Обучение и воспитание умственно отсталых школьников.
Коррекционные учреждения У111 вида создаются для обучения и воспитания детей с умственной отсталостью с целью коррекции отклонений в их развитии средствами образования и трудовой подготовки, а также социально-психологической реабилитации для последующей интеграции в общество.
Наполняемость классов - 12 человек. Сроки обучения составляют 10-11 лет. В структуре школьного обучения выделяются несколько этапов:
-пропедевтико-диагностический этап- 0 (подготовительный )класс;
-этп начального обучения -1-4 классы;
-этап общего образования- 5-8 (9) классы;
-завершающий этап углубленной социально-трудовой подготовки.
Школа имеет право выбора сроков обучения в зависимости от региональных, экономических, материальных и других условий.
Указанные сроки могут быть увеличены на один год за счет открытия подготовительного класса, в который принимаются дети 7-8 лет с недостаточным уровнем подготовки к обучению. Наполняемость подготовительного класса 6-7 человек..
Все учебные предметы группируются в два блока-общеобразовательный и коррекционно-развивающий.
Базисный план включает общеобразовательные предметы: родной язык (чтение, письмо) и литература, математика, биология, география, история Отечества, изобразительное искусство, пение, музыка, физическое воспитание, трудовое и профессиональное обучение, обществоведение. Школа У111 вида не ориентирована на цензовое образование, поэтому содержание учебных программ разработано с учетом возможностей умственно отсталых школьников и отличается от содержания, изучаемого учащимися массовых школ. В учебный план также включены специальные предметы: «Социально-бытовая ориентировка», «Ритмика», «Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей дествительности», имеющие коррекционную направленность.
К коррекционному блоку относятся: логопедическая коррекция, ЛФК, развитие психомоторики и сенсомоторных функций.В
В настоящее время разработаны программы и учебные планы: для учащихся 0-1-4-го классов (руководитель проекта В.В.Воронкова) и подготовительный пропедевтико-диагностический учебный план (руководитель проекта И.М.Бгажнокова).
На начальных этапах обучения осуществляется всестороннее изучение особенностей развития каждого воспитанника, выявление индивидуальных особенностей. Проводится образовательная и коррекционно-развивающая работа по общему и речевому развитию.
Нормативным документом, в котором определяется круг основных знаний, умений и навыков, подлежащих усвоению по каждому отдельному предмету, является учебная программа. В настоящее время созданы типовые программы для начальных классов по общеобразовательным предметам и трудовому обучению. Структура программы по каждому предмету имеет три раздела: «Пояснительная записка», «Содержание программного материала», «Основные требования к знаниям и умениям учащихся».
В условиях специального обучения используются три способа построения учебных программ.
Линейное построение учебного материала предполагает его последовательное выстраивание.
Линейно-концентрический способ позволяет не только обеспечить непрерывную последовательную связь учебного материала, но и углубленное изучение отдельных тем.
Концентрический способ характеризуется тем, что учебный материал излагается несколько раз с элементами усложнения, что позволяет глубже рассмотреть изучаемые явления.
Содержание учебных программ находит свое отражение в учебниках и учебных пособиях. Широко известна и востребована практикой учебно-методическая литература, авторами которой являются видные ученые-дидакты специального образования: А.К.Аксенова, В.В.Воронкова, М.Ф.Гнездилов, Г.М.Дульнев, Н.Ф.Кузьмина – Сыромятникова, Т.М.Лифанова, В.М.Мозговой, М.Н.Перова, Т.И. Пороцкая, Э.В.Якубовская и др..
Для воспитанников, имеющих специфические речевые нарушения, организуются групповые (2-4 человека) и индивидуальные логопедические занятия. В штаты вводится должность логопеда (на 15-20 воспитанников).
При наличии необходимой материальной базы трудовое обучение в 10-11 классах школы У111 вида носит характер углубленной трудовой подготовки, Организуется обучение разным по уровню сложности видам труда с учетом интересов воспитанников и в соответствии с их возможностями. Учащихся готовят к труду на производстве (швейное дело, столярное дело, обувное дело, переплетное дело, сельскохозяйственный труд). Хорошо усвоившим профессию выпускникам присваивается квалификационный разряд.
В школе У111 вида могут создаваться и функционировать классы для детей с глубокой умственной отсталостью, наполняемость не должна превышать 8 человек. Приоритетными направлениями работы с ними являются:
-укрепление и охрана здоровья, физическое развитие;
-формирование и развитие коммуникативной и когнитивной функции речи;
-формирование и развитие продуктивных видов деятельности, социального поведения, коммуникативных умений;
-включение обучающихся в хозяйственно-бытовой, прикладной и допрофессиональный труд;
-расширение социальных контактов и социально-нравственное воспитание;
-формирование элементарных навыков счета, чтения, письма, знаний о природе и окружающем мире, основ безопасной жизнедеятельности;
-развитие творческих умений средствами предметной и игровой деятельности.
Вопросы и задания.
Каковы причины и психологическая сущность умственной отсталости?
Какова иерархия интеллектуальных и речевых нарушений в структуре дефекта при умственной отсталости?
Раскройте задачи и содержание коррекционной работы с умственно-отсталыми дошкольниками;
Каковы особенности построения образовательных программ для специальных школ VIII вида?