Напряженное выгибание позвоночника из положения сидя на коленях у воспитателя.

Вариант 1. Воспитатель садится на табурет, на левое колено уса­живает ребенка. Голени ребенка зажимает между своими бедрами так, чтобы колени его оставались свободными. Ладонь правой руки кладет на живот малыша. Справа от себя кладет на пол или на скамейку две игруш­ки (кольца, уточки, рыбки и т. п.). Ребенок в ответ на предложение вос­питателя наклоняется вперед и поднимает игрушки, возвращаясь в ис­ходное положение. (При этом работают мышцы спины и живота).

Вариант 2. Ребенок поднимает руки за голову. Воспитатель кла-

Напряженное выгибание позвоночника из положения сидя на коленях у воспитателя. - student2.ru 1 Для лучшего фиксирования рук детям предлагают держаться за край гим­настической скамьи или палку, лежащую за головой.

дет левую ладонь на поясницу малыша так, чтобы большой палец был направлен вдоль позвоночника, и предлагает ему положить игрушки сле­па от нее. Ребенок движется назад, кладет игрушки и возвращается в ис­ходное положение. (При этом работают мышцы спины и вся передняя мускулатура.)

Упражнение выполняется 1 раз. Рекомендуется оно детям с 10 меся­цев и до 3 лет. Если дети выполняют данное упражнение с 10 месяцев, то •начале они берут и кладут игрушки на стул или скамеечку, в дальней­шем — на пол.

Подлезание под гимнастическую скамью № 2 или пролезание в обруч. Дети встают на четвереньки и пролезают под скамьей или пролезают в обруч.

Упражнение может выполнять вся подгруппа детей. (При этом у них работают мышцы спины, ног и рук.) Подлезание выполняют и под верев­ку, и под палку, и между ступеньками лестницы.

Можно делать пролезание через два обруча. Для детей третьего года жизни после пролезания можно дать задание нанизывать обруч на палку или взять какой-нибудь предмет из рук воспитателя и поставить его на полку (это необходимо для выпрямления).

Перешагивание через палку, лежащую на полу или приподнятую на •ысоте 5—10—15 см от пола, по мере того как ребенок хорошо переша­гивает. Палок может быть несколько. Они могут находиться на разной вы­соте. Вместо палок на пол кладут лесенку, и дети перешагивают через ее ступеньки. Для упражнения в перешагивании можно использовать несколь­ко кубиков или кирпичиков, положив их на расстоянии 40 см друг от друга.

Наклоны туловища вперед(с перегибанием через палку) и выпрямле­ние. Дети стоят на полу, ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища. Воспитатель укрепляет на скамейке круглую палку на уровне тазобед­ренного сустава ребенка (40—45 см от пола). На пол кладет 2 одинако­вых предмета (удобные для захвата кистью) — пирамидки, погремушки, кегли и т. п. Затем показывает их детям (2—3) и предлагает, перегнув­шись через палку, взять предметы с пола, говорит: «Дети, возьмите коло­кольчики. Поднимите их высоко-высоко и все позвоните». Дети накло­няются, поднимают колокольчики и выпрямляются. «А теперь положите их». (Работают мышцы живота.) Упражнение повторяют 2—3 раза.

Приседание споддержкой за спинку детского стульчика. Дети стоят, держась за спинку стула. Воспитатель говорит: «Держитесь крепче за стульчики. Теперь все спрячемся и станем маленькими, чтобы никто нас не увидел». Дети приседают, сгибая колени и разводя их в стороны, все вре­мя держась за спинку стула. «Все спрятались? Никого не видно. Где же ре­бятки? Встаньте, покажитесь. Вот они!» Дети встают. Упражнение пов­торяют 2—3 раза. (При этом работают мышцы ног.)

Поочередноесгибание иразгибание рук, стоя в парах. Дети стоят попарно друг против друга. Каждая пара обеими руками держится за два кольца. На счет «раз-Два, раз-два» воспитатель поочередно сгибает руки детей, держащихся за кольца.

Дети второго года жизни выполняют-это упражнение с помощью вос­питателя. На третьем году ребенок может делать движение самостоя­тельно.

Спортивные игры

Обежать, вокруг лестницы.

Ползая, стараться поймать веревку, которую тянет воспитатель.

Пройти вдоль веревки.

Обежать вокруг лежащей на полу или на земле веревки.




.'( Зак. 1109. К Л. Печора и др.



Бежать парами вдоль веревки.

Обежать парами положенную по кругу веревку.|

Дети бегают около веревки, положенной по кругу, и по сигналу вска­кивают в круг. Эта игра хорошо развивает реакцию на звуковой сигнал. Бежать, держа мяч высоко в руках.

Передвигаться на коленях, опираясь на руки. При этом катить мяч го­ловой.

Сидя на корточках, катать мяч вокруг себя. Чем дальше мяч от ре­бенка, тем больше усилий ему придется приложить.

Обежать катящийся мяч.

Бросить мяч и бежать вслед за ним.

Катить мяч перед своими ногами.

Стоя на коленях, перекатывать мяч друг другу.

Прыгать вокруг булавы.

Передвигаться на четвереньках вокруг булавы.

Передвигаться на четвереньках вокруг произвольно расставленных булав. По сигналу каждый ребенок должен сесть около одной из булав.

Передача булавы по кругу. Передавать булаву шейкой вверх.

Высоко поднять булаву и поставить на пол. (Соревнование «Кто сде­лает это быстрее всех?».)

Передвигаться на четвереньках вокруг обруча. Кто первым по сиг­налу сядет на пол или в обруч.

Из обруча в обруч на четвереньках.

Переходить из обруча в обруч, не задевая их.

Все дети бегают вокруг обручей. По сигналу каждый ребенок должен прыгнуть в обруч как можно быстрее.

«Езда на автомобиле». Пройти с обручем в руках точно по намечен­ному пути (мелом или веревкой).

Бежать парами, держась за обруч. ^ь

Прыгать вокруг мешочка с песком. Кто быстрее сядет на мешочек по сигналу.

Дети бегают между разложенными на полу мешочками. По сигналу каждый останавливается около одного из мешочков.

Бросать мешочки двумя руками в лежащий на полу обруч.

Игра «Сесть и лечь». Дети лежат на полу на спине, зацепившись ногами за рейку гимнастической скамьи, руки опущены вдоль туловища. Воспита­тель предлагает им сесть и положить руки на скамью, а затем снова лечь.

Упражнение повторяется 2—3 раза. (Участвуют мышцы брюшного пресса.)

Упражнения с лестницей(только для детей третьего года жизни)1

Перешагивание черезступеньки. Детям, хорошо выполняющим упраж­нение, можно предложить перешагнуть через 2 ступеньки.

Ходьба по ступенькамлестницы. Это упражнение дети выполняют сначала с помощью воспитателя, держась за его руку, а затем самостоя­тельно. Ноги ребенок ставит так, чтобы пальцы могли захватывать ступень­ки. (Работают мышцы ног.)

Оба эти упражнения развивают чувство равновесия.

На четверенькахвперед между ступеньками лестницы.Воспитатель следит, чтобы голова ребенка была приподнята. (Работают все группы мышц.) Упражнение развивает координацию движений.

Пролезание змейкой между ступеньками лестницы,поставленной на ребро.

Пролезание на четвереньках между ступеньками лестницы.(Работают все группы мышц.)

Скамейка(только для детей третьего года жизни)1.

Пролезание под скамейкой.

Ходьба по гимнастической скамейке на четвереньках.

Проползание на четвереньках под палкой.

ФИЗКУЛЬТУРНЫЕ ЗАНЯТИЯ

Физкультурное занятие во всех возрастных группах состоит из трех частей: вводной, основной и заключительной.

Задачи вводной части:— повысить эмоциональную на­строенность детей, активизировать их внимание, постепенно гото­вить организм к предстоящей физической нагрузке. У детей ран­него возраста такая подготовка несложная — ходьба или короткая пробежка (без специального обучения).

Основная часть состоит из общеразвивающих упраж­нений. Именно эта часть определяет качественное содержание за­нятия и на нее падает важная задача — обучение новым движе­ниям (формирование точного двигательного навыка) или совершен­ствование и закрепление известных навыков (обязательно при на­личии пособия). Основная часть заканчивается подвижной игрой, включающей одно или несколько основных движений (см. спортив­ные игры).

Не следует перегружать занятие гимнастикой в раннем воз­расте игровыми сюжетами и ситуациями, так как это отвлекает ребенка от основной задачи занятия — добиться качества дви­жения. Надо суметь так построить и провести занятие, чтобы само упражнение для ребенка было увлекательным.

Задачи заключительной части — обеспечить постепен­ный переход от повышенной мышечной деятельности к спокойной, уменьшить двигательное возбуждение, сохранив бодрое настроение. Это достигается в основном самостоятельным одеванием детей пос­ле занятия.

Показателями правильно составленного гимнастического ком­плекса и правильно проведенного занятия являются:

1.Наличие упражнений для всех мышечных групп.

2. Подбор упражнений с учетом особенностей данного воз­
растного периода детей.

3. Чередование работы и отдыха (чередование исходных по­
ложений, работы мышечных групп, коллективных и индивидуаль­
ных упражнений).

Показатель достаточной функциональной нагрузки ребенка — результат хронометража его поведения на занятии (проводится ме­дицинским работником), а также результат оценки двигательной активности малыша, т. е. общая и моторная плотность.



См.: Кризель М. и У. Детская гимнастика. М., 1962.

1См.: Кризель М,и У. .Детская гимнастика. М., 1962.



При определении общей плотности занятия учитывается время, затрачиваемое на выполнение движений, показ его и на объяснение воспитателя, перестроения и расстановку детей, убор­ку спортивного инвентаря, т. е. все полезное время занятия. Таким образом,

- полезное время чу 1ПГ,

общая плотность = —--^11^^

Общая плотность должна составлять не менее 80—90%.

Моторная плотность характеризует время, непосредст­венно затраченное ребенком на движение-

.„ время, затраченное на движение,, ,АП
Моторная плотность = А___^_^1^__^--_1_---------- Х 100.

При достаточной двигательной активности она должна составлять не менее 70—85%.

Для определения физической нагрузки следует ориен­тироваться на изменения частоты сердечных сокращений (про­водится медицинским работником).

Двигательная активность детей зависит от методи­ки и организации занятия. Она выше при использовании фрон­тального, поточного или группового способа, но при этом следует помнить об обязательном применении пособий и достаточном ко­личества взрослых при проведении занятия с детьми.

Таблица 15

Внешние признаки утомления

Наблюдаемые признаки и Степень выраженности
состояние ребенка    
  небольшая средняя
Окраска кожи, лица, шеи Небольшое покраснение лица, выражение спокойное Значительное покраснение лица, выражение напряженное
Потливость Незначительная Выраженная потливость лица
Дыхание Несколько учащенное ровное Резко учащенное
Движения Бодрые, задания выполняются четко Неуверенные, нечеткие. Появляются дополни- тельные движения. У некоторых детей моторное возбуждение, у других — заторможенность
Самочувствие Хорошее, жалоб нет Жалобы не усталость. Отказ от дальнейшего выполнения заданий

Таблица 16

Картотека упражнений



1982.

Таблица 14

Оптимальная продолжительность занятияи количество участвующих в нем детей, одномоментно выполняющих упражнения

Возраст (месяцы) Число детей Продолжительность занятия (минуты)
14—18 18—24 24—36 2___ 4 4—6 8—10 10—12 „ 12—15—18

Важным показателем нормальной физической нагрузки явля­ется поведение ребенка, поэтому воспитателю должны быть извест­ны внешние признаки утомления.

Если у кого-либо из детей признаки утомления явно выраже­ны, ребенка следует посадить на стул и дать отдохнуть, поставив об этом в известность медработника; в случае утомления большинства детей надо уменьшить число повторений движений, исключить наиболее трудные.

Следует заметить, что ребенок раннего возраста отказывается выполнять упражнения в основном при слишком большой нагруз­ке или тогда, когда ему легко и неинтересно. Во всех случаях необ­ходимо обязательно пересмотреть наиболее трудные занятия, вплоть до замены комплекса.

Для этого целесообразно иметь картотеку упражнений.


Рисунок или описание упражнений : Возраст ребенка Пособие На какую мышечную группу действует Воспитательные и физиологические задачи

Пользуясь такими карточками, легко составить новый гимнасти­ческий комплекс, а также произвести замену упражнений в гото­вом комплексе.

Оборудование, необходимое для занятий гимнастикойв детском учреждении и в домашних условиях1

Наши рекомендации