Чтобы росли здоровыми, умными, добрыми
РЕЖИМ
Основа нормального развития и правильного воспитания маленького ребенка — режим. Режим — это распределение во времени и определенная последовательность в удовлетворении основных физиологических потребностей организма ребенка (в активном бодрствовании, сне, пище), а также чередование различных видов деятельности во время его бодрствования.
Соблюдение режима обеспечивает физиологически необходимую продолжительность сна и бодрствования, определенное чередование всех гигиенических процессов и кормления, своевременность занятий и самостоятельных игр, прогулок, закаливающих процедур. Режим способствует нормальному функционированию организма, является основным условием своевременного и правильного физического и нервно-психического развития, бодрого настроения, спокойного поведения малыша.
В результате точного соблюдения часов сна, бодрствования, кормления и определенной их последовательности у ребенка вырабатывается динамический стереотип поведения. Благодаря этому потребность в еде, сне возникает в установленное время, и предложение взрослого идти спать, есть, гулять не вызывает у ребенка возражений. Правильный ритм охраняет нервную систему от переутомления, благоприятно влияет на качество сна, характер и длительность бодрствования. Но формирование ритмичного чередования сна и бодрствования детей во многом зависит от условий их воспитания.
Исследованиями (Н. М. Щелованов) установлены качественные изменения и закономерности развития ребенка, бодрствования и сна у детей раннего возраста. Бодрствование — это деятельное состояние коры больших полушарий головного мозга и подкорковых отделов, находящихся в активном взаимодействии с окружающей средой. Длительность периода бодрствования определяется пределом работоспособности нервной системы. Наиболее существенную роль в поддержании активного бодрствования играют зрительные впечатления, полученные из наблюдения окружающего мира. После этого необходим отдых, сон. Чем меньше ребенок, тем короче периоды его бодрствования и чаще сон.
Сон — жизненная потребность человека. Он предохраняет нервные клетки от переутомления: во время сна восстанавливается их работоспособность. Сон характеризуется прекращением реакции на внешние раздражители, понижением, ослаблением восприимчивости
органов чувств (слуха,(рения, осязания),снижением двигательной активности.
Бодрствование и сон — взаимосвязанные состояния нервной системы: после активного бодрствования наступает глубокий сон, а полноценный сон обеспечивает активное бодрствование.
У новорожденного ребенка как сон, так и бодрствование аритмичны, эти периоды возникают хаотично и многократно в течение суток, и длительность их различна. Ребенок почти все время спит, по его сон беспокойный, прерывистый.
Наличие пищевой доминанты у новорожденного ребенка позволяет в первые дни жизни (на седьмой —- десятый день) выработать у него ритм кормления. Если ребенок сам не -просыпается к кормлению, первое время его надо будить, а к*концу второй недели жизни он будет просыпаться сам.
К концу первого месяца жизни устанавливается суточный ритм сна и бодрствования, который образуется под влиянием естественных различий в окружающей среде (чередование дня и ночи), условий жизни малыша и его суточной потребности в отдыхе. Устранение внешних раздражителей, вернее, сведение их до минимума, а также усталость к концу бодрствования служат основой для наступления сна. Количество внешних раздражителей (свет, предметы, звуки), воспринимаемых ребенком, днем увеличивается, а ночью резко сокращается, поэтому периоды бодрствования приходятся на день, а сон — на ночь.
Наиболее трудным этапом формирования режима является выработка дневного ритма: чередования бодрствования, сна и кормления. Дневной ритм устанавливается к 2—2,5 месяца. Так как к этому возрасту суточный ритм уже сформирован, бодрствование становится более спокойным, устойчивым, а активность малыша, возрастает. Но приучать ребенка к правильному чередованию сна и бодрствования в течение дня надо с первого месяца жизни. Прежде всего надо создать условия для быстрого засыпания и хорошего сна, а также для активного бодрствования в установленные часы.
Самым полезным и целесообразным методом приучения ребенка к многократному засыпанию днем в первые месяцы жизни является с о н на воздухе. Малыш привыкает спать на воздухе постепенно, начиная с 20—30 минут 2 раза в день в течение нескольких дней. Затем время сна на воздухе увеличивают.
Для поддержания активного бодрствования детей с первого месяца их жизни важно воздействие разнообразных раздражителей (разумеется, соответствующих возрасту и уровню развития). Условия для бодрствования ребенка отличаются от условий для сна. Находящемуся в кроватке малышу меняют положение тела: то кладут его на живот, то опять на спину. Над кроваткой надо по-иесить игрушку, привести ее в движение; поговорить с ребенком, :»атем взять его на руки и пр. Эмоциональное общение с ребенком— одно из важных условий его активного бодрствования. Если для ребенка создаются подобные условия во время бодрство-
'1 Зак. 1109. К. Л. Печора и др.
вания, то к 2 месяцам он своевременно и быстро засыпает, просыпается к началу кормления и бодрствует определенное время, не
утомляясь.
Ритм кормления определяется суточной потребностью малыша в пище, ее объемом, усваиваемым в одно кормление, и длительностью процесса усвоения. Но, кроме того, ритм кормлений тесно связан также с ритмом бодрствования и сна и зависит от него. Например, если ребенок 2—2,5 месяца активно бодрствует в течение 1,5 часа, спит до 2—2,5 часа, не просыпаясь, и выдерживает длительные промежутки между кормлениями, то его можно переводить на следующий возрастной режим с более длительными периодами бодрствования (до 2 часов) и 6 кормлениями (через 3,5 часа). Однако если дети старше 2,5 месяца спят мало и недостаточно глубоко, если у них повышенная пищевая возбудимость (не выдерживают интервалы между кормлениями в 3,5 часа), то они нуждаются в режиме с 7 кормлениями через 3 часа и длительностью бодрствования не более 1,5 часа.
При составлении и назначении режима питания, особенно детям первого года жизни, нельзя исходить только из потребности их в пище. Ритм кормления через равные промежутки времени устанавливается с первых дней жизни малыша и сохраняется только до 9 месяцев, так как в этом возрасте даже самые незначительные опоздания с кормлением неизбежно вызывают капризы, возбуждение, крик, а это приводит к нарушению бодрствования, отказу ребенка от приема пищи. После 9—10 месяцев соблюдать одинаковые промежутки (через 4 часа) между кормлениями невозможно, так как днем ребенок спит 2 раза, период бодрствования его удлиняется. Если между двумя кормлениями ребенок сначала бодрствует, а затем спит или только спит, то промежутки между кормлениями можно увеличить до 4,5 часа. Если же между двумя кормлениями он только бодрствует, то интервал должен быть не более 3,5—3 часов, так как во время бодрствования чувство голода появляется быстрее.
Изменение ритма определяется также неоднородностью кормлений по консистенции и составу пищи, ее калорийностью, объемом и, значит, временем, через которое возникает чувство голода. Так, завтрак ребенка этого возраста менее насыщен, чем обед, но более сытный, чем полдник — самый «легкий» из всех приемов пищи. Поэтому самым коротким (3—3,5 часа) может быть интервал между полдником и ужином, а самым длинным — между обедом и полдником. Эти интервалы после 9—10 месяцев и до 3 лет у детей колеблются от 3—3,5 до 4,5 часа.
Очень важно установить правильную последовательность в удовлетворении основных физиологических потребностей ребенка. Наиболее целесообразна очередность, при которой он сначала ест, затем активно бодрствует и спит.
Ребенок может активно бодрствовать, если он выспался и поел. Кормить его надо в период наивысшего возбуждения пищевого центра, лучше всего после сна. Когда ребенок сыт, возбудимость
пищевого центра снижается, он неутомлен, следовательно, создаются наиболее благоприятные условия для активного бодрствования. Это лучшее время для общения с малышом, его обучения. Полноценный сон, в свою очередь, возможен лишь после спокойного и достаточно активного бодрствования. Равномерно и более полно пища усваивается, когда малыш бодрствует, действует, двигается. И наоборот, если процесс усвоения происходит во время сна, он беспокойно спит, сон неглубокий и поэтому не обеспечивает полноценного отдыха.
После 9—10 месяцев жизни меняется последовательность физиологических потребностей малыша, что связано (так же как и изменение ритма кормления) с увеличением длительности его бодрствования и сокращением количества дневного сна. Если до 9 месяцев каждое кормление детей совпадает с окончанием сна и началом бодрствования, то с переходом на 2 дневных сна, а затем на один необходимость в кормлении ребенка не всегда совпадает с окончанием сна. Так, к 9 месяцам угасает пищевая доминанта, усиливается интерес к окружающему, поэтому сразу после пробуждения потребность в еде не возникает и организовать кормление малыша бывает трудно. Учитывая это, утром ребенка кормят не сразу после пробуждения, а примерно через 45 минут или на 1 час. Завтрак детей от 9 месяцев до 1 года 6 месяцев организуют по мере прихода их в ясли, обед — после первого дневного сна; кормят малышей также по мере их пробуждения. Полдник проводится после второго дневного сна или перед ним. Время его определяется длительностью пребывания ребенка в учреждении. Для детей круглосуточных групп целесообразно, чтобы полдник был перед вторым дневным сном. Тогда примерно через 1,5—2 часа после сна дети получают ужин, а после второго сна им можно дать питье, фрукты, витамины и др. Если же они уходят из яслей в конце дня, полдником следует кормить после второго дневного сна. Ужин дети получают за 1 — 1 час 30 минут до ночного сна.
Ребенок после 1 года 6 месяцев спит днем один раз, поэтому кормление может быть в середине и даже в конце бодрствования (обед, ужин).
С возрастом существенно изменяется не только длительность, но и характер бодрствования ребенка, его деятельность становится более разнообразной. Это способствует поддержанию активности на протяжении все более длительного времени. Однако выносливость нервной системы все еще остается сравнительно невысокой. Поэтому длительные однообразные занятия, одно и тоже положение тела ведут к быстрому снижению активности во время бодрствования и появлению утомления. Чем моложе дети, тем больше они нуждаются в частой смене деятельности, изменении характера активности. Этим определяется и длительность занятий в детском учреждении.
Установлено, что лучшее время для занятий — первая половина бодрствования, когда нервная система ребенка находится в состоянии оптимальной возбудимости (но не сразу после еды, а спустя
30 минут). Не следует проводить занятия сразу послесил, когдаребенок еще несколько заторможен, или после прогулки, когда он утомлен, непосредственно перед едой и перед сном, особенно ночным (малыш перевозбуждается, долго не засыпает).
С изменениями длительности бодрствования, сна и перерывов между кормлениями в течение первых трех лет жизни режим меняется несколько раз. Каждый ребенок должен жить по режиму своего возраста. Но длительность бодрствования и потребность в сне у детей одного и того же возраста может быть различной в зависимости от их индивидуальных особенностей. Пристального внимания требуют дети после болезни, в период выздоровления, физически ослабленные. Вследствие меньшей выносливости и работоспособности нервной системы, ослабленные болезнью, они нуждаются в более частом отдыхе, длительном сне.
Иногда взрослые, идя на поводу у ребенка (случайный отказ от сна, длительное засыпание), преждевременно меняют режим — переводят его с трехразового дневного сна на двухразовый или с 2 дневных снов на один — на режим детей более старшего возраста. Следует помнить, что каким бы длительным ни был сон, он не может компенсировать затрат энергии при чрезмерно длительном бодрствовании малыша, в результате он переутомляется.
, Переводить детей на следующий возрастной режим надо с учетом не одного, а нескольких показателей, свидетельствующих о том, что физиологически ребенок уже подготовлен к этому. Надо учитывать: возраст ребенка; характер (систематическое очень медленное) засыпания или отказ от дневного сна; раннее пробуждение после дневного сна; сохранение активности до конца бодрствования; беспокойство после кормления и признаки голодного возбуждения, возникающего задолго до кормления (на первом году жизни).
Особенно труден для детей переход на режим с 2, затем с 1 дневным сном, так как при этом меняется не только ритм, но и последовательность проведения всех режимных процессов. Поэтому переводить на новый режим надо постепенно. Сначала сокращать длительность каждого дневного сна и увеличивать бодрствование, затем общее количество дневного сна за счет,, увеличения длительности каждого периода. До полного привыкания ребенка к новому ритму необходимо максимально сократить длительность его бодрствования, раньше накормить, сразу уложить спать и т. д. Воспитатель внимательно следит за поведением детей и своевременно сигнализирует старшему воспитателю и врачу о необходимости перевода того или иного ребенка на новый возрастной режим в соответствии с теми изменениями, которые произошли в его поведении (см. табл. 1).
Если в одной и той же группе находятся разные по возрасту дети, нуждающиеся в различном режиме сна и бодрствования, то необходимо установить 2 или 3 разных режима, четко подразделив детей на возрастные подгруппы. При разных режимах одни бодрствуют, в то время как другие спят. Это позволяет улучшить обслуживание малышей. Благодаря меньшему количеству одновременно
Гл () л и ц :\ I