Малыш познает окружающий мир (второй год жизни)
Ребенку — второй год. В этом возрасте формируются сложные и важные функции мозга, начинает складываться характер, формируется его поведение. Овладение ходьбой дает возможность непосредственного общения с окружающим миром, что прежде всего способствует быстрому сенсорному развитию, формированию наглядно-действенного мышления малыша. В этом возрасте формируется вторая сигнальная система и начинают развиваться основные ее функции (обобщения и отвлеченного мышления). Ребенок много движется, легко вступает в контакт со знакомыми людьми. Однако характерна неустойчивость его поведения; на фоне эмоционального подъема (радуется, смеется) он может неожиданно заплакать. Требуется особое внимание со стороны взрослых для нормализации поведения малыша, поддержания хорошего настроения.
В этом возрасте формируются некоторые социальные черты личности ребенка: любовь к близким, сочувствие сверстникам, ребенок адекватно реагирует на оценку своих действий взрослым. Ярко проявляются познавательные интересы, которые малыш активно выражает при общении со взрослым, а также первые волевые качества (стремление к результативности действий).
В этом возрасте увеличивается период бодрствования ребенка, что следует учитывать при построении режима дня. В первом полугодии это увеличение еще незначительно. Так, если годовалые дети бодрствуют 2,5—3 часа, то до 1 года 6 месяцев их бодрствование длится 3,5—4 часа, но по-прежнему они спят днем 2 раза, зато с 1 года 6 месяцев — до 5—5,5 часа. После этого ребенок спит днем 1 раз.
Бывает, что малыша переводят на одноразовый дневной сон раньше 1,5 лет. Но этого допускать не следует, так как для него утомительны большие по времени периоды бодрствования, особенно в вечерние часы.
Увеличивающаяся выносливость организма дает возможность ребенку более длительно заниматься одним видом деятельности. Так, в начале второго года он может заниматься одним и тем же делом 3—5 минут, а к концу — до 7—10 минут, если занятие ребенку интересно, то и дольше.
В психическом развитии ребенка второго года жизни можно выделить 4 периода:
1-й период—от 1 года 1 месяца до 1 года 3 месяцев;
2-й период — от 1 года 4 месяцев до 1 года 6 месяцев;
3-й период — от 1 года 7 месяцев до 1 года 9 месяцев;
4-й период — от 1 года 10 месяцев до 2 лет.
Каковы же главные достижения малыша на втором году жизни? Что формируется в этом возрасте наиболее интенсивно? Понимание речи взрослого и активная речь самого ребенка; осуществляется дальнейшее сенсорное развитие, развитие игровой деятельности, действий с предметами и движений; формирование навыков
самостоятельности. Это основные направления (мы назвали их линиями) в развитии ребенка второго года жизни. Естественно, что такое деление условно, так как каждое умение малыша формируется на основе его способностей, относящихся к разным направлениям (умение подражать, сравнивать, обобщать и др.).
Существует взаимосвязь в развитии ребенка по всем направлениям. Наиболее заметно эти связи проявляются в развитии движений малыша, опережающем формирование игровой деятельности и действий с предметами, а после 1 года 6 месяцев — ив понимании речи (что говорит о значимости этих умений для данного возраста).
Что же характерно для сенсорного развития ребенка второго года жизни?
Дети встречаются с разнообразием предметов в природе и быту. Они действенным путем познают различные свойства предметов и явления: песок сыпучий, цветы яркие, сухие листья под ногами шуршат, снег скрипит, у елки колючие ветки, шерсть котенка гладкая, мягкая. Играя с различными дидактичестши игрушками, дети учатся сравнивать, различать качества предметов (их форму, величину, цвет).
Выделение формы предмета как его основного опознавательного признака имеет большое значение в развитии восприятия малыша. Уже в этом возрасте надо учить его видеть форму шара, куба, сравнивать предметы контрастной и близкой форм, подбирать к образцу предмет такой же формы.
Довольно рано дети выделяют в предметах величину, которая для них является основным отличительным признаком. Ребенок рано различает свои вещи и вещи взрослых: маленькие ботинки, шапку, чашку и др.
В 1 год 3 месяца дети, играя с дидактическими игрушками (вкладышами, матрешками, кубами), различают две контрастные величины, а в 1 год 9 месяцев —3—4, позднее, к концу второго полугодия,— и более близкие величины. В 1 год 9 месяцев — 2 года дети подбирают к1 образцу и слову взрослого предметы, схожие по цвету. Здесь очень важно, чтобы задание взрослого было понятно ребенку, поэтому оно должно быть четко сформулировано и целесообразно, например, подобрать одного цвета парные предметы (варежки, носочки, ботинки), отличая их от других, имеющих иной цвет (к красным носочкам подбирает красные ботинки, отличая их от синих, желтых и т.д.).
Для детей второго года жизни характерна обостренность восприятия. Ничто не проходит мимо их внимания: животные, птицы, транспорт, игрушки, украшение на мамином платье. Все это очень важно для малыша: мозг его получает новую информацию, которая необходима для его развития. Однако нужно помнить, что внимание ребенка второго года жизни носит непроизвольный характер. Заставить малыша в этом возрасте быть внимательным нельзя, но заинтересовать его можно многим. Прежде всего его внимание привлекают любые изменения в окружающей обстановке:
Детей второго года жизни учат сравнивать предметы контрастных и близких форм.
новые игрушки, машина, проехавшая за окном, звонок в дверь. Постоянное рассматривание окружающих предметов развивает наблюдательность малыша: увидев несколько раз, как воспитатель кормит рыбок, он сам подходит к аквариуму, чтобы посмотреть, как они плавают. Дети не случайно бегут на горку, стоящую у окна, а специально, для того чтобы посмотреть на проезжающий мимо дома транспорт. Важно организовать жизнь ребенка таким образом, чтобы он не только видел вокруг себя большое разнообразие предметов, но и действовал с ними. В деятельности формируется его мышление.
На втором году жизни у ребенка совершенствуется понимание речи, функция обобщения; он учится подражать словам и фразам взрослого, расширяется активный словарь он овладевает некоторыми грамматическими формами и начинает пользоваться речью.
Для развития понимания речи на этом возрастном этапе характерным является то, что до 1,5 лет интенсивнее развиваются связи между предметами, действиями и их словесными обозначениями. Однако эти связи не сразу становятся устойчивыми. Бывает, что на задание взрослого, даже понимая его, ребенок реагирует не совсем правильно. Например, по просьбе «Покажи, где лошадка» смотрит на названный предмет, а подает другой. В практической работе с детьми при формировании связи словесного обозначения предмета с действиями ребенка необходимо создавать соответствующие условия, при этом постепенно усложняя задания.
Какие же словесные обозначения предметов дети могут знать в этом возрасте? Названия игрушек, предметов быта, одежды, действий, которые сами умеют выполнять (возьми, принеси, посмотри, покорми, покачай и т.д.). Дети охотно выполняют поручения взрослых: «Принеси маме тапочки, бабушке очки»,— при этом они хорошо ориентируются в своей комнате.
Постепенно кругозор их расширяется, связи между предметом и словом становятся прочнее, появляется новое в развитии понимания речи: с 1 года 6 месяцев ребенок начинает понимать речь взрослого, не подкрепленную ситуацией, т. е. с ним можно говорить о том, что он в настоящий момент не видит, при этом опираясь на прошлый опыт ребенка. Ему уже можно читать эмоциональные рассказы, четверостишия, потешки. Однако нужно помнить, что по-прежнему большое значение имеет и дальнейшее обогащение опыта малыша. Наблюдая с ним окружающую действительность, важно называть все, что он видит: действия взрослых и детей при уходе за животными, движение транспорта, впечатления от рассматривания книг. В дальнейшем вопросы взрослого, обращенные к ребенку, заставляют его обозначать воспринимаемое собственной речью, а к концу второго года они стимулируют появление первых вопросов самого ребенка (где? куда? что это?), отражающих развитие его любознательности, мышления.
Начало второго года жизни — это так называемый период наглядных обобщений, когда ребенок объединяет предметы не столько по существенным признакам, сколько по бросающемуся в гда-за внешнему сходству: цвету, величине. Затем, приобретая опыт, он может по слову взрослого обобщать предметы, ориентируясь на их существенные признаки.
По истечении 1 года 6 месяцев дети обобщают предметы не только в понимаемой речи, но и в активной. Однако при обобщении в активной речи на первых порах делают еще много ошибок. Так, например, по просьбе взрослого найти игрушки — слона, ежика — показывают их верно, а называют неправильно: собачка, рыбка. При этом малыш находит предметы, похожие на те, которые ему знакомы и которые он уже умеет называть. С развитием активной речи, приобретением опыта в умении различать близкие предметы, играя с ними, он преодолевает трудности и не допускает ошибок.
В первом полугодии формируется очень важная способность ребенка — умение подражать словам, произносимым взрослым. Однако развитие артикуляционного аппарата его таково, что в начале второго года малыш произносит слова облегченно: машина — «би-би», собачка — «ав-ав». Поэтому очень важно, чтобы взрослый давал для подражания слова «облегченные», сопровождая их словами, произнесенными правильно.
Постепенно дети начинают подражать не только словам, но и фразам. На основании способности подражать растет словарь ребенка: если к концу первого года жизни у него насчитывалось 10 слов, то в 1 год 6 месяцев—30, а к 2 годам—300 слов.
Изменяется и удельный вес речевых реакций при самостоятельном пользовании речью. Так, от 1 года до 1 года 3 месяцев преобладающей речевой реакцией является лепет ребенка, который очень разнообразен и может быть выражен целыми монологами (эмоциональные возгласы). С 1 года 3 месяцев до 1 года б месяцев увеличивается количество слов, произнесенных облегчённо, зато резко сокращается лепет. От 1 года 6 месяцев до 1. года 9 месяцев увеличивается количество слов, произнесенных правильно, т. е. ребенок уже может сказать не «*ав-ав», а «собачка», хотя само произнесение слова еще очень несовершенно и понимают его лишь близкие люди, а с 1 года 9 месяцев увеличивается количество произносимых малышом коротких фраз.
Большое достижение в развитии речи детей — появление у них вопросов: «А это?» «Какая?», что говорит об уровне их познавательной активности.
В каких же ситуациях дети больше всего пользуются теми или иными речевыми реакциями? Так, лепетом они пользуются во время ходьбы, разнообразных движений, словами — до 1 года 6 месяцев, в момент сильной заинтересованности, внезапном появлении предметов в поле зрения. После 1 года 6 месяцев дети начинают пользоваться словом и во время игры, при этом их речь часто носит необращенный характер. Например, укладывая куклу спать, малыш говорит: «спит»; кормит ее: «поела»; построит дорожку из кубиков, везет по ней машину, произносит: «би-би поехала». К концу второго года речь ребенка начинает выполнять свою основную функцию — использоваться как средство общения с окружающими и прежде всего взрослыми. Поводы обращений к взрослому довольно разнообразны: это и просьба в чем-то помочь, и жалоба, и выражение своих желаний (например, вместе поиграть), чувств удивления, радости. Дети этого возраста не только понимают несложный, хорошо знакомый сюжет, изображенный на картинке, но и умеют при этом ответить на некоторые вопросы взрослого.
Необходимым условием для проявления ребенком речевой активности является его игровая, двигательная деятельность, общение со взрослым, организация специальных занятий, способствующих развитию речи. На таких занятиях решаются задачи формирования у детей потребности в речевом общении со взрослым.
Если у них в этом будет потребность, желание сказать что-то взрослому, они будут пользоваться речью. Дети общаются с тем взрослым, который им близок, с которым имеется частый, тесный эмоционально-деловой контакт.
Особое значение для ребенка второго года жизни имеет развитие его игровой деятельности и действий с предметами. В начале второго года игра ребенка сводится к различным действиям с предметами, которыми малыш начал овладевать еще к концу первого года жизни: он открывает и закрывает матрешку, накладывает один кубик на другой, снимает кольца с пирамиды и надевает их обратно. Действуя с предметами, он практически знакомится с их свойствами, учится их сравнивать, сопоставлять; действуя так, он мыслит. Постепенно действия с предметами на основе уже развитой способности подражания, развития координации движений рук приобретают более сложный характер. Малыш ставит кирпичики на узкую грань, делает перекрытия, воспроизводя знакомые постройки — поезд, скамейку и т. д.
У детей 1 года 3 месяцев —1 года 6 месяцев появляются новые действия, которые ранее специально не разучивались, те, которые он увидел сам, приглядываясь к деятельности взрослых и старших ребят: качает куклу в кроватке, кормит, копируя действия мамы, бросает камешки и прыгает на одной ножке так, как это делают старшие дети, играя в «классики», прикладывает бумагу к спинке куклы-медведя и ставит ему «горчичники». Это так называемые отобразительные действия. В конце второго года у ребенка появляются последовательные действия (например, наливает воду и дает кукле пить). Поскольку в первом полугодии малыш находится во власти зрительных восприятий, опыт его незначителен, игра неустойчива, поэтому ситуацию для игры готовит взрослый. Во втором полугодии игра приобретает более устойчивые формы. Ребенок разнообразно действует с одним и тем же предметом, и если в первом полугодии он занят одним видом деятельности 2—4 минуты, то к 2 годам — до 5—7 минут, сопровождая свои действия словом. Постепенно в игре формируется мышление, ребенок теперь использует предметы-заменители (воображаемые предметы), подражая при этом действиям взрослого, переносит эти действия в другие игры. Так, например, воспитатель в совместной игре \с ребенком показывает, как он умывает куклу под воображаемым краном, наливает воду в таз, мылит кукле голову (трет кубиком). Ребенок, подражая воспитателю, «наливает» воду в чашку, чтобы напоить куклу, при этом несет чашку осторожно, стараясь не пролить воображаемую воду.
К концу второго года жизни в игре детей появляются некоторые согласованные действия: они, играя, кормят друг друга, вместе строят, рассматривают книги. Все чаще свои действия они сопровождают словом, в их играх проявляются эмоции: интерес, удивление, радость от достижения результата или по поводу новых игрушек, а также и более сложные: нежность, чувство вины за свой проступок. Так, девочка купает куклу (голыша), нежно прижимает
воображаемые |
К концу второго года жизни ребенок в своих играх «использует
предметы.
ее к себе, целует, улыбается. Мальчик нечаянно ударил головой ровесника; видя, что тот заплакал, подошел к нему, заглянул в глаза, погладил его.
На втором году жизни у ребенка формируются такие качества личности, как доброжелательность в отношениях с окружающими, сочувствие другому ребенку. Дети самостоятельно вступают
в деловые отношения со взрослым по поводу игр, реагируя на оценку их действий взрослым, проявляют адекватную реакцию. Так, например, малыш непоследовательно (не по размеру) надевает кольца на стержень пирамиды. Воспитатель, оценивая его действия, говорит, что он надевает неправильно. «Неправильно?» — повторяет ребенок и пытается сделать так, как показал воспитатель. Каждый раз, надевая кольцо, малыш обращается уже к рядом сидящим, спрашивает: «Маленькое? Большое?» Сравнивает два кольца и надевает их так, как показал воспитатель.
В самостоятельной деятельности дети овладевают различными движениями. В начале второго года жизни ходьба ребенка еще недостаточно координирована: ему трудно пройти по прямой, ямки, бугорки на улице, камешки, трава — все это сложные для него препятствия. Он наталкивается на предметы, легко может столкнуться с другим ребенком, не готовится заранее к преодолению препятствия, чтобы, скажем, переступить порог или перешагнуть через ямку.
Постепенно ходьба совершенствуется — дети начинают хорошо ходить н"е только по гладкому полу, но и по траве, взбираются на бугорки, ходят по лестнице (с помощью взрослого). Совершенствуется лазанье, бросание; дети влезают на горку, диван, стул, перелезают через различные преграды (бревно, скамейку, диван); движения становятся более ловкими, координированными. В этом возрасте ребенок постепенно начинает овладевать простыми плясовыми движениями.