 202-203).
В раскрытии определенного понятия необходимо придерживаться такой последовательности:
1. Накопление фактов, характеристика литературных явлений.
2. Общее представление о признаках этого явления.
3. Определение понятия или установление его характерных признаков.
4. Закрепление существенных признаков понятия или его определения.
5. Применение понятия при анализе конкретного литературного явления.
6. Дальнейшее развития понятия, обогащение его новыми признаками.
V-VIII классы
V класс | VI класс | VII класс | VIII класс | |
Литература как вид искусства и как учебный предмет. Произведение и писатель | Начальные сведения о литературном герое, теме, идее произведения. Устное народное творчество и литература | Значение художественной литературы в жизни человека. Выражение позиции автора, развитие понятия об идее, о литературном герое | Человек как главный предмет изображения в художественном произведении, начальные понятия о литературном герое. Взаимосвязь характеров и обстоятельств | Художественная литература и действительность, образное отражение в художественной литературе и жизни. Жизненная правда и художественный вымысел в литературе. Образ - характер в литературе |
Композиция | Повествование. Начальное понятие о сюжете и конфликте в эпическом произведении, портрете, построении произведения | Начальное понятие о композиции. Развитие понятия о портрете литературного героя, пейзаж | Развитие понятия о пейзаже, сюжете, композиции, виды описания. Роль рассказчика в повествовании | Развитие понятия о сюжете и композиции, антитеза как способ построения произведения |
Роды и жанры | Понятие о видах устного народного творчества. Пословица, поговорка, загадка, сказка, былина. Сказка литературная. Басня, рассказ как эпический жанр. | Былины как один из видов устного народного творчества. Повесть. Древнерусская летопись. Понятие о балладе. | Понятие о поэме, о лирике, начальное понятие о сатире. Роды литературы: эпос, лирика, драма. Народная драма. Комедия | Развитие понятия об основных родах художественной литературы. Традиции устного народного творчества в литературе |
Язык и средства художественной выразительности | Слово в художественном контексте. Поэтическая и стихотворная речь, рифма, сравнение, эпитет, олицетворение. Аллегория. Иносказание | Гипербола, постоянный эпитет, метафора, развитие понятия об олицетворении. Интерьер и его роль. Портрет и пейзаж. Внутренний монолог | Развитие понятия о метафоре. Значение художественной детали. Гротеск. Юмор и сатира как средство выражения авторской позиции | Понятие о языке художественной литературы. Эпиграфы. Афоризмы. Начальное понятие о символе |
Стихосложение | Различие прозаической и стихотворной речи | Размеры стиха. Былинный стих | Развитие понятия о рифме и строфе, понятие об основах стихосложения | Развитие понятия о двух и трехсложных стихотворных размерах |
IX-XI классы
Учение о сущности литературы | Учение о литературном произведении | Учение о литературном процессе | |
IX класс | Личностный характер художественного творчества. Специфика художественной литературы | Драма как род литературы. Жанр поэмы. Комедия как драматический жанр. Развитие понятия о родах и жанрах литературы, о средствах художественной выразительности, о значении авторской позиции | Начальное понятие о литературном направлении, о классицизме, романтизме, реализме, литературной критике. Общие понятия об истории русской литературы |
X класс | Понятие о прекрасном в жизни и искусстве, понятие об эстетике, о содержательности художественной формы, об условности | Развитие понятия о драме, романе, романе-эпопее, поэме, сатире, трагедии, об индивидуальном стиле писателя. Подтекст | Связь русской классической литературы с общественной жизнью России. Романтизм и реализм как литературные направления |
XI класс | Писатель и эпоха. Понятие о традициях и новаторстве, о положительном герое в литературе | Развитие понятие о художественной образности (образ-символ), о поэтических средствах выразительности, о лирическом герое, о тоническом стихосложении. Разнообразие типов романа | Развитие понятия о литературных направлениях и литературной критике. Основные истоки русской литературы ХХ века. Многообразие литературных направлений начала ХХ века. |
Исследование вопросов теории литературы в школьном изучении отражено в трудах В.В. Голубкова, Н.И. Кудряшева, Г.И. Беленького, М.А. Снежневской, А.Г. Балыбердина, Н.И.Прокофьева, Н.И. Громова, Н.О. Корста, А.В. Дановского, Л.К. Кузнецовой, Л.А. Мурач, О.Ю. Богдановой. Г.И. Беленький прослеживает формирование теоретико-литературных понятий на нескольких этапах: первоначальные стихийные представления, затем - целенаправленное абстрагирование признаков, завершающееся определением понятия, и, наконец, уточнение понятия, включение его в систему понятий и применение к новому материалу. Основными критериями овладения понятием Г.И. Беленький считает критерий единства обобщения и конкретизации"
Экзаменационный билет № 10