Обучение делится на преподавание и учение.
Преподавание- упорядоченная деятельность педагога, направленная на реализацию цели обучения, обеспечение информирования, осознания и практического применения знаний.
Учение- процесс деятельности учащегося по освоению знаний, умений и навыков (опыта, творчества и эмоционально-ценностных отношений), в ходе которого возникают новые формы поведения и деятельности, применяются ранее приобретенные знания и навыки.
Деятельность педагога – система действий, направленная на организацию условий для учебно-познавательной деятельности учеников. Этапы: подготовительный (планирование уч. процесса, его содержания и технологии), собственно обучающий (мотивационная и операционнопознавательная деятельность), контролирующий и аналитикокорректировочный (деятельностный подход к обучению).
Деятельность учащегося (освоение уч. материала) – целенаправленная, мотивированная, саморегулируемая, преобразующая деятельность по овладению, переработке, хранению и применению системы знаний, в результате которой происходит развитие и воспитание личности. Компоненты: содержательно-операционный (знание и способы аналитикосинтетической деятельности), ориентировочный (принятие цели, норм, и правил учебно-познавательной деятельности); энергетический (воля, эмоции), мотивационно-оценочный (отношение человека к уч. деятельности и осваиваемым знаниям).
Саморазвитие участников процесса обучения (педагога и учащихся), которое рассматривается как активное, последовательное, прогрессивное и необратимое изменение психологического статуса личности на основе потребности в самосовершенствовании.
Этапы процесса обучения.
1. Восприятие учащимися учебного материала. Сущность этого познавательного действия состоит в том, что учащиеся с помощью органов чувств, т.е. слуховых, зрительных, осязательных и обонятельных ощущений, воспринимают внешние свойства, особенности и признаки изучаемых предметов и явлений. Восприятие – отражение в сознании человека ощущаемых внешних свойств, качеств и признаков познаваемых явлений, предметов, процессов.
2. Осмысление изучаемого материала. Процесс осмысления изучаемого материала отличается большой сложностью. Нужно подчеркнуть, что мышление работает только тогда, когда для этого в сознании имеется определенное количество представлений, примеров, фактов. Чем больше в сознании учащихся образовано представлений, чем они четче и ярче, тем больше имеется материала для работы мысли. Этот процесс включает в себя следующие мыслительные операции:
а) анализ воспринятых свойств и признаков изучаемых явлений,
б) логическую группировку существенных и несущественных
признаков и свойств изучаемых явлений,
в) «мысленное» постижение сущности (причин и следствий) изучаемых предметов и явлений и формулирование обобщающих выводов, понятий, законов и мировоззренческих идей,
г) проверку обоснованности, истинности сделанных выводов.
В конечном итоге результатом осмысления учащимися изучаемого материала являются его понимание, осознание причин и следствий познаваемых предметов и формирование понятий. Но также учащиеся учатся и сравнивать и анализировать изучаемые явления, вычленять их существенные и несущественные признаки, а также формируется способность к выдвижению гипотез и теоретическим обобщениям, т.е. происходит умственное развитие.
3. Познавательная деятельность по запоминанию изучаемого материала. Запоминание изучаемого материала не имеет ничего общего с его механическим зазубриванием. Оно должно базироваться на глубоком и всестороннем осмыслении и понимании усваиваемых знаний.
Запоминание бывает концентрированным(осуществляются в один присест) и рассредоточенным (усвоение изучаемого материала осуществляются в несколько приемов и рассредоточивается по времени). При концентрированном запоминании знания переходят в оперативную, кратковременную память и быстро забываются. Рассредоточенное запоминание способствует переводу знаний в память долговременную. Вот почему в процессе обучения целесообразно пользоваться приемами рассредоточенного запоминания.
4. Применение усвоенных знаний на практике. Умения, навыки и творческие способности формируются и развиваются в процессе организации многократных упражнений. С помощью упражнений у обучаемых вырабатываются умения решения задач, умения обращаться с приборами и т.д.
20 Воспитание- это культуросообразный, социо - и личностно ориентированный педагогический процесс, направленный на приобщение ребенка к ценностям культуры, овладение им социальным опытом, развитие ценностно-смысловой сферы его сознания, становление его личности и индивидуальности.
2. Функции воспитания:
а) создание условий для целенаправленного развития членов общества и удовлетворения ими ряда потребностей
б) подготовка необходимого для развития общества «человеческого капитала», в достаточной мере адекватного общественной культуре;
в) обеспечение стабильности общественной жизни через трансляцию культуры;
г) регулирование действий членов общества в рамках социальных отношений с учетом интересов половозрастных и социально-профессиональных групп.
Почему мы называем воспитание социальным институтом?
Как социальный институт воспитание располагает средствами (духовными, материальными, финансовыми) и организациями, необходимыми для реализации присущих ему функций. Оно имеет набор социальных ролей: старшие члены семьи, священнослужители; организаторы социального воспитания на гос., региональном, муниципальном и локальном уровнях; воспитатели-профессионалы (учителя, тренеры, воспитатели и гувернеры, соц. работники и пр.), воспитателиволонтеры (работающие на общественных началах), лидеры криминальных и тоталитарных сообществ; воспитуемые различного возраста, половой и социально-культурной принадлежности.
Общая цель воспитания – всестороннее и гармоничное развитие личности. Древнейшие философы считали: цель воспитания – формирование гармонично развитой личности, центральными качествами которой являются мудрость, здоровье, благородство. В средние века почти повсеместно на Земле господствовала идея подчинения и служения человека Богу. В значительной мере она в несколько измененном виде сохранилась и до нашего времени. В человеческом обществе немало религиозных учений. Каждое из них имеет свои особенности. Общим для всех в отношении цели воспитания является формирование такой личности, которая на Земле все свои мысли и дела посвятила бы служению Господу. Смирение, посвящение дел своих церкви, усердие в исполнении религиозных обрядов, стойкость в вере и отстаивание ее интересов, понимание неотвратимости наказания за грехи – на этих положениях основано воспитание во всех религиозных школах.
В эпоху Возрождения поэты и художники (Данте, Рафаэль и др.) вновь обращаются к идее человека, возвышению его роли в обществе, провозглашаются безграничные возможности воли и разума. Великие географические открытия в астрономии и биологии дали мощный толчок развитию философии активного преобразования мира, инициативы, предприимчивости, индивидуальной ответственности. В этот период наблюдается возвращение к идее гармоничного развития личности.
Результаты и эффективность воспитания в условиях современного общества определяются не столько тем, как оно обеспечивает усвоение и воспроизводство человеком культурных ценностей и социального опыта, сколько готовностью и подготовленностью членов общества к сознательнойактивной и самостоятельной творческой деятельности, позволяющей имставить и решать задачи, не имеющие аналогов в опыте прошлых поколений.Важнейший результат воспитания – готовность и способность человека к самоизменению (самостроительству, самовоспитанию)