Раздел 1. общие основы дошкольной педагогики
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Им. М.АКМУЛЛЫ
Н.Ш. СЫРТЛАНОВА
ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА
Практическое пособие
Часть I
Уфа 2016
УДК 373.2
ББК .74.10я73
С 95
Печатается по решению учебно-методического совета
Башкирского государственного педагогического университета
им. М.Акмуллы
Сыртланова, Н.Ш.
Дошкольная педагогика[Текст]: практическое пособие. Часть I /Н.Ш. Сыртланова. – Уфа: Изд-во БГПУ, 2016. – 75 с.
В данном пособии, подготовленном на основе многолетнего чтения дисциплины ,рассматриваются основные вопросы дошкольной педагогики с учетом ФГОС ДО. Первая часть пособия помогает раскрыть основы дошкольной педагогики, организацию педагогического процесса в ДОО, теорию воспитания и обучения дошкольников. В конце каждой темы даются задания для студентов разных уровней сложности: репродуктивный, эврестический, творческий и кейсовые задачи. Структура и изложения пособия позволяют студенту самостоятельно включится в процесс педагогического самообразования и оценивать собственные достижения.
Рецензенты:
Л.Я. Букреева, канд. пед. наук, доцент (БашГУ);
А.А. Акчулпанова, канд. пед. наук, доцент (БГПУ).
ISBN 978-5-87978-454-1
© Издательство БГПУ, 2016
©Сыртланова Н.Ш., 2016
От автора
Уважаемый студент!
У Вас появился новый учебный предмет – Дошкольная педагогика. Вы держите в руках учебное пособие, которое поможет Вам организовать процесс собственного образования по курсу Дошкольной педагогики. Данный курс – один из базовых, фундаментальных дисциплин в процессе подготовки будущего педагога в системе дошкольного образования. Данное пособие поможет вам:
- организовать сопровождение Вас по проблемам и вопросам дошкольной педагогики;
- сориентироваться в многозначных проблемах дошкольной педагогики.
Организация самостоятельной работы
Своеобразие организации самостоятельной работы студентов обусловлено особенностями конструирования процесса преподавания курса как педагогической технологии стимулирования развития творческой педагогической позиции студента. Организация самостоятельной работы базируется на следующих принципах:
- обеспечения ориентации студента в широком вариативном поле научно-педагогического знания и возможности выбора, осмысления и превращения в личностно-значимое для себя знание;
- актуализации освоенных знаний в процессе выполнения заданий разных типов,
- обеспечения активной позиции и стимулирования самостоятельной творческой деятельности студентов,
- направленности содержания и форм самостоятельной работы на решение профессионально значимых образовательных задач деятельности – раскрытие профессионального и личностного творческого потенциала каждого студента, развитие умений творческого проектирования элементов педагогического процесса в ДОО.
По мере изучения учебной дисциплины Вам предстоит оформить «портфолио студента». Работа по созданию «портфолио» поможет Вам приобрести практические умения объективно оценивать собственные достижения, своевременно видеть трудности в оценивании учебного материала и пробелы в подготовке.
Содержание портфолио должно включать следующие «папки»:
- материалы по подготовке к практическим занятиям (конспекты статей и другие работы, связанные с изучением педагогических текстов, доклады, сообщения);
- педагогические проекты и решение педагогических задач;
- контрольные и зачетные работы;
- тезаурус.
Выполнение самостоятельной работы предусматривает оформление портфолио по следующим требованиям: номер самостоятельной работы, тема задания, выполненное задание, список источников. Требования к оформлению рефератов, сообщений, конспектов: указывается тема, план, литература, раскрывается содержание, в соответствии с планом. Все задания оформляются в печатном варианте на формате А 4 и вкладываются в папку. Выполненные работы считаются допуском обучающегося к экзамену.
Средствами оценки освоения дисциплины выступают уровни сложности выполняемых заданий: репродуктивный, эврестический, творческий. Для каждого уровня определены типы и формы заданий.
1 уровень сложности – репродуктивный. Данный уровень включает задания, направленные на выявления Ваших умений действовать по образцу, выявлять знания фактов. На этом уровне используются следующие формы заданий: заполнение таблиц, синквейн, подбор библиографических картотек, составление терминологического словаря, устный и письменный опросы, задания на группировку информации, задания на установление последовательности, задания на дополнение, задания на исключение лишнего, классификация, ранжирование, имитационные упражнения т.д.
2 уровень сложности – эвристический. Данный уровень сложности заданий, направлен на выявление Ваших способностей самостоятельно выявлять проблему, выбирать путь и осуществлять его преодоление, включают задания, выявляющие умение самостоятельно организовать свою работу в соответствии с поставленной целью. На этом уровне не определены условия, но определен результат. Для формирования компетентностей широко используются следующие задания: кейс, аналитические задания, задания на работу с информацией (исторический анализ), постерные презентации, подготовка документации, разработка НОД, моделирование, разработка и составление плана, составление интеллект-карт и т.п.
3 уровень сложности – творческий. Задания данного уровня, направлены на выявления Вашего умения самостоятельно ставить задачу. На этом уровне не определены условия и не определен результат. Этот уровень сложности включает задания типа: этюды, фотографии, рисунки, эссе, проекты, придумывание дизайна, устные журналы, проектирование среды и т.п.
Вам предстоит решить педагогичекую ситуацию с позиции: расследования, инструктирования, оценивания, поддержки, понимания. Пример работы с педагогическими ситуациями представлен в теме «Профессиональная деятельность современного педагога ДОО» .…
Оценочные средства освоения дисциплины
Подготовка к практическим занятиям потребует от Вас освоения разнообразных форм работы с литературными источниками.
Аннотирование – свернутый пересказ прочитанного с последующей записью основных вопросов содержания.
Интеллект-карта или ментальная карта, схема «Блокстер» (автор Тони Бьюзен) – облегчение запоминания и понимания новых понятий и терминов, выработка коллективного решения, оформление учебного материала.
Конспектирование– краткое и последовательное изложение содержания прочитанного.
Кла́стер – объединение нескольких однородных элементов, которое может рассматриваться как самостоятельная единица, обладающая определёнными свойствами.
Лэпбук – это самодельная книга для самостоятельного обучения. Оформлена в виде картонной папки с наклеенными кратинками, выдвижными лентами, кармашками и т.д.
Матрица идей — сравнительная характеристика однородных предметов, явлений, взглядов в трудах разных авторов.
Научная статья – произведение, обстоятельно освещающее какую-либо тему, идею, вопрос. Содержащее элементы их анализа и предназначенное для периодического, продолжающегося издания или непериодического сборника как составная часть его основного текста. Научная статья является самой распространенной формой литературной продукции исследователя. Статьи публикуются в научных журналах, научных или научно-методических сборниках. Объем статьи обычно от 5 до 16 машинописных страниц. Изложение материала в научной статье должно быть систематичным и последовательным. Разделы работы должны быть логически связаны между собой. Особое внимание должно быть уделено научному стилю работы. Для научного стиля характерны следующие основные требования: ясность изложения, точность словоупотребления, лаконизм, строгое соблюдение научной терминологии, последовательность изложения позиций, логичность, взаимосвязь положений. Особое внимание следует обратить на литературную редакцию текста. Большое значение в научной статье имеет изложение заключения, научных выводов и предложений. В этой части статьи следует кратко и четко выделить существенные аспекты результатов исследования и показать пути их реализации в педагогической практике.
Портфолио — это «коллекция работ и результатов обучающегося, которая демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях». Портфолио является формой оценивания реальных достижений студента
Постерная презентация – это статичная презентация на листе формата А0. Основные вопросы постерной презентации Что? Зачем? Когда? Где? Как? Кто? Постер должен быть красочный и запоминающийся, на нем должны быть изложены основные идеи Вашего доклада.
Постер должен хорошо и бегло прочитываться. Люди, которых Вы заинтересовали своим постером, могут подойти и пообщаться с автором, поэтому небольшие подробности Вашей работы на постере можно и нужно опускать. Обязательно поместите на постер название доклада, имя автора и название научной организации. Не забудьте указать спонсоров (например, РФФИ, если работа проводилась по гранту).
Ещё несколько кратких советов по подготовке постеров:
- матовая бумага смотрится лучше глянцевой;
- избегайте больших объёмов текста, используйте иллюстрации, диаграммы, фотографии;
- используйте большие шрифты;
- подумайте об оригинальном и интересном размещении элементов – это важно;
- задействуйте больше графических элементов – изображений, диаграмм, графиков, стрелок и т.п.;
- используйте цвета для выделения иллюстраций;
- хороший докладчик – немаловажная часть хорошего постера!
Педагогические максимы– это наиболее яркие изречения, суждения известных педагогов, ученых, писателей.
Реферат –доклад по определённой теме, в котором собрана информация из одного или нескольких источников. Реферат является одной из начальных форм представления результатов исследования в письменном виде. С помощью реферата, студенты включенные в исследовательскую работу, излагают свои первоначальные результаты исследования. В реферате обычно раскрываются теоретическое и практическое значение темы, анализируются публикации по теме, дается оценка и выводы по проанализированному научному материалу. Реферат должен показать эрудицию студента, его умение самостоятельно анализировать, систематизировать, классифицировать и обобщать существующую научную информацию. Рефераты, как правило, не публикуются.
Рецензирование–личностная оценка содержания статьи, книги, монографии. С доказательными аргументами позитивных и негативных высказываний по поводу прочитанного материала.
Синквейн– краткое описание сущности изучаемой темы.
1 строчка – одно слово – тема (выражено существительным);
2 строчка – описание темы в двух словах (прилагательные, глаголы);
3 строчка – описание действия в трех словах в рамках этой темы (глаголы, деепричастия);
4 строчка – фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме;
5 строчка – синоним (метафора) из одного слова, которое повторяет суть темы.
Составление рекомендаций–составление на основе всестороннего изучения рекомендаций по преобразованию (использованию, взаимодействию, управлению и т.д.) исследуемого процесса, объекта.
Схема-коллажпо материалам лекции. Коллаж – это схематически фиксированное отображение некоторой части предметного содержания, объединенное ключевым понятием или проблемой.
Существуют различные типы коллажей:
а) «солнечная система», в центре которой – «ядро» с ключевым понятием и «лучами» – дополнительной информацией;
б) «слепое пятно», где часть информации заполнена, а часть – нет;
в) «вспышка», где заполняется как ядро, так и лучи и др.
Тезисы(от греческого «утверждение, положение») – в широком смысле – изложение некоторой теории, в узком – основополагающие утверждения – принципы. В логике – утверждение, требующее доказательства. Тезисы различаются:
- по степени полноты – простые (краткие) и сложные (развернутые);
- по способу изложения (текстуальные и свободные).
Тезисы доклада – это докладываемое положение или утверждение. Тезисы докладов и выступлений на конференциях, семинарах, педагогических чтениях и т.д. Как правило, при проведении научных конференций, семинаров и т.д. принято публиковать сборники тезисов докладов и выступлений их участников. Тезисы – это очень короткий документ от 1 до 3 страниц компьютерного текста. Их объем для всех участников заранее устанавливает оргкомитет конференции и т.п. Основная задача при написании тезисов – в очень сжатой, конспективной форме изложить самые главные результаты исследования, которые докладчик, выступающий хочет доложить участникам семинара, конференции или симпозиума.
Тезаурус – запас информации, который, постепенно пополняясь, служит фундаментном, составляет информационную базу для какого-либо вида деятельности. В результате заполнения тезауруса образуется упорядоченное множество базовых и периферийных понятий в форме алфавитного или тематического словаря с определением понятий или без него.
Тезирование–лаконичное воспроизведение основных утверждений автора без привлечения фактического материала.
Эссе – литературное произведение небольшого объема, обычно прозаическое, свободной композиции, передающее индивидуальные впечатления, суждения, соображения автора о той или иной проблеме, теме, о том или ином событии или явлении. Эссе издревле формировался в сочинениях, в которых автор выступает одновременно рассказчиком и героем.
На практических занятиях Вам предстоит научиться обсуждать проблемы дошкольной педагогики, выступая перед своими сокурсниками и преподавателем. При подготовке к выступлению на практическом занятии рекомендуется учесть, что:
- у Вас ограничено время, поэтому четко выделите основные мысли, сформируйте их, продумайте «переходные мостики» от одного пункта к другому;
- записать не все выступление, а тезисы, иначе есть опасность, что Вы начнете читать;
- выступая, интонационно выделите главные мысли;
- в заключительной части выступления необходимо сделать основные выводы, избегая при этом прямых повторений.
В ходе подготовки к семинарским занятиям Вам необходимо пользоваться обязательной литературой.
Обязательная литература
- Виноградова, Н.А.Дошкольная педагогика. Основы интерактивного взаимодействия детей и взрослых [Текст] /Н.А. Виноградова, Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева ; под общ. ред. Н. В. Микляевой. – М., 2013.
-Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения [Текст] /под ред. А.Г.Гогоберидзе, О.В. Солнцева – СПб., 2012
- Дошкольная педагогика [Текст] /состав. Н.А. Виноградова, Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева – М., 2012
- Пастюк, О.В. Дошкольная педагогика в схемах и таблицах [Текст] /О.В. Пастюк – Ростов н/Д., 2009.
- Турченко, В.И. Дошкольная педагогика [Текст] /В.И. Турченко. – М., 2013
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ от 17 октября 2013. № 1155 (б.и).
Дополнительная литература
1. Бабунова, Т.М. Дошкольная педагогика [Текст] /Т.М. Бабунова. – М., 2007.
2. Болотина Л.Р., Дошкольная педагогика [Текст] / Л.Р. Болотина, С.П Баранов, Т.С. Комарова – М., 2005.
3. Дошкольное образование: словарь терминов /сост. Н.А. Виноградова, Н.В. Микляева, С.Н. Толстикова. – М., 2005.
4. Дошкольная педагогика [Текст]. В 2-х ч./под ред. В.И. Логиновой, П.Г.Самороуковой. – М., 1988
5. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика [Текст]. /С.А. Козлова, Т.А. Куликова. – М., 2002.
6. Лобанова, Е.А. Дошкольная педагогика [Текст]: учебно-методическое пособие /Е.А. Лобанова. – Николаев, 2005.
7. Основы дошкольной педагогики /под ред. А.В. Запорожца, Т.А. Марковой. – М., 1980
Интернет-ресурсы
1. Издательский дом «Первое сентября» Режим доступа: [email protected]
2. Информационный образовательный портал «Гуманитарные науки. Режим доступа: URL:http:www.auditorium.ru
3. Министерство образования и науки РФ. Режим доступа: http://www.edu.гu
4. Одаренный ребенок. Режим доступа: childpsy.ru›Библиотека›books/id/8267.php
5. Педагогика. Режим доступа: http://www.pedagogi.ru
6. Педагогическая библиотека. Режим доступа: http://www.pedlib.ru
7. Российский образовательный правовой портал. Режим доступа: http:www.law.edu.ru
8. Российский общеобразовательный портал. Режим доступа: ttp://www.school.ru
9. Российский портал открытого образования. Режим доступа: http:www.openet.ru
10. Электронная библиотечная система ibooks.ru
11. Электронная библиотечная система «Университетская библиотека ONLINE» http://biblioclub.ru
12. Электронная библиотечная система Издательства «Лань» http://e.lanbook.com
13. Федеральный институт развития образования. Режим доступа: http://www. firo.ru
Первый обзорный экскурс
Название дисциплины _______________________________________________
А вот первое задание!
Внесите необходимую Вам информацию
Таблица 1
«Дошкольная педагогика»
Общее количество часов по дисциплине | Количество лекционных часов | Количество семинарских часов |
Дисциплина читается | В течение одного семестра | В течение двух семестров |
Расписание занятий | ||
Лекционные занятия | ||
Семинарские занятия |
Контрольные точки | 1 контрольная точка | 2 контрольная точка |
Итоговая форма отчетности |
Преподаватель лекционного курса | |
Преподаватель семинарский занятий |
Вводное занятие
Введение в дисциплину «Дошкольная педагогика»
Первое занятие по дошкольной педагогике – не совсем обычное. Это занятие – оценка впечатлений и формулирование ожиданий по новой дисциплине. Попробуйте охарактеризовать Ваше состояние. Зафиксируйте его в таблице, сравнивая с новыми ощущениями по ходу дальнейшего пути.
Таблица 2
1. У Вас появилась новая дисциплина. Какова Ваша первая реакция? | |
2. Чему вы хотели бы научиться в процессе изучения дисциплины? Сформулируйте цель его освоения лично для себя. | |
3. Попробуйте более детально определиться в результатах освоения Вами курса дисциплины: | |
- изучение дисциплины позволит мне узнать: | |
-изучение дисциплины позволит мне суметь | |
-изучение дисциплины позволит мне владеть | |
4. Как Вам кажется, какие ключевые понятия необходимо рассмотреть в курсе «ДП» на лекционных и практических занятиях? | |
5. Ваши пожелания по организации лекционных занятий | |
6. Ваши пожелания по организации практических занятий | |
7. Ваши пожелания по организации экзамена |
Семинарские занятия
Семинарские занятия
Семинарские занятия
Семинарские занятия
Семинарские занятия
Семинарские занятия
Мои личностные качества
Способствующие профессионально-творческому саморазвитию | Сдерживающие профессионально-творческое саморазвитие |
Критерии оценки
- своевременная подготовка;
- адекватность содержания таблицы;
- доказательность и аргументированность позиции группы;
- презентабельность и культура выступления;
- активность и инициативность;
- оригинальность формы и содержания;
- удовлетворенность личным вкладом.
Задание 4 Напишите сочинение на тему «Если я была воспитательницей. Я бы…»
Решите педагогические задачи.Когда Вы подходите к строчке, помеченной ***, надо написать ответы с позиции: расследования, инструктирования, оценивания, поддержки, понимания.
Пример решения ситуации. Играя в песочнице и пытаясь залезть глубоко в выкопанную яму, Рик задевает Сару ногой, и на её губах выступает кровь. Она сильно плачет.
Миссис С.: Очень больно, Сара?
Сара: Да.
Миссис С.: Немного течет кровь.
Сара: Я хочу к маме.
Ваш ответ: ***
Расследование: Ты что-нибудь разрушила у Рика? Почему ты хочешь к маме?
Инструктирование: Иди умой лицо. Рик, скажи Саре, что ты извинишься за то, что ты её ударил.
Оценивание: Рик сделал плохо. Перестань плакать, уже не больно. Рик, почему ты ударил Сару?
Поддержка: Ты уже большая девочка, кровь скоро остановится. Я уверена, что это была случайность, Сара.
Понимание: Когда тебе больно, тебе помогает мама, когда она рядом?
Сара: Да.
Миссис С: Кровь уже останавливается, Сара, еще немного поболит а потом все будет хорошо.
Ситуация 1. Робин – яркий и очень способный четырехлетка. В последнее время он проявляет интерес к деятельности инженера. Его рисунки отражают внутреннее устройство кораблей. Однажды он строил в группе большой корабль. Робин хочет как-то по особому соединить детали, но ничего не получается. Миссис С. Пытается ему помочь, но Робин начинает плакать.
Ваш ответ: ***
Расследование:
Инструктирование:
Оценивание:
Поддержка:
Понимание:
Ситуация 2. Однажды ночью шел сильный дождь, гремел гром, сверкала молния. На следующий день мама Клиффа сказала, что он боялся.
Миссис С: Какая шумная гроза была вчера.
Малькольм: Я не спал из-за нее. Я боялся, потому что молния так грохотала
Сэлли: Я тоже испугалась.
Клифф: Когда раздался сильный шум, он мог разрушить дома.
Ваш ответ: ***
Расследование:
Инструктирование:
Оценивание:
Поддержка:
Понимание:
Ситуация 3.Однажды утром Кэрол играла в песочнице. Дэнис ударил его пластиковой лопатой. Кэрол с плачем идет к миссис С.
Кэрол: Дэнис ударил меня совком, миссис С.
Ваш ответ: ***
Расследование:
Инструктирование:
Оценивание:
Поддержка:
Понимание:
Ситуация 4.
Кэрол: Я хочу паровоз, с которым играет Аби.
Миссис С: Ты знаешь, Кэрол, когда ты хочешь чего-то, то спрашиваешь человека, не можешь ли получить это. Ты говоришь, то тебе хочетелось бы по очереди играть с этим.
Кэрол: Но он может сказать «нет».
Ваш ответ: ***
Расследование:
Инструктирование:
Оценивание:
Поддержка:
Понимание:
Педагогические ситуации представлены из книги Снайдер, М. Ребенок как личность [Текст] /М.Снайдер, Р.Снайдер, Р.-мл. Снайдер. – М., СПб., 1995
Семинарские занятия
Семинарские занятия
Тема 3.1. Сущность теории обучения в отечественной дошкольной педагогике
Вопросы для обсуждения
1. Как шло становление дошкольной дидактики в истории зарубежной педагогики?
2. Как шло становление дошкольной дидактики в истории отечественной педагогики?
3. В чем состоит особенность обучения детей дошкольного возраста?
4. Как применяются основные принципы дидактики в современных ДОО?
5. В чем сущность современных теорий обучения дошкольников?
6. Изменилась ли сущность обучения в современном образовании? Каким образом? Объясните свою позицию.
Задание 1. ЗаконспектируйтеучебникДошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения [Текст] / под ред. А.Г.Гогоберидзе, О.В. Солнцева -СПб., 2012. С. 158-163. Ответьте на 1 и 2 вопрос семинарского занятия.
Семинарские занятия
Семинарские занятия
Тема 3.3. Формы организации обучения детей дошкольного возраста Вопросы для обсуждения
1. В чем особенность организационных форм обучения в ДОО?
2. Что такое формы обучения?
3. В чем особенность образовательной ситуации как формы организации педагогического процесса?
Задание 1. Составьте тезисы или конспекты предложенной литературы по теме семинарского занятияи ответьте на 1 вопрос семинарского занятия. При подготовке данного задания можно использовать свою дополнительную литературу.
1. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика [Текст] /С.А. Козлова, Т.А.Куликова – М., 2000. – С. 243-252
2. Виноградова, Н.А. Дошкольная педагогика [Текст] /Н.А. Виноградова, Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева. – М., 2013. – С.336-355
3. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения [Текст] /под ред. А.Г.Гогоберидзе, О.В. Солнцева–СПб., 2012– С. 177- 183
Семинарские занятия
Семинарские занятия
Тема 4.2. Основные вопросы семейного воспитания
1. Какие факторы определяют силу и стойкость семейного воспитания?
2. Раскройте формы сотрудничества ДОО с семьей.
3. Роль семьи в развитии личности.
4. Социальный портрет современной семьи.
5. Проблема воспитания «ответственного родительства».
6. В чем заключается проблема участия бабушек и дедушек в процессе воспитания детей?
Задание 1. Законспектируйте учебник: Бабунова, Т.М. Дошкольная педагогика [Текст] /Т.М. Бабунова. – М., 2007. – С.352-354. Ответьте на первый вопрос семинарского занятия
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Им. М.АКМУЛЛЫ
Н.Ш. СЫРТЛАНОВА
ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА
Практическое пособие
Часть I
Уфа 2016
УДК 373.2
ББК .74.10я73
С 95
Печатается по решению учебно-методического совета
Башкирского государственного педагогического университета
им. М.Акмуллы
Сыртланова, Н.Ш.
Дошкольная педагогика[Текст]: практическое пособие. Часть I /Н.Ш. Сыртланова. – Уфа: Изд-во БГПУ, 2016. – 75 с.
В данном пособии, подготовленном на основе многолетнего чтения дисциплины ,рассматриваются основные вопросы дошкольной педагогики с учетом ФГОС ДО. Первая часть пособия помогает раскрыть основы дошкольной педагогики, организацию педагогического процесса в ДОО, теорию воспитания и обучения дошкольников. В конце каждой темы даются задания для студентов разных уровней сложности: репродуктивный, эврестический, творческий и кейсовые задачи. Структура и изложения пособия позволяют студенту самостоятельно включится в процесс педагогического самообразования и оценивать собственные достижения.
Рецензенты:
Л.Я. Букреева, канд. пед. наук, доцент (БашГУ);
А.А. Акчулпанова, канд. пед. наук, доцент (БГПУ).
ISBN 978-5-87978-454-1
© Издательство БГПУ, 2016
©Сыртланова Н.Ш., 2016
От автора
Уважаемый студент!
У Вас появился новый учебный предмет – Дошкольная педагогика. Вы держите в руках учебное пособие, которое поможет Вам организовать процесс собственного образования по курсу Дошкольной педагогики. Данный курс – один из базовых, фундаментальных дисциплин в процессе подготовки будущего педагога в системе дошкольного образования. Данное пособие поможет вам:
- организовать сопровождение Вас по проблемам и вопросам дошкольной педагогики;
- сориентироваться в многозначных проблемах дошкольной педагогики.
Организация самостоятельной работы
Своеобразие организации самостоятельной работы студентов обусловлено особенностями конструирования процесса преподавания курса как педагогической технологии стимулирования развития творческой педагогической позиции студента. Организация самостоятельной работы базируется на следующих принципах:
- обеспечения ориентации студента в широком вариативном поле научно-педагогического знания и возможности выбора, осмысления и превращения в личностно-значимое для себя знание;
- актуализации освоенных знаний в процессе выполнения заданий разных типов,
- обеспечения активной позиции и стимулирования самостоятельной творческой деятельности студентов,
- направленности содержания и форм самостоятельной работы на решение профессионально значимых образовательных задач деятельности – раскрытие профессионального и личностного творческого потенциала каждого студента, развитие умений творческого проектирования элементов педагогического процесса в ДОО.
По мере изучения учебной дисциплины Вам предстоит оформить «портфолио студента». Работа по созданию «портфолио» поможет Вам приобрести практические умения объективно оценивать собственные достижения, своевременно видеть трудности в оценивании учебного материала и пробелы в подготовке.
Содержание портфолио должно включать следующие «папки»:
- материалы по подготовке к практическим занятиям (конспекты статей и другие работы, связанные с изучением педагогических текстов, доклады, сообщения);
- педагогические проекты и решение педагогических задач;
- контрольные и зачетные работы;
- тезаурус.
Выполнение самостоятельной работы предусматривает оформление портфолио по следующим требованиям: номер самостоятельной работы, тема задания, выполненное задание, список источников. Требования к оформлению рефератов, сообщений, конспектов: указывается тема, план, литература, раскрывается содержание, в соответствии с планом. Все задания оформляются в печатном варианте на формате А 4 и вкладываются в папку. Выполненные работы считаются допуском обучающегося к экзамену.
Средствами оценки освоения дисциплины выступают уровни сложности выполняемых заданий: репродуктивный, эврестический, творческий. Для каждого уровня определены типы и формы заданий.
1 уровень сложности – репродуктивный. Данный уровень включает задания, направленные на выявления Ваших умений действовать по образцу, выявлять знания фактов. На этом уровне используются следующие формы заданий: заполнение таблиц, синквейн, подбор библиографических картотек, составление терминологического словаря, устный и письменный опросы, задания на группировку информации, задания на установление последовательности, задания на дополнение, задания на исключение лишнего, классификация, ранжирование, имитационные упражнения т.д.
2 уровень сложности – эвристический. Данный уровень сложности заданий, направлен на выявление Ваших способностей самостоятельно выявлять проблему, выбирать путь и осуществлять его преодоление, включают задания, выявляющие умение самостоятельно организовать свою работу в соответствии с поставленной целью. На этом уровне не определены условия, но определен результат. Для формирования компетентностей широко используются следующие задания: кейс, аналитические задания, задания на работу с информацией (исторический анализ), постерные презентации, подготовка документации, разработка НОД, моделирование, разработка и составление плана, составление интеллект-карт и т.п.
3 уровень сложности – творческий. Задания данного уровня, направлены на выявления Вашего умения самостоятельно ставить задачу. На этом уровне не определены условия и не определен результат. Этот уровень сложности включает задания типа: этюды, фотографии, рисунки, эссе, проекты, придумывание дизайна, устные журналы, проектирование среды и т.п.
Вам предстоит решить педагогичекую ситуацию с позиции: расследования, инструктирования, оценивания, поддержки, понимания. Пример работы с педагогическими ситуациями представлен в теме «Профессиональная деятельность современного педагога ДОО» .…
Оценочные средства освоения дисциплины
Подготовка к практическим занятиям потребует от Вас освоения разнообразных форм работы с литературными источниками.
Аннотирование – свернутый пересказ прочитанного с последующей записью основных вопросов содержания.
Интеллект-карта или ментальная карта, схема «Блокстер» (автор Тони Бьюзен) – облегчение запоминания и понимания новых понятий и терминов, выработка коллективного решения, оформление учебного материала.
Конспектирование– краткое и последовательное изложение содержания прочитанного.
Кла́стер – объединение нескольких однородных элементов, которое может рассматриваться как самостоятельная единица, обладающая определёнными свойствами.
Лэпбук – это самодельная книга для самостоятельного обучения. Оформлена в виде картонной папки с наклеенными кратинками, выдвижными лентами, кармашками и т.д.
Матрица идей — сравнительная характеристика однородных предметов, явлений, взглядов в трудах разных авторов.
Научная статья – произведение, обстоятельно освещающее какую-либо тему, идею, вопрос. Содержащее элементы их анализа и предназначенное для периодического, продолжающегося издания или непериодического сборника как составная часть его основного текста. Научная статья является самой распространенной формой литературной продукции исследователя. Статьи публикуются в научных журналах, научных или научно-методических сборниках. Объем статьи обычно от 5 до 16 машинописных страниц. Изложение материала в научной статье должно быть систематичным и последовательным. Разделы работы должны быть логически связаны между собой. Особое внимание должно быть уделено научному стилю работы. Для научного стиля характерны следующие основные требования: ясность изложения, точность словоупотребления, лаконизм, строгое соблюдение научной термино