Функции эмоций и чувств, их значение в жизни человека.
В индивидуальном развитии человека чувства играют важную социализирующую роль. Они выступают как значимый фактор в формировании личности, в особенности ее мотивационной сферы. На базе положительных эмоциональных переживаний типа чувств появляются и закрепляются потребности и интересы человека.
Чувства выполняют в жизни и деятельности человека, в его общении с окружающими людьми мотивирующую роль. В отношении окружающего его мира человек стремится действовать так, чтобы подкрепить и усилить свои положительные чувства. Они у него всегда связаны с работой сознания, могут произвольно регулироваться.
Эмоции влияют на выраженность переживаний человека. При этом настроение определяется эмоциональной реакцией не на посредственные последствия тех или иных событий, а на их значение для человека в деле его общих жизненных планов. Настроение большинства людей колеблется между умеренным унынием и умеренной радостью. Люди весьма различаются скоростью перехода от радостного настроения к унылому и наоборот.
Эмоции влияют и на сферу восприятия: память, мышление, воображение. Негативные эмоции порождают чувство печали, скорби, уныния, зависти, злобы, более того, часто повторяясь, они могут вызвать психогенные кожные заболевания.
Острое эмоциональное напряжение может проявляться самыми различными болезненными ощущениями-чрезмерной потливостью, тошнотой, потерей аппетита у одних или чувством неутолимого голода, жажды у других.
Такие функциональные изменения самочувствия и деятельности внутренних органов обусловлены отклонениями в вегетативной нервной системе.
Эмоции и мышление и мышление взаимосвязаны и потому существует связь между характером мыслей, приходящих в голову, и настроением. Так, благотворно влияет на общее самочувствие приятная мысль, способствующая решению любой сложной задачи.
Эмоциональные межличностные отношения имеют свою определенную динамику. Они могут достигать величайшей напряженности и постепенно угасать или критически разрушаться или разрешаться. Само время стирает в памяти трагическое, забываются пережитые страдания, становятся менее значимыми прошлые обиды и огорчения. Эмоции, переходящие в аффекты в безуспешной борьбе рассудка со страстями, правильному осознанию поддаются трудно. При этом нередко ни интеллект, ни добрая воля не способны нормализовать психическое равновесие человека. Под влиянием эмоций он становится как бы слепым перед лицом фактов, не может контролировать свои действия.
Эмоции выполняют функцию оценки, являясь своеобразной системой сигналов, посредством которых субъект узнает о значимости происходящего.
Умение человека сдерживать свои чувства, откладывая их проявление до более подходящего момента, зависит от эффективности работы мозга. Одни люди рациональны, другие- импульсивны. Разумно развивать в себе терпеливость, учиться сдерживать свой язык, чтобы не обострять взаимоотношений с близкими и друзьями. Хорошо устроенный мозг стоит больше, чем мозг, хорошо наполненный.
От доброго человека всегда исходит душевная теплота, он более эмоционален, чем рассудочный, душевно холодный человек. Душевно холодные люди не могут ни сочувствовать чужому горю, ни радоваться успеху, удаче близкого человека.
Чувство удовольствия, приятные ощущения человек всегда стремится не только усилить, но и повторить. При этом он действует неосознанно, импульсивно, т.е. его психологическое состояние недифференцированно. Для того, чтобы удовольствие продлить и сделать приятным, необходимо его сократить.
При некоторых формах невроза больной может испытывать и «чувство потери чувства», т.е. мучительное бесчувствие, тягостное эмоциональное опустошение, безвозвратную утрату, способность радоваться и страдать. У больных шизофренией, например, восприятие не отожествляется с реальными образами и не проецируется вовне. Больные «слышат» голоса, звучащие в голове, видят «внутренним глазом», говорят о запахах, исходящих из головы, но в реальности всего этого не существует.
Человек нередко переживает чувство собственной неполноценности, чаще всего это бывает в детстве и накладывает отпечаток на формирование и развитие личности. Преодоление чувства собственной неполноценности более гармонично протекает в молодом возрасте, когда организм и его нервная система легче приспосабливаются к переменам. В пожилом же возрасте, особенно в старости попытки перекомпенсирования более болезненны.
Компенсация чувства собственной неполноценности может быть полезной для индивида и для общества, если он активизируется в учебе, каких-то увлечениях, общественной жизни. Но бывает, что человек пытается найти душевный комфорт за счет алкоголя, курения, лекарственных наркотических веществ и др. Этим только обостряются проблемы.
Человек оказывается во власти эмоции, даже если она и не очень сильна. Он практически беззащитен, когда плачет или смеется.
Итак, эмоции могут быть непосредственным сигналом, оценкой, побудителем действия или бездействия, лежать в основе энергетики самого индивида.