Преимущества СМАЙЛ и культуры коучинга и наставничества

Сама Дайана чувствует, что программа дала ей:

Возможность исследовать мой стиль лидерства и управления, так как это моя первая должность управляющего компанией и у меня еще не было опыта, к которому я могла бы обратиться... Она дала мне элемент комфорта... и уверенности.

Программа помогла команде менеджеров узнать и усвоить:

Кто в их команде может дать результат, способный повлиять на бизнес... Она помогла им отступить назад и задать вопрос: «Правильные ли люди собраны в моей команде, и могу ли я с их помощью достичь целей своего бизнеса?»

Что происходит на практике? ■ 119

Что касается бизнеса, то о СМАЙЛ и культуре коучинга/наставничества можно сказать следующее:

Одним из самых больших успехов этой программы можно назвать разрушение барьеров... если у учеников есть свое мнение, они чувствуют, что могут выразить его, не опасаясь, что это вызовет «карательные действия». Теперь они чувствуют, что если у них есть мысли и идеи, мы будем выслушивать их... Это открыло сознание людей для принятия ответственности... Вы не можете добиться улучшения без того, чтобы люди поняли, за что же они несут ответственность. Это заставило их осознать, что они должны делать все самостоятельно и не полагаться на других. Чтобы вся компания поняла это, потребуется некоторое время, но я считаю, что и сейчас возникает большее доверие, идет обмен мнениями и информацией, улучшилась командная работа и исчезли некоторые барьеры. Люди чувствуют, что они могут быть полезными, могут выражать идеи и мнения, которые будут полезны компании в целом.

Надеемся, культура коучинга/наставничества обретет статус-кво:

СМАЙЛ имеет отношение к продвижению бизнеса, но не является инициативой как таковой, «вещью в себе»... Эта инициатива должна внедряться и не рассматриваться как одноразовое мероприятие...

Факторы, более всего отвечающие за успех данного вида деятельности, таковы:

• Преданность команды менеджеров организации.

• Готовность ученика «продвигаться вперед».

• Фундаментальная и страстная вера Дайаны в то, что программа — отличный способ достичь успеха в бизнесе.

Последний визит консультанта «Инвестиций в сотрудников», проводившего процедуру ассессмента, подтвердил, что положение дел в организации изменяется к лучшему. Он сообщил, что «среда компании благоприятна для бизнеса», ее сотрудники чувствуют, что к их мнению прислушиваются, они могут доверять своим менеджерам, они видят, что их ценят, и понимают, что могут сами влиять на успех компании. По мнению консультанта, люди стали мыслить более самостоятельно, а их мышление стало более системным, распространилось за пределы текущих задач. Дайана знала, что «это произошло благодаря упорству и большой проделанной работе, а не стечению счастливых обстоятельств. Временами было бы проще отказаться от своей затеи,




120 ■ Глава 4. Наставничество: слияние теории и практики

но мы все чувствовали свою ответственность и, приложив много усилий, преодолели тяжелые времена».

Каждый из этих четырех примеров иллюстрирует разные случаи разработки модели обучения, подходящей к специфическому контексту, и последующее гибкое и практичное ее применение. Теперь читатель тоже может ясно представить себе, почему мы считаем, что термин «коуч-наставник» абсолютно точно описывает то, что происходит на практике как в контексте обучения и получения квалификации, так и в корпоративной среде.

Следующее упражнение предполагает проверку самооценки, оно также может помочь вам сделать вывод о вашей текущей компетентности как «корпоративного» или «квалификационного» наставника.

Критерии компетентности

Руководство по проведению оценки

Существуют три уровня оценки, выделенных на основе обычной логики:
Отлично Превосходное соблюдение стандартов

Удовлетворительно Приемлемый уровень

Необходима помощь Содержание пункта, заслужившего такую оценку, само себя объясняет и является информацией, на основании которой нужно строить План личного развития

Стадия 1: Утверждение плана развития

Вы определяете специфические потребности ученика и согласовываете с ним схему руководства по их удовлетворению

Вы гарантируете объективность и беспристрастность предоставляемой вами информации и руководства и принимаете в расчет индивидуальные стили обучения и контекст обучения

Вы гарантируете, что предоставляемые вами советы и информация будут адекватными в случае выбора любого подходящего квалификационного процесса




□ Отлично

□ Удовлетворительно

□ Необходима помощь

□ Отлично

□ Удовлетворительно

□ Необходима помощь

□ Отлично

□ Удовлетворительно

□ Необходима помощь

Что происходит на практике? ■ 121

Стадия 1: Утверждение плана развития

Вы поощряете самостоятельную оценку учеником своих качеств и навыков для развития самосознания

Вы подтверждаете, что цели развития, которые ставит перед собой ученик, соответствуют критериям SMART

□ Отлично

□ Удовлетворительно

□ Необходима помощь

□ Отлично

□ Удовлетворительно

□ Необходима помощь

Стадия 2: Содействие самостоятельному управлению обучением

Вы помогаете ученику определить спектр факторов, которые необходимо взять под контроль, чтобы достигнуть целей обучения; в число факторов входят требуемые навыки и необходимые ресурсы

Вы помогаете ученику определить причины любых возникающих трудностей и поощряете его самостоятельно разрабатывать их решения

Вы гарантируете, что ваши советы и практические рекомендации ни в коем случае не осложнят отношения ученика и его непосредственного начальника

□ Отлично

□ Удовлетворительно

□ Необходима помощь

□ Отлично

□ Удовлетворительно

□ Необходима помощь

□ Отлично

□ Удовлетворительно

□ Необходима помощь



Вы четко объясняете, какого рода поддержку будете оказывать ученику в его обучении

□ Отлично

□ Удовлетворительно

□ Необходима помощь

Стадия 3: Обеспечение поддержки в ходе реализации плана развития

Вы согласовываете план регулярных встреч и обеспечиваете возможность связи с вами на случай, если возникает потребность в поддержке

□ Отлично

□ Удовлетворительно

□ Необходима помощь



Вы никогда не навязываете мнения и предложения и в случае необходимости делаете ссылки на иные источники помощи

□ Отлично

□ Удовлетворительно □ Необходима помощь



Вы гарантируете, что руководство учеником осуществляется своевременно, его уровень и темпы адекватны и оно осуществляется объективно

□ Отлично

□ Удовлетворительно

□ Необходима помощь

122 ■ Глава 4. Наставничество: слияние теории и практики

Стадия 3: Обеспечение поддержки в ходе реализации плана развития

Вы проводите обсуждения и делаете выводы таким образом, чтобы они способствовали созданию эффективных рабочих отношений

Вы способствуете тому, чтобы ошибки и недочеты рассматривались учеником как возможности для обучения, и укрепляете уверенность и мотивацию ученика к достижению целей

□ Отлично

□ Удовлетворительно

□ Необходима помощь

□ Отлично

□ Удовлетворительно

□ Необходима помощь

Стадия 4: Помощь в оценке успешности

Вы содействуете проведению непосредственными начальниками формальной оценки ПЛР

□ Отлично

□ Удовлетворительно

□ Необходима помощь



Вы обеспечиваете тщательную подготовку к формальной оценке, анализируя достижение стандартов со сверстниками и коллегами

Вы помогаете выявить любые факторы, замедляющие процесс обучения, а также определить любые неожиданные преимущества, которые приобретаются учеником в ходе занятий

Вы обеспечиваете ученику поддержку и поощрение в практическом применении изученного

Вы мотивируете ученика ставить новые цели развития и помогаете ему определить, какая поддержка будет ему необходима

В случае необходимости вы гарантируете, что отношения ученика и наставника завершаются на конструктивной и позитивной ноте

□ Отлично

□ Удовлетворительно

□ Необходима помощь

□ Отлично

□ Удовлетворительно

□ Необходима помощь

□ Отлично

□ Удовлетворительно

□ Необходима помощь

□ Отлично

□ Удовлетворительно
D Необходима помощь

□ Отлично

□ Удовлетворительно
D Необходима помощь

Рис. 4.2. Оценка компетентности

Глава 5

Наши рекомендации