Роль профессиональной квалификации
Представители многих профессий в течение многих лет активно используют наставничество как часть программ профессиональной квалификации. В некоторых профессиях, например у инженеров (Chartered Engineers), прямо используется термин «наставник». В других, например у общественных бухгалтеров (Chartered Accountants), эта роль выделяется, но ее исполнителя называют термином «консультант». В течение последнего десятилетия представители этих видов деятельности не испытывали потребности в изменении собственных представлений о ценности наставничества. Некоторые, подобно сравнительно небольшому Департаменту пожарных, сделали наставничество более представленным как в своих квалификационных программах, так и в общем подходе к обучению.
24 ■ Глава 1. От маргинальности к господствующей тенденции
Важность постоянного профессионального развития становится все более важным аспектом деятельности многих, но, к сожалению, еще не всех профессиональных сообществ, при этом особое значение придается наставничеству. Постоянное профессиональное развитие больше не ограничивается рамками отдельных профессиональных сообществ. Эта важная деятельность сегодня продвигается и координируется новым Институтом постоянного профессионального развития, созданным в 1998 году. Это новое учреждение, несомненно, признает наставничество отдельным методом, а целью Института является активное его развитие в течение следующих десяти лет.
Вклад «наставников на общественных началах» (community) и «наставников по призванию» (vocational)
Именно появление роли наставника в сочетании с новыми Национальными профессиональными квалификационными экзаменами (National Vocational Qualifications; НПКЭ) помогло нам в нашем раннем исследовании определить, что эти люди является носителями потенциально важных влияний. Мы были правы в том смысле, что роль НПКЭ для наставничества стала очень определенной, хотя сами НПКЭ, по-видимому, заняли (или создали?) только одну нишу во всем спектре профессиональных квалификаций.
Роль наставника стала центральной темой обширных дебатов о профессиональном и об общем, продолжающемся в течение всей жизни обучении, ключом, открывающим путь в профессиональный мир, и способом войти в него. Сегодня наставничество активно развивается как часть правительственной схемы Честной занятости (Fair Deal at Work scheme), целью которой является помощь безработным, в частности молодым людям, в получении работы. Существуют подобные схемы и для других групп, находящихся в сложных условиях, например для семей родителей-одиночек, и они также помогают людям влиться в нормальное течение трудовой жизни.
Школьникам (и школам), не справляющимся с учебной программой, сейчас предлагают свои услуги по меньшей мере, 1000 профессиональных «учебных наставников» (репетиторов) Департамента образования и трудоустройства (ДОТ), занятых полный рабочий день. Министерство внутренних дел Великобритании спонсирует программы, использующие метод наставничества для помощи людям, страда-
Вклад «наставников на общественных началах» и «наставников по призванию» ■ 25
ющим зависимостью от алкоголя, психоактивных веществ, имеющим проблемы с законом или потенциальным жертвам подобных проблем. Сейчас из общественных ресурсов оплачиваются программы наставничества, призванные решить сложности, связанные с расовым, половым и культурным многообразием, в это вкладывают свои средства все больше работодателей, осознающих, что подобные проблемы могут оказывать неблагоприятное воздействие на их экономическую успешность. Министерство промышленности недавно заявило о запуске программы с участием тысячи добровольных бизнес-наставников, к работе в которой приглашаются управленцы высшего звена крупных компаний для обмена опытом с представителями малого и среднего бизнеса, открывающими свои собственные дела. Подобная схема, запущенная ДОТ, нацелена на ежегодное привлечение трех тысяч бизнес-наставников для помощи преподавателям программы обучения перспективных работников «Партнеры по лидерству» {Partners in Leadership).
«Наставничество на общественных началах» и «наставничество по призванию» способны оказать огромное влияние на «то, как мы привыкли поступать».
Однако возникает вопрос определения. Должен ли добровольный или общественный наставник вести себя просто как хороший, справедливый друг, являющийся в то же время чем-то вроде экрана или зеркала, или же он должен при этом обладать познаниями эксперта, которыми ему следует делиться с потребителем своих услуг? Несомненно, наставник Национальной профессиональной квалификации должен обладать профессиональной информацией, как и наставник семьи родителя-одиночки. Когда наставник является экспертом, раздающим советы, не ведет ли он себя скорее как коуч, чем как наставник? Как воздействует на восприятие силы и авторитетности тот факт, является ли наставник профессионалом, услуги которого оплачиваются, или добровольным «другом»? Эти вопросы являются предметом семантического спора.
Наиболее часто даваемый сегодня совет — окончить поиски единообразного определения и принять как постулат, что индивид, вовлеченный в данный вид деятельности, ясно понимает, что предполагает исполнение данной роли в данной конкретной ситуации. Однако текущие исследования привели нас к выводу, что более правильным будет относиться к появляющимся «наставникам на общественных началах» как к совершенно новому виду наставников и что у профессио-
26 ■ Глава 1. От маргинальности к господствующей тенденции
нальных наставников и «наставников по призванию» много общего. Поэтому в данной книге мы будем обсуждать наставников трех основных типов: «наставников по призванию» (vocational), «общественных» наставников (community) и «корпоративных наставников».