Выбор наилучших стратегий обучения
Лишь для очень немногих счастливчиков обучение — легкое дело. Одна из основных причин этой печальной ситуации заключается в том, что большинство из нас прошли обучение одним и тем же стандартным способом. Мы знаем, что, если бы нам предоставили такой шанс, мы предпочли бы обучаться более подходящими для нас способами. Почему бы не помочь людям начать учиться так, как им самим удобно, и таким образом «облегчить» их обучение? Чтобы сделать это, коучу-наставнику необходимо познакомиться по меньшей мере с основными принципами теории человеческого научения. Начать он может с исследования своих собственных подходов и предпочтений.
Сегодня нам многое известно о наиболее эффективных путях обучения взрослых. Некоторые авторы полагают, что существуют три ключевых вопроса, на которые вы должны ответить, прежде чем начать выяснять, какой подход вам наиболее подходит:
• Какую информацию вы воспринимаете лучше всего: аудио, зрительную, передаваемую с помощью движения или прикосновения?
• Как вы организуете и обрабатываете получаемую вами информацию; какое полушарие — правое или левое — является у вас доминирующим? Ваше мышление устроено аналитически или вы воспринимаете ситуации целиком?
• Какие условия необходимы, чтобы помочь вам принимать и сохранять информацию, которую вы заучиваете, — какие эмоциональные, социальные, физические и внешние факторы при этом задействуются?
Другие авторы подчеркивают различия в «способности людей к обучению» или их умениях:
• Хорошо говорить и писать.
• Рассуждать, считать и решать логические задачи.
• Рисовать, делать красивые фотографии или создавать скульптуры.
• Использовать свои руки и тело.
• Сочинять песни, петь или играть на музыкальных инструментах.
• Выстраивать отношения (общаться) с другими людьми.
• Понимать их внутренние чувства.
Одна из авторов, Дженни Мэддерн, запечатлела важность понимания принципов работы мозга в своем иллюстрированном издании «Ускоренное обучение» (Accelerate Learning, Maddern, 1994). Особенно она подчеркнула (рис. 2.2), что:
Эмоциональный интеллект ■ 39
Цвет Образ) Ритм Целое |
Лимбическая система ■ эмоции ■ долговременная память |
Слова Числа Логика Части
Примитивный мозг
■ борьба и полет
■ защита
«Эмоциональное наполнение процесса обучения неизбежно, поскольку обучение начинается в ответственных за эмоции отделах головного мозга».
Копии Роуз
Рис.2.2. Характер обучения должен совпадать с предпочитаемым способом деятельности мозга
Эмоциональный интеллект
По мере того как расширялись наши представления о принципах работы мозга, становилось все очевиднее, что существует важная взаимосвязь между нашим научением и нашими эмоциями. В литературе эта область интересов часто обозначается термином «эмоциональный интеллект»(emotional intelligence), и, по заявлениям исследователей, она является гораздо более точным предсказателем будущей успешности человека, чем ставшие традиционными методы измерения коэффициента интеллекта и оценка успешности обучения, происходящего в академических условиях. Основными разработчиками этой теории обычно считаются американские академики Джон Д. Май-ер и Питер Саловей, хотя наиболее известным автором, пишущим на эту тему, является журналист от науки Дэниел Гоулмен. Майер определяет эмоциональный интеллекткак
способность воспринимать, интегрировать, понимать и рефлексивно управлять собственными чувствами и чувствами других людей.
40 ■ Глава 2. Как помочь людям научиться учиться
Ученые заявляют, что существование разных «интеллектов» помогает объяснить, почему традиционное доминирование академического обучения и подготовки так часто приводит к неудачам. Главный вклад Гоулмана состоял в том, что он перевел огромное количество данных научных исследований, посвященных этой теме, на язык, понятный людям, не имеющим ученых степеней. Таким образом, он предоставил кредит доверия новым, более сложным и тонким методологиям обучения, необходимость которых уже давно поняли практики, хотя до недавнего времени они не могли убедить в этом политиков и людей, управляющих страной. Проще говоря, сегодня возможно научно доказать, почему и знание фактов, и обучение техническим навыкам, и развитие личностных способностей связаны с деятельностью различных отделов головного мозга и поэтому требуют различных подходов и, что наиболее важно, совершенно разного временного распорядка (Emotional Intelligence, Goleman, 1996).
Предпочтения в обучении
Очевидно, что существует целый ряд переменных, которые необходимо учитывать при размышлении о том, как сделать обучение более легким. Часто ценные практические идеи приходят, если обучение рассматривается как некий процесс.
Обучение может описываться как процесс приобретения и усвоения новых знаний и навыков. Также считается, что оно представляет собой продолжительный цикл, и приведенная ниже диаграмма иллюстрирует процесс научения людей на своем личном опыте. Этот процесс не имеет начала, середины или конца. В зависимости от ситуации обучения люди могут вступать в этот цикл в любой точке. Однако обучение будет наиболее эффективным, когда вы воспользуетесь возможностью пройти все стадии данного цикла.
Кому-то одни стадии этого цикла обучения покажутся более легкими, а кому-то — другие. Ваше предпочтение определенной стадии в продолжающемся цикле обучения отражает предпочитаемый вами стиль обучения.Осознание свойственного вам стиля или комбинации стилей поможет выбирать возможности обучения, наилучшим образом вам подходящие. Столь же важно следующее: анализ стиля обучения предполагает, что вам придется таким образом адаптировать свои предпочтения, чтобы воспользоваться максимальным числом действительно доступных вам возможностей чему-либо научиться. Жизнь не всегда предоставляет нам возможность делать то, что мы на самом деле выбрали.
Предпочтения в обучении ■ 41
План |
Рефлексия |
Опыт
Вывод
ОпытОпыт — действительный опыт обучения. Он может быть: реак-
тивным— что-то происходит с вами спонтанно; и проективным— вы намеренно стремитесь получить этот опыт.
РефлексияБезоценочный взгляд назад, на то, что происходило во время
обучения. Эта жизненно важная стадия может достигаться достаточно быстро, без серьезного нарушения трудовой деятельности.
ВыводПроцесс вывода заключений из мыслей и замечаний, сделанных
на стадии рефлексии, с целью определения того, какие уроки вы усвоили на самом деле.
ПланПроверка уроков, усвоенных на предыдущей стадии, и плани-
рование, призванное связать их с подобными ситуациями в будущем и способствовать применению полученных знаний и навыков.
Рис.2.3. Процесс обучения
Питер Хани и Алан Мамфорд — признанные британские эксперты и влиятельные исследователи в области стилей обучения. В своей книге «Использование вашего стиля обучения» (Using Your Learning Styles; Honey & Mumford, 1983) они выделили четыре стиля обучения, связанные с циклом обучения, и охарактеризовали их следующим образом.
Активисты (опыт)
• Активисты — люди, свободные от скепсиса и предубеждений. Обычно они испытывают энтузиазм по отношению ко всему новому.
• Их философия выражается в девизе «Когда-нибудь я испробую все»; они склонны сначала действовать, а потом обдумывать последствия.
• Их дни наполнены деятельностью; проблемы решают при помощи мозгового штурма.
42 ■ Глава 2. Как помочь людям научиться учиться
Если вы чувствуете, что это про вас, то, скорее всего, вы лучше всего будете учиться, совершая деятельность, в рамках которой:
• Уместно «пробовать».
• Используются такие короткие действия, как ролевые игры, а также действия, привлекающие к вам внимание.
• Вы испытываете все до конца.
• Присутствуют эмоциональность, интерес, ряд изменяющихся задач, обычно связанных с людьми, которые необходимо решать.
Созерцатели (рефлексия)
• Созерцатели любят держаться в стороне и анализировать свой опыт, рассматривая его составляющие с нескольких различных точек зрения и выслушивая мнения других людей, прежде чем дать собственные комментарии.
• Значение имеют тщательный сбор и анализ данных о событиях, переживаниях и знаниях, содержащихся в личном опыте, поэтому такие люди склонны как можно дольше оттягивать момент выдвижения определенного вывода.
• Когда они действуют, их деятельность является частью некоей более крупной картины, в которую включены и прошлое, и настоящее, и их наблюдения, и наблюдения других людей.
Если вы чувствуете, что это про вас, то, пожалуй, вы лучше всего будете учиться, совершая деятельность, в рамках которой:
• Вы можете оставаться в стороне от событий, слушать и наблюдать.
• Вы можете проводить исследования или анализировать.
• Время, отведенное на принятие решения, определяете вы сами, у вас есть возможность подумать, прежде чем начать действовать.
• У вас есть возможность оглядываться на то, чему вы научились.
Теоретики (вывод)
• Теоретики обрабатывают и интегрируют наблюдения в комплексные и при этом логически последовательные теории, продумывая проблемы и трудности шаг за шагом.
• Обычно такие люди являются перфекционистами, которые не чувствуют себя уютно до тех пор, пока все не будет приведено в порядок и не будет соответствовать некой рациональной схеме.
Предпочтения в обучении ■ 43
Если вы чувствуете, что относитесь к теоретикам, то, вероятно, лучше всего вы будете учиться, когда:
• Вы должны проявлять свой интеллект, то есть вам позволено оспаривать предположения и логику.
• Ситуация имеет структуру и четкую цель.
• Вы можете работать с логическими и рациональными суждениями и переменными, и у вас есть время исследовать их.
• Вами предлагаются интересные концепции, хотя они вовсе не обязательно могут оказываться релевантными.
Прагматики (план)
• Прагматики обожают испытывать теории, техники и идеи, проверяя, работают ли они на практике.
• Они изыскивают новые идеи (конструктивным способом) и используют каждую возможность поэкспериментировать.
• Такие люди любят улаживать разные вопросы, быстро и уверенно переходить от идей к действиям по их реализации и не терпят долгих обсуждений.
Будучи прагматиком, вы, скорее всего, будете лучше учиться в ситуациях, когда сможете:
• Использовать техники, дающие очевидные практические выгоды.
• Немедленно применять в деле навыки, которым вы обучились.
• Испытывать и применять различные методы работы.
• Увидеть существующую связь между теоретическим вопросом и реальной проблемой или возможностью, появившейся на практике.
Для многих людей предпочтительные типы обучения Хани и Мамфорда являются сколь полезными, столь и несложными в применении (возможно, потому, что они чаще всего упрощают гораздо более сложный комплекс объяснений). Мы не утверждаем, что люди не могут учиться чему-либо в ситуациях, не являющихся для них предпочтительными, но опыт показывает, что люди учатся наиболее эффективно, когда выбирают способы обучения, соответствующие предпочтительному для них стилю (или предпочтительным стилям) обучения.
Обучение будет наиболее эффективным, если вы пройдете весь цикл обучения. Поэтому очень важно развивать у себя способности к каждому стилю обучения, чтобы иметь возможность позитивно адап-
44 ■ Глава 2. Как помочь людям научиться учиться
тировать свой собственный стиль для успешного прохождения каждой стадии данного цикла.
Ваше знание о существовании стилей обучения поможет вам:
• Осознать наиболее предпочтительный для вас стиль обучения и оптимальные стили обучения ваших коллег.
• Разработать или найти способы обучения, подходящие к вашему стилю обучения.
• Сконцентрироваться на развитии наименее удобных для вас стилей обучения, чтобы вы могли пройти все этапы цикла обучения.
Многие люди обнаружили, что осознание собственного стиля обучения является одним из наиболее сильных откровений, которые они могут получить. Часто это помогает объяснить многие проблемы, возникавшие в прошлом в ситуациях обучения и приобретения квалификации, и, конечно же, это помогает выявить собственные отличия от друзей и коллег, относящиеся как к обучению, так и к предпочтительным способам работы.
Ум и сердце
Принятие ответственности за собственное обучение означает обучение и на уровне ума, и на уровне сердца. Формирование собственного мнения по определенному вопросу — лишь половина дела, можно сказать, что вы выучили только половину того, что нужно выучить. Осознание собственных ощущений и отношения к определенному вопросу — это вторая и, возможно, более сложная для осознания половина. Знание чего-либо без осознания своих чувств подобно мысленному поглощению какой-либо пищи: вы не знаете, каков на самом деле ее вкус, и вы, конечно же, не насыщаетесь.
Если научиться относиться к себе как к целостной личности, это ускорит и улучшит процесс вашего обучения. Хорошим упражнением, которое поможет вам встать на путь самопознания и понимания (первых кирпичиков для тех, кто серьезно относится к обучению), будет постоянное обращение к самому себе с вопросом: «Что я чувствую в связи с этой проблемой?» и еще более важным вопросом: «Почему мои чувства именно таковы?» Помните, что обучение должно обладать эмоциональным содержанием, поскольку оно начинается в ответственных за эмоции отделах головного мозга.
Язык обучения ■ 45
Язык обучения
При попытке понять новые идеи, применить новые техники или развить новые установки по отношению к работе очень легко впасть в замешательство, если ключевые термины определены так, что разные люди могут воспринимать их смысл по-разному. Это абсолютно верно в случае с такими терминами, как «обучение», «развитие», «тренинг», «коучинг» и «наставничество». В то время как со стороны организаций будет совершенно разумно выработать собственные определения, подходящие к возникающим у них ситуациям, реальность часто такова, что вводимые термины не отличаются чистотой и однозначностью.
Уильям Тьют, автор, пишущий для журнала профессионального Института развития и персонала «Кадровый менеджмент» {People Management, 1995), проливает свет на некоторые из этих вопросов:
Тренинг, образование и развитие — очень близкие понятия. И все же, в жизни тренинг является полярной противоположностью образования и развития. Давайте сначала посмотрим, кто составляет план обучения, поскольку это определяет тот эффект, который окажут его результаты на будущее всего дела.
Возьмем тренинг: в его чистом виде план обучения разрабатывается неким специалистом (не самим обучающимся). Его направление — снаружи внутрь. Авторитет — сверху вниз. Исходным материалом является внешнее видение наилучшего способа исполнения деятельности, определяемое национальными или профессиональными стандартами либо тренером. Ценностями являются конформность, покладистость и одобрение.
Сравним тренинг с образованием и развитием. Их план определяется самим учащимся. Направление — изнутри наружу. Авторитет — снизу вверх. Исходным материалом является неиспользованный потенциал учащегося и все разнообразие общечеловеческих ценностей. Ценности здесь — принятие вызова и изменения.
Пилотов учат управлять самолетом посредством тренинга. Студентов программы МВА учат управлять будущим посредством образования. Эффект тренинга — конвергенция. Эффект образования и развития — дивергенция. Эффекты затрагивают все сферы: ценности, установки, поведение и культура. Если бы мы занимались образованием пилотов и тренингом студентов МВА, мы сорвались бы в пике, из которого не было бы выхода.
В этом разделе мы работали с языком «обучения», «образования» и «тренинга». В главах 3-5 мы будем возвращаться к языку коучинга и наставничества.
46 ■ Глава 2. Как помочь людям научиться учиться
Важность процесса
«Процесс» обучения показывает, что люди учатся на своем опыте и своих переживаниях, появляющихся случайно или изыскиваемых намеренно, в виде посещения лекционных курсов или открытых обучающих программ. Получив обучающий опыт, люди сознательно или бессознательно рефлексируют и поэтому делают выводы, побуждающие их в следующий раз планировать иные действия. Это, в свою очередь, приводит к получению нового опыта, и данный цикл начинается снова, видимо, процесс обучения на самом деле является континуальным.
С другой стороны, развитие — это процесс перемещения с одного уровня выполнения деятельности на новый, совсем иной уровень компетентности. О том, что развитие произошло, можно говорить, когда ученик постоянно демонстрирует свою способность выполнять деятельность на новом качественном уровне. Таким образом, развитие предполагает потребность в четких стандартах качества и в точных методах измерения или оценки соответствия этим стандартам.
Процесс развития также связан с внутренним состоянием компетентности или системой установок учащегося. Иногда это изображают графически, как на рис. 2.4.
Состояние неосознаваемой некомпетентности |
Состояние осознаваемой некомпетентности |
Состояние неосознаваемой компетентности |
Состояние осознаваемой компетентности |
Рис. 2.4. Процесс развития
Популярным примером, иллюстрирующим эту модель, является вождение автомобиля. В раннем детстве человек может совершенно не иметь представления о технике вождения машины и даже не осознавать наличия потребности приобретения компетентности в данной области. Вступая в подростковый возраст, люди осознают необходи-
Важность процесса ■ 47
мость сдачи экзаменов на получение водительских прав с их четко установленными стандартами знаний и навыков, то есть понимают, что они некомпетентны в данной области. После прохождения курсов вождения и получения прав люди обычно управляют автомобилем с большой осторожностью, соблюдая правила дорожного движения и придерживаясь изученных техник, то есть становятся осознанно компетентными. Через несколько лет водительской практики люди обычно добиваются автоматизма в соблюдении требований правил, то есть достигают состояния неосознанной компетентности.
Несомненно, развитие можно рассматривать в виде прогрессии, последовательного перехода с одной стадии на другую. Но именно усвоение новых знаний, приобретение нового понимания, овладение новыми навыками и моделями поведения движет процессом развития. Графически это можно проиллюстрировать примерно следующим образом (см. рис. 2.5):
Состояние неосознаваемой некомпетентности |
ДА |
Научение осознанию |
Индифферентность к обучению? |
НЕТ |
потребности в новых стандартах |
компетентности |
Состояние осознаваемой некомпетентности |
Состояние неосознаваемой компетентности |
Научение постоянному соответствию стандартам |
Научение достижению стандартов |
Состояние осознаваемой компетентности |
Рис. 2.5. Процессы обучения и развития
48 ■ Глава 2. Как помочь людям научиться учиться
Если взглянуть с этой точки зрения, становится очевидным, что существуют различные потребности в обучении, а на различных стадиях развития, чтобы поднять компетентность обучающегося до более высоких уровней, требуются различные технологии обучения.
Кроме того, этот пример служит иллюстрацией вполне реального изменения, происходящего, когда человек достигает предписанного уровня компетентности и оперирует на уровне неосознаваемой компетентности. В этот момент у индивида может возникнуть состояние индифферентности и самодовольства, которое часто описывается как «комфортная зона».От коуча и наставника требуется умение определять все стадии процесса развития, связанные с ними потребности в обучении и, что особенно важно, помочь человеку выйти из ситуаций безразличия к обучению или стадии неосознаваемой некомпетентности.
Люди, работающие в Обучающейся организации, будут чувствовать постоянную потребность в движении, начальным пунктом которого является текущий уровень их компетентности и которое направлено на достижение ее высших уровней, а также они будут уверены в том, что постоянное обучение является ключом к постоянному улучшению качества выполняемой ими работы. Роль коуча и наставника состоит в том, чтобы помочь удержать внимание людей на возможностях научиться чему-либо еще и на получаемых в результате научения преимуществах.
Недостатки обучения
В своей книге «Эффективное обучение» (Effective Learning; Mum-ford, 1995) Алан Мамфорд выявляет главные причины, определяющие, на его взгляд, недостатки обучения. Мы считаем, что их можно организовать в виде континуума, где переменная варьирует от недостатков восприятия до недостатков их использования. Наша интерпретация идей Мамфорда приведена на рис. 2.6.
Следовательно, успешный коуч или наставник должен учитывать все факторы, влияющие на восприятие учащимся методов и возможностей обучения, а также факторы, определяющие эффективное использование данных возможностей. Кроме того, критически важным фактором является мотивационный компонент. В свою очередь, мы рассмотрим все упомянутые факторы.
Восприятие возможностей ■ 49
Восприятие