Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями речи .
Категория детей с нарушениями речи полиморфна по своему составу и весьма многочисленна. Нарушения речи имеют различную этиологию и патогенез, в структуре дефекта могут выступать как первичные и как вторичные нарушения.
К детям с нарушениями речи относятся дети с психофизическими отклонениями различной выраженности, вызывающими расстройства коммуникативной и обобщающей (познавательной) функции речи.
Г.В.Чиркина рассматривает речевые нарушения у детей и подростков в различных аспектах:
- в аспекте локализации поражения и психофизической организации речевой деятельности (сенсомоторный уровень; уровень значений и смысла). На этой основе выделяется степень выраженности ряда речевых дефектов.
- в аспекте этиопатогенеза. Выделяются органические и функциональные причины нарушения и характерные симптомокомплексы речевых нарушений.
В настоящее время такой подход отражен в клинико-педагогической классификации.
Нарушения устной речи
Расстройства фонационного оформления речи:
- афония, дисфония — отсутствие или нарушение голоса,
- брадилалия — патологически замедленный темп речи,
- тахилалия — патологически убыстренный темп речи,
- заикание — нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата,
- дислалия — нарушение произносительной стороны речи при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата,
- ринолалия — нарушение тембра голоса и звукопроизнесения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата,
- дизартрия — нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточной иннервацией речевого аппарата.
Нарушение структурно-семантического оформления высказывания:
- алалия — отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга,
- афазия — полная или частичная утрата речи, обусловленная локальными поражениями головного мозга.
Нарушения письменной речи
К ним относятся:
- дислексия (алексия) — частичное (полное) нарушение процессов чтения,
- дисграфия (аграфия) — частичное (полное) специфическое нарушение процессов письма.
Психолого-педагогическая классификация строится на основе лингвистических и психологических критериев:
Нарушение языковых средств общения (компонентов языковой системы):
- фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФН), т.е. нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными расстройствами, вследствие дефектов восприятия и произнесения фонем;
- общее недоразвитие речи (ОНР 1—4-го уровня), которое объединяет сложные речевые расстройства, когда у детей по разным причинам нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой сторонам.
Нарушения в применении языковых средств общения в речевой деятельности (коммуникативный аспект):
- заикание, проявления речевого негативизма и др.
Специалисты, работающие с указанными выше категориями детей в своей профессиональной деятельности должны учитывать особое состояние центральной нервной системы детей и их психологические особенност.:
Многие дети вследствие негрубой органической недостаточности ЦНС характеризуются раздражительностью, повышенной возбудимостью, двигательной расторможенностью, эмоциональной неустойчивостью, расстройствами настроения. Вследствие органической недостаточности ЦНС резидуального характера они быстро устают; плохо переносят жару, духоту, езду в транспорте, долгое качание на качелях.
У большинства детей несовершенна общая, особенно, мелкая моторика, недостаточно развиты такие двигательные качества как быстрота, сила, ловкость и.т.д.
У детей оказываются несформированными коммуникативная, когнитивная, регулирующая функции речи; затруднен процесс овладения различными компонентами языковой системы. Помимо этого выявляется недостаточность когнитивной деятельности:
недостатки слухоречевой и зрительной памяти; оптико-пространственных функций;низкий уровень понимания словесных инструкций; трудности в овладении обобщающими понятиями. Часто выявляется неустойчивость внимания, снижены работоспособность, познавательная и речевая активность.
Замедлен темп формирования произвольной регуляции поведения и деятельности.
Вместе с тем у детей с сохранным интеллектом достаточно высокая обучаемость и, если нарушения речи носят негрубый характер, при своевременно начатой логопедической коррекции удается их преодолеть и подготовить ребенка к обучению в массовой школе.