Для детей от 1,5 до 3 лет (в граммах)

Рацион Возраст
ОТ 1 года Ж> 1.5 лег От 1 5 до Я лет
Завтрак Каша или овощное блюдо Омлет или мясное (рыбное) блюдо Кофе ОбедСалат Суп Мясная котлета (суфле) Гарнир Компот ПолдникКефир, молоко Печенье, булочка Фрукты Ужин Овощное блюдо или каша Молоко (чай) Хлеб на весь день: пшеничный ржаной 180100 100 30 100 50 100 100 150 15* 100 180 100 40 10 V 200 150 150 40 150 60 100 100 150 15/45 100 200 150 70 30
Суточный объем пищи 1000—1200 1200—1400

Примечание. В данном пособии мы не даем рецептов приготов­ления блюд для маленьких детей. Эти сведения можно получить, поль­зуясь книгой В. Г. Кисляковской, Л. П. Васильевой, Д. Б. Гурвич «Питание детей раннего и дошкольного возраста» (М., 1983) Здесь же рекомен­дуются лишь примерные меню для детей, посещающих дошкольные учреждения с 9-часовым пребыванием.

Таблица 6

Примерное меню на 10 дней для детей,

посещающих детское учреждение с 9-часовым пребыванием

Дни Завтрак Обед Полдник
1-й Каша гречневая Салат из соленого Молоко
  Чай с молоком огурца Ватрушка
  , Хлеб пшеничный Щи свежие Яблоко
    Тефтели с картофель-  
    ным пюре  
    Компот из сухофрук-  
    тов  
    Хлеб  
2-й Каша рисовая Салат из моркови Молоко
  с тыквой Суп молочный Овощное рагу
  Кофе с молоком Котлета паровая с Яблоко
  Хлеб пшеничный вермишелью т
  с маслом Кисель из яблок  
    Хлеб  
3-й Картофельное пюре" Салат витаминный Чай с молоком
  с яйцом , Суп овощной Булочка тво-
  Чай с сахаром Мясное пюре с мор- рожная
  , Хлеб пшеничный с ковью Яблоко
  маслом Кисель молочный  
    Хлеб  
4-й Пудинг творожный с Салат из моркови Кефир
  подливой Борщ Печенье
  Чай с сахаром Биточки рыбные с Яблоко
  Хлеб пшеничный с картофельным пюре  
  маслом Отвар шиповника  
    Хлеб  
5-й Каша геркулесовая Салат свекольный Молоко
  Ко^>е с молоком Бульон куриный с Вафли
  Хлеб пшеничный с гренками Яблоко
  маслом Суфле куриное с мор-  
    ковно-картофельным  
    пюре  
    Кисель из свежих яб-  
    лок  
    Хлеб  
6-й Вермишель молочная Салат из зеленого го- Кефир
  Кофе с молоком рошка Печенье
  Хлеб пшеничный с Рассольник со смета- Яблоко
  маслом и тертым сыром ной  
    Суфле мясное с овощ-  
    ным рагу  

Для детей от 1,5 до 3 лет (в граммах) - student2.ru 1 См.: Питание детой вдетских дошкольных учреждениях. Методические реко­мендации МЗ СССР. М., 1984, с. 32—35.




Продо I т ени

Дни Зев1 рек Обед 1 [олдник
    Компот из сухофрук-  
    тов  
    Хлеб  
7-й Вареники ленивые с Салат капустный Молоко
  молочной подливой Свекольник со смета- Пирог
  Чай с молоком ной Яблоко
  Хлеб пшеничный Голубцы ленивые  
    Кисель из сухофрук-  
    гов  
    Хлеб  
8-й Сырники с морковью Салат из зеленого го- Молоко
  и подливой рошка Овощное рагу
  Чай с сахаром Суп крестьянский Яблоко
  Хлеб пшеничный Тефтели мясные паро-  
    вые с картофельным  
    пюре  
    Компот из сухофрук-  
    тов  
    Хлеб  
9-й Каша пшеничная с Салат свекольный Молоко
  тыквой Суп картофельный с Вафли ^
  Кофе с молоком фрикадельками Яблоко •
  Хлеб пшеничный Запеканка рыбная  
    Кисель из сухофрук-  
    тов  
    Хлеб  
10-й Котлеты из рыбы па- Салат морковный Молоко
  ровые Куриный бульон с Вафли
  Кофе с молоком гренками Яблоко
  Хлеб с маслом Суфле куриное с рисом  
    и тушеной свеклой  
    Отвар шиповника  
    Хлеб »  
Таблица 7

Примерное меню на 10 дней для детей,

посещающих детские учреждения с 24-часовым пребыванием



Дни ( Завтрак Обед Полдник Ужин
1-й Каша гречневая Салат из соле- Кефир Морковно-яб-
    ного огурца Творог, за- лочная запеканка
  Хлеб с маслом Щи печенный в Молоко
    Тефтели с вер- яблоке ' Хлеб пшенич-
    мишелью   ный с маслом
    Компот из су-    
    хофруктов    
    Хлеб ржаной    


Продолжение

2-й Каша рисовая Салат из свек-    
  Кофе с молоком лы    
  Хлеб с маслом Суп крестьян-    
    ский Чай Омлет
    Котлеты мяс- Булка с тво- Капуста туше-
    ные с картофель- рогом ная
    ным пюре Яблоко Молоко
    Компот вита-   Хлеб
    минный    
    Хлеб ржаной    
3-й Сельдь рублен-. Салат вита- Молоко Пудинг тво-
  ная с яйцом и минный Печенье рожный с подли-
  картофельным Суп овощной Яблоко вой
  пюре Мясное пюре с   Молоко
  Чай гречневой кашей   Хлеб пшенич-
  Хлеб с маслом Кисель из све-   ный
    жих яблок    
    Хлеб ржаной    
4-й Каша манная Салат из мор- Молоко Сырники с кар-
  Кофе с молоком кови Яблоко пе- тофелем
  Хлеб с маслом Борщ ченое Чай
  и сыром Биточки рыб- Печенье Хлеб пшенич-
    ные с картофель-   ный
    ным пюре    
    Компот из су-    
    хофруктов    
    Хлеб ржаной    
5-й Каша геркуле- Салат свеколь- Яблоко пе- Пудинг мор-
  совая ный ченое ковно-рисовый
  Кофе с молоком Бульон кури-   Чай с молоком
  Хлеб с маслом ный с гренками   Хлеб пшенич-
    Суфле куриное   ный
    с морковно-кар-    
    тофельным пюре    
    Кисель яблоч-    
    ный    
    Хлеб ржаной    
6-й Вермишель мо- Салат из зеле- Чай Рагу овощное
  лочная ного горошка Булочка с Молоко
  Чай с молоком Свекольник творогом Хлеб пшенич-
  Хлеб с маслом Суфле мясное с Яблоко ный с тертым сы-
    тушеным карто-   ром
    фелем    
    Компот вита-    
    минный    
    Хлеб ржаной    
7-й Вареники лени­вые Салат капуст­ный Молокр Печенье Картофель, ту­шенный с сухо-
  Чай Рассольник Яблоко фруктами
  Хлеб с маслом Пудинг рисо-   Чай с молоком
    вый с мясом   Хлеб пшенич-
    Отвар шипов-   ный
    ника    
    Хлеб ржаной    




Продолжение

Дни Завтрак Обед Полдник Ужин
8-й Сырники с мор- Салат свеколь- Молоко Оладьи с под-
  ковью ный Печенье ливой
  Чай Суп крестьян- Яблоко Чай с молоком
  Хлеб с маслом ский   Хлеб пшенич-
    Тефтели мяс-   ный
    ные с картофель-    
    ным пюре    
    Компот из яб-    
    лок    
    Хлеб ржаной    
9-й Каша пшенная Салат из зеле- Молоко Пудинг овощ-
  с тыквой ного горошка Сухари ной
  Кофее молоком Суп-пюре кар- Яблоко Молоко
  Хлеб с маслом тофельный   Хлеб пшенич-
    Рыбная запе-   ный
    канка    
    . Кисель из сухо-    
    фруктов    
    Хлеб ржаной    
10-й Котлеты рыб- Салат морков- Молоко Запеканка из
  ные с картофель- ный Печенье овощей
  ным пюре Куриный буль- Яблоко Чай с молоком
  Кофе с молоком он с гренками   Хлеб пшенич-
  Хлеб с маслом Суфле куриное   ный
    с морковью туше-    
    ной и рисом    
    Хлеб ржаной  

Процесс еды следует организовать так, чтобы у ребенка воз­никло положительное отношение к пище. Часы приема пищи тесно увязывают со всем режимом жизни детей.

Прием пищи — важный эмоциональный момент в жизни ма­лыша, и его надо правильно использовать для воспитания детей, привития им культурно-гигиенических навыков. Детей старше года надо приучать мыть руки перед едой и после нее, пользоваться салфеткой, быть опрятными и дисциплинированными за столом, по­лоскать рот после еды и т. д.

Необходимо помнить, что правильно приготовленное и усвоен­ное ребенком питание является профилактическим средством раз­ных болезненных состояний, например рахита, малокровия, гипо­трофии, ожирения и др., а также основой гармоничного физическо­го и нервно-психического развития малыша.

ЗАКАЛИВАНИЕ

Закаливание — это система мероприятий, направленных на повышение устойчивости механизмов защиты и приспособления организма ребенка ко многим факторам внешней среды, с тем чтобы суточные и сезонные, периодические и внезапные изменения

температуры, атмосферного давления, магнитных и электрических полей земли и т. д. не вызывали у детей резких отклонений в про­текании физиологических процессов, вследствие которых возмож­ны заболевания.

Так как большая часть населения нашей страны проживает 3 условиях средних и высоких широт, где главным фактором, к действию которого надо приспосабливаться, является холод, ос­новное внимание в дошкольных учреждениях и в семье направле­но на закаливание холодом^Однако систематически проводимые закаливающие процедуры создают возможность организму легко переносить не только холод, но и жару.

Любые закаливающие мероприятия оказывают эффективное воздействие, если учитываются особенности терморегуляции ма­лыша и соблюдаются принципы закаливания.

Напомним основные особенности терморегуляционной системы ребенка раннего возраста:

1. Незрелость нервной системы. Этим объясняется еще не­
достаточно четкая ее деятельность в регуляции тепла. Так, напри­
мер, иногда у ребенка при действии одинаковых факторов бывает
температура тела выше, чем у взрослого.

2. Кожа ребенка отличается нежностью и незрелостью всех
слоев (в частности, мышечного). Вследствие этого до 2,5 лет у
детей можн.0 не наблюдать так называемой гусиной кожи, обра­
зующейся для уменьшения теплоотдачи и профилактики переох­
лаждения.

3. По сравнению со взрослым кожа малыша имеет большую по­
верхность (0,069 кв. м у ребенка и 0,025 кв. м у взрослого на 1 кг
массы тела), поэтому детский организм в одних и тех же условиях
быстрее охлаждается, чем взрослый.

Наши рекомендации