Лингвистические основы обуч ИЯ
Принципы обучения – одна из базисных категорий методики, с позиций которой определяются требования к системе обучения в целом и к отдельным ее компонентам. Они возникли из потребностей пед.практики как результат ее обогащения. В наст.время к ведущему принципу относится принцип коммуникативности. Группы принципов: лингвистические, дидактические, психологические, собственно методические.
Лингвистические принципы базируются на данных языкознания как базисной методики науки. Принципы:
- системности;
- концентризма (повторение материала, его углубление и расширение);
- разграничения лингвистических явлений на уровне языка и речи – выделение трех аспектов:
1 языкового – система языка,
2 речевого – способ формирования и формулирования мыслей посредством языка,
3 речедеятельностного – осуществление процесса общения;
- функциональности (языковой материал вводится с учетом содержания высказывания);
- стилистической дифференциации, минимизации языка (отбор языковых и речевых средств для занятий).
Под лингвистическими основами методики преподавания иностранных языков понимается, таким образом, языковой и речевой материал, определенным образом отобранный и методически организованный в соответствии с принципами данного метода, целью обучения, внутриязыковыми закономерностями изучаемого языка, а также с учетом возможных трудностей его усвоения данной языковой аудиторией учащихся (С. Ф. Шатилов).
Для методики преподавания иностранных языков важным является проводимое в лингвистике разграничение языка и речи.
Язык — это специально отработанная и усваиваемая в процессе речевой деятельности знаковая система единиц разного уровня и правил оперирования ими (И. А. Зимняя).
Речь, по определению психолога, — это способ формирования и формулирования мыслей посредством языка (И. А. Зимняя).
16. Профессиональнаядеят-ть учителя ин яза. Профессионально-значимые качества и умения учителя ин яза.
Для педпсихол-ии большое значение имеет разработанная Ф.Н. Гоноблиным совокуп-сть педаг способностей:1) дидактич. сп. – способн передавать учеб ма-ал, делая его доступным для детей, преподносить им мат-ал ясно и понятно;2) академич – сп к соответствующей области науки (мат, рус, физика, ия). Учитель должен знать предмет не только в объеме учеб курса, а значительно шире и глубже, постоянно следить за открытиями в свое науке;3) Перцептивные – сп проникать во внутр мир уч-ка, психолог наблюдательность;4) речевые – сп ясно и четко выражать свои мысли и чувства с помощью речи;5) орг – сп организовать ученич коллектив, сплотить его;6) авторитарные – сп непосредственного эмоционально-волевого влияния на уч-хся и умение на этой основе добиваться у них авторитета;7) коммуникатив – сп к общению с детьми, умение найти прав подход к уч-мся;8) педагогич воображение – сп, выражающаяся в предвидении своих действий. Знание учителя своих способностей и уровня из развития сост важный компонент самопроверки и проф-педагог подготовки учителя.
Соответствие уч-ля педагог деят-ти. Выделяют 3 плана такого соответствия. 1 – это предрасположенность к пед деят-ти. 2 – это его личностная готовность к пед деят-ти(для уч-ля ия существенна потребность нахождения и расширения язык ср-ствформир-ия и формул-ия мысли на ия; потребность в чтении и слушании иноязыч текстов, в то же время у него должна быть потребность учить, передавать знания.) 3 – выражается в легкости, правильности установления контакта с собеседником, умение следить за реакцией собеседника и самому адекватно реагировать на нее.
17. Принципы обучения иностранным языкам как концептуальные положения методической системы.
Принципы обучения – одна из базисных категорий методики, с позиций которой определяются требования к системе обучения в целом и к отдельным ее компонентам. Они возникли из потребностей пед.практики как результат ее обогащения. В наст.время к ведущему принципу относится принцип коммуникативности. Группы принципов: лингвистические, дидактические, психологические, собственно методические. Общедидактические:
1. Принцип личностно ориентированной направленности обучения связан как с принципом воспитывающего и развивающего обучения предмету, так и с принципом индивидуализации обучения, выдвигаемыми рядом методистов.
Заключается в последовательной активизации имеющихся у каждого учащегося интеллектуальных способностей, знаний и речевого опыта, его эмоций и настроений, а также в развитии этих личностных параметров.
Личностно ориентированная направленность обучения иностранным языкам призвана:
1) способствовать усвоению учащимся социального опыта, т.е. знаний, навыков и умений, которые необходимы для нормальной жизнедеятельности в обществе, конкретном социуме;
2) стимулировать способность школьника к свободному и творческому мышлению;
3) формировать у школьника мировоззрение, создавать целостную картину мира во всем его многообразии;
2. Принцип сознательности: учащиеся осознают осваиваемые действия и операции с языковым материалом (прежде всего грамматическим). Иными словами, навыки и умения владения языковым материалом формируются на сознательной основе.
Осознание, осмысление изучаемого явления должно обеспечиваться:
– через ситуативную обусловленность предлагаемого учебного материала, использование реальных и условно-реальных (воображаемых) ситуаций;
– через правило-инструкцию, указывающее на функцию усваиваемого явления, его форму и значение;
– через выделение характерных признаков в усваиваемом материале в целях создания ориентировочной основы для правильного выполнения действий с ним
3. обучение, иностранным языкам, направленное на межкультур общение, должно строиться как творческий процесс. Процесс овладения иностранным языком есть творческий процесс, а не процесс механической выработки речевых навыков. Поэтому изучение неродного языка есть деятельность, выходящая за пределы узко понимаемой учебной деятельности. В зависимости от возраста, учебного материала и других факторов обучение организуется как игра, написание или инсценировка сказки, разработка проекта, решение проблемной задачи, дискуссия и др. В любом случае деятельность, в которую вовлекаются учащиеся на уроке, носит неформальный, мотивированный характер, она в равной степени обращается к когнитивной, интеллектуальной и эмоциональной сферам их личности, предоставляя тем самым каждому ученику большие возможности для индивидуального самовыражения.
4. принцип деятельностного характера обучения: обучение иностранным языкам, нацеленное на формирование у учащихся способности к межкультурной коммуникации, должно носить деятельностный характер, который выражается во внешней и внутренней (умственной) активности учащегося. Реализовать подлинно деятельностный подход к обучению иностранным языкам можно при условии, если оно будет спланировано не с точки зрения интересов процессов преподавания предмета, а с точки зрения специфики процессов усвоения учащимися иностранного языка. Учащиеся должны проявлять собственную внутреннюю активность в изучении предмета. Данная активность и саморазвитие учащихся в ходе проявления своей активности являются важными предпосылками мотивации к овладению языком и культурой его носителей.
5. Обучение иностранным языкам должно быть направлено на формирование автономии учащегося в учебной деятельности по овладению конкретным изучаемым языком. Данный принцип обусловлен необходимостью актуализации такой стороны процесса обучения, как деятельность учащегося по усвоению иностранного языка. При этом важны не дисциплина и прилежание, а проявление учеником собственной(умственной, речевой, речемыслительной) активности, наличие радости и удовольствия от общения субъектов учебного процесса друг с другом, от всего того, чем необходимо заниматься на занятиях. Основная задача учителя при реализации анализируемого принципа заключается в том, чтобы помочь каждому ученику осознать свой индивидуальный путь усвоения языка/овладения им. Важным фактором успешности усвоения иностранного языка является автономность учащегося как в конкретной учебной ситуации, так и в контексте дальнейшего непрерывного обучения. Данное личностное качество связано с формированием у школьника готовности и привычки самостоятельно работать над языком и с языком, принимать собственные независимые решения и брать на себя ответственность за них, в том числе и в ходе обучения.