Количества и длительности дневного сна и количества кормлений детей в возрасте, от 1 месяца до 3 лет в течение суток
Возраст | Кормление | Бодрствование | Сон | |||||
коли- чество | интервал (в ч) | (максимальная длитель- ность в ч) | дневной | НОЧНОЙ (В Ч) | Количество часов сна в сутки | |||
коли- чество перио- дов | длитель- ность каждого периода | |||||||
1—2,5—3 месяца | 1—1,5 | 4 • | 2—1,5 | 18,5— | ||||
17,5 | ||||||||
2,5—3—5—6 месяцев | 3,5 | 2—1,5 | 2—1,5 | 17,5— | ||||
16,5 | ||||||||
5—6—9—10 .-»- | 2—2,5 | 2—1,5 | 16,5— | |||||
1 | 15,5 | |||||||
9—10 месяцев — | 4—5 | 3,5—4,5 | 2,5—3,5 | 2,5+2- | 1 | 15,5— | ||
1 год | 1,5 | 14,5 | ||||||
1 год—1 год 6 месяцев | 3,5—4,5 | 3,5—4 | 2,5—2+ | 14,5- | ||||
1,5—1 | \ | 13,5 | ||||||
1 год 6 месяцев —2 года | 3,5—4,5 | 5—5,5 | 14—13 | |||||
2—3 года | 3,5—4,5 | 5,5—6,5 | 2,5—2 | 13—12 |
бодрствующих детей воспитатель может уделить каждому из них максимум внимания, кроме того, они меньше устают.
Режим детей устанавливается на сутки, т. е. на время их пребывания в детском учреждении и дома. Хорошо зная условия работы и жизни семьи, необходимо посоветовать родителям, какой режим лучше установить для ребенка дома вечером и в выходной день, подчеркнув полезность проведения с детьми кратковременных прогулок в вечернее время перед сном. При этом снимается возбудимость и ребенок крепко спит.
В летний период (по сравнению с зимним) увеличивается время пребывания детей на воздухе. Учитывая это, при составлении режимов следует предусматривать проведение некоторых занятий с детьми на воздухе (гимнастика, подвижные игры, игры с водой, песком и др.). Закаливающие процедуры проводить после прогулок, перед обедом.
Точное соблюдение режима имеет большое значение, однако возможны и отступления. Например, если заметно, что ребенок утомлен, его надо уложить спать раньше установленного времени; в случаях, когда он крепко спит днем, некоторое время его не следует будить, хотя по режиму ему пора вставать. Утром во время приема ребенка воспитатель выясняет, как малыш спал дома. Установив, что сон его был недостаточно крепким, следит, чтобы в этот день он дольше спал в яслях — укладывает его первым и по возможности поднимает последним. В группах даже с одинаковым возрастным составом детей иногда надо делить на 2 подгруппы с разными режимами.
Показателем правильности режима является поведение малыша: он спокоен и активен, не плачет, не возбужден, не отказывается от еды, быстро засыпает, крепко спит и просыпается бодрым.
Во время бодрствования важна смена видов деятельности: самостоятельная игра должна сменяться занятием с воспитателем, игра в комнате — прогулкой. Необходимо создавать условия для двигательной активности и самостоятельной игры детей, эмоционального общения со сверстниками.
Во время бодрствования своевременно и в определенной последовательности должны выполняться все оздоровительные мероприятия (закаливание воздухом, водой, массаж, гимнастика и т. д.) и гигиенические процедуры (туалет, купание, мытье рук). В режиме дня указывается также время приема, и ухода детей домой.
Для того чтобы в детском учреждении режим выполнялся четко, необходимо распределять обязанности персонала так, чтобы дети>в группе никогда не оставались одни. Например, воспитатель начинает кормление, а продолжает его няня, так как педагогу надо организовать бодрствование тех, кто уже поел. Распределение обязанностей составляется с учетом существующих реальных режимов дня группы и графика работы персонала. Смена воспитателей проходит в часы сна детей, а не во время их кормления или укладывания спать.
Таким образом, при составлении и назначении режимов дня детей раннего возраста необходимо учитывать следующее:
1. Возможная длительность бодрствования каждого ребенка
определяется пределом работоспособности нервной системы.
2. Количество часов сна в сутки, количество и длительность
каждого дневного периода сна обеспечивают своевременное и пол
ное восстановление затраченной энергии, правильный ритм работы
и отдыха нервной системы.
3. Ритм кормления должен быть согласован с ритмом бодрст
вования и сна.
Но недостаточно только установить правильный режим, очень важно методически правильно осуществлять все режимные процессы. От того, как организовано кормление, укладывание спать, какие приемы взрослые при этом применяют, в большой степени зависит физическое развитие ребенка.
Примечание. Здесь мы не предлагаем примерные режимы жизни детей раннего возраста, они даны в действующей «Программе воспитания и обучения в детском саду» (М., 1985). Важно помнить, что, осуществляя режимные процессы, следует уделять должное внимание и индивидуальной работе с детьми. Проводить индивидуальные занятия надо во все периоды бодрствования, в свободное от ''кормления и гигиенических процедур время.
При оргайизациии проведении режимных процессов важнособлюдать определенные правила:
1. Предложения ребенку идти спать, есть и др. должны совпа
дать с его потребностью. Это возможно, если точно выполняется ре
жим, осуществляются наблюдения за поведением малыша с целью
определения его состояния.
2. Необходимо создавать условия, исключающие неприятные
ощущения ребенка. Условные связи у маленьких детей образуются
легко и быстро. И если однажды малыш был чем-то огорчен, то он
в дальнейшем будет к этому относиться негативно (например,
плотно сжимать губы при виде ложки, хотя и "хочет есть, кричать во
время умывания или купания).
3. При введении новой пищи, новой процедуры (например, об
ливания) приучать ребенка к ним следует постепенно, создавая
установку на действие.
4. Организуя проведение процедуры после игры или какой-
либо деятельности детей, готовить малышей к этому надо постепен
но, используя слово, соответствующую обстановку.
5. Начинать проведение режимного процесса следует тогда,
когда нервная система ребенка находится в спокойном состоянии.
Ничего нельзя делать в момент плача, возбуждения малыша.
6. Осуществлять индивидуальные подходы к детям, учитывая
особенности поведения и уровень развития каждого ребенка. Нель
зя обращаться ко всем детям сразу с предложением есть, показы
вать им, как надо держать ложку и пр.
7. С первых месяцев жизни малыша все свои действия, а затем
и ребенка взрослый сопровождает соответствующими словами.
Это настраивает малыша на предстоящее действие, вызывает к нему
интерес.
8. Во время каждого режимного процесса необходимо привле
кать детей к активному участию в посильном для них деле. Это соз
дает у них положительное эмоциональное отношение к процессу,
способствует формированию навыков самообслуживания.
9. Не следует допускать, чтобы ребенок долго ждал каких-либо
действий. Все процессы в дошкольном учреждении проводятся
так, чтобы малышу не надо было ждать (например, когда другие
дети будут готовы идти гулять и т. д.).
10. Необходимо соблюдать постоянство требований к ребенку,
методики проведения режимных процессов и единство методических
приемов со стороны всех взрослых, причастных к воспитанию ма
лыша.
11. Осуществлять принцип постепенности при проведении ре
жимных процессов в дошкольном учреждении.
Так, воспитательные воздействия взрослых при проведении режимных процессов направляются на поддержание положительного эмоционального состояния детей, создание установки на предстоящее действие, привлечение к нему внимания, оказание помощи малышу при выполнении им поручений, овладении необходимыми навыками.
РАЦИОНАЛЬНОЕ ПИТАНИЕ
Питание — один из основных факторов внешней среды, определяющих нормальное развитие ребенка. Оно оказывает самое непосредственное влияние на его жизнедеятельность, рост, состояние здоровья и гармоничное развитие.
Объясняется это тем, что жизнедеятельность организма сопряжена с большим расходом энергии, которая восстанавливается за счет веществ, поступающих с пищей. Энергетические потребности ребенка восполняются в основном за счет энергии, образующейся в организме при окислении углеводов и жиров.
Затрачиваемая организмом энергия зависит от возраста ребенка, вида его деятельности, климатических условий, времени года.
Рациональное питание воздействует также на развитие мозга, интеллект ребенка и функциональное состояние его нервной системы. При этом повышается устойчивость организма к различным неблагоприятным факторам внешней среды, обеспечивается высокий уровень его иммунологической реактивности, профилактика заболеваемости и снижения детской смертности.
Особенно велика роль питания в раннем возрасте, когда у ребенка происходит интенсивный процесс роста, дальнейшее совершенствование функций многих органов и систем, усиленный процесс обмена веществ, развивается моторная деятельность. У ребенка второго и третьего годов жизни1 усиленно развивае^я жевательный аппарат, увеличивается количество зубов, развиваются вкусовые восприятия, улучшаются процессы переваривания и усвоения пищи.
Интенсивный рост и развитие детей раннего возраста обусловливают относительно большую, по сравнению со взрослым, потребность в основных пищевых веществах. При этом чем меньше возраст ребенка, тем больше он в них нуждается.
Полноценное, сбалансированное питание предусматривает содержание в рационе всех основных пищевых веществ: белков, жиров, углеводов, минеральных веществ, воды — в оптимальных соотношениях, что обеспечивает правильное разностороннее развитие детей.
Таблица 2 Нормы