Чтобы росли здоровыми, умными, добрыми

чтобы росли здоровыми, умными, добрыми - student2.ru РЕЖИМ

Основа нормального развития и правильного воспитания ма­ленького ребенка — режим. Режим — это распределение во времени и определенная последовательность в удовлетворении основных физиологических потребностей организма ребенка (в активном бодрствовании, сне, пище), а также чередование различных видов деятельности во время его бодрствования.

Соблюдение режима обеспечивает физиологически необходимую продолжительность сна и бодрствования, определенное чередование всех гигиенических процессов и кормления, своевременность за­нятий и самостоятельных игр, прогулок, закаливающих процедур. Режим способствует нормальному функционированию организма, является основным условием своевременного и правильного физи­ческого и нервно-психического развития, бодрого настроения, спо­койного поведения малыша.

В результате точного соблюдения часов сна, бодрствования, кормления и определенной их последовательности у ребенка выра­батывается динамический стереотип поведения. Благодаря этому потребность в еде, сне возникает в установленное время, и предло­жение взрослого идти спать, есть, гулять не вызывает у ребенка возражений. Правильный ритм охраняет нервную систему от пере­утомления, благоприятно влияет на качество сна, характер и дли­тельность бодрствования. Но формирование ритмичного чередо­вания сна и бодрствования детей во многом зависит от условий их воспитания.

Исследованиями (Н. М. Щелованов) установлены качественные изменения и закономерности развития ребенка, бодрствования и сна у детей раннего возраста. Бодрствование — это деятельное состояние коры больших полушарий головного мозга и подкор­ковых отделов, находящихся в активном взаимодействии с окру­жающей средой. Длительность периода бодрствования определяет­ся пределом работоспособности нервной системы. Наиболее сущест­венную роль в поддержании активного бодрствования играют зрительные впечатления, полученные из наблюдения окружающего мира. После этого необходим отдых, сон. Чем меньше ребенок, тем короче периоды его бодрствования и чаще сон.

Сон — жизненная потребность человека. Он предохраняет нерв­ные клетки от переутомления: во время сна восстанавливается их работоспособность. Сон характеризуется прекращением реакции на внешние раздражители, понижением, ослаблением восприимчивости



органов чувств (слуха,(рения, осязания),снижением двигательной активности.

Бодрствование и сон — взаимосвязанные состояния нервной сис­темы: после активного бодрствования наступает глубокий сон, а полноценный сон обеспечивает активное бодрствование.

У новорожденного ребенка как сон, так и бодрствование арит­мичны, эти периоды возникают хаотично и многократно в течение суток, и длительность их различна. Ребенок почти все время спит, по его сон беспокойный, прерывистый.

Наличие пищевой доминанты у новорожденного ребенка позволяет в первые дни жизни (на седьмой —- десятый день) выработать у него ритм кормления. Если ребенок сам не -просыпается к кормле­нию, первое время его надо будить, а к*концу второй недели жизни он будет просыпаться сам.

К концу первого месяца жизни устанавливается суточный ритм сна и бодрствования, который образуется под влиянием естественных различий в окружающей среде (чередование дня и ночи), условий жизни малыша и его суточной потребности в отдыхе. Устранение внешних раздражителей, вернее, сведение их до мини­мума, а также усталость к концу бодрствования служат основой для наступления сна. Количество внешних раздражителей (свет, пред­меты, звуки), воспринимаемых ребенком, днем увеличивается, а ночью резко сокращается, поэтому периоды бодрствования при­ходятся на день, а сон — на ночь.

Наиболее трудным этапом формирования режима является вы­работка дневного ритма: чередования бодрствования, сна и кормле­ния. Дневной ритм устанавливается к 2—2,5 месяца. Так как к это­му возрасту суточный ритм уже сформирован, бодрствование ста­новится более спокойным, устойчивым, а активность малыша, возрастает. Но приучать ребенка к правильному чередованию сна и бодрствования в течение дня надо с первого месяца жизни. Прежде всего надо создать условия для быстрого засыпания и хо­рошего сна, а также для активного бодрствования в установлен­ные часы.

Самым полезным и целесообразным методом приучения ребенка к многократному засыпанию днем в первые месяцы жизни являет­ся с о н на воздухе. Малыш привыкает спать на воздухе посте­пенно, начиная с 20—30 минут 2 раза в день в течение нескольких дней. Затем время сна на воздухе увеличивают.

Для поддержания активного бодрствования детей с первого месяца их жизни важно воздействие разнообразных раздражите­лей (разумеется, соответствующих возрасту и уровню развития). Условия для бодрствования ребенка отличаются от условий для сна. Находящемуся в кроватке малышу меняют положение тела: то кладут его на живот, то опять на спину. Над кроваткой надо по-иесить игрушку, привести ее в движение; поговорить с ребенком, :»атем взять его на руки и пр. Эмоциональное общение с ребен­ком— одно из важных условий его активного бодрствования. Ес­ли для ребенка создаются подобные условия во время бодрство-




'1 Зак. 1109. К. Л. Печора и др.



чтобы росли здоровыми, умными, добрыми - student2.ru вания, то к 2 месяцам он своевременно и быстро засыпает, про­сыпается к началу кормления и бодрствует определенное время, не

утомляясь.

Ритм кормления определяется суточной потребностью малыша в пище, ее объемом, усваиваемым в одно кормление, и длительностью процесса усвоения. Но, кроме того, ритм кормлений тесно связан также с ритмом бодрствования и сна и зависит от него. Например, если ребенок 2—2,5 месяца активно бодрствует в течение 1,5 часа, спит до 2—2,5 часа, не просыпаясь, и выдерживает длительные промежутки между кормлениями, то его можно переводить на следующий возрастной режим с более длительными периодами бодрствования (до 2 часов) и 6 кормлениями (через 3,5 часа). Однако если дети старше 2,5 месяца спят мало и недостаточно глубоко, если у них повышенная пищевая возбудимость (не выдерживают интервалы между кормлениями в 3,5 часа), то они нуждаются в режиме с 7 кормлениями через 3 часа и длительностью бодрствования не более 1,5 часа.

При составлении и назначении режима питания, особенно детям первого года жизни, нельзя исходить только из потребности их в пище. Ритм кормления через равные промежутки времени уста­навливается с первых дней жизни малыша и сохраняется только до 9 месяцев, так как в этом возрасте даже самые незначительные опоздания с кормлением неизбежно вызывают капризы, воз­буждение, крик, а это приводит к нарушению бодрствования, отказу ребенка от приема пищи. После 9—10 месяцев соблюдать одина­ковые промежутки (через 4 часа) между кормлениями невозможно, так как днем ребенок спит 2 раза, период бодрствования его удлиняется. Если между двумя кормлениями ребенок сначала бодрствует, а затем спит или только спит, то промежутки меж­ду кормлениями можно увеличить до 4,5 часа. Если же между дву­мя кормлениями он только бодрствует, то интервал должен быть не более 3,5—3 часов, так как во время бодрствования чувство го­лода появляется быстрее.

Изменение ритма определяется также неоднородностью кормле­ний по консистенции и составу пищи, ее калорийностью, объемом и, значит, временем, через которое возникает чувство голода. Так, завтрак ребенка этого возраста менее насыщен, чем обед, но более сытный, чем полдник — самый «легкий» из всех приемов пищи. Поэтому самым коротким (3—3,5 часа) может быть интервал меж­ду полдником и ужином, а самым длинным — между обедом и полдником. Эти интервалы после 9—10 месяцев и до 3 лет у детей колеблются от 3—3,5 до 4,5 часа.

Очень важно установить правильную последовательность в удов­летворении основных физиологических потребностей ребенка. Наиболее целесообразна очередность, при которой он сначала ест, затем активно бодрствует и спит.

Ребенок может активно бодрствовать, если он выспался и поел. Кормить его надо в период наивысшего возбуждения пищевого центра, лучше всего после сна. Когда ребенок сыт, возбудимость

пищевого центра снижается, он неутомлен, следовательно, создают­ся наиболее благоприятные условия для активного бодрствования. Это лучшее время для общения с малышом, его обучения. Полно­ценный сон, в свою очередь, возможен лишь после спокойного и достаточно активного бодрствования. Равномерно и более полно пища усваивается, когда малыш бодрствует, действует, двигается. И наоборот, если процесс усвоения происходит во время сна, он беспокойно спит, сон неглубокий и поэтому не обеспечивает пол­ноценного отдыха.

После 9—10 месяцев жизни меняется последовательность фи­зиологических потребностей малыша, что связано (так же как и изменение ритма кормления) с увеличением длительности его бодр­ствования и сокращением количества дневного сна. Если до 9 меся­цев каждое кормление детей совпадает с окончанием сна и нача­лом бодрствования, то с переходом на 2 дневных сна, а затем на один необходимость в кормлении ребенка не всегда совпадает с окон­чанием сна. Так, к 9 месяцам угасает пищевая доминанта, усили­вается интерес к окружающему, поэтому сразу после пробуждения потребность в еде не возникает и организовать кормление малыша бывает трудно. Учитывая это, утром ребенка кормят не сразу после пробуждения, а примерно через 45 минут или на 1 час. Завтрак детей от 9 месяцев до 1 года 6 месяцев организуют по мере прихода их в ясли, обед — после первого дневного сна; кормят малышей также по мере их пробуждения. Полдник проводится после второго дневного сна или перед ним. Время его определяется длитель­ностью пребывания ребенка в учреждении. Для детей круглосу­точных групп целесообразно, чтобы полдник был перед вторым дневным сном. Тогда примерно через 1,5—2 часа после сна дети получают ужин, а после второго сна им можно дать питье, фрук­ты, витамины и др. Если же они уходят из яслей в конце дня, полдни­ком следует кормить после второго дневного сна. Ужин дети полу­чают за 1 — 1 час 30 минут до ночного сна.

Ребенок после 1 года 6 месяцев спит днем один раз, поэтому кормление может быть в середине и даже в конце бодрствования (обед, ужин).

С возрастом существенно изменяется не только длительность, но и характер бодрствования ребенка, его деятельность становится более разнообразной. Это способствует поддержанию активности на протяжении все более длительного времени. Однако выносли­вость нервной системы все еще остается сравнительно невысокой. Поэтому длительные однообразные занятия, одно и тоже положе­ние тела ведут к быстрому снижению активности во время бодрство­вания и появлению утомления. Чем моложе дети, тем больше они нуждаются в частой смене деятельности, изменении характера ак­тивности. Этим определяется и длительность занятий в детском уч­реждении.

Установлено, что лучшее время для занятий — первая половина бодрствования, когда нервная система ребенка находится в состоя­нии оптимальной возбудимости (но не сразу после еды, а спустя

30 минут). Не следует проводить занятия сразу послесил, когдаре­бенок еще несколько заторможен, или после прогулки, когда он утомлен, непосредственно перед едой и перед сном, особенно ноч­ным (малыш перевозбуждается, долго не засыпает).

С изменениями длительности бодрствования, сна и перерывов между кормлениями в течение первых трех лет жизни режим меня­ется несколько раз. Каждый ребенок должен жить по режиму свое­го возраста. Но длительность бодрствования и потребность в сне у детей одного и того же возраста может быть различной в зависи­мости от их индивидуальных особенностей. Пристального внимания требуют дети после болезни, в период выздоровления, физически ослабленные. Вследствие меньшей выносливости и работоспособ­ности нервной системы, ослабленные болезнью, они нуждаются в более частом отдыхе, длительном сне.

Иногда взрослые, идя на поводу у ребенка (случайный отказ от сна, длительное засыпание), преждевременно меняют режим — переводят его с трехразового дневного сна на двухразовый или с 2 дневных снов на один — на режим детей более старшего возраста. Следует помнить, что каким бы длительным ни был сон, он не может компенсировать затрат энергии при чрезмерно длительном бодр­ствовании малыша, в результате он переутомляется.

, Переводить детей на следующий возрастной режим надо с уче­том не одного, а нескольких показателей, свидетельствующих о том, что физиологически ребенок уже подготовлен к этому. Надо учи­тывать: возраст ребенка; характер (систематическое очень медлен­ное) засыпания или отказ от дневного сна; раннее пробуждение после дневного сна; сохранение активности до конца бодрствования; беспо­койство после кормления и признаки голодного возбуждения, воз­никающего задолго до кормления (на первом году жизни).

Особенно труден для детей переход на режим с 2, затем с 1 днев­ным сном, так как при этом меняется не только ритм, но и последо­вательность проведения всех режимных процессов. Поэтому пере­водить на новый режим надо постепенно. Сначала сокращать дли­тельность каждого дневного сна и увеличивать бодрствование, за­тем общее количество дневного сна за счет,, увеличения длитель­ности каждого периода. До полного привыкания ребенка к новому ритму необходимо максимально сократить длительность его бодр­ствования, раньше накормить, сразу уложить спать и т. д. Воспи­татель внимательно следит за поведением детей и своевременно сигнализирует старшему воспитателю и врачу о необходимости пе­ревода того или иного ребенка на новый возрастной режим в соот­ветствии с теми изменениями, которые произошли в его поведении (см. табл. 1).

Если в одной и той же группе находятся разные по возрасту дети, нуждающиеся в различном режиме сна и бодрствования, то необ­ходимо установить 2 или 3 разных режима, четко подразделив де­тей на возрастные подгруппы. При разных режимах одни бодрству­ют, в то время как другие спят. Это позволяет улучшить обслужи­вание малышей. Благодаря меньшему количеству одновременно



Гл () л и ц :\ I

Наши рекомендации