Человек, способствующий обучению
Обеспечивает:
Создание плана поэтапного обучения, проверку усвоения материала и правильности действий, помощь ученикам в приобретении и тренировке навыков самоуправления: помогаем им лучше узнать себя, обеспечивает их необходимой информацией, анализирует предпринимаемые действия, помогает преодолеть процесс перехода
Рис.5.1. Роли наставника
Очевидно, что отношения, формирующиеся между наставником и ученицей, являются ключом к успеху программы. Ди объясняет это так:
Ученицы часто сообщают, что сам факт того,' что наставник не получает деньги за свою работу, приводил к изменениям. «Поскольку я знаю, что ей не платят за время, потраченное на меня, мне кажется, что она на самом деле хочет заниматься этим. Кроме того, наши отношения могут прекратиться по инициативе любой из нас, и после этого мне не придется покидать А20 — и это добавляет мне сил.» Комментарии других участниц программы касались новизны ситуации: многие из них в своей жизни встречались с профессионалами всех сортов — с социальными работниками,
126 ■ Глава 5. Катализаторы возникновения новой профессии
должностными лицами, осуществляющими надзор за условно осужденными, инспекторами здравоохранения, — но видели очень мало обычных взрослых людей, которые выслушивали и принимали бы их всерьез. Наставник предлагает совершенно отличный от прежних тип отношений.
Особенно интересна роль наставника — «человек, способствующий обучению», и Ди называет следующие ключевые пункты, усваиваемые ученицами:
• Передо мной открыто множество возможностей, как профессио
нальных, так и личных:
Я никогда не встречала женщин, которые выполняли бы такую работу, как Лайза. По правде говоря, я знаю немногих взрослых людей, работа которых заслуживает такого уважения.
Шона позволила мне переосмыслить мои отношения с Крисом. Я не могла разговаривать с моей семьей — все они думали, что он — отличная партия и что я должна быть благодарна за то, что он у меня есть.
• При наличии поддержки можно справиться со своими эмоциями
и поведением:
Я на самом деле очень ценю то, что у меня есть человек, с которым я могу поболтать, когда меня все достает и кончается терпение. Раньше я вылетала из школы или с работы, потому что сходила с ума из-за домашних проблем и ни о чем другом не могла думать. Шэнназ позволила мне высказать ужасные вещи, а затем помогла выработать способ справиться со всем этим. Я бы уже несколько лет назад ушла из А20, если бы не она; я остаюсь здесь из-за нее.
• С семейными или личными потрясениями можно справляться, их
вполне можно пережить:
Кэти немного рассказала мне о том, что происходило с ней, когда она была в моем возрасте. Я бы никогда не подумала, что с нее могло такое произойти — она кажется весьма уравновешенной и разумной. Может быть, у меня еще есть надежда!
• У меня есть много не выявленных пока навыков и способностей:
Фиона была действительно впечатлена тем, как у меня получается жонглировать словами, переворачивать все с ног на голову. Сначала я думала, что она шутит: ведь никто никогда еще не говорил мне, что я делаю что-то хорошо. Наверное, я принимала это как должное — вам просто приходится смириться с этим, не так ли?
Обучающий наставник ■ 127
Процесс обучения отражен в цикле Колба: опыт — осмысление — анализ — планирование действий (Learning Cycle of Experience — Reflection, Analysis and Action Planning; Kolb, 1975). На простом языке он описывается следующим образом:
Когда что-то происходит, мы обсуждаем это событие, затем буквально «потрошим» его, чтобы извлечь из всего этого смысл. Затем мы решаем, что можно сделать — что могу сделать я, что можете вы, что может кто-то еще. Возможно, мы проверим некоторые гипотезы, отрепетируем некоторые линии развития событий, будем тренировать некоторые навыки, получим определенную информацию и затем в следующий раз обретем контроль над событиями.
Обучающий наставник
Не так давно правительство объявило о создании новой полноценной должности в государственной системе образования, которая называется «обучающий наставник». Возможно, эта разработка является наиболее значительным подтверждением силы наставничества как нового подхода к обучению. Кроме того, по нашему мнению, это является свидетельством возникновения новой профессии. Поначалу она будет восприниматься как профессия «общественного наставника», но связь с «корпоративным» и «квалификационным» наставничеством и фактически с профессиональным корпоративным коучингом неизбежно приведет к появлению профессии «коуч-наставник».
Заявлены следующие цели программы «Обучающий наставник» (на первое время — 1000 постов):
• Посредством создания сети профессионально подготовленных обучающих наставников гарантировать, что каждому ребенку школьного возраста, обучающемуся в городской государственной школе, будет предоставлена возможность обратиться к наставнику за помощью по преодолению препятствий индивидуальному обучению как в школе, так и за ее пределами.
• Помочь наиболее нуждающимся в помощи — детям, проживающим в неблагополучных районах, особенно тем, кто находятся в неблагоприятных с различных точек зрения условиях.
• Повысить стандарты и снизить количество прогулов в целевых областях и исключений из школы, а также помочь местным образо-
128 ■ Глава 5. Катализаторы возникновения новой профессии
вательным учреждениям и школам успешно снижать процент прогулов и исключений, а также достигать других целей, релевантных этой проблеме.
• Предоставить дополнительное место работы учителям и священ
никам, сотрудничающим со школами, а также оказывать помощь
другим организациям, помогающим детям и их семьям вне шко
лы, таким как социальные службы, службы помощи молодежи,
служба благополучного образования, служба надзора за трудны
ми подростками и профессиональная консультация, а также об
щественным социальным работникам и волонтерам.
Это грандиозные планы, и их осуществлению способствует государственное финансирование. Мы уверены, что они могут стать катализатором слияния с другой коучинговой и наставнической деятельностью в общественном и частном секторах, в том числе и с уже существующими организациями, как, например, Национальный консорциум наставников, Европейский центр наставничества и Институт развития и персонала. Однако опубликованные правила набора обучающих наставников выявляют различия в предполагаемых способах осуществления наставничества этого типа. Согласно этой инструкции, ключевые навыки и компетенции обучающих наставников должны включать:
• Способность вступать в контакт и конструктивно общаться с самыми разными молодыми людьми и их семьями/опекунами, имеющими самую разную этническую и социальную принадлежность.
• Способность эффективно работать с учительским персоналом и школьной администрацией и повышать их навыки общения с учащимися.
• Умение работать с другими людьми, способность рассматривать и оценивать молодых людей и их семейные условия и планировать адекватные ответные действия, при необходимости обращаясь за советом к школе и внешним консультантам и экспертам.
• Составление письменных отчетов о работе с молодыми людьми и умение видеть потребности ребенка в системе.
• Желание сделать что-то полезное для молодых людей, понять их потребности и образ мыслей.
• Знание принципов эффективной работы и построения сети контактов с различными вспомогательными службами как в обще-
Обучающий наставник ■ 129
ственном, так и в частном секторе и умение применять их на практике; способность привлекать различные ресурсы помощи, информации, возможностей и руководства.
• Способность идентифицировать потенциальные препятствия обучению и совместно с учеником разрабатывать стратегии их преодоления.
• Понимание роли наставника как долговременной деятельности, нацеленной на достижение целей плана обучения, а не быстрого разрешения проблемных вопросов и трудностей.
• Способность совместно с каждым учеником устанавливать цели в процессе формирования плана учебных действий.
• Наставник должен обладать временем, желанием и энергией для установления взаимоотношений.
• Наставник должен идти в ногу с современными разработками и достижениями.
• Наставник должен обладать навыками консультирования, фасилитации, создания сети контактов, развития других людей.
• Готовность и способность учиться и видеть потенциальные выгоды.
Эта инструкция выдвигает много требований. Она также предполагает, даже требует, создания инфраструктуры контакта и коммуникации не только между обучающими наставниками, но и с другими специалистами, работающими в общественном и частном секторах. Тогда как эта инициатива продвигается параллельно с другими начинаниями правительства (например, 3000 бизнес-наставников для работы с учителями, 1000 добровольных бизнес-наставников для работы с администрацией), требование признать новую профессию очень сильно. Стоит отметить, что многие менеджеры, вовлеченные в упомянутые нами системы корпоративного коучинга и наставничества, уже нашли профессиональные определения для коучинга и наставничества. Это усиливает наше мнение о том, что новые профессионалы вполне могут называть себя «коучами-наставниками».
Что касается профессиональной подготовки новых обучающих наставников, то пока в исходной документации значится только слабый намек на то, что им «будет предоставлено первоначальное (обязательное) обучение». Хотя новая роль требует главным образом проявления личной инициативы, это, вероятно, мудрое решение. Но опасность
9-115
130 ■ Глава 5. Катализаторы возникновения новой профессии
заключается в том, что в официальном мышлении будет преобладать именно подход «курса обучения», несмотря на то что, как мы знаем, этому методу свойственны ограничения, проявляющиеся при обучении таким специфическим видам навыков и компетенций.
Другая реальная опасность состоит в том, что так называемое «лобби терапевтов и социальных работников» может занять доминирующее положение в дискуссиях о природе развития необходимых навыков и о требуемых профессиональных стандартах. Как показывают наши собственные теоретические разработки, необходима четкая формулировка определений и стандартов, основанная на контексте осуществления коучинга и наставничества. Необходимые в контексте общины забота и сензитивность вовсе не обязательно должны переноситься в другие, более «грубые» среды. Лоббистов «терапевтов и социальных работников» может расстраивать, что в некоторых организационных и правительственных кругах их профессия не всегда получает достойную оценку. Однако предубеждения должны быть отодвинуты в сторону. Дискуссии о будущих направлениях были бы более успешными, если бы они проходили в атмосфере открытости, взаимного доверия и уважения, чрезвычайно необходимых для успешного коучинга и наставничества.
Вызов заключается в том, чтобы разработать и новые программы развития, и новый подход к установлению национальных стандартов и квалификаций, эффективно удовлетворяющих разнообразные потребности формирующейся профессии. Одним из аспектов этих разработок будет согласование профессионального языка и теоретических моделей, на которых будут базироваться новые стандарты.
Инициатива создания профессии «обучающего наставника» и программы А20 — всего лишь два примера «общественного наставничества». Однако в них содержатся многие ключевые элементы всех общественных программ. Комментарии Ди помогли нам лучше понять сходства и различия «корпоративного», «квалификационного» и «общественного» наставничества. Несомненно, общественный наставник применяет ту же базовую четырехэтапную модель «анализ — план — реализация — оценка», которая используется и «корпоративными коуч-наставниками», и «квалификационными наставниками». Однако существующие различия в языке и моделях поведения общественных наставников, вероятно, лучше всего отражаются в приведенной ниже модели:
Обучающий наставник ■ 131
Стадия 1 Понимание и принятие |
Стадия 4 Обзор результатов и поддержание импульса |
Стадия 2 Мотивация к действиям |
Стадия 3 Поддержка плана |
Рис. 5.2