Воспитание и обучение на занятиях
В повседневной жизни — на прогулке, во время еды, игровой самостоятельной деятельности — ребенок многое узнает. Однако важные задачи всестороннего развития малыша решаются на специально организуемых занятиях, которые имеют свою специфику и отличаются от самостоятельной игровой деятельности ребенка. На таком занятии инициатива принадлежит взрослому: выбор темы, планирование, организация занятия, использование соответствующих методов в ходе его проведения. Здесь ребенок подчиняется требованиям воспитателя.
На занятиях у детей формируют новые знания, умения наблюдать за окружающим миром, слушать воспитателя, подражать его действиям. Развивают память, внимание, умение самостоятельно решать поставленные перед ними задачи, проявлять творческую инициативу, любознательность. В результате совместной деятельности во время занятий у детей формируются положительные взаи-
моотношения. Все эти умения необходимы им для дальнейшего обучения как в детском саду, так и в школе.
В раннем возрасте внимание малыша в основном непроизволь
ное, поэтому обучение на занятиях проводится в игровой форме,
так, чтобы вызвать у детей интерес к поставленной взрослым за
даче, положительные эмоции.
ЗАНЯТИЯ С ДЕТЬМИ ВТОРОГО ГОДА ЖИЗНИ
На втором году жизни с целью обучения проводятся занятия по развитию речи и ориентировке в окружающем, развитию действий с предметами и сенсорному воспитанию, развитию общих движений, гимнастика и подвижные игры, музыкальные занятия. В первом полугодии можно проводить игры-развлечения.
ОРГАНИЗАЦИЯ И ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИИ
При организации занятий с детьми второго года жизни важен тщательный учет возрастных особенностей детей, а также сбответ-ствующий возрасту объем знаний.
На втором году жизни устойчивость внимания детей постепенно возрастает, но чем младше ребенок, тем меньше выносливость его нервных клеток, способность сосредоточиваться, отсюда и неустойчивое внимание. Оно во многом зависит также от заинтересованности ребенка в том материале, который используется на занятии. Так, занятия, где требуются разнообразные движения, менее утомительны для малыша и они могут быть более длительными, а речевые занятия для него более сложные, требуют напряжения и поэтому должны быть короткими. Когда формируются новые умения (например, по развитию ориентировки в цвете), дается рассказ без показа, занятия также должны быть короткими.
Проводя занятие, воспитатель следит за состоянием малышей.
При появлении утомления либо привлекает детей к занятию, либо раньше его заканчивает. Занятие не следует резко обрывать если ребенок еще занят выполнением задания, заинтересован в работе. Важно, чтобы дети от занятия получили полное удовлетворение. Количество детей на занятии зависит от их возраста и материала, над которым будут работать. Объединение детей на занятии в небольшие группы возможно лишь в том случае, если каждый ребенок готов к обучению (умеет смотреть, слушать, действовать по показу взрослого). С детьми, вновь пришедшими в дошкольное учреждение, следует провести индивидуальное занятие, чтобы познакомиться с их возможностями. Занятия, на которых дается новый материал, проводят индивидуально (формирование умения ориентироваться в цвете, форме и др.).
Из таблицы видно, что почти все виды занятий (кроме музыкальных) проводятся по подгруппам.
Для того чтобы дети меньше отвлекались и§ занятии и оно было более эффективным, желательно проводить его в другом помещении, не там, где играют незанимающиеся. Это может быть приемная, хорошо освещенная спальня. Дети, не занятые на занятии, находятся под присмотром няни. Если же организовать так занятие невозможно, его проводят в групповой комнате, подальше от играющих малышей.
Занятия организуют в наиболее оптимальное время, когда воспитатель и няня свободны от других режимных процессов, а дети находятся в хорошем эмоциональном состоянии. Количество занятий в течение дня — не более 3—4, включая и занятия на прогулке.
Распределение занятий на неделю
С детьми от 1 года 1 месяца до 1 года 6 месяцев в неделю проводят 15 занятий.
В каждой группе на неделю следует составить сетку занятий, т. е. их распределение в течение дня и недели.
Для детей младшей подгруппы первое, утреннее занятие — наиболее легкое по содержанию и организации, так как проходит оно к концу бодрствования (8.45—9.00). Если эта группа по возрасту смешанная (от 1 года до 2 лет), воспитатель проводит занятие на фоне игры детей старшей подгруппы. Днем планируются основные виды занятий.
В старшей подгруппе в первые, утренние занятия включаются все основные виды занятий, рекомендуемых программой детского сада, вечером, соответственно сетке, занятия повторяются.
При календарном планировании занятий следует учитывать количество разных видов занятий в неделю, а также их распределение. Календарный план занятий составляетея на неделю с усложнением цели или материала. Таким образом, в течение месяца занятия усложняются дважды: первое по сложности занятие проводится в первые 2 недели, второе — на третьей и четвертой неделе. В календарном плане предусматривается тема и цель занятия, материал. В этом же плане отражается учет занятий за месяц понедельно.
Воспитатель отмечает отношение детей к занятиям, активность каждого ребенка, сосредоточенность при выполнении задания, которое ему было предложено. Здесь же педагог указывает методические приемы, которыми он пользовался и которые способствовали эффективному проведению занятия.
К усложнению заданий данного занятия или смене его темы переходят в том случае, если большая часть детей (2/3) справляется с заданием. Дети, не овладевшие во время занятия нужным умением, задания выполняют во время самостоятельной деятельности.
Как же следует планировать занятия с детьми второго года жизни?
При планировании занятий следует учитывать программные задачи и содержание занятий, а также уровень развития детей той конкретной группы, для которой составляется план. Правильно составить план занятий можно лишь в том случае, если предварительно будет проведен контроль за психическим развитием детей, который дает возможность выявить уровень развития каждого ребенка. Планируя занятие, следует иметь в виду распределение занятий на неделю.
Развитие речи и ориентировка в окружающем
От 1 года 3 месяцев до 1 года 6 месяцев
1. Показ предметов с их называнием («Чудесный мешочек»,
«Кто в домике живет»); прятание предметов, вынимаемых из мешочка
иликорзинки, их отыскивание и называние.
2. По каз предметов идействий с ними. Показ кукол:
кормление куклы, укладывание спать, купание, катание на машине; кукла
Катя поет ипляшет. Показ петушка: как петушок ходит, поет, клюет
зернышки. Показ собачки: бегает, лает, кусается, ловит сахар.
Показ кошки: ходит мягко, мяукает, мурлычет, царапается, пьет молоко,
играет с шариком. Показ зайчика: прыгает, боится, грызет морковку.
Показ птички: летает, клюет зернышки, чирикает. Показ плавающих игру
шек: рыбок, уточек, лодочек и др.
От 1 года 6 месяцев до 2 лет
3. Сюжетные показы: «Зоин домик», «Даша и цыпленок», «Кошка и бу
мажка», «Катя и петушок», «День куклы Кати», «Постройка домика для
кошки и собачки» (из крупного строительного материала), «Мишка за
болел» или «Кукла заболела», «Постирать и погладить кукле платье» и др.
4. Показ животных: наблюдение за птичкой в клетке, за рыбками в
аквариуме.
5. Целевые прогулки по участку: игра «Назовем, что видим» (наблю
дение за транспортом, птицами). Экскурсии по группе (рассматривание
макетов, игрушек, картин и т. п.).
6. Занятие с картинками, показ книг.
7. Выполнение поручений.
8. Подражание звукам, словам, фразам: «Кто как кричит» (подража
ние крику животных); «Передай другому» (скажи или повтори); подго
варивание потешек: «Ладушки», «Коза рогатая», «Сорока-сорока», «Смот
рит солнышко в окошко», «Баю-бай, ты, собачка, не лай», «Катя-Катя ма-
ленька», «Уронили мишку на пол», «Киска, брысь», «Чики-чики-чикалочки»,
«Гуси-гуси...» и др.
9. Рассказы без показа о многократно виденном.
Развитиедействий с предметами, сенсорное развитие
От 1 года до 1 года 3 месяцев
1. Нанизывание на пирамидку колец одной величины (развитие коор
динации движений рук).
2. Открывание, закрывание матрешки, вкладывание одной части в
другую (развитие координации движений рук).
3. Дидактические игры на различение величины (матрешки, пира
мидки), формы предметов.
4. Занятие со строительным материалом.
5. Игры с использованием вспомогательных предметов: «Достань
колечко», «Ловись, рыбка», «Звени* колокольчик», «Что в трубочке ле
жит», «Поехала куколка в гости», «Достань шарик», «Забей молоточком
гвоздик».
От 1 года 6 месяцев до 2 лет
6. Дидиктические игры на различение цвета.
7. Дидактические игры на развитие слухового внимания: «Послушаем,
что слышно», «Найди, кто позвал».
8. Игра с песком; игра с водой.
Занятие по развитию общихдвижений
От 1 года до 2 лет
1. Гимнастика.
2. Подвижные игры.
От 1 года 6 месяцев до 2 лет
3. Подвижные игры:, «Ладушки», «Пузырь», «Наша Таня», «Мишка по лесу гулял», «Где же ты, Вова?», «Играем в прятки», «Кто как ходит».